
Уважаемые читатели!
1 июня ежегодно отмечается не только Международный деть защиты детей, но и Всемирный день родителей. Этот праздник Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) учредила в 2012 году с целью обратить внимание на огромную роль родителей в воспитании детей и роль семьи в целом.
Всем родителям хочется дать ребёнку лучшее: уютный дом, хорошую одежду, полезную еду, замечательную школу, где есть всё для развития его способностей. Что же здесь плохого? Тем не менее, чаще всего эти наши — родительские амбиции, несбыточные мечты и надежды. В детях мы видим новую возможность достижения тех целей, к которым сами не сумели приблизиться. Дело не в том, что вы говорите своим детям, а в том, как вы показываете им, как жить.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе — если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего — это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Нельзя делать из детей маленьких умненьких старичков, отнимая у них детство и заставляя их заниматься тем, чему они отчаянно противятся, но уступают родителям из чувства вины. Главное – научить ребёнка жить рядом с людьми, общаться с ними, быть внимательным к нуждам близких.
Родители могут проявлять свою любовь и заботу не столько планами на будущее, сколько терпением и мудростью в настоящем. Надо помнить о том, что ребёнку важно, как папа и мама проявляют эту свою родительскую любовь к нему. Возможно, они постоянно давят на него или всё делают за него сами. По большому счёту, и то, и другое – проявление родительской любви, ведь в первом случае родители хотят, чтобы ребёнок вырос всесторонне развитым, а во втором берегут его психику и здоровье. Вот почему так важно сохранять чувство меры – ту самую золотую середину.
Надо понять то, что каждый имеет право на ошибку. Иногда родитель может рассердиться, накричать и даже шлёпнуть ребёнка, а мы с вами — все живые люди, и родитель понимает, что неправ и это происходит не постоянно, то ещё не всё потеряно. Тогда и ребёнок поймёт, что несмотря ни на что его всё равно любят таким, какой он есть, а не пытаются лепить из него идеальный образ. Мудрые родители именно так и поступают.
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная и либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине. Они чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы по отношению к детским недостаткам. Вследствие этого у ребёнка развивается неуверенность в себе, страх мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, ощущение своей нежелательности.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребёнка. В семье царят вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребёнка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Также могут проявляться инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители – сторонники демократического стиля воспитания уважают личность ребёнка. Они принимают его таким, какой он есть, дают ему понять, что его дела важны для них, доверяют ему, поощряют его самостоятельность, осуждают не самого ребёнка, а его негативный поступок, прислушиваются к его мнению, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. В таких семьях дети прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, социально адаптированными.
Главное — это счастье и здоровье семьи. Она должна жить не интересами ребёнка, а общими интересами и заботами. Если ребёнку хорошо, а папе или маме плохо – это отвратительно. И малыш должен это чувствовать и понимать. Не допустимо, чтобы ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Ведь папа и мама тоже любят сладкое. Как же не угостить их! А если в семье есть еще другие дети или бабушка с дедушкой, то и про них не забыть. Какими дети становятся – зависит от родителей. Идеальных родителей не бывает. И это нормально, иначе все дети вырастали бы роботами. Но при взращивании своего потомства, при воспитании своих любимых деток, всегда надо помнить поговорку: «Ребёнок учится тому, что видит он в своём дому», не забывая показывать ему хороший пример для подражания. В доказательство этому хочется привести вашему вниманию притчу: «Деревянная кормушка».
Притча «Деревянная кормушка»
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда старик печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как — то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их сын с куском дерева в руках.
— Что ты хочешь сделать, сынок? — спросил отец.
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. Из неё ты — папа, будешь кушать, когда я вырасту.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жесткое обращение с ним.
Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
А.С. Макаренко говорил:
«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фа6рикой или каким — нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения — и товарищеские, и дружеские, и какие угодно — почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».
Памятка для родителей
1. Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.
2. Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.
3. Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.
4. Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.
5. Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.
6. Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классными руководителями.
7. Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителю. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.
Любовь к ребёнку… Трудно переоценить значение этого чувства родителей в воспитании развивающейся личности. Любовь — творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё невозможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.
Самым лучшим вариантом будет провести этот день в кругу семьи: можно собраться дома за чашкой чая или выехать за город на пикник.
В качестве подарка отлично подойдет фотокнига, в которой будут напечатаны фотографии и рассказана история семьи, о семейных традициях.
Тест «Какие мы родители»
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы:
«ДА»; «НЕТ»; «ИНОГДА».
Ответ да = 2 очка, ответ иногда = 1 очко,
ответ нет = 0 очков.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть
один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?
ПОДВОДИМ ИТОГИ:
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими
обязанностями. И тем не менее не удастся
ли еще кое-что немного улучшить?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вроно, Елена Моисеевна. Поймите своего ребенка : о детских страхах, конфликтах и других проблемах / Е. М. Вроно. — Москва : Дрофа, 2002. — 224 с. — (Дрофа родителям)
Гиппенрейтер, Ю. Б. Родителям: книга вопросов и ответов : Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю. Б. Гиппенрейтер ; художник Т. Гамзина– Бахтий. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 192 с. : ил.
Горчакова, В. Г. Воспитание в стиле modern : От нуля до пяти : пластилиновые годы / В. Г. Горчакова. – Ростов-на-Дону : Феникс,
2015. – 286 с. : ил. – (Психология)
Горчакова, В. Г. Воспитание в стиле modern : От пяти до десяти:
креативные годы / В. Г. Горчакова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. –
238 с. – (Психология).
Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак ; перевод с польского К.
Э. Сенкевич. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 480 с.
Лабковский, М. Люблю и понимаю : как растить детей счастливыми
(и не сойти с ума от беспокойства) / М. Лабковский. – Москва : Эксмо,
2022. – 288 с.
Литвак, М. Е. Еще раз о воспитании детей и себя : Стратегия воспитания. Тактические приемы воспитания. Стратегия перевоспитания / М. Е. Литвак, В. В. Чердакова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 416 с. – (Психологический практикум).
Макаренко, Антон Семенович. Книга для родителей : к 100- летию со дня рождения А. С. Макаренко / А. С. Макаренко. — Москва : Педагогика, 1988. — 300, [2] с. : [8] л. ил. — (Библиотека для родителей)
Суркова, Л. Большая книга психологии: дети и семья / Л. Суркова.
– Москва : АСТ, 2020. – 304 с. – (Большая книга о воспитании).
Сухомлинский, Василий Александрович. Мудрость родительской любви : сборник / В. А. Сухомлинский ; [сост. А. И. Сухомлинская]. — Москва : Молодая гвардия, 1988. — 303 с. : ил. — (Библиотека для родителей)
Ульева, Е. Безопасность превыше всего, или Как уберечь ребенка от любых опасностей и угроз / Е. Ульева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 143 с. – (Энциклопедия для мам).
Чеснова, И. Евгеньевна. Воспитание любовью : Как стать для своих детей большим и сильным взрослым / И. Е. Чеснова. – Москва : АСТ, 2023. – 352 с. : ил. – (Разумное воспитание).
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье! короткий миг
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Эдуард Асадов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!