День информации «Выборы: сегодня изучаем – завтра выбираем»

Уважаемые читатели!

Существование правового, демократического государства немыслимо в отрыве от соблюдения прав и свобод каждого гражданина.  В современном мире коренным образом  изменились отношения гражданина с государством и обществом. Он получил больше возможности реализации себя как личности в разных областях жизнедеятельности, в тоже время выросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. Развитие Российской Федерации по пути правового государства и гражданского общества невозможно без воспитания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением. На пути государства к правовому обществу, политической и экономической стабильности, стране необходимы специалисты, не только знающие право, умеющие применить эти знания, но и умеющие ценить свободу личности, понимающие приоритет ценностей человека над ценностями государства и общества.

Потому формирование свободной и ответственной личности, соответствующей требованиям XXI века необходимо начинать с самых ранних ступеней воспитания и образования. Одним из направлений формирования правовой культуры населения является правовое просвещение молодежи. На сегодняшний день в молодежной среде можно наблюдать две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны это активное стремление участвовать в политической жизни страны, с другой стороны полная апатия ко всем политическим процессам, происходящим в стране. Нужно отметить, что последняя тенденция проявляется в жизни современной молодежи в большей степени и выражается в неучастии молодежи в выборах или протестном голосовании.

Выборы  –  центральный институт демократического государства.

Выборы – это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандидаты в депутаты представительных органов власти или стремящиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Видео «Выборы и история избирательного права в России«

Участие в выборах – проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отказываясь от своего права участвовать в управлении страной.

Вот об этом и будет сегодня наш разговор.

А власть  откуда появляется? Правильно, её выбирают!

А выбирает кто? Мы сами! Значит мы с вами тоже в ответе за итог выборов, за то, как будет развиваться наша Россия

А то, как живется в нашей стране, зависит и от нас, и от тех, кого мы выбираем в органы власти, кого выбираем в президенты. И от тех, кто пашет землю. И от тех, кто строит дороги. И всё-таки многое зависит от тех, кто стоит у руля. Так что, выбираем?  Выбираем!

Немного истории. Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.  Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства.

Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече – народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати – феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков – так называемого поля, проведение которого регламентировалось.   Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.

21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.  Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.

В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.

В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.

Электронная презентация «Выборы в системе народовластия» на ютуб-канале ПЦПИ:

От участия в выборах согласно закону отстранялись: лица женского пола,  лица моложе 25 лет,  обучающиеся в учебных заведениях,  воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе,  иностранные подданные.

Избирательных прав также лишались лица:  подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы; «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года; лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; осужденные за уклонение от воинской повинности.

При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.

Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях – тайным голосованием «посредством записок».

Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

  • самый низший в мире возрастной ценз для избирателей — 20 лет;
  • избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
  • избирательными правами наделялись также военнослужащие;
  • отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
  • уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники – «злонамеренные банкроты»; военнослужащие – дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.

Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».

Такова история российских выборов.

В современный период формирования новой российской государственности важным условием политических, социально-экономических преобразований становится участие молодежи в выборах органов власти. Выборы позволяют юношам и девушкам выразить свое отношение к государственным и социальным проблемам, к программам кандидатов, предлагающим свое видение их решения. Участие в выборах – это показатель становления политической зрелости молодого человека как гражданина России.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его граждане. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами решают, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное значение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демократия невозможна.,

Процедура – это порядок, гарантирующий общество от нарушений, сбоев, аварий. Она особенно важна при проведении выборов. Более того, если выборы являются важнейшим институтом демократического государства, то точная и четкая процедура их проведения есть решающее условие стабильного развития страны.

Граждане России участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Означает ли это, что в России любой гражданин, достигший 18 лет, может участвовать в выборах?

Конечно, нет. Есть несколько важных условий, при которых гражданин лишен политических прав, это: недееспособность гражданина; содержание в местах лишения свободы по приговору суда; гражданство: к участию в выборах допускаются только граждане Российской Федерации; возраст (участвовать в выборах может лицо, достигшее 18 лет; кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет; кандидат в депутаты Государственной Думы – не моложе 21 года).

Информационная листовка Тебе 18. Ты избиратель

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет один голос, все избиратели участвуют на равных условиях (так, например, все избирательные округа организуются примерно равными по количеству населения). Равенство проявляется и в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе — финансовых, информационных и т. д. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидата непосредственно и лично, нельзя проголосовать даже за ближайшего родственника. Тайное голосование не позволяет никому контролировать и вмешиваться в волеизъявление избирателей. С юридической точки зрения, участие в выборах является правом гражданина, а не его обязанностью. Никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.

В качестве элементов избирательного права выделяют: право избирать; право быть избранным; право отзыва избирателями лиц, не оправдавших их доверия.

Одной из важных гарантий соблюдения избирательных прав граждан РФ является право осуществлять наблюдение за процессом голосования. Присутствие наблюдателей на избирательных участках в день голосования позволяет:  предотвратить возможное нарушение законов о выборах в процессе голосования и подсчёта голосов; принимать соответствующие меры в случае обнаружения нарушений законов о выборах; обеспечить публичное освещение событий в день голосования; обеспечить большую уверенность избирателей в справедливости выборов и повысить политическую активность, степень участия граждан в избирательном процессе.

Ну а как же проходит сама процедура голосования?

В день выборов голосование проводится с 8 утра до 20 часов по местному времени.

В 8 утра открывается избирательный участок, и председатель избирательной комиссии объявляет о начале голосования. В присутствии членов комиссии, наблюдателей, избирателей демонстрирует избирательные ящики, просит всех убедиться, что они пустые, и опечатывает их.

Избиратель получает избирательный бюллетень лично, предъявляя паспорт, или заменяющий его документ, член избирательной комиссии или сам избиратель записывает данные паспорта в списке избирателей, ставит роспись и получает избирательный бюллетень.

Обзор «Выборы президента – главные выборы страны»

Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине или в комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.

Избирательный бюллетень заполняется шариковой ручкой. После этого избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в избирательный ящик.

Избиратель, не имеющий возможности проголосовать в помещении для голосования по состоянию здоровья, сообщает об этом лично или через родственников, соседей в избирательную комиссию. В течение дня избирательная комиссия должна выехать на дом к избирателю и предоставить ему возможность проголосовать.

Заканчивается избирательная кампания официальной публикацией итогов выборов. Иногда требуется дополнительное голосование. Тогда избирательная кампания заканчивается официальной публикацией его итогов и, соответственно, итогов данных выборов.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания  зависит настоящее и будущие страны.

Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.

Молодые люди составляют сегодня в России 23 % электората. Потенциальные возможности молодежи в силу этого обстоятельства не могут недооцениваться ни одним из участников предвыборной борьбы.

Современная молодежь – это, кроме всего прочего, политическое будущее России. Через 10 – 15 лет она будет определять не только облик страны в      целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском социуме. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы окончательно в инструмент манипуляции населением, или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти

Для того чтобы со знанием дела участвовать в политической жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки политикам с друзьями, родственниками и соседями. Главное — нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Достаточно стремиться стать политически культурным человеком.

Говорят, Родина, не там где родился, Родина там, где ты счастлив, где есть те, кого ты любишь, и те, кто любит тебя!

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Выборы»:

  1. Агеев Р. Е. Выборы: управление избирательной кампанией. — Санкт-Петербург. Москва. Минск, 2022. — (Бизнес-психология)
  2. Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. — Москва, 2012
  3. Братановский С. Н., Конституционно-правовой статус Президента России. // Гражданин и право. — 2023. — № 1. — С. 3-11. — (Демократия и права человека)
  4. Будаев А. М., Президент и местное самоуправление в России: теория и практика взаимодействия. // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15, № 12. — С. 41-47. -(Государственная власть и местное самоуправление)
  5. Василевич Г. А., Проверка легальности и легитимности выборов как средство обеспечения стабильности в государстве (на примере Республики Беларусь). // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 10. — С. 58-61.- (Конституционно-правовое развитие в странах СНГ)
  6. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: Энцикл. справ..- Москва, 2001
  7. Иванченко А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. — Москва, 2007
  8. Казачекова Л. А., Президент России говорил о библиотеках. // Современная библиотека. — 2021. — № 5. — С. 4.- (От редактора)
  9. Коломейцев Н. В. Честь обязывает: диалог с избирателями, ответы на вопросы журналистов, размышления, факты, события, комментарии, слово и дело во имя Тихого Дона и Великой России. — Москва. Ростов-на-Дону, 1999
  10. Матвейчев О. А. Уши машут ослом: сумма политтехнологий: [вся правда об «административном ресурсе», «черном пиаре» и «промывке мозгов»]. — Москва, 2010. — (Политический бестселлер)
  11. Самоуправление на Дону. Двадцать три века истории выборов.- Ростов-на-Дону, 2002
  12. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». — Москва, 2000
  13. Филоненко В., На чем ездили генсеки, президенты и депутаты. // Российская Федерация сегодня. — 2023. — № 10. — С. 64-69. : цв. фото — (Экономика)
  14. Юсов С. В. Юридическое обеспечение федеральных и региональных выборов. — Ростов-на-Дону, 2011. — (Серия «Справочник»)

Дополнительную информацию ищите в НЭБ (Национальной электронной библиотеке):

Филворд «Выборы — это важно!»