День местного самоуправления «Местное самоуправление – гарант стабильности»

Уважаемые читатели!

Ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления.

Указ об учреждении этого нового праздника подписал Президент России Владимир Владимирович Путин. Как было отмечено главой государства, праздничная дата вводится в календарь «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

Местное самоуправление — это   разновидность социального управления, объектом и предметом деятельности которого являются люди, их потребности, интересы, национальные обычаи и историко-культурные традиции.

Публичный центр правовой информации проводит для наших читателей День местного самоуправления «Местное самоуправление – гарант стабильности».

Разберемся, почему так важна эта дата, что такое «самоуправление» и какие возможности открыты для граждан страны.

Местное самоуправление – наиболее демократичный способ самоорганизации территориального сообщества, усовершенствованный за многовековой путь своего развития, впитавший в себя опыт и исторические традиции многих народов, – стало обычной формой жизни всех цивилизованных стран.

Местное самоуправление – гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и ответственная деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Правовой основой местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и, прежде всего, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, законодательство субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется населением или органом местного самоуправления: формирование и контроль исполнения бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение муниципальной собственностью, организация снабжения водой, газом, электричеством, содержание и строительство дорог, организация досуга и обеспечение услугами культуры, развитие муниципального образования, содержание жилищного фонда, охрана общественного порядка, благоустройство, озеленение, транспорт и др.

Органы местного самоуправления – избираемые населением, а также, образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные определенными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Впервые День работника муниципальной службы отмечался в нашей стране в 2013 году. Он не является выходным и не входит в список государственных торжеств. За несколько лет успели сложиться его традиции.

День местного самоуправления – это дань уважительного отношения к миллионам людей, которые отдают свои способности, силы и время служению людям.

День местного самоуправления в России https://www.youtube.com/watch?v=p1R-0ZVSNGU

Почему же отмечать праздник решили именно 21 апреля, а не в какой-то другой день? Ответ на этот вопрос можно узнать, если заглянуть в историю российского законодательства.

Местное самоуправление в России https://www.youtube.com/watch?v=AULotqjIfCo

В 1785 году, именно 21 апреля, государыня Екатерина Великая подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», фактически положившую начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Документ включал 178 статей, 16 разделов и Манифест.

Впервые в российской истории город был определён как самостоятельная административная единица со своими особыми правами и обязанностями, интересами и нуждами, отличными от интересов и нужд губернии и государства.

Теперь городские жители составляли «градское общество» и пользовались всеми правами и выгодами, дарованными городу. «Общество» могло иметь особую казну, состоящую из добровольных пожертвований. Горожане получили право заведовать общественным хозяйством и отчасти благоустройством города.

Городскому населению России был присвоен единый сословный статус, причем специфика профессиональной деятельности граждан не играла здесь роли. Однако система самоуправления строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников: городничих, полицмейстеров и др.

Дальнейшее развитие местное самоуправление получило при императоре Александре II.

1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами. В их ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания.

Не осталось без внимания государственной власти и городское самоуправление. 16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение». Документ вводил городские общественные управления, которые ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали мэра. Принятие этого положения дало городам толчок к торгово-промышленному развитию, закрепило систему городского общественного управления и приобщило горожан к гражданской жизни.

Теперь на органы городского самоуправления были возложены административно-хозяйственные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспортное устройство городских проездов, набережных), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности. Городской бюджет формировался за счёт налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ, пошлинных сборов и отчислений из казны. На органы городского самоуправления также возлагались «обязательные расходы» на содержание полиции, пожарной охраны, тюрем и казарм.

Однако при императоре Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.

ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ – ВЕБИНАР В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ https://www.youtube.com/watch?v=H86qOqRQD1U

А после Октябрьского переворота 1917 года идея развития подобных институтов и вовсе была забыта. Дело в том, что в СССР действовал принцип единства системы Советов, исключавший региональное самоуправление.

Централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 1980-х годов.

 И только в конце 80-х — начале 90-х годов XX века во время проведения так называемой политики «перестройки» государство решило возродить местное самоуправление. В это время были приняты: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили разграничить полномочия между местными советами и администрациями, а также ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый  в 1995 г., с различными изменениями и дополнениями действовал до 2003 года.

В 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который положил начало проведению так называемой муниципальной реформы. Она закончилась 1 января 2009 года, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.

Развитие самоуправления в нашей стране получило новые стимулы  в 1993 году, после принятия Конституции Российской Федерации, и продолжается в настоящее время.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила гарантии на местное самоуправление на федеральном уровне. В частности, вопросам местного самоуправления посвящена целая глава основного закона нашей страны, которая так и называется — «Местное самоуправление».

В частности, Конституция нашей страны закрепила следующие положения:

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  • структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
  • изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий;
  • органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Также Конституция гарантировала судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрещала ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

В 2020 г. в результате Всероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ были внесены изменения в главу 8 Конституции, посвященную местному самоуправлению.

Изменения, внесённые в главу 8 «Местное самоуправление», носят концептуальный, можно даже сказать, революционный характер. Дело в том, что при разработке проекта Конституции РФ в 1993 г. за основу была принята концепция самостоятельности местного самоуправления, особой природы местной власти, отличной от власти государственной. В главу 1 «Основы конституционного строя» была включена ст. 12, закрепившая базовый принцип: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, в реальности разорвать единую систему управления, в течение многих десятилетий строившуюся и функционировавшую на основе принципа демократического централизма, было невозможно. В связи с этим в ч. 2 ст. 132 Конституции было закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Однако на практике в процессе взаимодействия между органами государственной власти и формально независимыми от них органами местного самоуправления регулярно возникали проблемы, связанные не в последнюю очередь с необходимостью сочетать интересы эффективного управления с одной стороны и самостоятельность местной власти — с другой.

В новой редакции Конституции РФ делается попытка преодолеть это противоречие. Принципиальное значение в связи с этим имеет понятие «публичная власть», введенное в лексикон Конституции законом о поправках. Не случайно оно вынесено в название этого закона. Понятие «публичная власть» объединяет государственную власть и местное самоуправление, подчёркивая общность их правовой и социальной природы, способов формирования и методов деятельности.

Одним из главных стало внесение нового пункта 3 в статью   132:

«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

В соответствии с новой ч. 3 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Согласно новому п. 1.1 ст. 131 органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Отметим, что ранее государственные органы были не вправе участвовать в формировании органов местного самоуправления, попытки отдельных субъектов федерации вводить подобные практики в своё законодательство решительно пресекались.

Внесен также ряд изменений, связанных с приведением текста Конституции в соответствие с современными реалиями, сложившимися в процессе развития муниципального права за последние четверть века. Так в ст. 131 включено понятие «муниципальное образование», добавлена норма о возможности установления на отдельных территориях, в том числе в городах федерального значения и административных центрах (столицах) субъектов федерации, особенностей осуществления публичной власти.

Особо следует отметить включение в п. 1 ст. 132 Конституции положения о том, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Заметим, что это единственный из предметов ведения местного самоуправления, удостоившийся отдельного упоминания в тексте Конституции. По сути дела, в данном случае речь идёт о закреплении одной из социальных гарантий, которым в законе о поправках уделено существенное внимание.

Местное самоуправление в РФ. Глава 8 Конституции РФ 2020 https://www.youtube.com/watch?v=EZfZ4xGbUjo

20 июля 2020 г. Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на создание дополнительных механизмов реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.

Он также устанавливает требования к содержанию инициативного проекта, процедурам его предварительного обсуждения, внесения инициативного проекта в местную администрацию, его рассмотрения местной администрацией, в том числе определяет исчерпывающий перечень оснований отказа в поддержке инициативного проекта, а также устанавливает особенности финансового и иного обеспечения реализации инициативных проектов.

Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Эту власть народ может осуществлять непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласитесь, если народ наделён властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права и свободы неукоснительно соблюдались государством.

То есть мы можем говорить с вами о том, что местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, то есть самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из своих интересов, с учётом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.

Главная цель местного самоуправления — улучшение качества жизни населения.

Местное самоуправление — это наши права: добровольное участие в выборах органов местного самоуправления, право требовать отчёты о работе депутатов, главы муниципального образования и выборных должностных лиц местного самоуправления, право проводить референдумы и собрания по решению различных вопросов или по запретам на действия различных организаций на своей территории и многое другое. Местное самоуправление играет большую роль в развитии нашего государства в интересах и ради населения нашей страны.

Непосредственно местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — это территория, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения исключительно местных вопросов.

То есть если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера, то есть управляет собой самостоятельно.

Каково же значение местного самоуправления в жизни российского общества?

Прежде всего, местное самоуправление выступает в роли противовеса центральной власти и гарантом существования в обществе широкого круга мнений по целому ряду вопросов, благодаря чему возможен диалог между гражданским обществом и государством.

Местное самоуправление является связующим звеном между государственной властью и населением и через деятельность органов местного самоуправления народ оценивает государственную политику.

Ну и, конечно же, благодаря местному самоуправлению граждане России могут реализовать гарантируемые им Конституцией права и свободы, а значит, делать свою жизнь, жизнь общества и государства лучше.

В современных условиях радикального изменения общественного уклада России наиболее важным вопросом власти является создание благоприятных условий жизни человека. Тепло и электроснабжение, водопровод и дорожная сеть, общественный транспорт и личная безопасность, а также многое другое – повседневная забота местного самоуправления.

Именно через историческое осознание идейного стержня русской нации, понимания, что развитие государства определяется духом нации, ее культурой и историей, сформировавшимися на протяжении веков, можно сохранить и укрепить демократический характер российской власти, одним из важнейших принципов которой является местное самоуправление.

Исторический экскурс «Местное самоуправление в Ростовской области»

Дон – это уникальная земля, где на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления и демократия имеет давние традиции. Явлением всемирной истории является казачье самоуправление. Войско Донское прошло путь становления самоуправления и затем врастания этой системы в единый государственный организм.

Дон является одной из немногих территорий России, где история выборов местного самоуправления насчитывает более двух тысяч лет.

Местное самоуправление в Ростовской области – признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, Уставом Ростовской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций Ростовской области.

Сегодня мы вспомним, как на протяжении многих веков шло становление и развитие местного самоуправления в Ростовской области с учетом традиций и особенностей региона, о чем свидетельствует поиск наиболее эффективных форм организации местного самоуправления с учетом местного хозяйственного уклада и исторического опыта.

Многообразие форм народовластия на территории Ростовской области в историческом развитии

Начало новому городовому устройству положил Пётр I, учредив в 1699 г. в Москве бургомистрову палату, переименованную в дальнейшем в ратушу. Ежегодный выбор бургомистров предоставлялся самим горожанам – «кого и поскольку человек они захотят». С выходом в апреле 1785 г. общего положения о городах, или «Грамоты на права и выгоды городов Российской империи», городские обыватели наделялись правом составлять городское общество, а для общественного управления избирать общую городскую думу из гласных и городского голову.

Городовое положение начало действовать в Таганроге и Нахичевани с конца XVIII в., а в Ростове – с 1801 г. Звание городского обывателя получали все, кто официально селился в городе, но «настоящими обывателями» могли считаться лишь горожане, владевшие недвижимостью. Именно они вносились в обывательскую книгу города и имели право выбирать городские органы самоуправления при достижении 25 лет и годовом доходе не менее 50 руб. К участию в выборах не допускались лица, состоявшие под судом и следствием.

Горожане выбирали общую думу, которая, в свою очередь, формировала шестигласную думу, включавшую по одному представителю от каждого разряда городских обывателей. В действительности же в г. Ростове-на-Дону до середины XIX в. дума состояла из 4 гласных, и только с 60-х годов она становиться шестигласной. Городские думы были распорядительными органами и имели в своём составе торговые депутации и депутатские купеческие собрания. Руководил шестигласной думой городской голова, которому подчинялись гласные, купеческие и мещанские старосты, словесные судьи и т.д. Шестигласные думы решали вопросы, связанные с проблемами городского хозяйства и торговой полиции. Все должности в них исполнялись на общественных началах.

16 июня 1870 г. учреждается новое «Городовое положение», которое вводиться в Таганроге в 1870 г., в Ростове-на-Дону – в 1871 г., в Нахичевани-на-Дону – в 1872 г., в Новочеркасске – в 1913 г.

На основании «Городового положения» 1870г. и проводилась реализация городского самоуправления на юге России. По этому « Положению» все жители города имели право голоса в выборе гласных думы, которая из сословной превращалась во всесословную. Значение реформы заключалось в том, что вводилось общественное управление городом независимо от принадлежности к какому-то сословию. Но устанавливались буржуазные принципы и в числе основных был имущественный ценз, требованиям которого надо было отвечать. Хотя в выборах гласных думы и объявлялось равенство, на деле этого не было. По положению главным органом городского общественного управления являлась городская дума, избираемая лицами, обладающими избирательным правом. К таковым относились плательщики городских сборов: 

 1) владельцы недвижимых имуществ;

 2) содержатели торговых и промышленных заведений;

 3) обладатели купеческих, промысловых на мелочный торг или приказчичьих свидетельств 1-го разряда, а также билетов на содержание промышленных заведений;

 4) на тех же условиях, что и частные лица, избирательное право имели и ведомства, учреждения, общества, товарищества, монастыри и церкви.

Не платившие налоги не участвовали в выборах самоуправления города. Деятельность городских дум по «Положению» сводилась к хозяйственным функциям: заботе о ремонте общественных зданий, чистоте и освещении города, благоустройстве улиц мостовых, садов, водопроводов и т.д. Как видно, самоуправление городских дум было ограничено хозяйственной деятельностью, но оно являлось выборным от всех сословий и в этом его значение. Власти стремились не допускать думы к широкой общественной деятельности и подчиняли губернаторам. Городской голова утверждался губернатором, а в губернских городах – министром внутренних дел. Нередко председатель думы и городской голова был одним и тем же лицом.

Новое положение строго вменяло в обязанность гласных думы их присутствие на каждом заседании думы (за неявку взимался денежный штраф). Состав думы считался полномочным при наличии 1/3 гласных для Ростова-на-Дону и Таганрога, для остальных городов Области Войска Донского – при наличии не менее половины состава.

Городские думы городов Ростовской области, обслуживая нужды горожан, работали в сложных условиях с учетом многонационального состава населения, когда в органах самоуправления должно быть не менее одной трети нехристианских гласных. Кроме того, в городах проживали промышленники и торговцы казачьего происхождения и они входили в число гласных, эта категория избранных отстаивала интересы казачества, проживающего в городах.

Узкий круг избирателей, нечеткость критериев при составлении списков лиц, чье имущество достигало уровня ценза, привели к тому, что в течение нескольких лет в органы ростовского городского самоуправления избирались одни и те же лица.

Гласные городских дум Области Войска Донского после революционных событий 1903-1907 гг. в своей работе старались учитывать интересы различных слоёв городского населения. Был рассмотрен и решён вопрос об отдыхе рабочих и служащих. Дума Ростова-на-Дону ходатайствовала о включении города в число местностей, где располагалось введение всеобщего обучения. В 1910 г. был поставлен вопрос об открытии в Ростове-на-Дону университета.

Особое внимание думы уделяли экономическому развитию городского хозяйства и его инфраструктуры. Однако решение этих вопросов во многом зависело от назначаемого царём градоначальника. Он руководил сбором налогов и расходованием бюджетных средств, тем самым, контролируя почти всю финансово-хозяйственную деятельность городской думы. Он также отвечал за безопасность и общественный порядок. Ему подчинялись полиция и воинские части. Тем не менее, думцам удавалось в большинстве случаев находить общий язык с градоначальником и решать наболевшие проблемы.

События февраля 1917 года всколыхнули всю страну, изменив государственный строй Российской империи и систему власти не только в центре, но и на местах. Если в Петрограде сложилось двоевластие – Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов, то на периферии страны зачастую формировались разнообразные властные структуры. На Дону из-за особого статуса Области Войска Донского положение было еще более специфическим, в результате чего одновременно действовали:

 1. Представители (комиссары) Временного правительства, которые работали в губернских и уездных городах (назначались Временным правительством из числа местных жителей и выполняли роль губернаторов). Главой Донской области был назначен донской казак М.С. Воронков. После октября 1917 г. они были отстранены от власти.  2. Общественные комитеты (гражданские, исполнительные, охраны порядка

и пр.), активно создаваемые на местах в начале марта 1917 г., состояли в основном из представителей средних слоев населения. Доверие к этой ветви новой власти первоначально было велико, и в некоторых городах руководство Советов рабочих и солдатских депутатов передавало комитетам полномочия по охране порядка, участию в создании милиции и контролю за ее деятельностью.

В Ростове-на-Дону в гражданский комитет вошли крупные промышленники, градоначальник, офицеры, интеллигенция. Позднее на объединенном заседании был образован общественный комитет с передачей ему всей полноты власти. Общественные комитеты создавались во всех округах Дона как органы управления на конкретной территории.  

3. Городские, поселковые, станичные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, избранные в Азове, Таганроге, Новочеркасске, образовали еще одну ветвь власти.

4. Органы городского самоуправления – городские думы и их исполнительные органы – городские управы, а также городские головы и председатели городских муниципалитетов продолжали работу и после февраля 1917 года.

5. Наконец, на Дону действовала система казачьих органов власти. Первоначально созданные на местах общественные комитеты брали власть в свои руки, оттесняя атаманские правления в станицах и подвергая аресту наиболее консервативных атаманов. Но после состоявшегося большого круга, на котором были избраны донской войсковой атаман А.М. Каледин и войсковое правительство, роль атаманских властных структур в казачьих округах резко возросла.

Согласовывать деятельность всех этих структур было крайне сложно, и хотя предпринимались попытки создать в области новую систему местного самоуправления, они не увенчались успехом.

После событий октября 1917 г. декретами Советской власти ряд властных структур был ликвидирован. Борьба за власть приняла характер ожесточенных столкновений, переросший в военное противостояние, длившееся с 1917 по 1920 гг.

Установление в 1920 г. на Дону власти Советов кардинально изменило и систему местного самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила название новых органов власти как «Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», а по Конституции РСФСР 1937 г. эти органы стали называться «Советами депутатов трудящихся».

Самые представительные органы на местах – Советы – были подотчетны партийным органам. Коммунистическая партия принимала все решения, не являясь, по сути, государственной структурой, и только Конституция СССР 1977 г. официально закрепила это положение, определив, что «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза».

 В практике деятельности Советов, наряду с выполнением ими зачастую несвойственных органам местного самоуправления функций, было немало полезного и интересного. Однако во многом этот опыт оказался невостребованным. Деятельность советских органов власти продолжалась до событий начала 1990-х гг., коренным образом изменивших всю систему власти в стране.

По закону РСФСР 1990 г. «Об общих принципах местного самоуправления» местные Советы принимали законодательные акты, регулирующие бюджетные, кредитные, налоговые, земельные, трудовые отношения и т. д., то есть выступали как одно из основных звеньев местного самоуправления, являясь одновременно и органами местного самоуправления, и органами государственной власти на местах.

Осенью 1991г., после августовского путча, кардинально меняется политическая структура общества. Прекращается влияние КПСС на органы власти. Указами Президента РФ назначаются главы администраций краев и областей РСФСР. В Ростовской области Главой Администрации был назначен В.Ф. Чуб. Губернатор назначил глав городов и районов области. Исполнительные комитеты Советов расформировались.

Демократические традиции казачьего самоуправления

Особенностью территории Ростовской области являлось то, что большинство населения относило себя к казачеству – своеобразному сословию со своими традициями, в том числе и в организации управления.

 Формирование казачьей демократии происходило на земле, где ещё в далёкой древности существовали самобытные формы правления.

История донского казачества, рассмотренная через призму становления публично-властных отношений, позволяет говорить о наличии на Дону еще в период раннего средневековья Руси прямой формы демократии. Она существовала в независимом государственном образовании – своеобразной казачьей республике.

В период становления централизованного Российского государства на Дон приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царской власти. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших свою свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».

В бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности из разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей и сложился такой этнический феномен, как казачество. Обладая от природы высокой культурой заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющих их общину народов, способствуя возрождению в России центра демократии, ранее существовавшего в Новгороде Великом.

В системе самоуправления донского казачества рациональным образом сочетались традиции новгородского вече с заимствованными у кочевников- степняков формами военной организации, основанной на приоритете принципа единоначалия. Казачье самоуправление как уникальный элемент казачьей общины сложилось на традициях самоорганизации казачьей общины и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении написанных норм казачьей жизни.

Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки. Войсковой круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане») казачьей столицы.

Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приёма в казаки, основание новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.

Кроме того, Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал не только военную или связанную с военной деятельностью жизнь казака, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Здесь, на кругу, завершалась самоидентификация казака: он рождался как личность, здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле, на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку.

В условиях отсутствия на Дону церкви и православных священнослужителей круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объём семейно-брачных отношений. Всё общество узнавало, чьей супругой становилась конкретная женщина. Став казачьей женой, она приобщалась к сообществу и получала определённый права, могла рассчитывать на помощь круга в житейских проблемах – от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены.

Регламентируя бытовые отношения, казачий круг тем самым способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. Доброта и честность, уважение к старшим, к женщине закреплялись в традициях. Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались.

Станичный и войсковой круги изначально выступали в качестве судебной инстанции, рассматривая дела по преступлениям против своего войска, против веры и пр. Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.

Значимость Войскового Круга как высшего органа власти на Дону особенно проявлялась в том, что на кругах проходили выборы членов исполнительной власти, высшего должностного лица казачьего сообщества – войскового атамана. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знаки атаманской власти – булаву и насеку. На Войсковом Кругу избирали также помощников войскового атамана – войскового есаула и войскового дьяка.

Войсковой атаман являлся военным вождём казаков, созывал войсковые круги, представлял Войско Донское в отношения с Москвой и соседями. На его имя приходили царские грамоты и от его имени посылались войсковые отписки и грамоты по казачьим городкам.

Войсковой атаман был своего рода символом донского суверенитета.

Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу при строгой регламентации процедур.

Ежегодно вместе с атаманом и есаулами для рассмотрения общественных дел, суда, назначения наказаний казакам, провинившимся перед общиной, выбирались почётные старики – два-четыре человека. Они фактически были советниками и помощниками войскового атамана.

В походах, в боевой обстановке обычное право давало атаману неограниченную власть: «Куда атаман глазом кинет, туда казак голову положит». В мирной жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка.

Таким образом, в XVI–начале XVII вв. на Дону сложилась система управления, являвшаяся альтернативой государственному управлению России и отличавшаяся полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти круга, с управленческим аппаратом исполнительной власти и строго установленными функциями, широким демократизмом при решении внутренних вопросов.

Но с конца XVI века правительство активно вмешивается в дела казачьей общины. Несмотря на признание царем Михаилом Федоровичем с 1615 года за казачеством права на самоуправление, правительство всячески содействует формированию на Дону войсковой знати – старшины, которая постоянно занимает ведущее место на войсковом кругу, способствуя тому, что к середине XVII века казачий круг стал приносить присягу царю.

Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского.

Принятое 1870 г. «Положение об общественном управлении в казачьих войсках» к традиционному казачьему самоуправлению добавило общероссийские «крестьянские нормы».

Проводимые в России в начале 60-х гг. XIX в. реформы начались на Дону лишь в 70-е годы, причём противоречивость преобразований в особых условиях казачьей области сопровождалась провалом некоторых реформ при отделении гражданской власти от военной, а судебной – от административной.

Земства как выборные органы местного самоуправления вводятся в регионе в 1876 г., после выборов окружных и областных земских собраний Области Войска Донского. С лета 1876 г. формируются исполнительные органы – земские управы.

Деятельность земств неизбежно пересекалась с деятельностью войсковой администрации во многих вопросах. Войсковое начальство воспринимало работу земств как посягательство на его прерогативы. В противодействии земским учреждениям войсковая администрация использовала недовольство казаков разделением земских повинностей и уравниванием станичных обществ с сельскими обществами в правах.

Результатом политики войсковой администрации по отношению к земствам стало принятие Государственным советом решения о приостановлении действий положения о земских учреждения в Области Войска Донского 24 марта 1882 г. Земство в Области Войска Донского просуществовало всего шесть лет.

С 1 января 1892 г. вступает в силу «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск». Это положение ещё более ограничивало и регламентировало частично сохранившиеся традиции казачьего самоуправления. Станичный сход, на котором традиционно избирались атаман, правление, станичный суд, учитывал мнение только десяти человек, остальные члены схода права выборного голоса лишались. Вводилась круговая порука

станичного общества за выход казака на обязательную службу, за приобретение малоимущими станичниками необходимого обмундирования и снаряжения. Ужесточалось наказание за поведение казаков в быту, вплоть до исключения из сословия.

Пройдя более чем трёхвековой путь развития, казачье самоуправление к началу XX в. оказалось с минимумом свобод в своих действиях.

С 1989 года на Дону, как и в стране в целом, начался поиск истинных демократических ценностей, реального построения правового государства.

Для общественно-политического развития Дона этого периода характерно возрождение казачества, 17-18 ноября 1990 г. состоялся I Большой Круг, на котором официально был учрежден Союз казаков Области войска Донского, в его основу была положена военно-административная модель управления, имевшая место в XIX веке. Была восстановлена роль Большого казачьего круга, закреплены права Совета атаманов, стали действовать канцелярия при войсковом атамане, атаманское правление, отраслевые отделы.

Начиная с 1992 г. казачье движение на Дону вступило в новый этап своего развития, заметно политизировалось, стало использовать выборы в местные органы власти для участия в управлении. Благодаря поддержке Администрации Ростовской области, государственная служба донских казаков стала реальностью.

В Устав Ростовской области была внесена глава 9 «Казачество». Устав области признал казачество не только субъектом общественно-политической жизни области, но и предоставил возможность казачьим обществам реально включаться в управление на областном и муниципальном уровнях.

 27 октября 1996 г., на Большом Объединенном Круге в г. Новочеркасске, казаки Дона учредили Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» как объединение субъектов казачьего самоуправления. Атаманом общества был избран В.Ф. Хижняков. 12 июля 1997 г. он был назначен заместителем Главы Администрации Ростовской области. Позже на этой должности его сменил В. П. Водолацкий, с 2013 по 2019 г. —  Виктор Георгиевич Гончаров.  С 2019 г.  по настоящее время  Атаманом Всевеликого войска Донского является Бобыльченко Виталий Александрович.

Современное донское казачество, являясь преемником демократических традиций своих предков, играет заметную роль в общественно-политической жизни региона и страны в целом.

Бесценным кладезем является исторический опыт, накопленный на Дону в огромном временном диапазоне от первого атамана до первого Губернатора. Переработка этого опыта – первейшая задача всех ветвей современной власти. Донское казачество, при всех противоречивых процессах, проходящих как во внутреннем, так и внешнем его оформлении в самобытную культурную и политическую общность людей, почти всегда являло собой остров стабильности, реально радеющей за государственные интересы южных границ страны.

Становление органов местного самоуправления на стыке веков

Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации» положил начало новому этапу реформирования местной власти. Конституция РФ 1993 г. отделила местное самоуправление от государственного, установив механизм самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

«Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в своих пределах, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.  

В России не было такого разнообразия форм народовластия в течение многих веков, сконцентрированного на территории одного региона, как в Ростовской области.

Первые постсоветские выборы прошли на Дону в марте 1994 г., когда жители Ростовской области в атмосфере демократического подъема повсеместно избрали депутатов городских дум и других представительных органов местного самоуправления.

До 1996 г. главы муниципальных образований назначались Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области, а после принятия 10 октября 1996 г. законов Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований Ростовской области» и «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Ростовской области» в 1996-1997 годах, на Дону прошли первые выборы исполнительных и представительных органов местного самоуправления.

Согласно этим областным законам право быть избранным депутатом представительных органов имеют граждане, достигшие 18 лет, а Главой Администрации – лица не моложе 21 года.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», подробно регламентирует организацию и порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно законодательству органом исполнительной власти местного самоуправления является администрация города или района.

Предметами ведения органов местного самоуправления являются: жилищные вопросы, образование, здравоохранение, строительство, охрана общественного порядка, торговля и бытовое обслуживание, социальное обеспечение и занятость населения, экология и охрана окружающей среды, работа муниципальных учреждений культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры, деятельность муниципальных средств массовой информации и связи, развитие местной экономики и другие вопросы местного значения.

Основной организационной формой работы представительных органов муниципальных образований являются заседания, которые носят открытый, гласный характер и проводятся не реже 1 раза в месяц.

Депутаты представительных органов – полномочные представители населения региона. Кроме участия в заседаниях представительных органов (дум) они ведут прием избирателей и отчитываются перед ними. В полномочия местных представительных органов входят:

  • принятие правовых актов местного значения;
  • бюджетное регулирование и контроль исполнения бюджета;
  • введение местных налогов, сборов, пошлин;
  • принятие планов и программ развития региона;
  • установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, землей и природными ресурсами;
  • контроль за деятельностью местной администрации.

В части 6 статьи 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в статье 67 областного закона Ростовской области «Устав Ростовской области» и части 1 статьи 19 областного закона «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрено, что структуры органов местного самоуправления определяются местным сообществом самостоятельно.

С момента принятия указанного федерального закона начались разработка и утверждение 55 уставов муниципальных образований в 16 городах и 39 районах Ростовской области.  

В Ростовской области в различных вариантах существуют две основные модели формирования органов местного самоуправления. Они определяются способом избрания глав муниципальных образований:

  • избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава;
  • избирается населением непосредственно на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

——-

Местное самоуправление в Ростовской области осуществляется на территории городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений, образованных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и областным законом «О местном самоуправлении в Ростовской области»от 28.12. 2005 № 436-ЗС

 Органы местного самоуправления предназначены для решения задач, связанных с повседневной жизнью каждой населённой территории в соответствии с действующими границами муниципальных образований.

ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:

  • Городской округ
  • Город с прилегающими к нему населенными пунктами, которые не являются ни городскими, ни сельскими поселениями.
  • Городской округ не входит в состав муниципального района.
  • Муниципальный район
  • Несколько поселений, объединенных общей территорией.
  • Городское поселение
  • Город или поселок с прилегающей территорией.
  • Сельское поселение
  • Один или несколько объединенных общий территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов и т.д.).

В Ростовской области создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 408 поселений, из которых 391 – сельских и 17 – городских.

Обязательными органами местного самоуправления в муниципалитетах являются глава муниципального образования, администрация и представительный орган. Также, в 27 муниципальных образованиях созданы контрольно-счетные органы.

Органы местного самоуправления образуются:

  • посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
  • представительным органом местного самоуправления;
  • уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования главой муниципального образования.

Выборы представительного органа местного самоуправления проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В целях реализации реформы местного самоуправления, повышения качества муниципального управления в территориях внедрены административные регламенты, апробированы механизмы оказания государственных и муниципальных услуг, созданы МФЦ (многофункциональные центры) оказания государственных и муниципальных услуг, внедрена система менеджмента качества в деятельность местных администраций и т.д.

Местное самоуправление города Ростова-на-Дону

 С Указа императора Павла I «О новом разделении государства на губернии» от 12 декабря (23 декабря по новому стилю) 1796 года ростовчане ведут отсчет своего самоуправления, первым органом которого было городское собрание обывателей, именно так многие годы официально назывались жители российских городов.

С появлением сословного собрания обывателей в декабре 1796 года ростовчане получили возможность избирать городского голову, городскую Думу и городскую Управу, другие выборные органы местного самоуправления, предусмотренные Городовым положением 1785 г. Первые выборы двугласной городской Думы Ростова состоялись в конце 1797 года. С наделением города определенными полномочиями местного самоуправления горожане получили отдельные права и привилегии на торговлю, в том числе зарубежную, развитие ремесел, проживание в черте города лиц разных национальностей и другие. С этого времени в городе учреждались гражданские административные и общественные структуры, но из-за отсутствия соответствующих помещений для их размещения часть «присутственных мест» до 1806 г. первоначально находилась в Таганроге.

В 1811 г. императором Александром I Ростову был пожалован герб и план города, площадью 224 десятины. 20 сентября 1864 года общественностью города было даровано шестигласной городской Думе Знамя города.

В 1863 г. городскую Думу возглавил А.М.Байков, избиравшийся городским головой на четыре срока. При Андрее Матвеевиче город покрылся мощенными улицами и тротуарами, был проведен водопровод, устроено освещение улиц, началось благоустройство города и прокладка конно-железной дороги (трамвая), открылась телефонная станция. Под руководством Байкова городская Дума принимает решения по развитию культуры, здравоохранения и образования, проведению первого в истории Ростова-на-Дону общегородского праздника (Дня города) 20 сентября 1864 г., традиции проведения которого сохраняются до сих пор.

В 1874 г. городская Дума создает санитарный комитет, а с начала 1886 г. решением Думы для защиты населения вводятся обязательные прививки от оспы.

19 мая 1887 г. по Высочайшему повелению императора Александра III Ростов-на-Дону с уездом вошел в состав Области Войска Донского. В соответствии с данным Указом все присутственные места уездные и городские упразднялись, что затормозило дальнейшее развитие городского самоуправления Ростова, определенное Городовым положением 1870 г.

С 23 февраля 1904 г., когда было учреждено отделенное Ростово-Нахичеванское градоначальство, занимавшее в 1915 г. 8-е место в Российской империи по числу жителей, ростовское самоуправление стало развиваться с учетом нового статуса города, по своему значению приравненного к губернскому центру. При этом Войсковой наказной атаман на территории градоначальства сохранял военную власть.

После установления Советской власти в 1920 году местное самоуправление города развивалось по новым законам. На смену упраздненным городским Думам и управам Ростова и Нахичевани пришли Советы и исполнительные комитеты.

10 апреля 1920 г. состоялись выборы Ростово-Нахичеванского городского Совета, принявшего дела по управлению городами от Военно-революционного комитета, просуществовавшего до 1928 г. до официального объединения Ростова и Нахичевани в один город Ростов-на-Дону. В составе Совета тех лет работали секции и комиссии, наиболее активной была работа жилищной секции горсовета.

В соответствии с постановлением пленума горсовета от 2 декабря 1923 г. президиум Донисполкома являлся одновременно и президиумом госсовета, тем самым совершенствовалась система управления городом и областью, сосредоточенная в одном органе власти.

В годы Великой Отечественной войны горсовет принимал активное участие в переводе экономики города на военный лад, а после войны сразу же приступил к восстановлению разрушенного города. Среди послевоенных объектов было строительство промышленных предприятий и жилья, благоустройство набережной реки Дон, Зеленого острова и левого берега Дона, парков и скверов города.

В советский период местные Советы народных депутатов при рассмотрении вопросов действовали только через их одобрение партийным руководством. Несмотря на это Советы через свои исполнительные комитеты претворяли в жизнь много проектов, направленных на развитие городской инфраструктуры и социально-экономическое развитие города.

Процесс развития местного самоуправления в новейшей истории России берет свое формальное начало с первых демократических выборов местных Советов народных депутатов 1990 года. Именно тогда вновь избранные председатели городских Советов впервые получили возможность не только исполнять предписанные сверху указания и инструкции, но и рассматривать и пытаться решать вопросы местного самоуправления, инициированные «снизу» — депутатами и населением. Пусть эта возможность и была минимальной, условной, еще никак не подтвержденной законодательно.

В целях укрепления основ народовластия, обеспечения реформы местного самоуправления в Российской Федерации, а также учитывая инициативы и предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их ассоциаций Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность городских и районных Советов народных депутатов, выполнение их функций было возложено на соответствующие местные администрации.

После этого Указа, определившего период проведения выборов в представительные органы местного самоуправления с декабря 1993 г. по июнь 1994 г., Малый Совет Ростовского областного Совета народных депутатов, первый на Юге России, по инициативе Главы Администрации области В.Ф.Чуба, принимает решение от 28 декабря 1993 г. № 316/335 «О положении о выборах в представительные органы местного самоуправления Ростовской области 27 марта 1994 года».

Выборы Ростовской-на-Дону городской Думы I-го созыва состоялись 27 марта 1994 года. В городе был сформирован новый орган местного самоуправления — городская Дума, что позволило установить на период реформ относительный баланс ветвей власти — исполнительной и представительной. С первых дней работы Дума показала, что это демократический орган, способный решать поставленные перед ним задачи.

Опираясь на конституционные гарантии местного самоуправления, реализуя полномочия данные федеральным и областным законодательствами о местном самоуправлении, 9 апреля 1996 года городская Дума принимает Устав города.

В Уставе четко определены и сбалансированы: распределение полномочий между представительным органом местного самоуправления (основными носителями муниципальной власти) — городской Думой, мэром и администрацией города; экономические условия и финансовые основы городского самоуправления; закреплена система самоуправления, основанная на балансе интересов всех социальных, профессиональных и национальных групп городского населения.

В статье 47 Устава г. Ростова-на-Дону установлено, что администрация города реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем мэра как главы администрации города.

Устав города Ростова-на-Дону получил высокую оценку Конституционного суда Российской Федерации как документ, наиболее точно соответствующий конституционным принципам местного самоуправления, обеспечивающий четкий баланс между самостоятельностью и ответственностью на муниципальном уровне власти, ставящей во главу всей деятельности местного самоуправления интересы населения города, адресной социальной поддержки конкретного человека.

1 июня 1997 года была избрана Ростовская-на-Дону городская Дума II-го созыва.

Были внесены изменения и дополнения в регламент городской Думы, в положения о постоянных комиссиях Думы, утвержден состав комиссий и избраны их председатели. Также был утверждён Градостроительный регламент города Ростова-на-Дону, принято решение о жилищно-коммунальной реформе на территории города, о развитии пассажирского транспорта, приняты нормативные акты, регламентирующие управление муниципальной собственностью, контроль за расходованием бюджетных средств.

Одним из ключевых моментов работы представительного органа стала ориентация на разработку и принятие долгосрочных комплексных целевых муниципальных программ. И в этой связи большое внимание было уделено социальной сфере.

Третий созыв городской Думы был избран 27 мая 2001 г, Ростовская-на-Дону городская Дума четвёртого созыва была избрана 22 мая 2005 года.

Ростовская-на-Дону городская Дума пятого созыва была избрана 10 октября 2010 года, шестого созыва – 13 сентября 2015 г.

Выборы городской Думы седьмого созыва  прошли в Единый день голосования 13 сентября 2020 г. 

В соответствии с новым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131 в городе изменилось количество округов. На сегодняшний день их 35.

 Для обеспечения организационно-технической, правовой, информационной, финансово-хозяйственной деятельности Ростовской-на-Дону городской Думы был создан аппарат Ростовской-на-Дону городской Думы.  В своей деятельности аппарат руководствуется Конституцией, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, областными законами, Уставом города Ростова-на-Дону, настоящими положениями и решениями городской Думы.

Городская Дума, принявшая «Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Ростове-на-Дону», поддержала сохранение и развитие общественного самоуправления, которое продолжает успешно действовать по месту жительства. В городе сохранена система комитетов (советов) общественного территориального самоуправления граждан. Они хорошо зарекомендовали себя в повседневной работе по наведению санитарного порядка на улицах и во дворах, организации летнего отдыха школьников и т.д. Именно комитеты местного самоуправления выступают инициаторами создания кондоминиумов, берущих на себя ответственность за содержание и сохранность своего жилья.

К несомненным достижениям городского самоуправления необходимо отнести то, что за прошедшие годы удалось создать механизм нормальных, цивилизованных взаимоотношений депутатов городской Думы с администрацией города заложить прочную нормативно-правовую базу работы городского самоуправления, определить процедуру подготовки документов, решений с их предварительным обсуждением на уровне постоянных комиссий и депутатских слушаний.

Последовательно, шаг за шагом, вырабатывается социальная, жилищная, градостроительная, бюджетная политика. Даже в условиях жесточайшего финансового кризиса усилена социальная направленность бюджета, отработана система социальных гарантий для малоимущих слоев населения. Реализуются важнейшие общегородские программы в сферах жилищного строительства, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Ради нормальной повседневной жизни людей и создается новая дееспособная система местного самоуправления. Только такая система делает местную власть полностью ответственной перед населением.

Органы городского самоуправления последовательно и настойчиво работают над правовыми документами, необходимыми для реализации полномочий самоуправления.

В городе Ростове-на-Дону представительным органом местного самоуправления, обладающим, согласно Уставу города, правом представлять интересы всего населения и принимать от его имени обязательные для муниципального образования решения, является городская Дума, ее количественный состав – 40 депутатов: 30 — по одномандатным округам,    10 — по партийным спискам. 

Высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, является мэр города, который входит в состав городской Думы, председательствует на ее заседаниях с правом решающего голоса.

Согласно Уставу города, высшим должностным лицом — главой города Ростова-на-Дону является Председатель городской Думы. Сегодня эту должность занимает Зинаида Васильевна Неярохина.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.10.2019 № 748 Главой  Администрации г. Ростова-на-Дону (сити-менеджером) по итогам проведенного конкурса с 23 октября 2019 года на должность главы Администрации города Ростова-на-Дону назначен Логвиненко Алексей Валентинович.

Приглашаем вас принять участие в правовой викторине «Местное самоуправление», ответить на вопросы которой можно, перейдя в наше сообщество Вконтакте: https://vk.com/pravoinf Желаем удачи!

Виртуальная книжная выставка «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ«

Викторина «Местное самоуправление»

Дорогие друзья!

Современная Россия в XXI столетии стремится найти адекватную форму местного самоуправления. Становление и развитие местного самоуправления является необходимым условием развития Ростовской области и  создания оптимальной системы взаимодействия с населением и государственной властью, что, в конечном счете, обеспечит улучшение условий жизни и политическую стабильность в регионе.

Решение экономических и социальных проблем, стоящих перед городом, немыслимо без социальной активности самих жителей. Какие бы законодательные условия не были созданы для ответственности власти, реализовать эту ответственность можно лишь при активной позиции граждан.

Спасибо за внимание!

Фото из открытых источников интернета