«…Местная власть должна быть устроена так, чтобы граждане могли дотянуться до нее рукой. Давайте посмотрим на эту ситуацию еще раз со всех сторон, чтобы привести ее в соответствие со здравым смыслом. Именно развитие земств, местного самоуправления позволило России сделать рывок. Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизм выборов во власть приходили целеустремленные люди»
В.В. Путин
Уважаемые читатели!
21 апреля в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 2012 года № 805 ежегодно отмечается День местного самоуправления. Установление такого праздника – это дань людям, которые трудятся на уровне местной власти и ежедневно, встречаясь с жителями, решают тысячи их проблем.
Местное самоуправление в России состоялось и соответствует всем принципам демократии, это самая близкая к населению местная власть.
День местного самоуправления – это широкая площадка для обмена мнениями и дискуссий, хороший фундамент системы в воспитании подрастающего поколения, понимания ими местной власти, ее потенциала и культуры взаимодействия. Об этом шла беседа с учащимися МБОУ «Школа№3».
Исторически местное самоуправление возникло из родовой общины – первичной ячейки человеческого общества. Объединенные суровыми условиями жизни, люди были вынуждены объединяться, эти общины и есть своеобразное начало местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление, община исторически значительно старше одного из многих форм организации человеческого сообщества – государства.
Дата 21 апреля выбрана в соответствии с днем, который по праву считается днем начала законодательного формирования местного самоуправления в России. 21 апреля 1785 года Императрица Екатерина II издала указ: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», иногда этот документ именуется как «Жалованная грамота». Этот указ положил начало широкому развитию местной выборной власти по всей России.
Дальнейшее развитие местное самоуправление получило при императоре Александре II.
1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами. В их ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Не осталось без внимания государственной власти и городское самоуправление. 16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение». Документ вводил городские общественные управления, которые ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали мэра. Принятие этого положения дало городам толчок к торгово-промышленному развитию, закрепило систему городского общественного управления и приобщило горожан к гражданской жизни. Теперь на органы городского самоуправления были возложены административно-хозяйственные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспортное устройство городских проездов, набережных), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности. Городской бюджет формировался за счёт налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ, пошлинных сборов и отчислений из казны. На органы городского самоуправления также возлагались «обязательные расходы» на содержание полиции, пожарной охраны, тюрем и казарм.
Такие формы местного самоуправления действовали вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В молодом советском государстве в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти, а как таковое местное самоуправление отвергалось.
И только в конце 80-х — начале 90-х годов XX века во время проведения так называемой политики «перестройки» государство решило возродить местное самоуправление. В это время были приняты: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили разграничить полномочия между местными советами и администрациями, а также ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.
В Российской Федерации принципы местного самоуправления являются основными правилами, которые задают общие параметры местного самоуправления в масштабах всей страны. Эти принципы заложены в Конституции Российской Федерации, где говорится: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Эти принципы так же закреплены в главе 8 Конституции РФ и в законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Главными принципами МСУ являются:
1) самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;
3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
7) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
8) гласность деятельности местного самоуправления;
9) сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
10) государственные гарантии местного самоуправления.
В законодательстве РФ выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление. Первый способ – непосредственное участие жителей в местном самоуправлении. Этот способ охватывает формы прямого волеизъявления с помощью выборов, референдумов, сходов и др. Второй способ – опосредованное участие – через выборное и прочие органы местного самоуправления, через депутатские советы, которые призваны учитывать мнение местного населения, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с населением, выступать с отчетами.
В отношении к местному самоуправлению в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами в Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» применяются в одном значении. А муниципальное образование – это территориальная единица, где осуществляется местное самоуправление.
В общем виде муниципальное управление в пределах своих полномочий осуществляется по четырем основным направлениям:
1. Управление экономикой и финансами МО (организация работы либо взаимодействие с предприятиями, организациями, МО и управление финансовыми потоками и бюджетными процессами).
2. Управление градостроительным развитием и экологическим оздоровлением территории муниципального образования (строительство и реконструкция домов, дорог, социальных и промышленных объектов, озеленение, вывод, реконструкция загрязняющих предприятий и др.).
3. Управление системами жизнеобеспечения и коммунального хозяйства (ресурсное – водо-, электро-, газо-, теплоснабжение, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, дорог, коммунальных объектов, уборка территорий, удаление и утилизация твердых бытовых и жидких отходов, водоочистка, ливневые стоки, канализация и т.п.).
4. Управление системами социального комплекса (здравоохранение, образование школьное и дошкольное, спорт, культура, торговля, обеспечение правопорядка, работа с молодежью, многодетными семьями, ветеранами, подростками).
Администрация МО организует муниципальное управление в пределах своих полномочий при обязательном исполнении законов и регламентов, обеспечивающих безопасное и комфортное проживание граждан на своих территориях. Деятельность органов местного самоуправления должна обладать информационной прозрачностью. А население должно быть осведомлено о деятельности местной власти и должно иметь возможность выражать свое отношение к этой власти, должна постоянно обеспечиваться обратная связь населения и власти. Законодательство РФ предписывает муниципальным образованиям учреждение своих печатных органов для опубликования в них официальной информации.
Сегодня в России реализуются все основные принципы системы местного самоуправления, а так же созданы и функционируют все необходимые институты по реализации этих принципов, создана полная нормативно-правовая база.
Важнейшим элементом местного самоуправления являются местные выборы. За последние годы система выборов депутатов совершенствуется, и показала свою эффективность. Вместе с этим на многих местных выборах отмечается относительно низкая явка избирателей, что сказывается на качестве избираемых в местную власть депутатов. Чем больше явка, тем выше качество и объективность избрания того или иного кандидата. Высокая явка избирателей, обеспечивает избрание не случайного, а достойного представителя населения в местную власть.
Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Эту власть народ может осуществлять непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления.
То есть мы можем говорить с вами о том, что местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, то есть самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из своих интересов, с учётом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.
Главная цель местного самоуправления — улучшение качества жизни населения. Местное самоуправление — это наши права: добровольное участие в выборах органов местного самоуправления, право требовать отчёты о работе депутатов, главы муниципального образования и выборных должностных лиц местного самоуправления, право проводить референдумы и собрания по решению различных вопросов или по запретам на действия различных организаций на своей территории и многое другое. Местное самоуправление играет большую роль в развитии нашего государства в интересах и ради населения нашей страны.
Местное самоуправление – это народовластие, это защита прав граждан и их интересов, это гарантии социально-политического, расового и иного равенства, это демократия. Жители сами решают свои жизненно важные вопросы на своих территориях, где они проживают (поселки, села, районы, города, районы в городах). Местное самоуправление – это важнейшее демократическое завоевание нашего народа.
Видео по теме:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. 274 с.
- Беликов П.П., Ведяева Е.С., Гребенникова А.А., Жуковская Л.П., Захарова Н.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2016.
- Бердникова Е. В. Муниципальное право в схемах. Учебное пособие. — М: Проспект, 2017. 144 с.
- Бондарь Н.С. Местное самоуправление. Учебник. — М: Юрайт, 2017. 386 с.
- Гранкин И. В. Муниципальное право в вопросах и ответах. — М: Проспект. 2019. 208 с.
- Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. — М: Юрайт. 2019. 460 с.
- Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект) / Отв. ред. Бондарь Н.С. — М: Юрайт, 2016. 816 с.
- Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
- Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия. — М: Инфра-М, 2016. 240 с.
- Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 448 с.
- Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
- Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с.
- Право государственной и муниципальной службы. Учебное пособие. — М: Уральская государственная юридическая академия. 2015. 524 с.
- Савостьянова С. А. Правовое регулирование финансовой деятельности муниципальных образований Российской Федерации. — М: Юрлитинформ, 2015. 160 с.
- Усманова Р. М. Муниципальное право. Конспект лекций. — М: Проспект, 2017. 80 с.
- Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М: Юрайт. 2019. 302 с.
- Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт. 2019. 302 с.
- Шкатулла В. И. Комментарии к Федеральному Закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». — М: Юстицинформ, 2019. 140 с.
- Юридический словарь-справочник для государственных и муниципальных служащих / Под ред. Малько А. В., Чаннов С. Е. — М: Проспект. 2020. 296 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!