КАК МОШЕННИКАМ УДАЁТСЯ ОБМАНЫВАТЬ УМНЫХ ЛЮДЕЙ
И ЧТО ПОМОЖЕТ ЗАЩИТИТЬСЯ
Приветствуем гостей нашего блога!
Множество историй про обман начинаются с фразы «я думал, что, если мне позвонят мошенники, я не поведусь».
Люди регулярно слышат про новые схемы, но такая информированность почему-то не помогает вовремя распознать «развод». Всё дело в том, как устроено наше мышление и внимание.
Сегодня поговорим о том, что же такое происходит в голове: почему мы можем вдруг поверить мошенникам и сделать то, чего они от нас хотят.
Мошенники многое про нас знают —
и зачастую мы сами отдаем информацию
Есть мнение: чтобы сделать хакерскую атаку успешной, нужно как можно больше хитрых устройств, программ, мониторов и энергетиков.
На самом деле типичный интернет-мошенник уже давно никого не взламывает. Он собирает данные о человеке в открытых источниках, а потом с их помощью уговаривает жертву перевести деньги. Это называют социальной инженерией. Когда аферисты притворяются сотрудниками полиции, Центробанка и ФСБ — как раз пример такой социальной инженерии.
Порой мы сами помогаем мошенникам узнать о себе больше.
Вспомните, встречали ли вы в социальных сетях опросы, где вас спрашивают про первую машину или девичью фамилию матери? Или предлагают поставить лайк, если вы 1980 года рождения? Ответы на эти вопросы помогают мошенникам подобрать пароль к вашей учетной записи или угадать кодовое слово в банке.
Такую подготовку специалисты называют «нулевой этап атаки». Благодаря полученной информации аферистам легче войти в доверие. Они могут написать от лица директора, назвать имена и должности коллег, а потом попросить ответить на звонок «из ФСБ» или «из Центрального банка».
В итоге мошенникам отдают деньги даже те, кто знает про их схемы и хорошо разбирается в технологиях. В судебной практике встречались случаи, когда миллионы рублей переводили профессор с ученой степенью, подполковник полиции, программисты и сами работники банков.
Мошенники выключают наше критическое мышление,
используя инстинкты мозга
Модель поведения человека выглядит сложно: есть множество нюансов, которые влияют на наши действия. Но если упростить, то, когда мозгу нужно принять решение, он идёт либо по «центральному» маршруту, либо по «периферическому».
Центральный маршрут — это рациональное мышление.
Именно поэтому, когда мы сидим перед экраном с чашкой чая и читаем, как человек перевел миллионы на «безопасный счёт», так и хочется ухмыльнуться: «Ну тут же все очевидно! Как он вообще на это повёлся?».
А повёлся человек вот почему: когда ему позвонили и напугали, что все его деньги вот-вот исчезнут, мозг перешёл на периферический (аффективный*) маршрут – мгновенное решение, чтобы сохранить деньги. Такая реакция помогает мошенникам взламывать наше мышление. Человеку дают эмоцию и сразу получают реакцию. Именно поэтому некоторые пострадавшие описывают своё состояние словами «я словно действовал на автомате».
_________________________
*Аффект – это эмоциональный процесс взрывного характера, резкий всплеск эмоций, который затуманивает разум человека.
Мошенники используют
наши эмоции против нас
Спровоцировать аффективную реакцию могут обычные эмоции, которые встречаются в повседневной жизни: любопытство, жадность, страх, раздражение, желание помочь. Эмоции, на которые давят мошенники, специалисты по безопасности называют векторами. Среди векторов ещё выделяют невнимательность: хотя это не эмоция, а состояние человека, мошенники часто рассчитывают именно на неё.
У векторов есть усилители: например, авторитет и срочность. Они повышают успешность атаки. Например, в какой-то момент мошенники перестали представляться сотрудниками службы безопасности банка и стали звонить от имени «полковника МВД по экономическим преступлениям» или «ведущего специалиста Центрального банка» — ведь так звучит авторитетнее, а значит, больше шансов испугать и развести человека.
Чтобы схема сработала, эмоции должны быть достаточно сильными. Иначе аффективной реакции не будет и мошенники не добьются своего. Схема не сработает, если у вас прямо сейчас нет потребности, на которую давят аферисты. Например, злоумышленники предлагают устроиться трейдером за огромную зарплату, а вас устраивает текущая работа. Тогда вы с большей вероятностью заметите подвох, чем человек, находящийся в активном поиске новой работы.
Главное, что стоит помнить, — мошенники часто сами формируют потребность у жертв, делают повестку звонка актуальной для человека. Это может помочь при их распознавании.
Например, вы даже не задумывались о дополнительном доходе, а вам позвонили и предлагают научить инвестировать с доходностью 100 % в месяц. Собеседник давит на жадность, рассказывает, какой вы сейчас бедный и каким богатым станете, — вместо того чтобы рассказать про инвестиционную стратегию. Тут явно что-то не так.
Давайте посмотрим, как векторы и усилители выглядят на практике.
Представьте, что у вас скоро день рождения и в мессенджер пришло сообщение от популярного магазина техники. В честь праздника вам обещают скидку 50 % на все товары. Чтобы её получить, нужно выбрать товары на официальном сайте и скинуть ссылки на них менеджеру — его контакт указан в сообщении.
Когда дело доходит до оплаты, менеджер присылает ссылку уже не на официальный сайт, а на другой, якобы специально сделанный для акции в честь дня рождения. Разумеется, если человек введёт данные карты, деньги уйдут мошенникам, а никаких товаров он не получит.
Такая атака направлена на жадность, потому что обещают хорошую скидку, и на любопытство: интересно посмотреть предложение. А бренд известного магазина используют как усилитель — авторитет.
Вовремя распознать эмоциональное давление и справиться с ним помогает прием «взять паузу»: если вас застали врасплох, не реагируйте сразу, дайте мозгу переключиться на новую задачу.
Способность распознавать обман —
это не врожденный дар, а навык, который нужно развивать
На уловки мошенников ведутся все: гениальные ученые и прожжённые генералы, простые домохозяйки и офисные работники. Но почему одни сразу цепенеют и слушаются аферистов, а другие смеются в трубку, когда им звонят из «ФСБ» или «Центрального банка»? Ведь их мозг, по идее, тоже должен впадать в аффективную реакцию.
Дело в том, как устроены процессы памяти и обучения. Когда одно и то же событие повторяется, наш мозг перестаёт его бояться — и уже не действует инстинктивно.
Например, один из наших инстинктов — страх высоты. Но если бы мозг не адаптировался, у нас не было бы строителей небоскрёбов, альпинистов или пилотов.
Чтобы мозг перестал бояться звонков мошенников, не обязательно сталкиваться с ними лично и тем более терять деньги. Достаточно тренировать «насмотренность». Регулярно изучайте актуальные схемы разводов: чем больше вы узнаете, тем проще мозгу будет выделять закономерности.
Знание о мошенниках превратится в умение — вы научитесь распознавать подвох даже в схемах, о которых не слышали. Со временем у вас сформируется привычка безопасного поведения: рекламу финансовых пирамид вы будете на автомате помечать как спам, а звонок «сотрудника экономической полиции» будет вызывать смех, а не страх.
ПОЛЕЗНО ПОМНИТЬ!
1️⃣ Мошенники все чаще используют «нулевой этап» в своих атаках: собирают информацию о потенциальной жертве в социальных сетях. Им даже не нужно ничего взламывать: люди сами охотно обо всем рассказывают.
2️⃣ Не делитесь ни с кем чувствительной информацией, даже если это безобидный опрос «В каком году вы родились? Посмотрим, сколько нас — ровесников».
3️⃣ Мошенники выключают наше критическое мышление с помощью аффективной реакции. Включить аффективную реакцию им помогают эмоции: любопытство, жадность, страх, раздражение, желание помочь.
4️⃣ Чтобы усилить вызываемые эмоции, мошенники прикрываются известными брендами или авторитетными должностями, а также давят на срочность.
5️⃣ Умение распознавать обман не возникает само по себе. Его можно и нужно развивать. Для начала — больше читать о различных схемах разводов, чтобы научиться видеть закономерности.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ
И МЕНЬШЕ ПРОБЛЕМ С ЗАКОНОМ!
Остались вопросы? Возникли новые вопросы? Задайте их!
☎️ Бесплатный звонок по России: 8 800 201 28 63 (работает с 09:00 до 17:00 МСК)
📲 Telegram: +7 991 084 60 77 (только для письменных сообщений)