Уважаемые читатели!
30 июня отмечается День возрождения казачества России. В 1990-м году, в Москве состоялся 1-й Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором был образован Союз казаков.
Этот праздник является символом исторической роли и значимости казачества в развитии России.
КАЗАЧЕСТВО НА ДОНУ
Начало заселения Донских степей относится к глубокой древности. Южные части Донской области известны были ещё грекам; у них здесь находилось несколько колоний. Самой важной являлась Тана, впоследствии названная Азовом. Во внутренних частях области долго не было постоянного населения: здесь поочерёдно появлялись разные кочевники – хазары, половцы, печенеги. В начале XIII в. тут поселились татары, которые долгое время были главными хозяевами на широком раздолье донских степей. Засуха XV в. привела к тому, что населявшие Дон кочевники Золотой Орды ушли туда, где были вода и пастбища для скота: в Поволжье, Крым, в волжскую дельту и предгорья Кавказа. Там они образовали Казанское, Крымское, Астраханское ханства и Ногайскую орду.
А Дон превратился в Дикое поле. Тем самым татары освободили наш регион для заселения казаков, не связанных со скотоводством. Кто же такие казаки? Одна из наиболее распространённых версий такова: по мере укрепления Московского государства на Дону стали появляться выходцы из Руси, оставившие родину по разным причинам. Бежали в степи те, кто не хотел подчинить свою дикую волю государственному порядку. Бежали преступники, спасая свои головы, бежал простой народ от притеснений помещиков и чиновников. Слово «казак» толкуется различными авторами по разному: 1) от «косогов» – народа Кавказского; 2) от «казар» – народа Скифского; 3) от «Касахии» – Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным; 4) от «каз» – турецко-татарского слова, означавшего «гусь»; 5) от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV в.; 6) от именования этим именем бухарцев – киргизского народа; 7) от значения этого слова на половецком языке – «страж», «передовой», но ни одно из этих толкований не может быть признано, безусловно, правильным.
Во второй половине XIV в. на Дону было уже много беглых выходцев из Руси, которые присвоили себе басурманское (тюркское) название «казаки». Так у татар назывались простые воины – вольные люди. В то время в Великой степи казаками называли свободных от любой власти людей. Новые донские поселенцы не занимались кочевым скотоводством и землепашеством. В неспокойной степи, где власть оспаривали татары, турки, ногайцы, заводить долговременные постоянные поселения было бессмысленно. Казаки жили в лесных труднодоступных местах вдоль Дона и его притоков.
Виртуальный обзор «Культура российского казачества»
Дон являлся естественной крепостью для казаков. Стали появляться казачьи городки – военные лагеря и небольшие крепости, в которых можно было отсидеться в случае набега кочевников и пережить зиму. Основные занятия казаков – это рыболовство, охота и война с целью получения добычи. Донские земли в то время изобиловали дикими зверями – медведями, лосями, косулями, кабанами и др. Реки были полны рыбы и раков. Население городков быстро увеличивалось. Часть этих казаков считалась на службе у правительства. Оседлых казаков называли «городовыми» или «сторожевыми». Другие выходцы уходили подальше в степи и не признавали над собой никакой власти. Их называли «вольные» или «степные».
Первоначально казаки жили отдельными, немногочисленными товариществами, под началом выборных предводителей атаманов. Но в половине XVI в. они объединились и делили себя только по месту жительства на «низовых» и «верховых».
Первыми объединились низовые казаки. Они создали в конце XVI в. атрибуты постоянной государственной власти – Войсковой Круг и постоянную власть Войскового атамана.
Казаки позаимствовали у монголо-татар жёсткую военную дисциплину, приёмы стратегии и тактики, опыт ведения степной войны, многие термины. Казаки отличались одеждой от жителей Московской Руси. Они пользовались вещами, захваченными в ходе военных походов, поэтому национальный костюм казаков напоминал одежду турок или персов. Казаки носили кожаные сапоги, а не лапти. На Руси жили в бревенчатых избушках. На Дону казаки строили мазанки из подручных материалов, обмазывали их глиной. Такое жильё, если его разрушали враги, можно было легко восстановить. Жён казаки захватывали себе в походах, женились на пленницах из Турции, Персии, Кавказа, татарских или ногайских улусов. Южные гены изменили даже внешний облик казаков. Среди них стали преобладать сухопарые, кареглазые брюнеты. Изменилась речь казаков. В донском диалекте было много тюркских и монгольских слов (атаман, есаул, юрт, курень и т.д.).
Среди казачьих сообществ: донских, терских, уральских, оренбургских и черноморских казаков крупнейшим и важнейшим было Войско Донское. Значение Войска донских казаков подчеркивалось тем, что его именем было названо и административное образование, единственное из 89 в империи, – Область войска Донского. На этой территории площадью 256 тыс. кв. км казаки, правда, составляли меньшинство, в 1914 г. 42 %, им противостояло около 2 млн не казаков, из которых большинство были крестьяне.
Принимали в свою вольницу казаки и обездоленных людей разных национальностей. От них и пошли на Дону фамилии Грековых, Туркиных, Татариновых, Мурзиных, Шляхтиных, Польшинсковых, Грузиновых, Калмыковых.
Первая мировая война началась 1 августа 1914 г. Более 300 тыс. казаков несли службу на её фронтах. Казаки юго-востока Области войска Донского были приписаны к 22-му Донскому кавалерийскому полку.
Метания казаков в период Гражданской войны хорошо описаны в исторической и художественной литературе. Многие из них долго не могли определиться, какую власть поддерживать. Точкой невозврата стал декрет об уничтожении сословной системы и отъёме юртовых земель. Разлом произошёл и в казачьих семьях, когда родные братья, отцы и сыновья оказывались по разные стороны баррикад. Руководство страны считало казаков ожесточёнными врагами советской власти, подлежащими полному уничтожению. Поэтому уже в январе 1919 г. Оргбюро Коммунистической партии провозглашает политику «расказачивания». Маховик красного террора был запущен. Надо признать, что также существовал и белый террор. Поэтому вина за страдания миллионов простого народа лежит на предводителях белых и красных.
Политика «расказачивания» продолжилась политикой раскулачивания. Были перемещения казачьих семей внутри районов, внутри области и за её пределы. Как следствие этого: голод, болезни, мор. Многие репрессированные казаки затаили обиду на советскую власть. Это учитывали стратеги гитлеровской Германии в своих планах.
Летом 1942 г. немецкие войска заняли значительную часть Ростовской области, в которой жили потомки донского казачества. Некоторая часть населения стала сотрудничать с захватчиками, чтобы отомстить советскому режиму за массовый террор и уничтожение казачества или же ради выгоды.
В тоже время в войне Советского Союза против национал-социалистической Германии участвовали казачьи соединения. Казаки-кавалеристы вновь отличились, и им удалось дойти до Берлина.
В 1947 г. казачьи подразделения Советской армии были распущены. Поэтому после Великой Отечественной войны мало кто осмеливался называть себя казаком. Тема казачества оказалась под негласным запретом. Звучала она только на бытовом уровне: общение станичников, казачий говор, свадебные и иные обряды, традиции, выступления танцевальных и хоровых коллективов и т.п.
Возрождение казачества
Казачье движение, точнее движение за возрождение казачества, возникло в конце 1980-х годов. Первые его проявления и отдельные организационно-структурные образования возникли в различных историко-культурных и общественно-патриотических организациях, которые довольно активно развивались по мере ослабления жестких политико-идеологических теоретических и практических установок в период осуществления в стране так называемых «перестроечных» преобразований.
Советская эпоха закончилась распадом СССР. Начался пересмотр «ошибок» прошлой власти. К ним были причислены несправедливые действия в отношении казачества. В 1991 году, казаки были признаны репрессированными. На государственном уровне состоялось признание незаконных переселений, спецпоселений и различных насильственных действий в отношении казаков.
После распада Советского Союза в обществе активно стала обсуждаться тема возрождения казачества. В июне 1991 г. в Москве основывается Союз казаков России, выбирается атаман, восстанавливается структура управления, существовавшая в досоветский период. Войско Донское возрождается в октябре 1991 г. После стабилизации обстановки внутри России в 1992 г. принимается закон о реабилитации казаков, восставших против советской власти. По этому закону казаки легализировались как общественная группа.
Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. поддержал движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества. Вместе с тем он не допускал возврата к каким-либо сословным привилегиям и принудительному навязыванию гражданам России казачьего уклада жизни.
В 2005 г. принимается закон о государственной службе российского казачества. При Президенте РФ создается в 2009 г. Совет по делам казачества. Казаки стали принимать участие в охране границ, государственных объектов, оказывать содействие полиции при проведении массовых мероприятий, сотрудничать с Русской православной церковью и т.п. Основной упор делается на военно-патриотическое воспитание.
На Дону открываются казачьи школы, гимназии и кадетские корпуса. Деятельность этих учебных заведений направлена на возрождение казачества, сохранение и развитие исторических, культурных, духовных и патриотических традиций казачества, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной деятельности, допризывной подготовке молодёжи, воспитания молодёжи в духе православия и казачьего традиционализма.
Официально казачество было подавлено в Советском Союзе в 1920-е годы, но в последние десятилетия оно начало возрождаться. Сегодня казаки играют важную роль в обществе, участвуя в патриотическом воспитании молодежи, оказывая помощь в чрезвычайных ситуациях и поддерживая традиции и культуру казачества.
День возрождения казачества России является символом уважения и признания роли казачества в истории страны. В этот день проводятся различные мероприятия, посвященные казачеству.
Этот праздник напоминает нам о важности сохранения и уважения культурного наследия и традиций казачества в России. Он также призывает нас помнить о вкладе казаков в историю и развитие страны, а также восхищаться их духом и преданностью Родине.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с оздоровительным и экологическим воспитанием. Такие мероприятия формируют чувство ответственности за состояние природы родного края, а значит, и состояние здоровья окружающих людей. Совместная конкретная деятельность детей и взрослых способствует лучшему взаимопониманию, сплачиванию коллектива обучающихся, она оказывается эффективнее всяких правильных слов и призывов.
Казачья культура сохранила изначальную самобытность, несмотря на десятилетия жесткого идеологического прессинга. Именно она определяет истинный облик казачьего возрождения, способствуя восстановлению исходных основ высокой духовности и глубокого восприятия окружающей действительности. Процесс культурного ренессанса не выглядит простым, но именно он позволит вернуться к истинным истокам и понять, что именно стоит возрождать и развивать потомкам славных казачьих родов. В определенном смысле, возрождение культуры — это становой хребет самого казачьего возрождения, успешность которого напрямую зависит от последовательного восстановления важнейших принципов духовной жизни.
Таким образом, в истории обновлённого Всевеликого Войска Донского началась новая страница.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Астапенко М. П. История Донского края / М. П. Астапенко, Е. М. Астапенко. – Ростов на-Дону: Мини-Тайп, 2005.
- Асташкин Н. С. Трагедия и фарс: современное казачье зазеркалье. — Ростов-на-Дону, 2009
- Горбунова Н. В. Возрождение казачества юга России: государственная политика и эволюция форм самоорганизации: [монография]. — Ростов-на-Дону, 2015
- Золотарев И. И. Казачье самоуправление на Дону: (Ист. исследование). — Ростов н/Д, 1999
- Каппелер А. Казачество. История и легенды: монография / А. Каппелер; пер. с нем. Н. Мининкова. – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2014.
- Кислицын С. А. История Донского края. (XX век) / С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына. – Ростов на-Дону: Донской издательский дом, 2004.
- Кожанов А. П. Донское казачество в 20-х годах ХХ века: [учебное пособие по спецкурсу].- Ростов-на-Дону, 2007
- Колесников Г. На степных просторах. – Ростов на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1983.
- Малыхин К. Г. История Донского края, Москва – Ростов на-Дону: Март, 2006.
- Озеров А. А. Донские казаки: проблемы возрождения и перспективы развития: [исслед. и док.]. — Ростов-на-Дону, 2003
- Проблемы казачьего возрождения: Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 1996
- Сергеев В. Н Движение за возрождение казачества: учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону, 1993
Викторина «Одежда казака»
Ответственный: Олейник Н. А.