Исторический портрет «За Русь святую, за землю русскую!»

Уважаемые читатели!

В рамках XXV Димитриевских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в честь 800-летия со дня рождения  прославленного полководца и талантливого государственного деятеля князя Александра Ярославовича Невского Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова проводит виртуальный исторический портрет «За Русь святую, за землю русскую!».

Александр Невский – русский национальный герой. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения.

При рождении его назвали Александром; после смерти — Солнцем земли Суздальской. Русская Церковь причислила его к лику святых. Народ назовет его Невским. История — «Заступником земли Русской».

Слава выдающегося полководца Александра Невского была велика уже при жизни. Но после смерти его стали почитать как святого, заступника земли русской. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Князю было суждено в тяжелейший, переломный момент истории отечества деяниями своими предопределить, сумеет ли Русь сохраниться, как государство, уцелеет ли род славянский или исчезнет, как многие до него.

Он умер при загадочных обстоятельствах, возвращаясь из последней поездки в Орду. Какие еще тайны навсегда унес с собой в могилу великий воин, дипломат и правитель?

Присоединяйтесь, будем говорить о Руси, о Вере, о герое Александре Невском!

Среди святых Православной Церкви есть люди разного возраста, звания, профессий. И в числе их – большое количество воинов, так как это звание требует особого мужества и самопожертвования, требует свой христианский и гражданский долг ставить выше временной земной жизни. Святые первых веков – великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, мученики Феодор Тирон и Андрей Стратилат и его дружина, начальник императорской гвардии мученик Севастиан, святые сорок мучеников Севастийских и многие, многие другие.

На Руси самыми первыми святыми были князья и воины. Накануне принятия Крещения, когда были еще последние колебания, от рук язычников пострадали в Киеве воин-христианин Феодор Варяг и его сын Иоанн. А после Крещения сколько правителей Руси (а все они сами в  те времена водили свои войска на битвы) были канонизированы! Равноапостольный Владимир, благоверный князь Мстислав Храбрый, мученики Борис и Глеб, князья-мученики Георгий Владимирский, Роман Рязанский, Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Димитрий Донской…

Но среди всей это плеяды звезд имя благоверного князя Александра Невского  можно назвать самой крупной  и сияющей.

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

https://www.youtube.com/watch?v=VyKTv6hLRAk

«Святой витязь земли русской: от рождения до канонизации»

Князь Александр родился в 1220 году, в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого. Всего в этой семье выросло 9 сыновей и три дочери.

В Киевской Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики взрослели быстро, им нужно было учиться воинскому искусству. Александр уже в 4 года пройдет обряд посвящения в воины. Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после нее мальчик получил титул княжича.

Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль.

Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново.

Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора (своего старшего сына) и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской “вольницей” и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль.

На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор.

В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр.

Новгородское княжение Александра

Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру).

Единственным властителем в княжестве остается Александр, которому на тот момент исполнилось только 11 лет. Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца.

Участие в боевых походах

Биография Александра Невского – это жизнь настоящего воина, полководца. Родители назвали маленького княжича в честь Александра Македонского, и он полностью соответствовал своему имени, вырос верным, стойким защитником Русской земли. Ярослав воспитывал сыновей на собственном примере, Александр не стал исключением. Свой первый совместный поход отец с сыном предприняли на город Дерпт, с намерением отбить его у ливонцев. Кровопролитное сражение принесло победу русскому войску. Ощутив вкус первой победы, Александр не останавливается на достигнутом, он сражается за Смоленск с литовцами, и вновь побеждает.

Правление Александра

В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. На тот момент ему было всего 15 лет.

Несмотря на свою юность, князь в это время много делает для Новгорода. Русской земле угрожают татары, Александр активно занимается укреплением и ремонтом городских стен. На берегах реки Шелонь он строит несколько крепостей.

А между тем он жил в трагические и ужасные времена, когда Русь была словно бы обречена на развал и уничтожение.

В 1238 году, когда князю Александру было только 18 лет, татаро-монголы уже громили сердце России, их полчища сожгли новую столицу – Владимир. Великий князь Всея Руси святой Георгий Владимирович, родной дядя Александра, принял мученическую смерть в неравном бою на реке Сити. В 1240 году татары взяли и полностью разорили древнюю столицу Руси – Киев, на 200 лет установилось татаро-монгольское иго, когда вполне официально верховным правителем (царем) Руси был татарский хан-язычник, а покоренным русским князьям оставалось только ездить к нему на поклон с огромной данью и выпрашивать ярлык на княжение в своих же собственных родных вотчинах! Чего же хуже? Дальше идти некуда – врагами разбиты обе столицы, убит Великий князь.

На вести о разорении всей Русской земли и о сожжении Киева  очень быстро отреагировала католическая Европа. Римский папа посчитал вполне уместным дать благословение на поход против русов шведскому войску именно в  1240! А что? Бояться-то больше вроде бы и некого. Окровавленная и обезлюдевшая Русь лежит в руинах, заслонив своей грудью так называемый цивилизованный мир Европы от нашествия диких кочевников!

Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции. Указания римского престола были ясны и понятны: искоренить Православие на Руси, окатоличить ее, начиная с северной части огнем и мечом. Очень точно заметил по этому поводу Святейший Патриарх Кирилл: «Татары отбирали у русских только кошелек, а шведы и немцы хотели отобрать душу».

Князь Александр Невский, юный воин 20-ти лет, перед боем молился в Новгороде в соборе Святой Софии и взял благословение у архиепископа Новгородского Спиридона.

Битва со шведами на Неве

Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!».

Собрав небольшую дружину, Александр не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход. По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числ». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек.

Это была не спонтанная битва молодого князя, он действовал очень расчетливо, опираясь на данные разведки и собственный опыт. В бою произошло знаменитое сражение юного Александра с предводителем шведов, Ярлом Биргером. Могучим ударом копья русский богатырь сумел поразить крестоносца. Шведы, оставшиеся без предводителя, не устояли под напором русского войска, и были разбиты наголову.

Александр Невский битва ярла Биргера

Дружина Александра вернулась в Новгород. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский.

Однако хитрые новгородские бояре вовсе не радовались укреплению влияния Александра Невского.

Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Зимой 1240/41 года князь вместе с матерью, женой и «своим двором» (то есть войском и княжеской администрацией) уехал из Новгорода во Владимир, к отцу, а оттуда — «на княжение» в Переяславль. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства.

Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев.

В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» (эстонцами) захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье.

Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.

Ледовое побоище

Весной 1242 года Новгороду угрожали уже немецкие рыцари Ордена меченосцев/ оккупировавшие земли Прибалтики. И теперь надо заметить: поход рыцарей на Русь, война с ними носила полностью религиозный характер! Рыцарские полумонашеские-полувоенные Ордена всегда и везде преследовали одну цель: насилием навязать католичество, все население завоеванных земель подчинить власти папы римского.

С ног до головы закованные в железо рыцари на закованных железом конях двигались вперед с неумолимым натиском, убивая, сжигая и порабощая все на своем пути.

Что мог им противопоставить 22-летний военачальник, сын русского народа, большая часть которого только что была покорена татарами и находилась под жестоким игом язычников?

Но Александр снова прибегает в молитве к Богу, снова собирает дружину и ополчение. Он был великолепным стратегом и тактиком, умело использовал против врагов особенности северных водоемов. Беспроигрышная немецкая тактика «свиньи» на этот раз не сработала, Невский взял немецкую свинью в «клещи». Битва происходила на озере, ледяной покров которого в это время был уже тонким. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед. С флангов их атаковала русская конница, она и завершила разгром иноземцев.

Русское войско наголову разбило ливонских рыцарей, многие из них в своих тяжелых латах ушли на дно Чудского озера.

Александр Невский во главе Ледового побоища

Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории.

Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру:

«Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите».

В 1245 году Александр со своими воинами освобождает Торжок, Бежецк, Торопец, которые были захвачены войском Великого Княжества Литовского. Затем княжеская дружина, не опираясь на поддержку новгородцев и владимирцев, настигла и разбила жалкие остатки литовского войска. Возвращаясь в Новгород, Александр предпринял еще одно сражение – уничтожил литовское воинство, которое он обнаружил под Усвятом.

К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».

На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно:

«И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона».

Карта походов Александра Невского

Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы.

Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати».

В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия (провозглашенного в 1259 году новгородским князем) «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой.

Отношения с Ордой

После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи («к Кановичам», как говорили на Руси). Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» (то есть Южную Русь). Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.

Великий князь Александр, имя которого уже гремело в Западной Европе, всю свою жизнь вынужден был проводить в великих стеснениях и унижениях. Орда умела ценить воинские таланты. Хан дал право старшинства на Руси Александру. Но даже ярлык на великое княжение русский военачальник-христианин должен был получить из грязных рук дикого кочевника, низко кланяясь. И вынес он все это благодаря вере и христианскому смирению. Александр твердо знал, что без воли Божией в жизни людей и целых народов ничего не совершается. Бог в наказание русским поставил над ними царем хана. Именно потому следует смириться и поклониться татарину.

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.

https://www.youtube.com/watch?v=hy5YOGQxPv4

Переговоры с папским престолом

Не в дверь, так в окно, а если отбили из одного окна – так лезть в другое. Этого принципа придерживались римские папы. Убедившись, что методом военной агрессии латинство насадить не удалось, папа Иннокентий IV прислал к благоверному князю Александру двух ученых кардиналов, чтобы они склонили его отступить от Православия. Но Александр, кратко изложив им основные вехи церковной истории, сказал, что от них, от папских послов учения не примет.

Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря:  «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический.

Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси.

Личная жизнь

Когда Александру было 18 лет, он женился на Александре Брячеславовне, дочери полоцкого князя. Венчание молодых прошло в Торопце.

Через год в княжеской семье появился первый ребенок – Василий. После первенца родилось еще трое сыновей – Дмитрий, Андрей, Даниил и дочь Евдокия.

Последние дни Александра

В конце 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду.

«Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке), чтобы отмолить людей своих от этой беды».

Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год.

Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался.

Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.

Святой Александр был канонизирован в царствование Иоанна Грозного.

Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя:

«Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Перенесение мощей

На берегах Невы спустя около 500 лет после кончины святого Александра императором Петром I были одержаны новые блестящие победы над старым врагом России — шведами. Здесь в 1703 г. было положено начало новой столице Русского государства, а в 1717 г. и новой русской святыне — Александро-Невской лавре.

Император Петр I желал, чтобы из Владимира перенесены были в С.-Петербург мощи благоверного князя, и как только Россия почувствовала себя прочного в новозавоеванном крае, было сделано распоряжение о перенесении мощей.

Император сам составил подробный указ о том, как совершить это перенесение, и сам внимательно следил за устройством новой обители и храма, где должны были быть положены святые мощи благоверного князя Александра. Но войны со шведами и турками замедлили исполнение этого распоряжения и только уже в 1723 г. преступлено было к его исполнению.

Торжественно проводил Владимир свою достопамятную святыню, около пяти веков составлявшую драгоценное украшение этого древнего града.

С 10 на 11 августа во всех храмах было совершено всенощное бдение, а наутро божественная литургия. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, отправилось в Рождественский монастырь, и после молебствия рака со святыми мощами на руках священнослужителей была вынесена из храма и проведена за город.

17 августа мощи благоверного князя были с еще большею торжественностью встречены в Москве, а затем церковная процессия направилась через Тверь и Новгород в С.-Петербург.

Перенесение мощей благоверного князя Александра представляло собою общерусское торжество. Во всех городах и селениях совершались богослужения, толпы народа на всем пути сопровождали святыню.

В Санкт-Петербург предполагалось внести святые мощи 30 августа, в день, в который праздновался недавно перед этим заключенный со шведами Ништадтский мир. Но дальность пути не дала возможности осуществить точно этот план, и только уже 1 октября святые мощи прибыли в Шлиссельбург. По распоряжению императора они были поставлены в тамошней соборной церкви Благовещения и перенесение их в С.-Петербург было отложено на 30 августа (12 сентября) следующего (1724) года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге отличалась особенною торжественностью. Император со свитою прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, Государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. В сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли раку святых мощей. Колокольный звон и пушечная пальба увеличивали торжественность. Мощи были поставлены в церкви, посвященной благоверному князю.

На другой день в Александро-Невской обители продолжалось торжество: Государь раздавал присутствовавшим план предположенных в монастыре построек.

В 1724 г. был установлен и новый праздник — 30 августа (12 сентября по новому стилю), по случаю перенесения мощей благоверного князя из Владимира в С.-Петербург.

Так исполнилось заветное желание царя. Ему не удалось закончить начертанный им план устройства новой обители: через полгода после этого торжества Петр скончался.

Но преемники Петра завершили начатое им. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, устроила великолепную серебряную раку, в которой почивают и ныне святые мощи. Императрица Екатерина II на месте старого собора повелела построить новый, и 30 августа 1790 г. произошло освящение нового храма и перенесение в него мощей благоверного князя.

Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России

5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами:

«Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».

По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай.

«А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».

Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России:

«Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».

Как утверждает митрополит Кирилл  вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи». Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью:

«В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»

Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»:

«Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный».

Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым.

«Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»

(Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение»)

Память о святом защитнике Руси Александре Невском живет в российском народе. И не только помним мы о защите веры и Отечества на поле брани, но и о его глубоком смирении в тяжелые времена татарского ига.

         Ветер выл взволнованный и резкий,

         Снег кружил по городской стене,

         Возвращался Александр Невский:

         Дань платил он Золотой Орде.

         Сердце переполнила отрава,

         Горечью к гортани подступила,

         Где же эта неземная слава,

         И вернуть бы неземную силу…

         Серые глаза сияют болью,

         Для родной страны

         Спасеньем, солью

         Князь был в эти пасмурные дни.

         Как войска небесные сражались

         В той Ледовой и жестокой битве!

         Но уже без них, без них остались

         И уста твердят, твердят молитвы.

         Возвращаясь из Орды,

         Скончался в схиме

         И ушел к нездешнему покою

         Александр, свое оставив Имя –

         На Руси надежное, святое.      (Галина Сиротинская)

Выдающийся полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, великий князь Александр Невский был мудрым правителем и опытным дипломатом. Политический путь, выбранный им, не позволил исчезнуть Руси, и на многие века определил вектор развития нашего государства.

Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге

«Александр Невский» — советский художественный исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище). Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.

Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков»

«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» (1938)

Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Композитор: Сергей Прокофьев

Актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Василий Новиков

Мы подготовили для вас видео-презентацию «Он нес Руси святое знамя», посвященную жизни и героическим деяниям князя Александра Невского. Приятного просмотра!

Приглашаем вас принять участие в викторине «Святой витязь земли русской», ответить на вопросы которой вы сможете, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

При подготовке мероприятия были использованы ресурсы интернета:

Александр Невский – ключевая фигура русской истории https://topwar.ru/131525-aleksandr-nevskiy-klyuchevaya-figura-russkoy-istorii.html

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/

Александр Ярославич Невский https://biographe.ru/politiki/aleksandr-nevskiy/

Князь Александр Невский https://istoriarusi.ru/udel/aleksandr-nevskiy.html

7 подвигов святого Александра Невского http://dimitri.moseparh.ru/2019/12/05/7-podvigov-svyatogo-aleksandra-nevskogo/

Фото из открытых источников интернета

Спасибо за внимание! До новых встреч!