Экскурс в искусство «Прекрасен танца разговор»   (к Международному дню танца)

Танец – один из самых волнующих, самых возвышенных и прекрасных искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь. Он отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством движений своего тела.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Дата 29 апреля была выбрана потому, что в этот день в 1727 году родился французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, реформатор и теоретик хореографии. Его по праву считают отцом современного балетного театра, который Новерр считал таким же важным и самостоятельным, как и драматический театр.

По задумке основателей, Всемирный день танца должен соединить все танцевальные стили в единую форму искусства. Танцы не имеют языкового барьера, поэтому именно они стали “мостом”, соединяющим разные культуры. С их помощью во все страны несется призыв к преодолению политических, культурных и этнических границ. Обычно, один делегат из мира хореографии танцует “танец-послание”, который напоминает смысле этого дня.

Послание к Международному дню танца 2024 года от Марианелы Нуньес, Аргентина

«Чтобы творить историю, одной памяти недостаточно. А история театра, как и история каждого из нас, — это еще и история других людей. История других, история того, как такое искусство как танец мигрировало и развивалось в разных широтах. Стены Королевского балета хранят фотографии, повествующие об этом путешествии, история призывает своих героев и танец в Аргентине сияет каждым из этих имен. Часто официальные организации погружаются в молчаливую анонимность, без лиц и фамилий, избегая встречи с эхом прошлого. Организации, продвигаемые и поддерживаемые ITI-ЮНЕСКО, такие как Аргентинский совет танца, выступают в роли стены, которая препятствует забвению.

Я вместе со всеми вами стремлюсь спасти и возродить историю мастеров, художников и хореографов, которые обогатили мир танца и заслуживают того, чтобы о них узнали будущие поколения. Пусть все мы знаем, что мы не просто зрители, а наследники традиции, выкованной с искусством, достоинством и жертвенностью, что питает наш путь призванием и любовью к красоте. Хотя будущее и настоящее привлекают наше внимание, без прочного фундамента прошлого, без плодородия нашей земли танцевальное дерево не сможет цвести. Корни — это традиции и в то же время… наше питание.»                   

Танец — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте. Прежде всего, особенности танца зависят от религиозных верований, присущих определённому народу. Так как в основном танцы были составной частью обрядовой деятельности. Поэтому политические и социальные изменения также отражались на развитии этого вида искусства. Стиль танцев в определённые культурные эпохи зависел не только от развития человечества, но и от развития других видов искусства. Возникновение новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев, или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец – древнейший вид искусства. Первобытные люди использовали танец для привлечения духов, а современный человек танцует для удовольствия. На протяжении столетий менялись тенденции, стили и техники

Танцы в Индии

Индия считается страной с богатой историей танцев. До наших дней дошло два вида танца: Нритта и Нритья. Нритта – танец, который исполняют легко и непринужденно, в приоритете движения рук. Здесь полностью отсутствует драма, это всего лишь способ веселья. А нритья – танец, имеющий определенный сюжет, историю. Танцор все свои эмоции передает через мимику, жесты. Во время исполнения нритьи могут читаться стихи, какие-то отрывки.

В Индийской культуре танец также является частью ритуала, который проводят в храмах или площадях. Индийцы верят, что так могут обращаться к Богам.

Азиатские танцы

В странах Азии, Японии и Китае, искусство танцев развивалось очень активно на протяжении всей истории. Изначально танец был частью ритуалов, девушки-танцовщицы считались жрицами.

Танец в Древнем Китае с использованием веера

Позже искусству стали обучаться все желающие. На дальнем Востоке танец – целая история, ведь он нераздельно связан с театром.

Танцы в Средневековье

В период Средневековья возникло мнение, что танец – часть язычества, именно поэтому культура танцев развивалась не так быстро. Однако в XVI веке стала активно развиваться светская жизнь, поэтому возникло направление светских танцев. Чаще всего светские танцы исполняли в кругу, выстраивая хоровод. Танцоры держались за руки и синхронно исполняли движения ногами: шаг влево, шаг правой ногой, заслоняя левую. К светским танцам относятся: кэрол, бассе, танец яйца, шотландский танец и т. д. В качестве музыкального сопровождения использовались лютни и барабаны.

Танцы в эпоху Возрождения

В XVII веке кардинально изменилось отношение к танцам: теперь это искусство стало частью светской жизни наравне с ездой на лошади, владением шпагой и так далее. Именно в эпоху Возрождения была создана первая балетная школа, появилась такая профессия как хореограф.

Танец разделился по слоям общества. Народные танцы оставили непринужденный, грубоватый характер, а стиль светских танцев стал более торжественным и даже чопорным.

Танцевальное искусство уже давно стало частью нашей истории. Танец развивался очень активно, сначала он выполнял важную роль во время ритуалов, а позже стал способом развлечения.

Любопытные факты. Дольше всех в мире длился (беспрерывно) танец индианки Каламандалам Хемаленте – 123 часа 15 минут. Результат зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, Что же такого удивительного в фигуре французского танцовщика? Начав свою карьеру при дворе Людовика 15, Новерр завоевал общее признание своими новаторскими для того времени нововведениями: в первую очередь он буквально снял с несчастных танцовщиков фижмы, пышные юбки и неудобные камзолы. Это придало их движениям большую легкость и раскованность. К тому же, Новерр добавил в чинный и церемонный танец придворных артистов целую серию изысканных движений (которые, кстати, было невозможно делать в традиционной одежде). Талантливый француз практически одушевил балет, наглядно показав, какая бездна лежит «между механическим танцем ремесленника и гением артиста».

Новерр написал множество теоретических трактатов по балетным постановкам, тем самым став основателем главных принципов балетного танца. Особенно знаменита его теоретическая работа «Письма о танце и балетах», опубликованная в 1759 году. Знатоки и профессионалы всерьез считают этот труд библией для начинающих танцоров.

Интересен и тот факт, что Новерр первый пришел к мысли, что танец вполне может существовать отдельно от оперы (традиционно балет был только дополнением к выступлениям певцов), поэтому он стал первым, кто начал ставить танцевальные спектакли на основе интересных для зрителя тем. Балеты Новерра получили полноценный сюжет и разыгрывались персонажами с жизненными и узнаваемыми характерами.

поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

В 1996 году с традиционной речью о величии балета к миру обратилась наша знаменитая соотечественница Майя Плисецкая. Ее выступление можно свести к одной простой фразе: пожалуй, не хватит слов, чтобы выразить красоту танца. Красоту танца может выразить только танец!

Легенды балета

Искусство танца – это не то только талант и великое мастерство, но и способность передать в движении мысли и чувства, которые завораживают зрителей и наполняют жизнь особым прикосновением к неизведанному миру человеческих траекторий. Являясь одним из древнейших проявлений народного творчества, танец возник как выражение сильных эмоций. С помощью движений мы можем видеть и чувствовать музыку.

И, как говорил легендарный танцовщик и хореограф Жак д’Амбуаз – покоритель балетного Эвереста: «Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти».

Авдотья Истомина

История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.

Матильда Кшесинская

Полька по происхождению, она всегда считалась русской балериной. Матильда родилась и выросла в семье Феликса Кшесинского, артиста балета Мариинского театра Санкт-Петербурга.

После окончания Императорского театрального училища девушка попала в труппу Мариинского театра, где прославилась неподражаемым исполнением ведущих партий в балетах «Спящая красавица»,  «Щелкунчик», «Эсмеральда».

Ее совершенная пластика рук, которая присуща русской балетной школе, органично сочеталась с техничностью ног. Это всегда было преимуществом итальянской балетной школы. Чтобы достичь и этой вершины, Матильда несколько лет брала частные уроки у знаменитого танцовщика и педагога Энрико Чеккетти.

После прихода к власти большевиков Кшесинская уехала в Париж, где открыла балетную студию. В 1936 году на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» было организовано ее прощальное выступление. Хотя Кшесинской в то время было уже 63 года, она исполнила русский танец из «Лебединого озера».

Нижинский Вацлав

Выдающийся русский танцовщик и хореограф. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре. Нижинский был кумиром всей Европы, он стал одним из первых творцов нового экспрессионистского балета. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками. Многим казалось, что танцор замирает в воздухе. Публика и критики восхищались не только его превосходной техникой и парящим прыжком (за который его называли человеком-птицей), но и необыкновенным даром актерского перевоплощения. Сара Бернар назвала его «величайшим актером в мире». В составе «Русских сезонов» он создал новаторские и порой шокирующие постановки. Несмотря на непродолжительную карьеру, Нижинский реформировал мужской танец и балет. У него был замечательный дар перевоплощения и незаурядные мимические способности. На сцене от Нижинского исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив. Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.

Анна Павлова

Она была прима-балериной Мариинского театра, выступала в Европе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса. Сейчас может показаться удивительным то, что хрупкость и вытянутые пропорции Павловой на заре её карьеры считались недостатком балерины (в училище её заставляли толстеть, тогда как сейчас юные балерины наоборот истощают себя, чтобы стать такими, какой Анна Павлова была от природы). Павлова вернула на мировую сцену романтический идеал балерины — лёгкой и воздушной, почти эфемерной. Она позировала Серову, Баксту и даже была законодательницей европейской моды.

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике. В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

На протяжении всей своей долгой сценической карьеры Галина Уланова поражала зрителей невероятным погружением в образ, каждое движение, каждый жест и взгляд балерины были подчинены рисунку роли. Во время гастролей Большого театра в Лондоне публика, поражённая балетом «Ромео и Джульетта» (в котором 46-летняя Уланова танцевала заглавную партию), подняла на руки и понесла машину с балериной.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Марис Лиепа

Когда на сцену выходил Лиепа, то своим танцем он затмевал партнерш. Казалось бы, его партия предопределена тем, что делает балерина. Но Лиепа всегда проявлял особенную мужественность, не свойственную его коллегам по цеху. Он вел танец решительно, мощно. Лиепу и воспринимали на сцене как мужчину, а не как ассистента прима-балерины.

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику. В её танце невероятная харизма и характерность сочеталась с лиричностью и грацией, а великолепный прыжок (один из них — прыжок «кольцо» — она придумала сама) дополнялся красотой и пластичностью рук.

Выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием. Еще до выпуска из училища Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре. Очень быстро став известной, она создала неповторимый стиль — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного движения и хореографического рисунка в целом. Балерина обладает редким талантом трагедийной балетной актрисы, феноменальным прыжком, выразительной пластикой и острым ощущением ритма. Ее исполнительской манере присущи техническая виртуозность, выразительность рук и сильный актерский темперамент. Плисецкая — первая исполнительница множества партий в балетах Большого театра. С 1942 года танцует миниатюру M. Фокина «Умирающий лебедь», ставшую символом ее неповторимого искусства.

Как балетмейстер Плисецкая поставила балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», исполнив в них главные роли. Снялась во многих фильмах-балетах, а также в художественных фильмах как драматическая актриса. Награждена многими международными премиями, в том числе Премией имени Анны Павловой, французскими орденами Командора и Почетного легиона. Ей присвоено звание доктора Сорбонны. С 1994 года в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой.

Рудольф Нуриев

Юный Нуреев, вопреки запрету отца танцевать, всем сердцем мечтал заниматься этим всю жизнь. В 17 лет его, несмотря на возраст, приняли в Ленинградское хореографическое училище. Он стал солистом Мариинки … в 20 лет! Современники отмечали его артистизм, харизму и невероятный талант. В 1961 году, во время гастролей Кировского театра в Париже, Нуреев отказался вернуться в СССР, став первым «невозвращенцем». Он блистал в главных партиях на сценах Дании, Франции, Англии, Австрии и Америки. В танце Нуреева отличала порывистость движения и прыжка и невероятная харизма, благодаря которым он стал одним из величайших танцовщиков балета.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии. В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. В Америке Барышников не только блистал как танцовщик, но и играл в театре, выступал на Бродвее и даже снимался в кино (в 1978 был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Поворотный пункт). Несмотря на небольшой рост, Барышников превосходно исполнял главные партии в спектаклях, отточенная техника и лёгкость сочетались с драматическим талантом и харизмой.

Со времени своего появления балет претерпел немало изменений. Сегодня в его хореографии используются техники современного и джаз-танца, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств. Происходило это не само по себе, а силами танцоров, многие из которых после завершения сценической карьеры становились хореографами.

В последнее время стало модно танцевать. Современная индустрия развлечений, в частности, танцевальная индустрия, стали мощным оружием психологического воздействия. Большое количество взрослых людей пошли в клубы, школы танцев, танцевальные коллективы и др., чтобы научиться танцевать. Многие родители повели детей, чтобы воплотить свои мечты. Танец может стать смыслом жизни, ведь он помогает раскрепоститься и приобрести гармонию с самим собой. Это помогает человеку приобщиться не только к определённому виду искусства, но и к определённой культуре в целом. А значит танец – это средство понимание культуры и приобщения к ней.

Основная задача Международного дня танца — объединение всех направлений танца и чествование этой формы искусства. Танец способен преодолевать все этнические, культурные и политические границы и объединять людей во имя мира и дружбы, ведь он позволяет жителям разных стран говорить на одном языке — языке танца.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!