После выхода в свет книги «Тимур и его команда» в СССР появилось добровольческое движение – тимуровцы. Вступить в его ряды мечтали, за редким исключением, все ребята страны. О подобных организациях писали в свое время Макаренко, Паустовский, но лишь замысел Гайдара претворился в жизнь.
Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции. Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.
Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда» про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт. Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства.
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай, когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
«Взялся сделать — сделай хорошо», — говорил главный герой повести «Тимур и его команда». Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара вызвала невероятный резонанс.
Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.
Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.
Затем такие отряды возникли по всей стране. Порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.
Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.
Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай. Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ. А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.
В военный период в челябинском городе Пласт самоорганизовалась команда из двух сотен подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова. Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.
Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, политинформация и идеологическая работа, проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.
За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тимуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.
Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое СССР покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но, если вдруг отключали свет — сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз. Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.
Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным. Об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.
Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943 . Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань — Сталинград». На судне в качестве груза — подарки, которые были собраны тимуровцами
В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.
После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.
Добровольчество возродилось лишь в период оттепели в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.
В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.
В 1970-х при редакции журнала «Пионер» был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.
Развал Советского Союза привел к ликвидации тимуровского движения.
Однако желание помогать невозможно искоренить. Спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны. Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.
Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее увлечение. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение. Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. По книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать в современных условиях, поддерживать его, развивать.
К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – добровольцы покоряли Север, строили БАМ, осваивали целину. Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах, возрождаются поисковые отряды, патриотические движения. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение продолжателей традиций тимуровцев.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли -думайте и творите Добро!
Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.
Ребята, кому не безразличны чужие проблемы, таких сейчас называют волонтерами или современными «тимуровцами». Они готовы помочь, поддержать незнакомых людей, а самое главное, что они это делают от всей души и при этом не требуют вознаграждения.
На любом историческом этапе развития российского общества важно правильно воспитывать молодежь, используя педагогический опыт предшественников, популяризируя достойную литературу, кинематографические шедевры, для того чтобы иметь социальную армию достойных молодых добровольцев, готовых пожертвовать своим благополучием, спокойствием и прийти на помощь тем, кто в этом особенно нуждается.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!