Калейдоскоп интересных судеб «Аркадий Гайдар – командир читательских сердец»

Уважаемые читатели!

22 января исполняется 120 лет со дня рождения Аркадия Голикова — писателя, сценариста, журналиста и военного корреспондента. В историю литературы и всей советской культуры он вошёл как Гайдар.

Мероприятие было посвящено жизни и творчеству А.П. Гайдара. Обучающиеся МБОУ «Школа №3» узнали, что

на произведениях Аркадия Петровича выросло не одно поколение читателей. Герои его книг учили доброте, милосердию, взаимовыручке, учили честно жить, много трудиться, любить и беречь свою Родину.

Аркадий Голиков (настоящая фамилия автора) родился в городе Льгов недалеко от Курска​. Его отец, Петр Голиков, преподавал в начальном училище при сахарном заводе. Он первым из семьи получил образование: дед будущего писателя был крепостным крестьянином. Мать, Наталья Салькова, принадлежала к роду служилых дворян и была дальней родственницей поэта Михаила Лермонтова​. У Аркадия были теплые отношения с родителями. Мать по вечерам читала детям книги, отец часто рассказывал истории о жизни крепостных крестьян.

Биография Аркадия Гайдара похожа на роман о трудных, страшных и великих временах.

Аркадий отличался необыкновенной памятью, мог запоминать и цитировать наизусть тексты целых книг.          По словам Гайдара, ему особенно нравилось творчество Николая Гоголя, Марка Твена и Чарльза Диккенса.

В 1918 году в возрасте 14 лет Голиков вступил в партию большевиков и начал работать в газете «Молот».

В том же году его призвали в Красную армию, он стал адъютантом командира рабочего батальона. В 1919-м окончил Киевские командные курсы и в 15 лет был назначен командиром роты. Полк ему доверили в 17 лет после получения второго военного образования в школе «Выстрел».

Голиков участвовал в боевых действиях на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи. В 1922 году принимал участие в жестоком подавлении повстанческого движения в Хакасии.

Но тут на него стали поступать доносы, его обвинили в совершении преступлений. Голиков был вызван в Красноярск для дачи объяснений, его исключили из партии, сняли с должности и направили на психиатрическое освидетельствование. После случившегося — демобилизовали, поставив диагноз «травматический невроз».

Оказавшись вне армии, Аркадий Петрович посвятил себя литературной деятельности. Стал издавать свои произведения под псевдонимом Гайдар и вскоре стал знаменитым.

С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар рвался на фронт, но 37-летнего писателя не брали в армию по состоянию здоровья. Навстречу ему пошли в редакции газеты «Комсомольская правда» и 21 июля 1941 года военный корреспондент Аркадий Гайдар отправился на Юго-Западный фронт. Он много ездил по стране, встречался со многими людьми, вел насыщенную жизнь. Свои книги он писал на ходу, в поездах, в дороге. Твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в тетрадях. До того, как 15 сентября немцы замкнули кольцо окружения вокруг советских войск под Киевом, он успел написать с фронта несколько репортажей. Считается, что писатель добровольно отказался от места в одном из последних самолётов, на котором можно было эвакуироваться. В конце сентября Аркадий Гайдар присоединился к партизанскому отряду, сформировавшемуся из окруженцев и местных жителей. Он знал, как применить военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным, как сберечь силы в трудном походе, как вовремя прийти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть. 26 октября 1941 года группа партизан, отправившись за провиантом, переходила железнодорожную насыпь у села Лепляво, что южнее Канева в Черкасской области, и наткнулась на немецкий пулемётный расчёт. Шедшего первым Гайдара срезало очередью, остальным партизанам удалось скрыться. Похоронили писателя-солдата на месте гибели, у полотна железной дороги.

Творчество Аркадия Гайдара

В 1929 году вышла «Школа» – повесть с элементами автобиографии, которая принесла Гайдару большую популярность. Она была трижды экранизирована. Следующими заметными работами стали «Сказка о Военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твёрдом слове», вышедшая в 1933 году, повесть «Судьба барабанщика» и рассказ «Чук и Гек». Тогда же писатель удостоился признания на государственном уровне – его наградили орденом «Знак Почёта».

Подлинную общесоюзную известность Аркадию Гайдару принесла повесть «Тимур и его команда», написанная и опубликованная в предвоенном 1940 году. Впоследствии книга выдержала около 300 изданий, была переведена на 75 языков, трижды экранизировалась.

Историю про Тимура Гайдар придумал незадолго до войны. В нем собраны воедино лучшие качества пионера: высокое чувство любви к Родине, желание помогать людям, простота и одновременно пыл активиста.

Литературный  образ Тимура —    собирательный. Хотя многие склоняются к мнению, что прототипом вожака отряда стал сам писатель. Аркадий Гайдар, будучи мальчишкой, был командиром Красной Армии.

Писатель говорил, что сюжет повести ему подсказали сами дети. Гайдар хотел показать читателям, как ведут себя мальчишки в необычных или трудных жизненных обстоятельствах. В основу он взял не выдуманную историю, а свою собственную. Когда-то в детстве Аркадий, так же, как и Тимур, создал отряд из друзей. Автор, будучи подростком, старался оказать помощь всем, кто в ней нуждался. Теперь, став взрослым, он мечтал о том, что тысячи девчонок и мальчишек последуют примеру Тимура.

Главный герой повести воплотил в себе лучшие черты советских пионеров. В нем сочетаются простота и героизм, милосердие и забота о людях. Его действия четкие и последовательные, а стойкость характера позволяет добиваться поставленных целей. «Гордый и горячий командир» сумел объединить ребят одного возраста для помощи беззащитным и борьбы с безнравственными людьми.

После того, как книга вышла в печати, в стране зародилось движение молодых людей, которые стали подражать тимуровцам. Они также помогали тем, кому помощь была необходима. Ни одно произведение советских писателей не получало так быстро столько поклонников среди подростков. Доброта, милосердие забота о других людях — главные нравственные качества, которые проявляются у главных героев книги. Именно этим принципам следовали школьники, ставшие тимуровцами.

Число проявивших в годы Великой Отечественной беспримерное мужество и патриотизм советских детей и подростков, вошедших в историю под общим названием «пионеры-герои», точному учету, увы, не поддается. Слишком многие из них погибли, оставшись неизвестными нам. Впрочем, если даже вести речь только о тех, чей героизм был отмечен правительственными наградами, счет идет на десятки тысяч! Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков… И сотни тысяч других маленьких героев Великой Войны – все они были, по сути дела, «воспитанниками» Аркадия Гайдара.

Полушутливое прозвище «всесоюзный вожатый» дал ему Самуил Маршак, после того, как по всему Советскому Союзу развернулось мощнейшее тимуровское движение. Не имевший никакого педагогического образования, Гайдар одной своей трилогией «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура сделал то, что зачастую не под силу мощнейшим государственным организациям с многомиллионными бюджетами. Первый тимуровский отряд возник в 1940 году в подмосковном Клине (где и была написана повесть), а через год количество тимуровцев в СССР шло уже на миллионы! Когда разразилась война, именно эти мальчики и девочки заменили ушедших на фронт взрослых. Более того – по оценкам многих историков, именно данный Гайдаром в его повести пример самоорганизации подростков без участия взрослых, породил массу партизанских отрядов и подпольных ячеек, где самым старшим бойцам было лет по 14-15. Мальчиши-кибальчиши Великой Отечественной – это вчерашние тимуровцы, выкованные пламенным словом Гайдара.В блокадном Ленинграде действовало 753 тимуровских отряда, в которые входило 12 тысяч человек! Замерзавшие, шатавшиеся от голода дети, под вражескими обстрелами и бомбежками каждый день спешили, чтобы помочь семьям фронтовиков, старикам, тем, кто уже не мог самостоятельно собрать топливо или получить продукты по карточкам.

В 1942 году были проведены первые Всесоюзные слеты тимуровцев, движение ширилось и крепло, становясь все более весомым подспорьем для фронта и тыла. Юные воспитанники «всесоюзного вожатого», не щадя себя, работали на заводах, в колхозах, в госпиталях, воевали и партизанили. Они ковали великую Победу и вклад тимуровцев в ее достижение переоценить невозможно.

В наше время произведение уже не так популярно, как раньше, но включение его в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования к самостоятельному прочтению, говорит о многом. Это значит, что несмотря на изменения в обществе, нравственные качества людей всегда будут стоять на первом месте.

Константин Паустовский дружил с Аркадием Гайдаром и вспоминал о нем с особой теплотой.

«О Гайдаре-писателе я говорить не буду. Книги его широко известны. О них написано много хороших и справедливых статей. Я хочу просто рассказать о том Аркадии Гайдаре, которого я знал и с которым дружил в последние годы его жизни.

Я написал слова «просто рассказать» — и понял, что это, конечно, совсем не так просто. Это очень трудно — воссоздать образ ушедшего от нас человека без всяких прикрас, без того, чтобы не изображать его сусальным и шаблонным героем.

Иные воспоминания о Гайдаре как раз грешат этим. За мишурой, за слащавым умилением исчезает подлинный Гайдар — человек сложный, временами трудный, во многом противоречивый, как большинство талантливых людей, но обаятельный, простой и значительный в любом своем поступке и слове.

Есть очень верное выражение: «В настоящей литературе нет мелочей». Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны, характерны, определяют целое и помогают наиболее резкому выражению идеи. Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя.

Я говорю это к тому, что как в настоящей литературе, так и в жизни настоящего человека нет мелочей. Каждый, даже как будто бы пустяковый поступок или вскользь брошенная фраза раскрывают перед нами его облик еще в одном каком-нибудь качестве.

Гайдар был настоящим и большим человеком. Поэтому каждая даже «как будто бы мелочь», связанная с ним, определяет новую черту его глубокой натуры.

В своих воспоминаниях я приведу несколько таких кажущихся мелочей, тех «малых капель вод», в которых все же отражается солнце.

Главным и самым удивительным свойством Гайдара было, по-моему, то, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг. Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом. Почти каждый день Гайдар был наполнен необыкновенными происшествиями, выдумками, шумными и интересными спорами, трудной работой и остроумными шутками.

Все, что бы ни делал или говорил Гайдар, тотчас теряло свои будничные, наскучившие черты и становилось необыкновенным. Это свойство Гайдара было совершенно органическим, непосредственным — такова была натура этого человека.

Он прошел по жизни, как удивительный рассказчик, трогавший до слез детские сердца, и вместе с тем как проницательный и суровый товарищ и воспитатель.

Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок.

Дольше всего мне пришлось прожить вместе с Гайдаром в селе Солотче, под Рязанью, в Мещерских лесах. Там он задумывал и писал некоторые свои повести и рассказы.

Писал Гайдар совсем не так, как мы привыкли об этом думать. Он ходил по саду и бормотал, рассказывал вслух самому себе новую главу из начатой книги, тут же на ходу исправлял ее, менял слова, фразы, смеялся или хмурился, потом уходил в свою комнату и там записывал все, что уже прочно сложилось у него в сознании, в памяти. И затем уже редко менял написанное.

Однажды мы возвращались с Гайдаром из Солотчи в Москву в маленьком поезде узкоколейки. Поезд погромыхивал среди глухих осенних лесов, и от позднего этого грохота выли, тоскуя, волки. Среди ночи Гайдар разбудил меня.

— Что мы видим на этой интересной картинке? — спросил он меня.

Но я ничего не видел, так как свеча в фонаре догорала и по вагону шатались длинные тени.

— Мы видим, — сказал Гайдар, — одного железнодорожного вора, который пытается вытащить из кошелки у доброй задремавшей старушки пару шерстяных сапог, называемых валенками.

Гайдар соскочил с полки, схватил за шиворот юркого человечка в огромной клетчатой кепке и сказал:

— Выйди вон! И если еще раз ты попадешься мне в руки, то…

Он любил делать все сам, любил все чинить, возиться с механизмами и, как мы подозревали по некоторым признакам, чувствовал бы себя совершенно счастливым, если бы ему удалось разобрать на части и снова собрать старые ходики, висевшие в баньке. Но так как это были единственные часы на весь дом, то Гайдар все же не решался взяться за эти часы и только то подливал воду в бутылку, привязанную к гире, то немного отливал, пока не заставил ходики идти совершенно точно.

О Гайдаре бродит по нашей стране много легенд. В основе их всегда лежит какое-нибудь подлинное происшествие с Гайдаром. Иной раз он сам создавал эти происшествия, эти легенды, чтобы поставить людей и себя в сложное и необыкновенное положение и найти из него остроумный выход.

Воображение у Гайдара не затихало ни на минуту. Часть его перелилась на страницы книг, а часть — и очень большую — своего могучего воображения он разбросал по всем дням своей жизни. Может быть, в этом и кроется причина такого обилия легенд о Гайдаре.

Однажды мы шли с Гайдаром по пустынной Массандровской улице над самым морем. Гайдар остановился — из соседнего сада слышались встревоженные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы, проведенной по земле для поливки. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран и спасти сад.

Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает мощное давление воды из последних сил, что ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

Потом Гайдар долго тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

Несколько раз потом Гайдар ходил и смотрел издали, из-за ограды, на этот спасенный им сад. Он был действительно прекрасен и стоял как густая охапка цветов, перехваченная маленькой каменной оградой.

Всего о Гайдаре не напишешь. Поневоле я должен ограничить себя этими беглыми воспоминаниями.

Он умер изрешеченный фашистскими пулями, умер, защищая свою родную милую страну. Он жил замечательным писателем и необыкновенным человеком и умер героем.»

Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/vstrechi-s-gajdarom.htm

Интересные факты

1. Аркадия Гайдара редко можно было найти в редакции. Если журналиста не отправляли в командировку, то он находил ее сам. Однажды в Архангельске Гайдар шел по набережной и разговорился с лесорубами, которые отправлялись на сплавные работы. Писатель так увлекся их рассказами, что попросил взять его работником на несколько недель. Гайдар вместе со всеми связывал бревна, жил в палатках, готовил пищу на костре, а затем написал очерк в газету. Детский писатель Рувим Фраерман вспоминал: «Гайдар на минуту выходит из дому, чтобы купить к мясу солёных огурцов, и возвращается через три недели. Но зато он приносит домой совершенно блестящий очерк о весеннем сплаве леса».

2. Аркадий Гайдар был азартным человеком и часто делал что-то на спор. Однажды вместе с друзьями он приехал в Рязанскую область​ на рыбалку. Стояла засуха, земля растрескалась, и писатели не могли найти червей для рыбной ловли. Тогда Гайдар предложил пари: к следующему утру он достанет не меньше трех консервных банок червей. Константин Паустовский​

 писал в воспоминаниях «Встречи с Гайдаром»: «Наутро Гайдар пришел к нам в сад, в баньку, где мы жили в то лето. Мы только что собирались пить чай. Гайдар молча, сжав губы, поставил на стол рядом с сахарницей четыре банки великолепных червей, но не выдержав, рассмеялся, схватил меня за руку и потащил через всю усадьбу к воротам на улицу. На воротах был прибит огромный плакат: «Скупка червей от населения».

3. Гайдар не писал свои повести за письменным столом. Он сначала проговаривал текст вслух: менял слова, исправлял. Потом снова произносил части произведения. И только затем записывал на бумагу. Константин Паустовский во «Встречах с Гайдаром» писал: «Если бы я мог вот так сидеть за столом, — сказал он мне однажды, — я бы уже написал целое собрание сочинений. Честное пионерское слово!».

4. Писатель помнил все свои произведения наизусть. Если Аркадий Гайдар устраивал публичные чтения, то рукописи при нем не было. Он закидывал руки за спину и рассказывал повесть страница за страницей.

5. Когда Гайдар отчитывался в бухгалтерии редакций после командировки, он включал в список расходы «на установление доверия». Это могли быть деньги, проигранные в карты или расходы на покупку алкоголя. Журналист Александр Семаков вспоминал: «На все претензии Гайдар сказал: «Это производственные расходы. Чтобы написать стоящий очерк, мне пришлось зачислиться в бригаду. Чтобы не быть белой вороной, пришлось играть в карты. Играю я плохо, и потому, естественно, проигрывал. Вопрос компенсации считаю принципиальным!».

6. Мальчики, которые жили во дворе Гайдара, стали прототипами пионеров из повести «Тимур и его команда». Они часто помогали журналисту. В 1938 году Гайдар зашел в гости к писателю Константину Паустовскому, у которого в это время болел сын. Нужно было редкое лекарство. Тогда Гайдар позвонил домой и попросил жену собрать всех мальчиков своего двора. Когда журналист вернулся, все были в сборе. Он раздал каждому бумажку с названием лекарства и отправил на поиски. Через 40 минут нужные таблетки нашли. Паустовский вспоминал: «Лекарство было привезено, и сыну стало лучше. «Ну что, — спросил Гайдар, собираясь уходить, — хорошо работает моя команда?».

Аркадий Петрович Гайдар сумел стать настоящим классиком именно детской и юношеской литературы. Его произведения по сей день продолжают исправно прививать молодому читателю лучшие качества: верность дружбе и данному слову, любовь к Родине, честность и открытость.

Произведения А.Гайдара вы можете найти в фондах библиотек нашего города.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!