Добрый день. Уважаемые читатели!
27 августа в России отмечается День российского кино. Кино – самый популярный вид искусства и для взрослых, и для детей, это целый мир, без которого сейчас невозможно представить нашу жизнь.
Предлагаем вашему вниманию Кинозарисовку «Любимые фильмы, знакомые кадры» (ко дню российского кино).
История праздника
История праздника началась в 1980 году, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился «День советского кино». В годы перестройки он менял свое название: «День кино», «День кино России». После распада СССР утвердилось название «День российского кино».
Дата праздника неоднократно менялась. В конце 1980-х он отмечался 28 декабря, как и международный день кино. В 2001 году было решено выбрать отдельную дату, которой стало 27 августа. В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.
История кинематографа в России
В Российской империи первый киносеанс прошел 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Первый фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 (15) октября 1908 года. Он назывался «Понизовая вольница» и был снят режиссером Владимиром Ромашковым по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень» о Стеньке Разине.
С 27 августа 1919 года производство и показ кинофильмов перешел под контроль государства, а именно Народного комиссариата просвещения.
В СССР кинематограф активно развивался. Он стал важной частью политической пропаганды. «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», – сказал В.И. Ленин, и это стало толчком для развития киноиндустрии. В каждой республике были созданы национальные киностудии. Среди известных режиссеров этого периода – Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн. Фильм последнего «Броненосец Потемкин», вышедший в 1926 году, вошел в золотой фонд мирового кинематографа.
На смену немого кино пришли фильмы со звуком. В 1931 году вышел первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой: «Путёвка в жизнь».
Советские фильмы принимали участия и в кинофестивалях: так в 1934 году советская делегация на Венецианском кинофестивале получила Кубок выставки.
В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве, а в 1959 году он был возобновлён как Московский международный кинофестиваль. Он проходит и сейчас и является вторым из старейших мировых кинофорумов.
На сегодняшний день в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных – «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия имени М. Горького. В год снимают более ста фильмов, а в кассовых сборах доля отечественного кино составляет почти 30%.
Фильм «История российского кино от рождения до революции за 28 минут»
Кино — самое массовое и, несомненно, самое любимое из всех видов искусства. Когда -то В.И. Ленин назвал его важнейшим из всех видов пропаганды в деле строительства советского государства и нового человека. Но, помимо всего этого, кино, с технологической точки зрения — это сложное производство и также прокат фильмов, то есть, настоящая индустрия. Соответственно, это средство зарабатывания капитала, сфера бизнеса.
Так почему же кино так любимо уже в течение более ста лет с момента его изобретения? Зачем людям нужно кино? Как его используют государственные власти и как «делаются» деньги на производстве и прокате фильмов? На эти и другие вопросы, связанные с уже необозримым в наше время миром кино, попытаемся ответить в нашей работе.
Представляется, что востребованность кино обусловлена, прежде всего, во все времена потребностью человека в чуде. В древности это выражалось в мифах, в античности — в театральных представлениях и гладиаторских боях на цирковых аренах, в средневековье — в рыцарских поединках и уличных мистериях на христианские темы. Возможности человеческого индивидуума сами по себе всегда были ограничены. Но возможности искусства позволяют преодолевать эту ограниченность: получать божественную поддержку, преодолевать огромные пространства, управлять стихиями, иметь сверхчеловеческую силу и т. п.
Кино в момент своего возникновения также воспринималось как чудо с его движущимися на зрителей паровозами и мчащимися на них всадниками. Сегодняшний зритель, уже воспитанный этой условностью кино, внутренне готов, когда он приходит в кинозал, к восприятию чуда. У массового зрителя есть потребность примерить на себя и оказаться, хотя бы на время, участником космических полетов, звездных войн, преодоления земных катастроф и т. п. Увидеть жизнь героических личностей и выдающихся людей, красивых, безупречно одетых, в роскошных интерьерах, с иным кругом интересов и иными запросами. Увидеть ту сферу жизни, проникнуть в которую в их обыденной жизни совершенно невозможно, но есть возможность хотя бы на время вырваться из повседневности и вообразить себя соучастником этих событий.
Невероятный успех и огромные кассовые сборы таких отечественных «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Волкодав» и многих других подтверждают эту мысль.
Одновременно для большинства массового зрителя поход в кино — это время релаксации, отдыха и развлечения, и производители и кинопрокатчики хорошо «обыгрывают» эти стремления и извлекают из этого огромные дивиденды.
На современном этапе развития постиндустриального общества киноискусство становится составной частью обширной сферы экранной культуры, которая включает в себя разные формы телевидения, бытовое видео, видеоигры, — все вплоть до персональных компьютеров, сети Интернет и мобильных телефонов. Фильмы сегодня показываются и смотрятся не только и не столько в кинотеатрах, сколько на малых экранах.
В области техники происходят бурные процессы интеграции и конвергенции всех форм изображения в движении на основе цифровой записи изображения и звука. Наступила эра 3D — стереоизображение последовало за стереозвуком системы «Долби» и резко сместило центр мейнстрима (преобладающего направления) в сторону 3D — анимации.
Современное российское кино во многом опирается на ту богатую историю отечественного кинематографа, которая имела место ранее, и в первую очередь это относится к советскому периоду, в течение которого отечественный кинематограф, безусловно, достиг подлинного расцвета.
Главное отличие современного российского кино – это фактическое отсутствие влияния идеологии. Ранее, в советскую эпоху, марксистко-ленинская идеология оказывала сильнейшее воздействие на кинематограф, учитывая, что руководство страны придавало особое значение этому виду искусства с точки зрения его воздействия на состояние массового и индивидуального сознания1. Вследствие этого на протяжении практически всего советского периода в развитии отечественного кинематографа появлялось большое количество фильмов, связанных с историей революционного движения в России, Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1922 гг.) и последующих периодов в истории Советского государства. В центре внимания значительной части фильмов находилась проблематика социалистического строительства, относящаяся к самым разным сферам жизни советского общества (фильмы на производственную тему).
Во времена перестройки (с 1985 г.) в сферу отечественного кино проник дух либерализма, т.е. свободы, вследствие чего тематика кино стала более разнообразной, деятельность режиссеров перестала ощущать ограничения со стороны власти.
Важным явлением стала фактическая отмена цензуры, в рамках которой функционировала достаточно мощная система государственного надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевидения, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что отечественное кино, которое всегда являлось своеобразным отражением эпохи, подверглось довольно существенным трансформациям, в результате которых возникло отдельное направление – «кино эпохи перестройки» или «перестроечное кино».
В данном случае под «кино эпохи перестройки» или «перестроечным кино» понимается кинематограф СССР в целом, а также отдельных союзных республик, получивший свое развитие в период перестройки (1985-1991 гг.).
Новый политический курс на «ускорение и перестройку», провозглашенный на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г., обозначил в истории СССР период, характеризуемый значимыми экономическими, политическими и социальными реформами.
Сфера культуры в полной мере ощутила на себе «дух перестройки». Так, например, именно в эпоху перестройки были изданы практически все запрещенные ранее литературные 30 Современная русская культура произведения М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и целого ряда других отечественных писателей Наряду с этим стали появляться многочисленные литературные произведения на острую социальную тематику, в том числе ориентированные на переоценку событий, явлений и процессов советской эпохи.
Знаковым событием стал V съезд кинематографистов Союза ССР, состоявшийся в мае 1986 г., на котором совершенно неожиданно было переизбрано всё правление Союза кинематографистов СССР. В ходе съезда Сергей Бондарчук, наряду с другими символами советского кинематографа времен «застоя» – С.И. Ростоцким и Л.А. Кулиджановым, был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство
Одним из главных достижений перестроечного периода, которое касалось сферы кинематографа, стало постепенное исчезновение феномена «полки»: открытие ранее неизвестных советских фильмов, которые были упрятаны на цензурную «полку» ввиду различных причин, таких как «идеологические ошибки, несоответствие эстетическим канонам „соцреализма“, несоответствие официальному представлению о морали, эмиграция авторов фильма, давление республиканских комитетов, вмешательство заинтересованных ведомств».
В 1986 г. была учреждена комиссия Союза кинематографистов СССР, которая должна была решить судьбу многих художественных фильмов, ранее не выпускавшихся на экран. Были «реабилитированы» фильмы «Агония» Элема Климова (1974), «Интервенция» Геннадия Полоки (1968), «Комиссар» Александра Аскольдова (1967), «Проверка на дорогах» Алексея Германа (1971), «Тема» Глеба Панфилова (1979), «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского (1967) и многие другие.
В январе 1987 г. на широкие экраны страны вышел художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние», снятый в 1984 г. и несколько лет лежавший «на полке». Эта картина практически сразу же стала знаковой для отечественного кинематографа и, по распространённому в киноведческой среде мнению, явилась началом перестройки в кино. Симптоматично, что фильм «Покаяние» получил не только отечественное, но и международное признание. В 1987 г. на Каннском кинофестивале он был удостоен следующих наград: Гран-при (Большого приза), специального приза Международной федерации кинопрессы, а также приза экуменического жюри.
Наряду с этим стали появляться доселе невообразимые по откровенности художественные и документальные фильмы, отражавшие серьезные перемены в советском обществе.
В результате с началом перестройки советское кино начало радикально менять свой облик. В одном из своих недавних интервью известный отечественный режиссер Карен Шахназаров, снявший в эпоху перестройки две культовые картины – «Курьер» и «Город Зеро» – сказал, что перестроечное время было уникальным в истории мирового кино, идеальным для кинематографистов периодом.
В эпоху перестройки по-прежнему снимались фильмы, охватывающие весь спектр жанров. На широкие экраны выходило большое количество жанрового игрового кино, среди которого особое место занимает жанр социальной драмы.
Данный жанр стал симптоматичным символом «нового времени» и представлял собой проблемное, позиционирующееся как остросоциальное кино с потенциалом продемонстрировать «демократический выход» из сложившихся сложных ситуаций переломного исторического периода.
Именно в данном жанре и его вариациях получил распространение художественный прием, известный как «чернуха».
«Чернуха» (также «прямое кино», «грязный реализм», «нуар», «трэш») – тёмные стороны жизни, быта, проникнутые обречённостью и беспросветностью, сопровождающиеся сценами жестокости и насилия, а также показ таких мрачных, неприглядных сторон жизни, быта5. Распространена в первую очередь в кинематографе как одно из проявлений гиперреализма.
Для отечественного кинематографа того времени весьма характерны произведения с повышенным, доходящим до настоящей мании, интересом к негативным сторонам жизни современного общества – взаимоотношения старого и нового поколений «Асса», «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино», «Дорогая Елена Сергеевна», уголовным «Беспредел» и армейским «Здравия желаю! или Бешеный дембель» реалиям, а также дедовщине «Делай – раз!», «Сто дней до приказа». Все эти произведения клеймились пошедшим ещё с ранних советских времён штампом «очернение действительности» или «очернение социалистических реалий». Отсюда и проистекает название «чернуха».
Данное явление обычно связывают с резким ослаблением советской цензуры в эпоху перестройки, вплоть до полного её исчезновения после распада СССР, когда многие авторы с большим энтузиазмом принялись создавать фильмы и книги на ранее запретные темы.
В ряде фильмов центральной являлась тема фундаментальных проблем, охвативших советскую систему, выражением которых стали техногенные катастрофы: «Прорыв», «Фонтан», «Распад».
Криминальная тематика получила освещение в следующих фильмах: «Криминальный талант», «Криминальный квартет», «Камышовый рай», «Взбесившийся автобус», «Дрянь», «Я объявляю вам войну», «Палач», «По прозвищу Зверь», «Лох –победитель воды».
Наряду с этим появлялись также и «новые русские боевики»:
«Выкуп», «Фанат», «Фанат 2», «Дураки умирают по пятницам», «Стервятники на дорогах», «Америкэн бой», Меченые, «Три дня вне закона».
К числу комедий следует отнести: «Где находится нофелет?», «Джек Восьмёркин – американец», «В городе Сочи тёмные ночи», «Имитатор», «Паспорт» , «Не будите спящую собаку», а также «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Интерес представляет также трилогия Светланы Дружининой: «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Гардемарины-3».
Именно на этой основе и начинается история современного российского кино,
В «перестроечные» и «лихие 90-е» съёмочная площадка, породившая термин «кооперативное кино», была идеальным местом для осваивания средств и отмывания денег нарождающегося класса «новых русских», когда бюджет фильма намного превосходил действительные затраты на съёмки, а разница возвращалась «спонсору» в виде «отката».
Для такого кино было характерно: низкобюджетность, быстрота съёмок, редкий выход на широкий экран.
Несмотря на низкий общий художественный уровень подобных фильмов, они оставили свой след в кинематографе страны того времени и некоторые из них до сих повторяются на каналах телевидения, в том числе благодаря удачным работам популярных актёров.
В качестве примеров можно назвать многочисленные фильмы, к созданию которых были причастны Михаил Кокшенов («Русский бизнес», «Русское чудо», Анатолий Эйрамджан («За прекрасных дам!», «Бабник», «Моя морячка», «Новый Одеон», «Жених из Майами», «День святого Валентина» и др..
Между тем в 1990-е годы иногда выходили и довольно значительные кассовые фильмы, которые получили широкую известность как у нас в стране, так и за рубежом. Наиболее известные картины 1990-х годов: «Урга. Территория любви», «Гений», «Ты у меня одна», «Утомленные солнцем», «Ширли-мырли», «Американская дочь», «Особенности национальной охоты», «Любить по-русски», «Кавказский пленник», «Любить по-русски 2» (1996), «Особенности национальной рыбалки»,«Брат» (1997).
В целом, однако, следует говорить о том, что со времени распада/развала СССР, на протяжении практически всех 1990-х годов российское кино находилось в упадке. Возрождение отечественного кинематографа началось лишь в начале XXI века.
В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных.
Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику, среди которых наибольшую известность получили: «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» с продолжениями и другие. Очень популярным, в особенности среди значительной части молодежи, стал телесериал «Бригада», вокруг которого долгое время существовала дискуссия.
Появились также и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги приобрели сериалы, заменившие на экране поток аналогичных бразильских и мексиканских сериалов.
Большую популярность, в том числе в среде молодежи, приобрели фильмы, снятые по мотивам произведений современных отечественных писателей: Б. Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», С. Минаева «Духless», «Духless 2», В. Пелевина «Generation П».
Новым явлением для отечественного кинематографа стали так называемые римейки и сиквелы советских фильмов, т.е. киноленты, которые повторяют или развивают сюжет художественных фильмов, созданных в СССР. Наибольшую известность получили следующие картины: «Королева бензоколонки 2», «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», «Ирония судьбы. Продолжение», «Служебный роман. Наше время».
Отдельно следует упомянуть о фильмах на историческую тематику, общее количество которых, по сравнению с предшествующим периодом времени, существенно увеличилось: «Викинг», «Легенда о Коловрате», «1612: Хроники Смутного времени», «Адмиралъ», «Брестская крепость», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь» «Легенда №17», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «9 рота» и др.
Одновременно с этим на российском телевидении все чаще стали демонстрироваться исторические сериалы: «София»,«Есенин», «Я — Вольф Мессинг, «Чкалов», «Петр Лещенко», «Фурцева» и др.
Распространенными среди сериальной продукции стали экранизации произведений отечественной литературы, в том числе классиков – М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, И. Ильфа и Е. Петрова.
Нельзя не упомянуть об успехах в отечественной мультипликации, история которой охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран». «Союзмультфильм» – крупнейшая советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, основанная в Москве 10 июня 1936 г. и действующая по настоящее время. Является одним из учредителей Ассоциации анимационного кино России. За восемьдесят лет существования киностудии на ней создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград. Наряду с этим существует множество студий, выпускающих по 1-2 фильма в год.
С 2003 г. в России стали выходить прибыльные мультипликационные фильмы. Популярность приобрели такие мультсериалы: ««Приключения Лунтика и его друзей», «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины», «Маша и Медведь».
Большой успех имеют полнометражные мультипликационные фильмы: «Князь Владимир», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», «Белка и Стрелка: Лунные приключения» , цикл «Три богатыря» – «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», цикл «Иван Царевич и Серый волк» – «Иван Царевич и Серый волк», «Иван Царевич и Серый волк 2», «Иван Царевич и Серый волк 3».
С учетом вышесказанного, важно подчеркнуть, что в настоящее время кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, преимущественно на комедийную, криминальную и историческую тематики.
Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому (США) стилю, кроме того, есть отдельные фильмы, напоминающие по своему стилю французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино.
Виртуальная книжная выставка «Читайте книгу, смотрите фильм»
В настоящее время российское кино носит преимущественно развлекательный характер. Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, а также высокими рейтингами таких фильмов на телевидении.
Однако в России снимались и снимаются серьёзные кинокартины, известность которых, однако, в отличие от кино, ориентированного на массовую аудиторию, является не столь значительной.
Примечательно, что свой определенный вклад в развитие отечественного кинематографа внесла Русская Православная Церковь (РПЦ). При её участии на экраны страны вышли художественные фильмы «Остров», «Поп», «Орда» и некоторые другие.
Российский кинематограф как индустрия сформировался именно в первой половине 2000-х годов. Общее укрепление экономики не могло не сказаться на кинобизнесе: в крупных городах стали появляться современные кинозалы и первые мультиплексы; у зрителя вырос доход и потребность в развлечениях; на телевидение потекли большие рекламные бюджеты. Российские продюсеры, живо реагируя на это, стали предлагать людям все больше самых разных картин. И если в конце 1990-х годов в среднем появлялось всего несколько десятков отечественных фильмов в год, то к середине 2010-х годов эта цифра перевалила за 250.
В настоящее время наибольшую известность получили следующие российские режиссеры:
Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Станислав Говорухин, Карен Шахназаров, Сергей Соловьёв, Александр Сокуров, Павел Лунгин, Алексей Учитель, Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук и другие.
Ежегодно 27 августа в стране отмечается День российского кино – профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в Российской Федерации.
Широкую известность получили кинофестивали, проходящие в России: Московский международный кинофестиваль, Кинотавр, Киношок и другие.
Каждый год вручаются кинопремии: Кинопремия «Ника» (организатор – Российская академия кинематографических искусств) и Кинопремия «Золотой орёл» (организатор – Российская академия кинематографических искусств).
Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что отечественный кинематограф переживает свое второе рождение. Режиссеры постепенно испытывают себя в новых жанрах, а современные российские фильмы, благодаря оригинальности сюжета и высокому качеству, начинают покорять сердца не только отечественных, но и зарубежных зрителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алеников, В. М. Свой почерк в режиссуре / Владимир Алеников. – Москва, 2016. — (Открытые мастер-классы)
- Актеры настоящего: [сборник статей. — Санкт-Петербург, 2009 (Сеанс Guide) (Актеры настоящего. Первая серия)
- Анджан, А. И. Грим в кино / А. И. Анджан, Ю. М. Волчанецкий. – Москва, 1957
- Белова, Л. И. Сквозь время: Очерки истории советской кинодраматургии / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. – Москва, 1978
- Бондаренко, В. В. Сто великих российских актеров / В. В. Бондаренко. – Санкт-Петербург, 2014. — (100 великих)
- Заика, В.Ф. Советское кино: Альбом подготовлен при участии Государственного комитета по кинематографии / [Авт.-сост. Л. С. Мосин, К. К. Огнев, В. Ф. Заика; Авт. вступ. статьи Ф.Т. Ермаш]. – Москва, 1979
- Рязанов, Э. А. Неподведенные итоги / Эльдар Рязанов. – Москва, 1983
- Соколов, А. Г. Осталось за кадром…: [о работе над фильмами] / А. Соколов. – Москва, 1988
- Соколова, Л. А. «Мосфильм»: полная история нашего кинематографа / Людмила Соколова; автор предисловия: К. Г. Шахназаров. – Москва, 2021.- (В ритме эпохи)
- Суменов, Н. М. Юрий Озеров: [Кинорежиссер] / Н. Суменов, О. Сулькин. – Москва, 1986. — (Мастера советского театра и кино)
- Туманова, Н. П. Актерская кинолениниана [1927 — 1987] / Н. Туманова. – Москва, 1987
- Фильмы-сказки: Сценарии рисованных фильмов. – Москва, 1952
- Фролов, И. Д. В лучах эксцентрики: [О кинорежиссере Л. Гайдае] / И. Фролов. – Москва, 1991
- Ходжаев, Ф.. Снимать как дышать…: Рассказы кинодокументалиста / Ф. Ходжаев. – Москва, 1982. — (Творческая лаборатория кинематографиста)
- Черкасов, Ю. П. Справочник киномеханика. – Москва, 1988
- Чернышев, А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика / А. А. Чернышев. – Москва, 1987
- Чигорин, Н. А. План и съемка научно-популярного фильма / Н. А. Чигорин. – Москва, 1985. — (Библиотека кинолюбителя)
- Шкловский, В. Б. За 60 лет: работы о кино / Виктор Шкловский. – Москва, 1985
- Шукшин, В. М. Киноповести / Василий Шукшин; [послесл. Л. Ягунковой]. – Москва, 1991
- Юренев, Р. Н. Новаторство советского киноискусства: книга для учителя / Ростислав Юренев. – Москва, 1986
- Яновский, Ю. Л. Сражающийся экран: Очерки о советском и зарубежном кино. – Москва, 1979
Викторина «Герои книг на экране»
Ответственный: Олейник Н. А.