Кинозарисовка «ПРОкино» (ко Дню российского кино)

Уважаемые читатели!

27 августа в России отмечается День российского кино. Именно в этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа. Несмотря на то, что кинематограф был признан в стране «важнейшим из искусств», впервые День кино начал праздноваться только в 1980-м году, и тогда он именовался День советского кино. В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а свое нынешнее название: «День российского кино» обрел позднее, после распада СССР…

Кинематограф в России является такой же ее неотъемлемой частью, как история России и русская литература.

«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок. С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, созданы мультфильмы.

«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему  миру,  и Россия не осталась от этого в стороне. В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян.  Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет.

История российского кино своеобразна. Суровые  нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров.

Электронная презентация «День российского кино» на Рутуб-канале ПЦПИ:

В конце 19-го начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху.

Первые научные съемки в России были проведены адмиралом Степаном Макаровым в 1898 г. Эти съемки были сделаны для изучения сил, которые могут воздействовать на корпус ледокола. В 1907 г. началось производство просветительских научно-популярных фильмов. В 1911 – 1916 гг. в российское научно-популярное кино свой вклад внес Научный отдел, который находился на кинофабрике Александра Ханжонкова («Инфузория», реж. В. Лебедев).

Александр Ханжонков — тот человек, который первым вывел российский кинематограф из балаганного аттракциона в сферу настоящего художественного искусства. Именно Ханжонков открыл первый в России электрокинотеатр, который стал одним из первых в мире. Здесь показывали полнометражные кинокартины, рисовали мультфильмы, а также применяли новаторские техники монтажа. Благодаря Ханжонкову как пионеру киноиндустрии возник весь отечественный кинопрокат. Его имя сегодня занесено во многие европейские энциклопедии. Благодаря огромному трудолюбию данного человека и его таланту кинематограф дореволюционной России смог подняться на новый (мировой) уровень.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года.  Это была лента «Понизовая вольница» по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. Режиссеров фильма выступил  Владимир  Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым. Как удалось пропустить сквозь цензуру тему про вольного казака Степана Разина, история умалчивает. Картина, естественно, прошла жесткую «чистку».

Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм  имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того  времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком. Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная.

А дальше – пошло-поехало… В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился.

Параллельно с «Вием» Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм «В полночь на кладбище», вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.

Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею — изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.

Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах –  детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды — Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый советский  фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А. Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным.

Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом. 

Время братоубийственной гражданской войны было не лучшим для развития кинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 20-х.

Одно из ярких  русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.

Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино – и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников – Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко («Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).

«Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна  стал первой цветной отечественной кинолентой. Эйзенштейн лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.

Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Затем, в 1936 году на экраны вышел еще один цветной фильм «Груня Корнакова».

Конечно, рядом с «эффектом Кулешова» и «монтажом аттракционов» существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное кино Якова Протазанова («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена») и Константина Эггерта («Медвежья свадьба»). Но лидерство Сергея Эйзенштейна с его метафорическими «Броненосцем» и «Октябрем» уже тогда не вызывало никакого сомнения.

Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.

Период 30-х – 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны яркие комедии и новые звезды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Сами же жители СССР свое кино очень любили.  Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа.

В 1935 году стараниями Эйзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Фильм стал культовым для нескольких поколений зрителей. «Экранный» красный комдив Чапаев и его преданные товарищи обогатили культурное пространство советского человека замечательными высказываниями и анекдотами.

Секрет небывалой популярности «Чапаева» раскрыл командир 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, Иван Семенович Кутяков: «В чём же сила фильма «Чапаев»? Прежде всего, в том, что Васильевы много и честно поработали над материалом, сумев остаться верными исторической правде и воплотить её в высокохудожественные образы. В «Чапаеве» показаны настоящие, живые люди со всеми своими слабостями и недостатками».

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. И не даром – в образе блестяще сыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так уж трудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма…

Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина») Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонения рабоче-колхозной паствы. Между тем, в концу 40-х «кремлевскому горцу» уже трудно было отслеживать тогдашний кинорепертуар, и он решил действовать по известному принципу – лучше меньше, да лучше. Пусть отборные российские кинематографисты снимут только 12 фильмов в год, но зато – это будут не какие-нибудь проходные середнячки, а настоящие шедевры «соцреализма». Например, эпопеи о Революции и Войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»). Или историко-биографические повести о не замеченных в «оппортунизме» ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства (Композитор Глинка», «Белинский»)… Сказано – сделано. К этим образцово-показательным сюжетам, в самом деле, подключились тогдашние лучшие киносилы (М.Ромм, В.Пудовкин и др.). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).

«Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 50-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Однако и кинематографисты старшего поколения не спешили уйти с ковра. «Летят журавли» — подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского — заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. К слову, эту «каннскую высоту» — ни до, ни после – не удалось взять ни одному российскому фильму… Чуть позже тот же дуэт снял еще два знаменитых фильма с новаторским стилем – «Неотправленное письмо» и «Я – Куба».

Второе дыхание пришло и к Михаилу Ромму. Именно в 60-х он поставил свои лучшие фильмы – «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм».

Отказ от парадной помпезности в пользу проблем «простого человека» особенно ярко виден в скромных мелодрамах Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (совместно в Ф.Миронером) и «Два Федора». Эти фильмы беспрепятственно вышли в широкий прокат.

Зато попытка Хуциева выйти на уровень критического осмысления современности («Мне 20 лет», «Июльский дождь») вызвала резкое противодействие властей, начавших постепенную «заморозку» кинооттепели.

 Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал легендарный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966). В середине 60-х Кремль фактически объявил войну российскому «авторскому кино», не укладывавшемуся в замшелые рамки «соцреализма». Вслед за «Рублевым» (тогда еще картина называлась «Страсти по Андрею») на полке оказались фильмы Андрея Кончаловского («История Аси Клячиной…»), Александра Алова и Владимира Наумова («Скверный анекдот»), Андрея Смирнова («Ангел»), Ларисы Шепитько («Родина электричества»), Александра Аскольдова («Комиссар»)…

Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только «артхаусным» фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»).

Нельзя не упомянуть и нашумевшие экранизации мировой классики – «оскароносную» «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Анну Каренину» Александра Зархи, «Гамлета» Григория Козинцева и «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева…

Кинооттепель стала звездным часом для Татьяны Самойловой, Анастасии Вертинской, Людмилы Савельевой, Вячеслава Тихонова, Олега Стриженова, Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Евгения Урбанского, Олега Ефремова и многих других замечательных актеров нового поколения. И это притом, что в эти годы еще продолжали играть Борис Андреев, Алексей Черкасов, Михаил Жаров, Лидия Смирнова, Николай Симонов и другие известные артисты 30-х – 40-х годов.

Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-х  — 80х годах  — это режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие.

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

По данным сайта imdb.com, бюджет оценивается в $100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $500-700 млн (2007 год). Для сравнения, бюджет картины «Андрей Рублёв» (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб.

В общей сложности четыре серии посмотрели 135 млн зрителей, по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.

«Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленная гусеницами советских танков, бороздивших пражские мостовые… Кремлевская кинореакция была довольно жесткой. На корню душились многие творческие замыслы.

Немало незаурядных картин оказалось на цензурной полке: сильный фильм о войне «Проверки на дорогах» Алексея Германа, фантасмагорическая «Агония» Элема Климова, психологические драмы «Долгие проводы» Киры Муратовой и «Тема» Глеба Панфилова)…

Иные выдающиеся фильмы иезуитски наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа).

Но вопреки всему сквозь тихий киноомут отшлифованного цензурой российского кино то и дело прорывались ленты мастеров класса «А». Василий Шукшин («Печки-лавочки», «Калина красная»), Глеб Панфилов («Начало», «Прошу слова»), Никита Михалков («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Родня»), Вадим Абдрашитов («Слово для защиты», «Охота на лис»), Илья Авербах («Чужие письма», «Объяснение в любви»), Роман Балаян («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй»), Ролан Быков («Чучело»), Динара Асанова («Пацаны»), Сергей Соловьев («Спасатель», «Наследница по прямой»), Георгий Данелия («Осенний марафон»), Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»), Андрей Кончаловский («Дядя Ваня», «Сибириада»)… Это далеко не полный список заметных имен и фильмов той эпохи.

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелия («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (приз «Оскар») и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова. А какие были звезды – Владислав Дворжецкий (1937-1978), Владимир Высоцкий (1938-1980), Олег Даль (1941-1981), Анатолий Солоницын (1934-1982), Юрий Богатырев (1947-1989), Анатолий Папанов (1922-1987), Андрей Миронов (1941-1987), Евгений Леонов (1926-1994), Александр Кайдановский (1946-1995), Николай Еременко (1949-2001)!

Вопреки превратностям судьбы именно в это время полюбившаяся зрителям по «оттепельной» комедии «Карнавальная ночь» Людмила Гурченко снова взошла на актерский Олимп («Двадцать дней без войны» А.Германа, «Пять вечеров» Н.Михалкова). А рядом снимались Маргарита Терехова («Зеркало»), Нонна Мордюкова («Трясина», «Родня»), Елена Соловей («Раба любви»), Инна Чурикова («Начало», «Васса»)…

Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова.

Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год.

«Вечный зов» рассказывает о семье братьев Савельевых — Антоне, Фёдоре и Иване. История Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1902 по 1960 годы.

На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью.

По своим масштабу, сюжету, времени действия к «Вечному зову» близок другой советский сериал — Тени исчезают в полдень.

Первый советский боевик —  «Пираты XX века» — популярный  фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его «первым советским кинобоевиком».

Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года — его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов.

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.

«Экипаж» — первый советский фильм-катастрофа. Лидер проката в 1980 году — более 70 млн. зрителей.

Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга.  Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.

Экипаж самолета Ту-154, перевозящего грузы и пассажиров, попадает в ситуацию, сравнимую с концом света. В аэропорту, в котором приземлился самолет, землетрясение. Земля уходит из под ног, все вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. После прибытия самолета происходит огромной силы новый толчок. На аэродром с огромной скоростью мчится селевой поток, вызванный предыдущими толчками. Взлётно-посадочная полоса повреждена. Но благодаря опыту и мужеству экипажа самолёт удается поднять в воздух. Ту-154 взлетает по рулёжной дорожке за несколько секунд до того, как весь аэродром заливает вода, смешанная с горящей нефтью, разлившейся из разрушенных резервуаров. 

Кажется, что пришло спасение, что самое страшное осталось на земле. Однако выясняется, что при взлёте самолёт получил массу повреждений, и одно из них слишком опасно, чтобы самолет смог благополучно приземлиться.

Еще один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом.

Попытка новой либерализации коммунистического режима, поначалу довольно робкая, вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. Реабилитированный по всем статьям Элем Климов стал безоговорочным лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. Его картина называлась «Иди и смотри». Пожалуй, ни до, ни после российское кино не знало такой беспощадной степени натурализма в изображении второй мировой войны…

Именно Климов очень скоро стал во главе перемен в тогдашнем Союзе кинематографистов. Затем его сменил Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень»). Увы, в кинорежиссуру они (во всяком случае – пока) больше не вернулись…

В революционном угаре киноперестройки были несправедливо «сброшены с корабля современности» столпы официального кино 60-х – 70-х (среди них был, к примеру, Сергей Бондарчук). А не совсем не кассовая обойма «полочных» фильмов попала, наконец, в прокат, да еще и массовым тиражом. Затем последовала отмена списка запрещенных для кино тем и жанров. «Маленькая Вера»(1988) Василия Пичула стала первой российской картиной с откровенно снятой сексуальной сценой. Но ни эта лента, ни скандальная «Интердевочка» Петра Тодоровского уже не смогли повлиять на общую ситуацию снижения посещаемости. Распространение видео, конкуренция со стороны ожившего телевидения, интенсивный импорт американских фильмов, и нахлынувший «девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданных своих зрителей.

Переживающая поистине второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 90-х превратила в событие отечественной культуры, раз за разом осуществляя свои замыслы, не реализованные в годы цензурных запретов и гонений. Блеснул каллиграфией «большого стиля» фильм режиссера Ивана Дыховичного и оператора Вадима Юсова «Прорва», чей завораживающий «сталинский ампир» визуального ряда отпугнул отборщиков многих фестивалей…

Правда, перестройка породила на Западе временную моду на все русское, и российские фильмы стали желанными гостями больших и малых международных фестивалей. При этом часто призы доставались режиссерам-дебютантам, среди которых, на мой взгляд, наиболее заметными были Леонид Каневский («Замри-умри-воскресни»), Александр Хван («Доминус»), Валерий Тодоровский («Катафалк», «Любовь») и Павел Лунгин («Такси-блюз»). Наиболее престижные международные награды (Берлин, Канн, Вененция) получили работы Киры Муратовой («Астенический синдром»), Глеба Панфилова («Тема», «Мать»), Павла Лунгина («Такси-блюз») и Виктора Аристова («Сатана») и Никиты Михалкова («Урга»).

Самую престижную кинонаграду планеты — ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году.

Затем «Оскар» получила картина  «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова в 1994 году.

1994-й — год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. «Оскар» и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» — серьезная художественная удача не только кинематографического года, но и десятилетия.

В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии.

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер. Это объясняется тем, что многим режиссёрам, особенно в области телевизионного кино, такие фильмы приносят много прибыли. Ещё одна причина состоит в накоплении высокого рейтинга таких фильмов среди зрителей. Однако в России снимаются и такие серьёзные кинокартины, как «Ворошиловский стрелок », «В августе 44-го…», «Брат», «Стальная бабочка», «Остров (фильм, 2006)» и другие. Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Но в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется.

Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алеников, В. М. Свой почерк в режиссуре / Владимир Алеников. – Москва, 2016. — (Открытые мастер-классы)
  2. Актеры настоящего: [сборник статей. —  Санкт-Петербург, 2009 (Сеанс Guide) (Актеры настоящего. Первая серия)
  3. Анджан, А. И. Грим в кино / А. И. Анджан, Ю. М. Волчанецкий. – Москва, 1957
  4. Белова, Л. И. Сквозь время: Очерки истории советской кинодраматургии / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. – Москва, 1978
  5. Бондаренко, В. В. Сто великих российских актеров / В. В. Бондаренко. – Санкт-Петербург,  2014. — (100 великих)
  6. Заика, В.Ф. Советское кино: Альбом подготовлен при участии Государственного комитета по кинематографии / [Авт.-сост. Л. С. Мосин, К. К. Огнев, В. Ф. Заика; Авт. вступ. статьи Ф.Т. Ермаш]. – Москва, 1979
  7. Рязанов, Э. А. Неподведенные итоги / Эльдар Рязанов. – Москва, 1983
  8. Соколов, А. Г. Осталось за кадром…: [о работе над фильмами] / А. Соколов. – Москва, 1988
  9. Соколова, Л. А. «Мосфильм»: полная история нашего кинематографа / Людмила Соколова; автор предисловия: К. Г. Шахназаров. – Москва, 2021.- (В ритме эпохи)
  10. Суменов, Н. М. Юрий Озеров: [Кинорежиссер] / Н. Суменов, О. Сулькин. – Москва, 1986. — (Мастера советского театра и кино)
  11. Туманова, Н. П. Актерская кинолениниана [1927 — 1987] / Н. Туманова. – Москва, 1987
  12. Фильмы-сказки: Сценарии рисованных фильмов. – Москва, 1952
  13. Фролов, И. Д. В лучах эксцентрики: [О кинорежиссере Л. Гайдае] / И. Фролов. – Москва, 1991
  14. Ходжаев, Ф.. Снимать как дышать…: Рассказы кинодокументалиста / Ф. Ходжаев. – Москва, 1982. — (Творческая лаборатория кинематографиста)
  15. Черкасов, Ю. П. Справочник киномеханика. – Москва, 1988
  16. Чернышев, А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика / А. А. Чернышев. – Москва, 1987
  17. Чигорин, Н. А. План и съемка научно-популярного фильма / Н. А. Чигорин. – Москва, 1985. — (Библиотека кинолюбителя)
  18. Шкловский, В. Б. За 60 лет: работы о кино / Виктор Шкловский. – Москва, 1985
  19. Шукшин, В. М. Киноповести / Василий Шукшин; [послесл. Л. Ягунковой]. – Москва, 1991
  20. Юренев, Р. Н. Новаторство советского киноискусства: книга для учителя / Ростислав Юренев. – Москва, 1986
  21. Яновский, Ю. Л. Сражающийся экран: Очерки о советском и зарубежном кино. – Москва, 1979

Викторина «Герои книг на экране»

Ответственный: Олейник Н. А.