Поэт и драматург, замечательный романист, основатель жанра русской исторической баллады, Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года. Происхождения был самого аристократического — сын графа, потомок последнего гетмана Запорожского казачества, родственник знатнейших фамилий империи от Нарышкиных до Шереметевых, он еще и в крестные отцы с матерью получил графа Разумовского и графиню Апраксину. Словом, самые сливки верхов общества. Элита элит.
В русской культуре среди троицы великих Толстых Алексей Константинович занимает самое скромное место. Но все же — при всей скромности Алексея Константиновича на фоне своего троюродного брата Льва Николаевича и четвероюродного внучатого племянника Алексея Николаевича — этот третий Толстой из пантеона русской литературы тоже глыба.
Алексей Перовский, фактический воспитатель Толстого, был не только заслуженным героем Отечественной войны 1812 года, но являлся еще и талантливым писателем. Старший приятель и покровитель молодого Пушкина, под псевдонимом Антон Погорельский он создал ряд колоритных произведений. Свою самую известную книгу – сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» – Погорельский посвятил племяннику Алёше. Неудивительно, что маленький граф рано увлёкся сочинительством. Уже в шесть лет вовсю писал, и не только по-русски. В их доме бывал Пушкин. А во время путешествия по Германии дядя познакомил племянника с самим Гёте… Перовские жили широко, и это неудивительно. Они были незаконнорожденными детьми графа Алексея Разумовского, а тот, в свою очередь, унаследовал громадное состояние своего родного брата – фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Перовские получили несметное состояние. Несмотря на непростую семейную историю, юный Алексей Толстой входил в детский круг наследника престола, будущего императора Александра II. Их было девятнадцать – девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем.
Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда мерились силой. Фрейлина Александра Россет так описала эти игрища в дневнике: «Наследник весь в поту, Алеша красный, как индейский петух, все хохочут как сумасшедшие, счастливые возможностью бороться, кричать, двигаться, размахивать руками. Алеша отличается баснословной силой, он поднимает их всех, перебрасывает по очереди через плечо и галопирует с этой ношей, подражая ржанью лошади. Он презабавный и предложил Государю помериться с ним силой. И бросался на Его Величество, точно ядро, выброшенное из жерла пушки. Государь отражал это нападение». Силач Алёша – это граф Толстой. Перед ним открывалось заманчивое будущее, но Алексей мечтал только о литературе. Ему, под давлением матери и дяди, пришлось поступить на службу, вращаться в министерствах и при дворе, чтобы тридцать лет уклоняться от чинов и добиваться отставки…
Образование драматург получает дома, а в 1834 году поступает в Московский архив министерства иностранных дел. Служба отнимает немного времени у юноши, зато развивает его интерес к истории. Молодой человек активно занимается творчеством, попутно изучая и литературу. Он активно пишет собственные стихотворения, размышляя на различные темы. В дальнейшем его произведения оценят Жуковский и Пушкин. После завершения обучения, Толстой получает место в Германии и некоторое время живет там, попутно путешествуя по Италии и Франции.
Но Алексей недолго оказывается заграницей, в 1839 он получает звание коллежского секретаря и распределение в Санкт-Петербург в отделение императорской канцелярии. Амбициозный мужчина успешно продвигается по карьерной лестнице вверх, получая новые звания. В эти годы Толстой много путешествует, ведет активную социальную жизнь, посещает званые вечера.
С детства увлекаясь литературой, он с юношества начал писать. Первая его книга вышла из печати весной 1841 года фантастическая повесть «Упырь». По сути, это большой и многослойный рассказ в жанре модной тогда «готической литературы» — предтечи современных хоррора и мистики.
Осенью 1843 года публикуется и первое стихотворение нашего героя — стиль характерен для лирики того столетия:
Когда солнце зайдет, когда месяц взойдет
И звезда средь моих закачается вод,
Приходи ты тайком, ты узнаешь о том,
Что бывает порой здесь в тумане ночном!
Красавец, приветливый и остроумный молодой человек. Таким описывают Алексея Константиновича того периода современники. Он был одарен необычайной физической силой – свободно сворачивал винтом кочергу, разгибал подковы и винтообразно свертывал пальцами зубцы вилок. В совершенстве владел многими европейскими языками: французским, немецким, итальянским, английским, украинским, польским; знал латынь.
Сарказм спасал от служебной скуки и рождались афоризмы с двойным дном. На первый взгляд – прописная банальность, а по существу – едкая издёвка над рутинными устоями: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти».
Кроме прутковианы, Толстой сочинил две виртуозные сатирические поэмы – «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Цензура их долго отвергала – и толстовские сатиры расходились «в списках». Вот, например, как объясняет поэт своё нежелание писать напрямую о царях, современником которых ему довелось быть:
Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.
Безусловно, в составе авторов «Пруткова» Толстой был самым талантливым и изобретательным.
В следующие три десятилетия из-под пера Алексея Константиновича выйдет два десятка стихотворных баллад, посвященных русской истории в ее романтическом прочтении. Названия баллад говорят сами за себя — «Курган», «Князь Ростислав», «Князь Михайло Репнин», «Богатырь», «Старицкий воевода», «Змей Тугарин», «Песня о Гаральде и Ярославне», «Песня о походе Владимира на Корсунь», «Три побоища», «Роман Галицкий», «Ушкуйник», «Илья Муромец», «Алеша-Попович», «Садко» и пр.
Некоторые из исторических баллад — это настоящие и очень сильные драмы, где Толстой раскрывает всю неоднозначность большой истории, которую не описать лишь черно-белыми красками. Он часто творил не привычными нам четверостишиями, а куда более редкими стихотворными комбинациями.
Свою судьбу герой нашего рассказа встретил на маскараде в Большом театре в январе 1851 года. Алексей Толстой влюбился. И влюбился на всю жизнь.
Софья Миллер (в девичестве Бахметьева) действительно не была красавицей. Но, как писал один из очевидцев — журналист и дипломат Константин Головин «Софья Андреевна была живым доказательством, что обаяние не нуждается в красоте. Черты лица ее привлекательными не были, но умные глаза и умный тоже золотой голос придавали малейшему ее слову что-то особенно завлекательное». Толстого потянуло к ней, «как больное животное инстинктивно распознаёт растение, которое поможет ему вылечиться». Она знала четырнадцать языков, бегло, безукоризненно переводила «с листа», знала мировую историю, литературу, искусство, была незаурядно музыкально образована – низкие, мягкие, сочные тона её голоса волновали не только Толстого. Состояние, близкое к влюбленности в неё и полному доверию, испытывали многие из окружения поэта. Она не была красивой – качества ума, доброта, грация делали её прекрасной.
После женитьбы начался творческий взлёт А.К. Толстого: он создал драматическую поэму «Дон Жуан», напечатал роман «Князь Серебряный», начал работу над драматической трилогией. Занимался переводами произведений Гете, Гейне, Байрона и других. Прославился благодаря своей классической лирической поэзии («Средь шумного бала, случайно…»). Роман Толстого «Князь Серебряный» переиздавался больше 100 раз.
В последние годы он тяжело болел, в поисках лечения много ездил: Англия, Франция, Италия, Германия, но душа была на месте только в родном Красном Роге. Он любил одиночество в весенних лесах при свете костра и полной луны, и как «потом всё просыпается, журавли трубят в горн, утки дуют в трубы, дрозды играют на гобоях, а соловьи – на флейтах».
А. Толстой был очень смелым и отчаянным человеком. Например, он ходил охотиться на медведя с одной рогатиной в руках, мог одной рукой поднять взрослого человека, скрутить в баранку кочергу или согнуть подкову. И когда, казалось, всё идёт в гору, внезапно здоровье писателя, необычайно сильного человека, было подорвано. Привычка писать по ночам сказалась на состоянии здоровья. Его мучила астма и страшные невралгические головные боли. Лечение не помогало, поэтому писатель обратился к уколам морфия, постепенно увеличивая дозу. Софья не раз просила мужа быть осторожнее, но тот только отшучивался: «Вечный сон не страшнее постоянной головной боли».
10 октября 1875 А.К. Толстой сделал себе очередной укол и заснул навсегда в собственном имении Красный рог. Там его и похоронили.
За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.
Великий современник философ Карлейль назвал бы его жизнь героической, и это так. Жизнь героя-писателя состоялась.
Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
На протяжении всей своей жизни Алексей Константинович Толстой пытался найти смысл жизни. И лишь в зрелом возрасте, по его словам, нашел – это делать добро.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!