Литературно-биографический час  «Я русский солдат… Я человек войны» 

1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева — одного из последних гигантов русской литературы XX века. Человек тяжелой судьбы, фронтовик.  Он писал о деревне, но оказался шире рамок «деревенской прозы». Писал про войну так, что о его книгах спорят и сейчас. Во время войны Виктор Астафьев добровольцем ушёл на фронт. Он участвовал в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. Астафьев прошёл весь боевой путь в звании рядового, несколько раз был ранен и награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши». Виктор Астафьев писал про Сибирь, где родился и где умер.  Он  писал с редкой любовью и с жестокой честностью, какой не встретишь в литературе о родном крае.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка недалеко от Красноярска. Его родители были небогатыми крестьянами, Виктор был единственным ребенком в семье, две его сестры умерли в раннем детстве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», — писал Астафьев в автобиографии.

Детство будущего писателя было тяжелым. Родители — Петр и Лидия Астафьевы плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.

«Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму».

Виктор Астафьев, «Расскажу сам о себе…»

1931 год стал особенно трагичным для Виктора Астафьева: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».

Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз, на Таисии Черкасовой, и вместе с ней и сыном перебрался в небольшой город Игарка. О жизни в Игарке Астафьев вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им, и вскоре новая семья буквально выставила мальчика на улицу – так он оказался в детском доме. «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», вспоминал он об этом времени.

Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов, ведь его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой. «Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», писал он. Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег.

Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу. Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.

«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается».

Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт.  Сначала был  в Новосибирске, где обучили автомобильному делу. В действующую армию Астафьев попал в 1943 году. Молодые, необученные, необстрелянные, истощенные бойцы в большинстве погибали в первом бою или попадали в плен.

Однажды Виктора послали с пакетом в какую-то деревню. Он её чуть не всю на четвереньках оползал, никого нет — ни немцев, ни русских. Наши отступили — кому пакет-то вручать? А вдруг немцы нагрянут? Пакет спрятать надо! И часть как-то найти необходимо. И Виктор начинает кружить вокруг этого места и с этим пакетом мучиться: сначала он зарыл его, потом отрыл, чуть погодя он подумал съесть его и уже отгрыз у него угол, но решил, что тайну съедать будет неправильно. Наконец, Виктор привязал его на спину: если выстрелят в грудь, чтоб не прострелили. Бродил — бродил, шинелька, говорит, вся в глине, затвердела. Вылез на какую-то просеку, а там сидят три генерала, и на пеньке у них красивые бутылки с какой-то коричневой водкой. И едят из баночек — такой красоты баночек! Один из генералов оглянулся и увидел Виктора, всего в земле, с запавшими щеками, и спрашивает: «Солдатик, ты с какого кладбища?» И Астафьев от стыда попятился, попятился и исчез в кустах. И потом, когда он был уже в славе и где-то сказал в интервью, что он воевал в такой-то армии и дивизии, этот генерал нашёл его и написал: «Виктор Петрович, как я счастлив, что вы меня помните, мы с вами были в боевом братстве, боролись с фашистами плечом к плечу». А после войны, через некоторое время, Виктор узнал, что коричневая жидкость в красивой бутылке называется «коньяк».

На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Когда служил связистом, был не при штабе, а линейным надсмотрщиком. Это значит, разыскивать порыв на линии под пулями. 20 октября 1943 года в бою старший телефонист Астафьев четырежды исправлял телефонную связь с наблюдательным пунктом.

Из наградного листа о представлении к медали «За отвагу»: «При выполнении задачи он был засыпан землей от близкого разрыва бомбы. Горя ненавистью к врагу товарищ Астафьев продолжал выполнять задачу, под артиллерийско — минометным огнём собрал обрывки кабеля и восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнем».

Самым тяжёлым и трагичным событием для Виктора Петровича было форсирование Днепра. Осенью 1943 года солдаты прыгали в воду, неся узелки с оружием и одеждой над головой. Специальных плавучих средств не хватало, поэтому переплавлялись, кто как мог. На участке, где через Днепр плыл Астафьев, до другого берега из двадцати пяти тысяч добрались немногим больше четырех тысяч человек. Десятки таких переправ. В битве за Днепр погибло около 300 тысяч советских солдат. По мнению рядового Астафьева, это произошло в основном из-за ошибок командования в подготовке операции. Именно там он получил серьезную контузию и повреждение глаза.

Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменец-Подольским. Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.

Фронтовые ранения мешали Виктору Астафьеву работать по основной специальности, позже он писал:

«А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию — составителя поездов, еще совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам».

Как признавался сам Астафьев, он взялся за перо из-за войны. В книгах и фильмах той поры войну показывали красивой. Виктор Петрович решил, что только правдой можно бороться с ложью, даже если эта правда многим не нравится. Он описывал ту войну, какую он знал, какую он видел.

За первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, слесарь, рабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. Астафьев не мог заниматься тяжелой работой, поэтому устроился вахтером в колбасный цех. Жизнь ему скрашивали встречи литературного кружка при местной газете. Именно они вдохновили его на написание первого художественного произведения. В 1951 году рассказ «Гражданский человек» напечатали в городской газете «Чусовской рабочий».

Следующие несколько лет Астафьев работал журналистом «Чусовского рабочего». «Для журналиста, в общем-то была возможность развернуться. Но надо помнить, что грамотешка у меня была довоенная — шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было все это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать. Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял»,  вспоминал писатель.

В 1953 году в Перми напечатали первую книгу Астафьева  «До будущей весны». В 1955-м там же вышел сборник «Огоньки». Эти книги для детей и подростков читатели встретили хорошо, однако сам Астафьев хотел публиковать более серьезную прозу. Еще в 1954 году он отправил в редакцию журнала «Новый мир» черновик повести «Кража», но там его не приняли. Неудача не остановила Астафьева — он продолжил работать над «Кражей» и другими произведениями. В 1957 году он устроился корреспондентом на Пермское областное радио.

«Наше радио, конечно, нечто ужасное: трескотня, резонерство, ложь. Деньги платили хорошие, да, но это состояние духа вступило в непреодолимое противоречие с тем, что я пытался выразить в писательской работе. С тех самых пор тружусь только за столом, воюю только с листом чистой бумаги».

В 1958 году Астафьев стал членом Союза писателей СССР. Тогда же вышел его роман «Тают снега». Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах —  «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб». Вскоре Астафьев отправился в Москву и поступил на Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького.

«Во время учебы на Высших литературных курсах раздвинулись рамки моей окружающей среды. Москва с ее театрами, концертными залами, выставками, несколькими первоклассными преподавателями, единомышленниками и друзьями, много изведавшими, испытавшими, уже добившимися в литературе заметных успехов, —  все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию».

В 1962 году Виктор Астафьев с семьей переехал в Пермь.

В Перми Виктор Астафьев создал первую редакцию одного из главных своих произведений — повести о любви во время войны «Пастух и пастушка». Сам автор называл это произведение современной пасторалью.

В 1970 году Астафьевы переехали в Вологду. В то время там жили известные советские писатели — Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Астафьев познакомился и быстро подружился с ними. В Вологде он продолжал заниматься творчеством.

«Один мудрый человек советовал каждому найти свою поляну. Я ее нашел в Вологде. Вообще Русский Север, когда я приехал туда, покорил сразу. Поразили своею красотой северные пейзажи. Ничего подобного ни в Сибири, ни на Урале не видел. Не знаю, насколько все это увиденное и пережитое обогащает перо, но душу — несомненно. К тому же в Вологде была и есть одаренная писательская организация. В дружеском кругу я многому научился, многое понял. И главное — что надо быть с Родиной, — понял именно в Вологде».

23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка». В Вологде он также попробовал себя в драматургии и создал две пьесы — «Черемуха» и «Прости меня».

В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции. Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.

В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину  в Красноярский край. Здесь начался новый период его творчества. В это время он писал как художественную прозу, так и публицистику.

Астафьев купил в родной деревне Овсянке дом, где жил летом, а на зиму возвращался в красноярскую квартиру. Оттуда открывался вид на реку и деревни вдали. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» писатель отвечал: «Вернулся помирать».

Большую часть своих произведений Виктор Астафьев писал по воспоминаниям и впечатлениям. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив».

Астафьев переосмыслил и тему войны, когда работал над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая — в 1994-м. Писатель признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики заметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир. Читатели отреагировали неординарно. Некоторые высказывали свои критические замечания, некоторые поражались смелостью Астафьева, и все были поражены правдой, отраженной на страницах этого произведения. Виктор задел очень актуальную тему для наших соотечественников – репрессии в военное время, которые почувствовали на себе очень многие. Он смело и открыто написал об их бессмысленности.

В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили еще одну Государственную премию. Писатель не ушел от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Веселый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В 2000 году Виктор Астафьев прекратил работу над третьей частью романа «Прокляты и убиты», оставив ее неоконченной. Как признавался сам писатель и подтверждали его друзья, работа над книгой была очень тяжелой. К концу жизни Астафьев устал от нее. Повлияло на его решение и то, что роман получил противоречивые отзывы: например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» — это «самая мучительная в русской литературе книга».

Мужество правды и правда мужества — это Астафьев, сказавший, может быть, самые горькие слова о войне. Уходят люди войны, уносят с собой знание правды. Что же будет с литературой, а значит, с народом — без этого знания? Можно ли вообще построить идею жизни и способ жизни без этой правды?

29 ноября 2001 года Виктор Астафьев умер. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки. Многое он не понимал и не принимал в окружающей его жизни в последние годы и, думаю, поэтому и написана такая горькая эпитафия: «Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу от мира злобного, чужого, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание».

Факты из биографии Виктора Астафьева

Фактически будущий писатель был единственным ребёнком в семье, так как обе его сестры умерли ещё в младенческом возрасте.

Отец Виктора Астафьева был осуждён по обвинению во вредительстве спустя два года после рождения сына. Он воссоединился с ним только после выхода из тюрьмы.

Когда Астафьеву было всего 7 лет, его мать по трагической случайности утонула, направляясь на свидание с отбывающим тюремный срок мужем.

После тяжёлой болезни отца будущего писателя фактически выгнали из дома. Одно время он жил в заброшенной парикмахерской, а впоследствии был отправлен в интернат.

Отучившись на фабричной школе, юный Виктор нашёл свою первую работу на железнодорожной станции.

Своё первое произведение он написал ещё во время школьного обучения. Позднее оно было опубликовано под названием «Васюткино озеро».

Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Астафьев ушёл на фронт добровольцем, несмотря на то, что он не подлежал призыву, как и все железнодорожники.

Войну Астафьев закончил в звании рядового, несмотря на то, что за два года службы получил 4 награды, включая медаль «За отвагу» и орден Красной звезды.

В браке у писателя родилось трое детей, и он удочерил ещё двух  девочек.

На фронте Виктор Астафьев был серьёзно ранен. Впоследствии это сказалось на его состоянии — он очень плохо переносил жаркую погоду.

С конца 50-х годов он был действительным членом Союза писателей СССР. Его жена, кстати, тоже. За свою жизнь она опубликовала 16 книг.

Виктор Астафьев написал всего три романа, но из-под его пера вышло много повестей.

Полное собрание его сочинений состоит из 15 томов.

Также Астафьев написал два сценария к кинофильмам. А его собственные произведения экранизировались 4 раза.

Его подпись в 1993 году под письмом о поддержке разгона российского парламента, но писатель утверждал, что она была подделана, и он не подписывал этот документ.

Его произведения были переведены на несколько десятков основных языков, и издавались в более чем 30 странах.

Гениальный писатель творил в разных жанрах, и даже написал одну пьесу, но она не была особенно популярна.

Ранние произведения Виктора Астафьева посвящены деревенскому быту. О войне он начал писать после того, как прочёл романтизированную книгу на военную тематику, которая возмутила его до глубины души. Писатель решил, что он должен показать всем, что война ужасна, и в ней нет ничего романтичного.

Его первый рассказ был опубликован лишь в 1951 году.

Последние два года существования СССР Астафьев был народным депутатом Советского Союза.

Похоронен писатель на кладбище близ деревни Овсянки Красноярского края, в своих родных краях.

В течение жизни Виктор Астафьев получил 10 медалей и орденов, а также 8 литературных премий.

Виктор Астафьев дружил со многими известными советскими писателями. Особенно близко он общался с Константином Воробьевым. Их дружба началась с повести Воробьева «Алексей, сын Алексея», опубликованной в журнале «Молодая гвардия» в 1963 году. Астафьеву так понравилось произведение, что он написал письмо в редакцию с пометкой «Переслать лично автору». Воробьев прислал ему ответ. Переписывались они до самой смерти Константина Воробьева в 1975 году.

Много лет Астафьев общался и с Василем Быковым, творчество которого не раз анализировал в своих публицистических статьях. Встретились они, как говорил Астафьев, «в толчее писательских съездов». «Все прочитанное окончательно меня убедило, что ты — великий писатель русской литературы и таким, может быть, первым войдешь в век двадцать первый» — так писал Василь Быков Виктору Астафьеву в 1998 году.

Один из самых необычных литературных памятников России связан с повестью Астафьева «Царь-рыба». Его установили в 2004 году, к 80-летию писателя, на смотровой площадке недалеко от Овсянки. Статуя изображает енисейского осетра — ту самую царь-рыбу.

В 1999 году в Красноярске представили балет по повести «Царь-рыба»

Имя Астафьева носят библиотека в Новосибирске, нефтяной танкер, школы в нескольких городах и посёлках и музей в Красноярске.

В. П. Астафьев понимал, что быть писателем — значит писать о главной правде, как он её ощущал: об истощении любви и веры, об оскудении добра, о торжестве ханжества, лицемерия и фарисейства. Тем он и дорог, что был честен, как мало кто в современной литературе. В нем не было никакого стремления попасть «в тренд». И мы не должны закрывать глаза ни на один факт нашей истории, какой бы она не была, а в ней было место подвигу и трусости, грязи и славе, ошибкам и преступлениям… Всё должны знать и помнить. И чем тяжелее досталась нам Победа, тем ценнее она.

Астафьеву всегда было дело до будущего. Оно его тревожило и мучило. Но он своё сказал всей  своей жизнью — возвысил и прославил нашу землю на весь мир языком необычайной красоты и мощи. К Астафьеву можно относиться только через сердце. Он жил в свете истины и душой болел не за себя, а за всех нас…

Высказывания и цитаты Виктора Петровича Астафьева

«Пусть имя моё живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей».

«…Я твердо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь».

«Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». («Затеси», 1972)

«О тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекрасней вас?» («На сон грядущий», 2000)

«Так и хочется поделиться с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем». («Пеструха», 1986)

«Теперь-то я знаю: самые счастливые игры – недоигранные, самая чистая любовь – недолюбленная, самые лучшие песни – недопетые». («Гори, гори ясно», 1978)

«Чтобы делать добро, помочь человеку, не обязательно знать его язык, его нравы, его характер – у добра везде и всюду один-разъединственный язык». («Прокляты и убиты», 1992-1994)

«Война и тайга – самая верная проверка человеку». («Прокляты и убиты», 1992-1994)

«Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне было дано повторить жизнь, – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…»

«Жизнь прекрасна и печальна, повторяю я за одним великим человеком. Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестаю думать, пока живу, пока дышу».

«…И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро».

«Так всегда было. После всякой войны бросали и предавали тех, кто добыл победу и спас шкуры власть имущих». («Зрячий посох»).

«Сладкая грусть воспоминаний очищает человека и счастлив тот, кому есть что вспомнить хорошее». («Кража»).

«Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только все самое яркое, но прежде всего поразившее воображение». («Последний поклон»).

«Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…». («Последний поклон»).

«Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни, и на пути к ней человек создает, не может не создать ту правду, которая станет его лестницей, его путеводной звездой к высшему свету и созидающему разуму». («Печальный детектив»).

«Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?..».

(«Царь-рыба»).

«Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет, пожалуй. Один поэт сказал: «Любовь – старая штука, но каждое сердце обновляет её по-своему». («Звездопад»).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!