Литературно-патриотический час «Борис Васильев: литературная память Победы»                              

«Для каждого верного сына Отечества

превыше всего должны быть

свобода и независимость Родины…»

Б. Васильев

Васильев Борис Львович принадлежит к поколению писателей-фронтовиков, принёсших звучание «окопной правды» в русскую литературу.  В лучших произведениях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, он нашёл уникальную интонацию, доброжелательную и сочувственную к простому человеку, полную печальных напоминаний о трагической судьбе тех, кто сгинул в беспощадных жерновах войны.

Мероприятие проводилось в МБОУ «Школа №3»

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Его отец, Лев Васильев, в молодости выбрал военную карьеру и незадолго до начала Первой Мировой войны  поступил в школу прапорщиков. В 1915 году офицера отправили на фронт. Хорошие отношения с бойцами подразделения спасли ему жизнь во время революции: когда солдаты массово переходили на сторону большевиков, они не тронули начальство и предложили Васильеву присоединиться к Красной Армии. После гражданской войны он стал кадровым военным. В мемуарах «Век необычайный» Борис Васильев вспоминал: «В нашей семье никогда не упоминали о прошлом. Его как бы вообще не существовало, а отсчет шел только с Гражданской войны. О том, что было раньше, стали рассказывать мама и, в особенности, тетя Таня уже после смерти отца, в 70-х годах — и то по моим настойчивым просьбам».

Мать будущего писателя, Елена Тихонова, принадлежала к знатному дворянскому роду. Ее отец был народником и участвовал в студенческих демонстрациях. Во время революции он добровольно отдал земли общине, но оставил себе родовое имение и сад. Борис Васильев в детстве проводил много времени с дедом и летом жил в его поместье Высокое недалеко от Смоленска. Воспитанием Васильева занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В 1934 году будущий писатель пошел в школу в Воронеже, куда по службе перевели его отца. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Васильев вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса. Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать».

При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.

Для Бориса Львовича Васильева армия – школа жизни. В семнадцать лет ушёл на фронт добровольцем.

Уже в самые первые дни войны Борис Васильев уходит на фронт добровольцем в составе отдельного истребительного комсомольского батальона. 3 июля его батальон был переправлен в район Смоленска, где должно было развернуться грандиозное встречное сражение. Здесь будущий писатель попадает в окружении, из которого он смог выйти только в октябре 1941 года. После этого Васильев попадает в лагерь для перемещенных лиц, откуда его сначала отправляют в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую школу, которую он и оканчивает. После этого писатель продолжает службу в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Во время воздушного десанта в 1943 году он попал на минную растяжку, вследствие чего получил контузию, оказавшись в госпитале.

Позднее писатель рассказывал: «…мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины» .

После излечения, осенью 1943 года, юный Борис направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. За участие в боях сержант Гвардейского воздушно-десантного полка Борис Львович Васильев был награжден медалью «За оборону Москвы» и орденом Отечественной войны.

Как-то Борис Львович рассказывал случай, когда он перешёл из одного окопа в другой, а туда, где он только что был, угодил снаряд. Ангел-Хранитель сохранил ему жизнь. Было ли тогда время осмыслить произошедшее? Вряд ли. Времени на войне нет. Между жизнью и смертью нет промежутка. Осмысление приходит позже.

«Учитывая, что я потомок военных во многих поколениях, то да, конечно. Скажем, мой прапрапрадед генерал Алексеев был героем Бородинского сражения. Его портрет есть в Эрмитаже в галерее героев 1812 года. Я верю в то, что код генетической памяти передает наследникам нечто важное — чувство опасности, чувство направления. Однажды на фронте мы ждали атаки. И я вдруг поднялся, и еще под легким, не оглушительным, а под прощупывающим артналетом перебежал в соседний окоп к своему приятелю. И только я добежал, как в тот окоп, из которого я ушел, ударила бомба. Это, с моей точки зрения, сработала интуиция. Я вообще везунчик, тьфу-тьфу-тьфу.»

«Война – дело скучное, грязное и, простите, вонючее. Из настоящих фронтовиков не осталось уж никого. Раньше мы все столы сдвигали, когда друзья собирались, – особенно в День Победы. А теперь мы с женой на двоих накрываем, два фронтовика всего и осталось. Война беспощадна – она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу… В ту войну мы потеряли очень много людей.

Я отрицаю войну как средство решения конфликтов. Я помню — война трупами пахнет. И ничем больше не пахнет. Не надо идеализировать. Это безнравственно».

А в бронетанковой академии он встретил свою любовь и судьбу – Зорю Альбертовну Поляк, с которой прожил вместе 67 лет.

Военная тематика присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева, ведь он сам прошел через ее пекло. Писатель показал всю ужасную, безжалостную сущность фашизма.

Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» в 1954 году, но особого успеха она не имела. Материалом для нее стали наблюдения во время работы испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. А первое прозаическое его произведение – повесть «Иванов катер» . Известность к писателю пришла в 1969 году после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие…». Книга впоследствии была экранизирована Станиславом Ростоцким,  а также несколько раз поставлена в театре.

«Писателю любой опыт нужен. По натуре я человек бесшабашный, веселый – поэтому и стараюсь «уравновесить» себя в литературе. Трагедия потрясает. Эту точку зрения, кстати, разделял и Юрий Любимов, когда ставил спектакль «А зори здесь тихие». И на его спектакле зал не аплодировал. Трагедиям не аплодируют, и не плачут. А молчат. На премьере вдруг – полная тишина, и только девочки кланяются, и Федор, рыдающий, стоит в углу. Единственный звук – только этот рыдающий голос. И потом зал молча встает. Вот это трагедия.»

И в 70-80 годы основной темой его книг и киносценариев была Великая Отечественная война. Как в условиях войны проявлялись героизм и человечность. «Офицеры», «В списках не значился», «Завтра была война» — эти произведения не нужно представлять.

«Я много работаю. Я забыл выходные. Этому меня учил еще Борис Николаевич Полевой. Он ко мне хорошо относился. Я почти все раннее свое печатал у него в «Юности». И он мне говорил: никогда не откладывай работу. Каждый день иди, как шахтер — в шахту. Многое в отвал пойдет, но хоть кусочек руды останется. Я ведь по профессии испытатель танков. Никакого гуманитарного образования у меня никогда не было.»

Вначале 70-х Борису Васильеву предложили принять участие в написании сценария для фильма «Офицеры» вместе с Кириллом Рапопортом и режиссером Владимиром Роговым. Изначально лента задумывалась и заказывалась как фильм о нелёгкой жизни офицерских жён. Но то, что получилось в итоге, оказалось максимально далеко от типичной «заказухи». И вот уже почти полвека «Офицеры» заставляют зрителей напряжённо следить за жизнями двух друзей, которые почти не видели мирного времени, но сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества.

Васильев так объяснил свое обращение к этой теме: «Сам я из потомственной офицерской семьи, мои предки всегда воевали. Один из моих прапрадедов – герой войны 1812 года, генерал-лейтенант Алексеев. Он есть в энциклопедии, его портрет работы Доу висит в Эрмитаже – в зале 1812 года. Табличка с его именем есть в Георгиевском зале Кремля. И потом все были офицерами. Я написал сценарий об офицерах, потому что очень хорошо знал этот быт. Я жил в военном городке, отца часто переводили с места на место, мы мотались по всей стране. Так что я знаю эту жизнь не понаслышке».

Приступая к написанию сценария, Васильев даже не предполагал, что картина станет, говоря современным языком, культовой. Тем не менее, первоначально судьба фильма складывалась не очень успешно. Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры – на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным, узнав в Любе Трофимовой себя. Супруга Гречко немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели Генерального секретаря КПСС и его окружение в восторг. И в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при полном аншлаге, главные актеры стали кумирами миллионов, а песню из фильма включили в свой репертуар все военные оркестры страны.

Намного меньше читателей знакомы с его творчеством 90-х и 2000-х годов. Вот что писал сам Васильев:

«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности… Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать…».

А в начале 21 века писатель Васильев заглянет еще глубже в историю России и напишет цикл «Романы о Древней Руси». Это исторические романы о князьях Древней Руси. Написаны знакомым нам прекрасным легким слогом, когда без излишних тяжеловесных подробностей Борис Васильев умеет создать объемную и яркую картинку далеких веков, а герои романов – живые люди со своими слабостями и достоинствами.

«Я в детстве мечтал, что буду историком. Думал поступать в исторический институт. Но тут война, и стало не до истории».

«Мой дед был народником кропоткинского толка. Я у него вырос, он меня научил читать с четырех лет, чтобы я не мешал ему. Сам он по вечерам читал. Сидел в кресле, курил трубку с длинным-длинным чубуком, а я внизу сидел и только картинки разглядывал. …У деда была огромная библиотека. Он меня приучил читать исторические книги.»

В извечной борьбе добра со злом побеждает добро, потому что его больше, за ним правда, а она приведёт к победе, торжеству справедливости.

Крылатые выражения Бориса Васильева:

«Из людей с таким высоким долгом была соткана Великая Победа в Отечественной войне (1941-1945 гг.)».

«Для каждого верного сына Отечества превыше всего должны быть свобода и независимость Родины».

Вот что он сказал о Победе: «Победа в Великой Отечественной войне – великая Победа, которой будут гордиться наши внуки и правнуки». И мы, правнуки, гордимся!

Васильев был непросто народным писателем, он был голосом совести своего времени! К его речам, статьям, выступлениям особенно прислушивались россияне в годы перестройки, когда многое оставалось непонятным и сложным. Он так же, как и его герои, самоотверженно жертвовал собой, отдавал всего себя без остатка, оставался верен своим принципам и идеалам до последнего.

Умер Борис Васильев в Москве 11.03.2013 года. До своего юбилейного 90-го дня рождения писатель не дожил всего год. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище 14 марта, с соблюдением всех воинских почестей.

В своих произведениях Борис Васильев не старался щадить своего читателя: концовки его книг были в основном трагичны, так как он считал, что искусство не должно играть роль утешителя, его главная функция – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить в человеке совесть, учить его доброте и сочувствию. Этот найденный способ, собственный стиль, в основе которого лежало глубокое переживание военного опыта, был у писателя наиболее ценным.

 «Проблемы, которые я пытаюсь разрешить в своих книгах – это вечные проблемы и, на мой взгляд, всегда новые. Поэтому моя проза обращена к современникам. Каждым своим персонажем, каждой своей мыслью я хочу напомнить о том, каким должен быть человек, напомнить о его достоинстве, о его праве на счастье, напомнить о тех нравственных принципах, без которых жизнь становится пустой…».

Всего из-под пера Бориса Васильева вышло более 50 различных художественных произведений, по которым впоследствии было снято около 20 фильмов. За свою деятельность Борис Васильев был награжден многими орденами и медалями. Его повести, романы, публицистика, сочетавшие в себе открытую гражданскую позицию и честное отношение к эпохе, заставляли читателя задуматься о чести и достоинстве, о прошлом и настоящем, о порядочности, о романтизме, всегда живущем в человеческих душах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!