Литературный час       «Всегда неисчерпаемый Чехов»

 «Глава о Чехове ещё не кончена, её ещё не прочли, как следует, не вникли в её сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть её раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».

Станиславский К. С.

Уважаемые читатели и гости блога ПЦПИ!

Антон Павлович Чехов – поразительный писатель. Его пьесы и рассказы не перестают интересовать умы многих поколений. Чехов обладал удивительно тонкой душой, сильно чувствовавшей несовершенство мира. Личность Чехова многогранна: писатель, публицист, психолог, врач. Чехов – это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным достоянием русского духа и русского гения. Чехов поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности, мужества и силы воли.

Родился Антон Павлович 29 января 1860 года в Таганроге, в союзе простого купца и интеллигентной женщины и с детства помогал отцу.

Мальчик из бедной многодетной семьи в дальнейшем внес большой вклад в развитие русской литературы, отдавая предпочтение простым, жизненным сюжетам, наделяя героев глубокими как отрицательными, так и положительными человеческими качествами. Одна из особенностей его рассказов — некая незавершенность, позволяющая читателям самим додумывать судьбы героев.

Невозможно не насладиться его творчеством. Но и у этого стиля есть своя история. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить всё: начиная от продуктов до предметов быта. Там Антон Павлович и присматривался к поведению разных людей, имел возможность стать свидетелем выражения разных чувств и характеров.

1868 году Чехов поступил в греческую гимназию, после нее начал обучался медицине, что помогло ему в дальнейшем точно изобразить больничные будни в своих рассказах. Однако, несмотря на несомненный писательский потенциал, молодой Чехов использовал его в основном в целях дополнительного заработка, чтобы платить за учебу. Но его работы заметили маститые авторы, один из которых написал новичку письмо, где бранил его за то, что он растрачивает талант впустую. Началом же профессиональной писательской деятельности Антона Павловича принято считать его публикации в журналах, куда юный писатель отправлял свои короткие рассказы и юморески.

Чехов — выпускник Московского университета с дипломом врача —  мог в дальнейшем сделать ученую или административную карьеру (один из сокурсников Чехова стал лейб-медиком императорского двора, других он встречал в звании профессоров медицины), либо заняться частной практикой, либо остаться земским врачом. Эту судьбу избрал для себя Антон Павлович, хотя медицина и врачевание не приносили доктору Чехову почти никакого дохода.

4 августа 1893 года он писал Н.А. Лейкину: «Я опять участковый врач и опять ловлю за хвост холеру, лечу амбулаторных, помещаю пункты… Не имею права выехать из дома даже на два дня». Участковым врачом Чехов прослужил всю свою жизнь – и в годы молодости, когда в литературе он был Антошей Чехонте, и в зрелые годы, в расцвете писательской славы.

Тем не менее, Чехов был хорошим врачом. Однажды, то ли в шутку, то ли всерьез, он даже сказал, что мог бы спасти князя Андрея Болконского, но не как писатель, а как врач.

Интересно, что Антон Павлович Чехов не любил писать о своей жизни, и даже сказал однажды: «У меня болезнь: автобиографофобия». «Вам нужна моя биография? — писал Чехов своему редактору в 1892 году. Вот она. Родился я в Таганроге в 1860 г…. В 1891 г. совершил турне по Европе, где пил прекрасное вино и ел устриц. Писать начал в 1879 году. Грешил и по драматической части, хотя и умеренно… Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей — Захарьина. Однако, все это вздор. Пишите, что угодно. Если нет фактов, то замените их лирикою»

Первоначально небольшой флигель в Мелихове, построенный Чеховым в 1897-м году, предназначался для бесконечных гостей усадьбы, но со временем он превратился в рабочий кабинет писателя. «Флигель вышел у меня мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 рублей», — писал Антон Павлович. После покупки мелиховской усадьбы Чехов писал о своем имении так: «Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи… Мы ведь ни черта не смыслим. Я, как Расплюев, в сельском хозяйстве знаю только, что земля чёрная, – и больше ничего».

Но прошло совсем немного времени, и заброшенная усадьба стала оживать. Обустройством сада занялась вся семья: Мария Павловна, сестра Чехова, выращивала на грядках огорода, названного «уголком Франции», экзотические сорта овощей — артишоки, спаржу, капусту, томаты, перец, баклажаны, дыни и арбузы. Отец Чехова, Павел Егорович, прокладывал дорожки и ухаживал за деревьями. Сам Чехов все свободное время проводил в саду: в первый же год мелиховской жизни он успел посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени. Сирень и сегодня – «визитная карточка» имения.

По воспоминаниям современников, Чехов посвящал своему саду очень много времени – заказывал семена и саженцы, осматривал деревья, подрезал их, сажал новые. С легкой руки Чехова в Мелихове появились берлинские тополи, березы, ели, жасмин, яблони. «Любимицами» Чехова были розы.

«Вся эта созидательная жизнь брату очень нравилась. Сажать, строить, создавать, выращивать – это была стихия Антона Павловича», – вспоминала Мария Павловна Чехова, а сам писатель полушутливо говорил: «Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником». На рабочем столе Чехова в кабинете мелиховского дома и теперь лежит книга по садоводству.

Здесь Чехов написал свою знаменитую «Чайку» и рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Здесь же он переживал провал своей пьесы.

«То был маленький домик, — вспоминал Михаил Павлович Чехов, — в две комнаты, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, а в другой письменный стол… Флигелек был расположен среди ягодных кустарников, и чтобы попасть в него, нужно было пройти яблочный сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему с трудом прокладывались траншеи в рост человека».

Сам Чехов шутливо называл флигель «духовкой» из-за того, что в ней было жарко и зимой, и летом.

Многие современники Чехова вспоминали о необыкновенном гостеприимстве Чехова и том внимании, с которым писатель относился к каждому, кто приезжал погостить в его доме. Чуковский писал: «Он был гостеприимен, как магнат». 

В Мелихове, где писатель прожил семь лет со своей семьей, поток гостей не иссякал никогда: приезжали и знакомые, и незнакомые, и по приглашению самого Чехова, и просто так – посмотреть на знаменитого писателя.

Об одном из таких незваных гостей, публицисте Меньшикове,  вспоминал брат Чехова: «…и вдруг к нам приехал в полном смысле человек в футляре: штатский, в больших калошах, в теплом ватном пальто с приподнятым воротником и с громадным дождевым зонтиком, несмотря на сухую летнюю погоду. В Мелихове вздохнули с облегчением, когда он уехал». 

В Мелихове любили бывать и многочисленные родственники Чеховых, и люди творческие – Левитан, Гиляровский, Браз, Немирович-Данченко, Щеглов, Потапенко, приезжала сюда и будущая жена писателя Ольга Книппер. «Моя усадьба стоит как раз на Каширском тракте, и всякий проезжий интеллигент считает должным и нужным заехать ко мне погреться, а иногда даже и ночевать остаться», — писал Чехов Суворину 8 декабря 1893 года.

По воспоминаниям одного из современников, в Мелихове Чехов «принимал у себя в таком беспримерном количестве, словно у него был не дом, а гостиница». «Спали на диванах, и по нескольку человек во всех комнатах, — писал о многочисленных гостях брат писателя Михаил, — ночевали даже в сенях».

Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

Благодаря Чехову в его родном Таганроге появился памятник основателю города – Петру I. Идея создания памятника Петру I в Таганроге, родном городе Чехова, принадлежит городскому голове А. Н. Алфераки. Высочайшее разрешение на это было дано в 1893 году. Спустя пять лет Чехов, по состоянию здоровья живший в Париже, познакомился там с известным скульптором М. М. Антокольским и  уговорил его создать для Таганрога памятник основателю города, а также организовал бронзовую отливку статуи и ее доставку через Марсельский порт к себе на родину.

А. П. Чехов писал П. Ф. Иорданову, городскому голове: «Это памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего царя».

Антон Павлович Чехов, по всеобщему признанию, один из талантливейших писателей в мире. Как видно из его биографии, это был не просто блестящий профессионал, но еще и незаурядный человек со своими принципами, хорошим чувством юмора и талантом чувствовать окружающих. Возможно, именно эта эмпатия помогала писателю так точно передавать человеческий характер в своих произведениях.

«Всегда бывает так: познакомишься с человеком, изучишь его наружность, походку, голос, манеры и все-таки всегда можешь вызвать в памяти его лицо таким, каким его видел в самый первый раз, совсем другим, отличным от настоящего. Так и у меня, после нескольких лет знакомства с А.П., сохранился в памяти тот Чехов, каким я его увидел впервые, в общем зале «Лондонской» гостиницы в Одессе. Показался он мне тогда почти высокого роста, худощавым, но широким в костях, несколько суровым на вид. Следов болезни в нем тогда не было заметно, если не считать его походки — слабой и точно на немного согнутых коленях. Если бы меня спросили тогда, на кого он похож с первого взгляда, я бы сказал: «на земского врача или на учителя провинциальной гимназии». Но было в нем также что-то простоватое и скромное, что-то чрезвычайно русское, народное — в лице, в говоре и в оборотах речи, была также какая-то кажущаяся московская студенческая небрежность в манерах. Именно такое первое впечатление выносили многие, и я в том числе. Но спустя несколько часов я увидел совсем другого Чехова — именно того Чехова, лицо которого никогда не могла уловить фотография и которое, к сожалению, не понял и не прочувствовал ни один из писавших с него художников. Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое одухотворенное человеческое лицо, какое только мне приходилось встречать в моей жизни.» Куприн А.И.

Чехова часто уподобляют хирургу со скальпелем, жесткому, безжалостному врачу, который вскрывает нечистоты человеческого нутра. Думается, этот взгляд не точен. Да, Чехов, безусловно, правдив, правдив почти беспощадно. Но в основе его отношения к людям, к миру не озлобленность, а любовь.

Чехов неисчерпаем потому, что мечта его о будущей жизни на земле  не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться. Чеховские мечты говорят о высокой культуре духа, о том человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться в поте лица, страдать. Чеховский мир влечет к себе удивительной естественностью и глубиной, трезвой правдой и чуткостью к красоте, тонким юмором и мудростью предвидений. В его героях мы узнаем себя, свои переживания, ответы на мучительные вопросы. О редком даре А.П. Чехова проницательно сказал Л.Н. Толстой: «Чехов – несравненный художник. Да, да… Именно несравненный. Художник жизни. И достоинства его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще». И с этим трудно поспорить.

«В эпоху спутников Земли следует поговорить о спутнике человеческого сердца. Кажется, не было в мировой литературе ни одного писателя честнее, совестливее, правдивее Чехова, и в этом объяснение неослабевающей любви к нему читателей». Эренбург И.

После смерти Чехова Толстой сказал о его творчестве «Он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде…»

Всю жизнь Чехов много занимался благотворительностью

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные», — писал Чехов в рассказе «Крыжовник». Сам писатель помнил об этом всегда, и в своей благотворительной деятельности одной медициной не ограничивался. Он занимался и сбором средств для нуждающихся, и строительством школ, и общественной деятельностью. Когда в 1891-92 годах из-за неурожая и засухи в Нижегородской и Воронежской губерниях разразился сильнейший голод, Чехов организовал сбор пожертвований для голодающих и сам выезжал на места бедствия. А в Мелихове, глухой деревне, где писатель купил себе имение, он организовал настоящий врачебный пункт, ежедневно с 5 до 9 часов утра принимая больных и снабжая их лекарствами. Кроме того, Чехов сам навещал тех, кто нуждался в его помощи, проделывая порой путь в десятки верст.

В 1892 году во время эпидемии холеры, угрожавшей средней полосе России, Чехов работал санитарным врачом от земства – объезжал вверенные ему 25 деревень, четыре фабрики и монастырь, проверял состояние изб, строил холерные бараки, собирал средства для борьбы с болезнью, обходя состоятельных людей.

Там же, в Мелихове, на средства Чехова были построены три школы для крестьянских детей, колокольня и пожарный сарай. А в родном Таганроге по инициативе писателя была организована общественная библиотека, куда Чехов пожертвовал более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых было немало уникальных изданий с автографами музейной ценности.

Будучи тяжело больным, Чехов не прекращал помогать людям. Он участвовал в создании санатория для малоимущих и его работа в Попечительстве о приезжих больных в Ялте.

Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Похоронили Чехова в Москве на Новодевичьем кладбище.

Почти в любом российском городе есть улицы, носящие имя Антона Павловича Чехова. Антон Павлович не мог побывать во всех российских городах сразу. Но всякий, проходящий по улицам, названным его именем, вспоминает умное лицо с чуть прищуренными глазами и мягкой, доброй улыбкой русского интеллигента, прекрасного врача и выдающегося писателя.

«Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», — вспоминала слова Чехова Татьяна Щепкина-Куперник.  

Но Чехов ошибся: уже после смерти, в 20-е годы прошлого века, к писателю пришла мировая слава — его стали читать, издавать, играть. О нем начали говорить.

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.

Видео:

Произведения Чехова многому учат читателя: презирать и ненавидеть ложь. Они воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству, учат уважать человека — в себе и в других, учат человеческому достоинству. Они воспитывают понимание красоты труда, творчества, созидания.

Читайте книги А.П. Чехова в электронном формате по ссылке: http://books.donlib.ru/