Уважаемые читатели!
Двадцать седьмого апреля в календаре стоит важный для страны праздник – День российского парламентаризма.
Памятную дату мы отмечаем с 2012 года. Установленная более ста лет спустя, она соединяет эпохи, отсылая к важнейшему в отечественной истории событию начала прошлого века.
Эта дата является днем начала работы в 1906 году Государственной Думы – первого в отечественной истории демократического института, заложившего основы парламентаризма в России.
Праздник еще весьма молодой, он был утвержден с целью привлечения внимания граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти.
Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на правовую информину «Парламентаризм в России: от истоков к современности».
27 апреля в стране ежегодно отмечается памятная дата – День российского парламентаризма.
Эта дата появилась в 2012 году, после утверждения Президентом изменений в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России».
27 апреля – День российского парламентаризма https://www.youtube.com/watch?v=8BIm7ogjiXU
Дата эта была выбрана неслучайно. Ровно 115 лет назад, 27 апреля 1906 года, приступил к работе первый созыв Государственной думы Российской империи. Этот избираемый законосовещательный орган, учрежденный императорским Манифестом от 6 августа 1905 года, стал одним из важнейших результатов Первой русской революции.
Первое заседание Государственной Думы состоялось в Таврическом дворце. По итогам сложной системы многоступенчатых выборов среди депутатов превалировали представители конституционных демократов – левоцентристской партии, находившейся в умеренной оппозиции к царскому правительству. Из их числа был избран и первый Председатель Государственной думы — известный правовед и публицист Сергей Андреевич Муромцев, а также секретарь Думы и все товарищи председателя.
И хотя оппозиционный характер Думы обусловил недолгую жизнь первого созыва – через 72 дня, после нескольких неудачных инициатив по аграрному вопросу, он был распущен, – именно от него ведется отсчет долгой и трудной истории отечественного парламентаризма.
«История российского парламентаризма»: Ни шагу без одобрения Госдумы! https://www.youtube.com/watch?v=T1DUZvWSBBE
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.
ПАРЛАМЕНТ – высший представительный орган власти.
Несмотря на то, что многие эксперты видят первые ростки появления нашего парламентаризма в событиях и институтах куда более раннего периода – можно вспомнить и боярские думы, и земские соборы или переместиться в 1810 год, когда был создан Государственный Совет. Большинство из них все же сходится в том, что первым российским парламентом стала именно Государственная дума Российской империи. Как и в том, что, просуществовав достаточно короткий период, отечественный парламентаризм был поставлен на паузу в течение большей части XX века и возрожден из пепла только в последнее его десятилетие.
То есть фактически нужно было начинать все с нуля, заново отстраивать здание важнейшего для любого демократического государства института народного представительства. Учиться во многом на собственных ошибках и стараться нагнать и догнать в сжатые по меркам истории сроки те страны, у которых на это были века.
До 1917 года состоялись выборы четырех созывов Государственной Думы.
Дважды Дума досрочно распускалась по решению императора: в 1906 (первая) и 1907 (вторая) годах. Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской империи, которая проработала полный срок – пять лет (1907-1912). Последняя четвертая Государственная Дума Российской империи, работавшая с ноября 1912 года, была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной Думы. Формально Дума продолжала существовать до 19 октября (6 октября по старому стилю) 1917 года, когда была распущена Временным правительством.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. Впоследствии указом президента РСФСР система Советов была ликвидирована.
На современном этапе развития России оказалось востребовано многое из практики и организации работы Государственной думы 1906-1917 гг. Так, в 1994 г., когда разрабатывался Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, депутаты обратились к историческому документу под названием «Наказ Государственной думы». В Наказе впервые в России регламентировались многие процедуры и нормы деятельности Государственной думы, которые уже тогда вполне соответствовали общепринятым принципам парламентаризма. В частности, Наказом регламентировались этапы рассмотрения законопроектов в Думе, порядок направления думских запросов министрам, правила выступлений депутатов в ходе думских дебатов, полномочия председательствующего на пленарном заседании.
Спецпроект телеканала «Вместе-РФ». «День российского парламентаризма» https://www.youtube.com/watch?v=xhI8MZjosw4
Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
Первые выборы в парламент современной России прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года.
Сегодня парламент России – Федеральное Собрание – так же, как во времена империи, состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Согласно Конституции РФ, основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Совет Федерации также самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- статуса и защиты государственной границы РФ;
- войны и мира.
Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.
Государственная Дума является нижней палатой российского парламента и состоит из 450 депутатов.
В настоящее время в политической системе Российской Федерации действует конституционно закрепленный принцип разделения властей, и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации учреждена уже на новой правовой основе.
Сегодня функционирует принципиально иная избирательная система, и депутаты Государственной Думы избираются на основе прямого, равного и всеобщего избирательного права. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Она обладает целым рядом важных конституционных полномочий, значительно превосходящих по своему объему полномочия Государственной думы России начала XX в.
К ведению Государственной Думы относится:
- принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;
- контроль деятельности правительства Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности руководителей Центрального банка и Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- вопросы международного парламентского сотрудничества.
В сентябре 2016 года в России была избрана Государственная Дума седьмого созыва.
Председатель Государственной Думы – Вячеслав Володин.
Несмотря на то, что система российского парламентаризма много шире, чем какой-то один законодательный орган или палата федерального парламента, так объективно сложилось, что в первую очередь она ассоциируется с результативностью работы Государственной думы.
Сложно переоценить полезность тех тектонических изменений, которые произошли в нынешнем созыве нижней палаты с точки зрения и внутренней организации работы депутатского корпуса (повышение уровня дисциплины, системности), и взаимоотношений с исполнительной властью, и внешнего позиционирования.
По сути, это был качественный переход на новый уровень, опять же эволюционный скачок в развитии парламентаризма. Без которого, разумеется, не могло быть и речи о получении новых конституционных полномочий, одобренных россиянами в 2020 году в ходе голосования по изменениям в основной закон.
19 сентября 2021 г. в единый день голосования в России пройдут выборы депутатов Государственной Думы VIII созыва.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы принимают активное участие в решении актуальных вопросов социально-политической жизни государства, обсуждении и выборе пути его дальнейшего развития. Законодатели многое делают для повышения авторитета России в мире, укрепления экономического потенциала страны, улучшения качества жизни граждан, обеспечения их безопасности, борьбы с международным терроризмом.
Дорогие друзья!
День российского парламентаризма призван привлечь внимание к деятельности законодательных органов страны, их ответственности за процесс становления современного гражданского общества, укрепление российской государственности.
С праздником!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета