Уважаемые читатели!
Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей (World Consumer Rights Day), или Всемирный день защиты прав потребителей.
Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права.
Насколько грамотно будет вести себя человек с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.
Публичный центр правовой информации проводит сегодня правовую информину «Потребитель под защитой закона».
Присоединяйтесь, будем говорить о наших правах, о правах потребителя!
Тема защиты прав потребителей остается актуальной в любое время. Хотим мы этого или нет, но каждый из нас является потребителем, вне зависимости от профессии, пола и возраста.
Для того чтобы чувствовать себя защищенным в обществе, каждому гражданину необходимо постоянно повышать свои правовые знания, в том числе и в области потребительских прав.
История Всемирного дня защиты прав потребителей
15 марта в мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф.Кеннеди (John F Kennedy) в Конгрессе в 1962 году.
Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:
- право на безопасность,
- право на информацию,
- право на выбор и
- право быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей и
- право на здоровую окружающую среду
Впервые День потребителя был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей.
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International, CI) — это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 200 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран.
Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
День прав потребителей в России
В России День прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года.
В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года.
В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.
За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.
Кто такой потребитель?
Население нашей планеты составляет почти 8 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы потребители.
Закон РФ «О защите прав потребителей» гласит:
«Потребитель – потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня.
Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья.
Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку, поздравительную открытку, расплатиться за обед в школьной столовой. ГК РФ. Статья 28. Дееспособность малолетних.
Приобретая товары и услуги, которые необходимы нам для жизни и деятельности, каждый из нас становится потребителем.
Что же нужно нам, потребителям?
Совсем немного. Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.
В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества.
Мы защищаем свои права в магазинах, парикмахерских, ресторанах и даже в автобусах. Иногда не удается этого сделать в силу незнания закона.
Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять.
Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране 19 лет назад был принят Закон «О защите прав потребителей»
Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше?
Согласно Закона РФ « О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года потребители имеют следующие права:
— На просвещение в области защиты прав потребителей (ст.3)
— На качество товаров (работы, услуги) (ст.4)
— На безопасность товара (работы, услуги) (ст.7)
— На информацию (ст.8-10)
— На компенсацию морального вреда (ст.15)
— На судебную защиту (ст.17)
— На государственную, общественную защиту (ст.40-46)
Надо сказать, что за годы существования Закона «О защите прав потребителей» у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.
Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?
Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.
Правило 1.
Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников — из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.
Правило 2.
Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.
Правило 3.
Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую — есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. И не забывайте, что ваша опора — это Закон «О защите прав потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Правило 4.
Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное — старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.
Читайте о защите прав потребителей
Полезные ссылки
Правительство Ростовской области. Департамент потребительского рынка. Защита прав потребителей в Ростовской области: http://www.dprro.ru/index.php4?mod=1543
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области :http://www.61.rospotrebnadzor.ru/
Общество защиты прав потребителей в Ростове-на-Дону: https://rostov.obshestvo-zpp.ru/
Интерактивная обучающая программа «Основы защиты прав потребителей в Ростовской области»: http://study.zppdon.ru/1.007/index.php
Бесплатно составить претензию по вопросу нарушения прав потребителей: http://zppdon.ru/sostavit-przentatsiyu/
И не забывайте почаще открывать Закон «О защите прав потребителей», обо всех изменениях в котором вам расскажет СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
Дорогие друзья!
Мы желаем вам удачных покупок и качественных услуг!
Учитесь отстаивать свои потребительские права!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета