Основная цель цензура – это ограничение информационных потоков, как запретительного, так и корректирующего характера. То есть государство путем цензуры запрещает информацию к распространению, корректирует ее для правильного восприятия. Люди, ограниченные в получении информации, получающие только отфильтрованную информацию теряют способность критически мыслить, соответственно получаемая информация становится для них непреложной истиной.
Само слово «цензура» произошло от лат. census, что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан.
В русской истории трудно отыскать явление более стабильное и постоянное, чем цензура.
Появление цензуры на Руси имеет религиозные причины, связанные с приходом христианства. Первыми жертвами церковной цензуры на Руси можно считать скоморохов. Скоморохи на Руси, как бы сейчас сказали были шоуменами и знатными троллями. Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных.
Недовольство скоморохами со стороны церкви объясняется довольно просто, он отражен в «Поучении о казнях божиих». Документ этот появился вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века. «Но этими и иными способами, — читаем мы в «Поучении», — вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты».
То есть церковное недовольство абсолютно понятно и логично – аудитория выбирает зрелища. Судите сами, простому мужику после тяжелой работы в поле веселье и песня скоморошья будет милее долгой проповеди.
Настоящее торжество ждало церковь ждало во время царствования Алексея Михайловича, стало это возможно благодаря огромному личному влиянию на царя Патриарха Никона. Кульминационным актом этой борьбы стал известный «противоскоморошин» указ царя Алексея Михайловича, изданный в 1648 году и разосланный в форме заповедных грамот по всей стране. Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах, устраивать кулачные бои, качаться на качелях, гадать под Рождество и т. д. «А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
Что касается печатной цензуры, то в ней особой необходимости не было, поскольку на Руси книг было немного, а тех, кто их мог читать и того меньше. В отсутствии собственного книгопечатанья книги были импортным продуктом, поэтому контролировать поток, исключая вредную информации, было не сложно.
Известный историк отечественной цензуры Арлен Блюм пишет: «Если считать, что первый русский литературный памятник — «Слово о полку Игореве» — появился в конце XII в., то за сто лет до него вышел первый в России список запрещённых к чтению книг».
Начиная с XIV века цензура в России становится делом упорядоченным и государственным. Пётр Великий во времена своего правления де-факто являлся главным цензором России, лично знакомясь с новыми отечественными книгами и решая, какие из них могут быть допущены к читателям.
С развитием русской литературы и издательского дела развивалась и отечественная цензура, то несколько ослабляя хватку, то беря писателей и поэтов в стальные тиски. Целая армия цензоров стояла на защите государственных интересов в области литературы.
Впрочем, у них случались проколы. Книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» увидела свет только потому, что заскучавший цензор не утомлял себя её глубоким прочтением, посчитав обычными путевыми заметками помещика-графомана.
Если говорить о том, что именно запрещала цензура, то во все времена и эпохи она тщательно следила за недопущением крамолы в отношении властей. На втором месте стоят произведения фривольного характера, оскорбляющие общественную нравственность.
До 1917 года жёстко пресекались и попытки публикации произведений, которые считали крамольными представители церкви.
14 апреля 1848 г. в России учрежден секретный цензурный комитет для наблюдения за печатью.
В результате неспокойной политической обстановки в Западной Европе и России в середине 19 века была ужесточена цензура. Еще в начале марта 1848 года Николай I распорядился:
«Необходимо составить комитет, чтобы рассмотреть, правильно ли действует цензура, и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы».
Уже 9 марта 1848 года с этой целью был создан Особый комитет, председателем которого был назначен морской министр князь Меншиков. 14 апреля того же года на смену временному меншиковскому комитету пришел постоянный секретный Комитет, прозванный «бутурлинским», по имени его председателя — графа Д.П. Бутурлина.
Официальное название этого органа было таким – «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений».
Этот комитет явился главным оплотом «эпохи цензурного террора» конца 1840-х – начала 1850-х годов. Он просуществовал до конца 1855 года. За все годы существования комитета лишь «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» получили его одобрение.
«Отечественные записки», «Современник» и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены. По докладам комитета был сослан в Вятку Салтыков-Щедрин, выслан в Спасское-Лутовиново Тургенев.
Цензуре, кстати, были подвергнуты не только новые статьи, но и уже опубликованные — в том случае, когда их собирались перепечатывать другие издания. Бутурлин даже в Евангелие смог усмотреть демократический характер, а в формуле «официальной народности» – революционность. В результате закрылись многие издания, в частности, «Литературная газета». А отдел литературной критики пришел в упадок.
Предлагаем вашему вниманию интересную статью Андрея Сидорчика «От Пушкина до Берии. Пять интересных случаев из истории российской цензуры», опубликованную в газете «Аргументы и факты» от 14 апреля 2015 г. Её можно прочесть, перейдя по ссылке: https://aif.ru/society/history/1488988
Фото из открытых источников интернета