Святочный серпантин «Коляда, коляда, отворяй ворота!»

Уважаемые читатели!

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

Когда начинаются Святки в 2024 году

Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января. Когда на небе загорается первая звезда, можно начинать праздновать — садиться за стол со множеством угощений: не менее 12 блюд. Первая звездочка символизирует Вифлеемскую — ту, что осветила волхвам дорогу к новорожденному Христу. На святочный период приходится не только Рождество — 7 января, но и Старый Новый год — с 13 на 14 января, завершаются Святки Крещением, которое отмечается с 18 на 19 января.

История праздника

Прообраз праздника зародился в Древней Греции. Смену одного года другим мужчины и женщины отмечали переодеванием в одежды друг друга. Шумный праздник сопровождался массовыми гуляниями, участники которых облачались в вывернутые наизнанку шубы, а лица скрывали под масками. Традиция жила до падения Византии.

Празднества распространились на Италию, где со временем вытеснили древнеримское торжество в честь рождения солнца, которое отмечали в Риме именно 24–25 декабря. Упоминания о святочных гуляниях на Руси датируются XIII веком.

Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.

В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды. В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Рождественские песни и колядки. Рождество Христово! Поет монастырь.

Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Главной традицией святок была и остаётся кутья, в переводе с греческого языка «кутья» значит «вареная пшеница». Настоящую кутью принято было готовить из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года. Сегодня кутья готовится из риса, овса или перловки.

Святки на Руси, как проходят празднования

Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода — Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен — колядок, славящих Спасителя и Рождество.

Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.

Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.

Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.

А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.

В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.

Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником – отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе.

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве – под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.

Святки в русской литературе
 Писатели 19 века нередко обращались к обычаям данного периода. В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» рассказано о том, как парубки и девчата колядовали и славили Христа. Автор даже включает несколько колядок в повествование. В.А.Жуковский в балладе «Светлана» рассказывает об опасности святочных гаданий. К этой же теме обращается А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Татьяна Ларина любила данные обряды и всегда с особым трепетом ожидала Святки.

Путь в кинематограф

После Октябрьской революции и отмены Рождества как религиозного праздника традиция рождественского рассказа стала затухать. Но поскольку Новый год никто не отменял, то некоторые мотивы, связанные с этой традицией, в завуалированной форме охотно использовались писателями и кинематографом и в советское время. Вспомним, чем заканчивается чудесный рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек»: к детям приезжает, наконец, отец, и вся семья счастливо встречает Новый год у разряженной елки. А что такое фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, Или с легким паром!», как не экранизация святочного сюжета? Здесь ведь тоже свершается чудо — воссоединение людей, которые, если бы не новогодняя путаница, новогоднее «волшебство», вряд ли когда-нибудь встретились. В течение многих лет перед каждым Новым годом этот фильм показывается по телевидению. И зрителю он не надоедает, потому что и современный человек по-детски ждет новогоднего чуда.

Продолжается традиция святочного и рождественского рассказов и в наше время. Стоит перелистать праздничные выпуски журналов, чтобы убедиться в этом. Кроме новых текстов, издаются и переиздаются сборники святочных рассказов писателей XIX — начала XX века, а также писателей-эмигрантов (Тэффи, Нины Берберовой, Е.Чирикова и других). Эти рассказы, как правило, исполнены чувством ностальгии по утраченному русскому Рождеству.

Видимо, до тех пор, пока мы будем ежегодно наряжать елку, встречать Новый год и праздновать Рождество, неизбежно будут создаваться все новые и новые святочные и рождественские тексты, а также перечитываться старые.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Святочные рассказы: XXI век. — Москва, 2010

Святочные рассказы. Настоящее чудо Рождества. — Москва, 2023 (Новогоднее чудо)

Шапарова Н. С. Святки: главный зимний праздник.- Москва, 2016 (Путеводитель по истории России) (БИС: большой исторический словарь)

Викторина «Что такое Святки?!»,

Ответственный: Олейник Н. А.