Театральная гостиная «Театр — великий художник времени»

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. Первый раз празднования прошли в 1962 году. Послание к деятелям театрального искусства было написано культовым французским художником, писателем и драматургом Жаном Кокто.

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры», — утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». День театра — это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ.

«Всемирный день театра» установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) ( при ЮНЕСКО (учрежден в Праге (Чехословакия) в 1948 году). Союз Советских Социалистических Республик являлся членом МИТ начиная с 1959 года, с той поры, когда в столице СССР городе Москве, на базе Всероссийского театрального общества, был создан Советский Национальный центр Международного института Театра.

«День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков — ибо, как ещё 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата со временем трансформировалась в крылатую фразу «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.

Для любителей театрального искусства «День театра» также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия в «храмах культуры», различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектакля.

Несмотря на то, что «Всемирный день театра» не имеет в Российской Федерации официального государственного статуса, чиновники высших эшелонов власти РФ в этот день поздравляют работников театров страны. В некоторых регионах представители власти награждают деятелей театра почётными грамотами, денежными премиями, благодарностями и ценными подарками, однако такие случаи происходят значительно реже.

«День театра» не является нерабочим днём, если, в зависимости от года, не попадает на выходной день.

В этом мире все необычно. Театр обладает исключительными возможностями правдиво и мудро отражать на сцене движение жизни человеческого общества. Искусство театра помогает нам заглянуть в будущее, а главное учит нас видеть прекрасное в жизни и в людях.

Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены.

Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).

Театр- искусство «исчезающее», трудно поддающееся описанию. Спектакль оставляет след в памяти зрителей и очень мало вещественных, материальных следов.  Именно поэтому наука о театре -театроведение- возникла поздно, в конце 19 столетия.

Тогда же появились две теории происхождения театра. Согласно первой, искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов.  В подобных действах всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек «играл» (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир- людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения, позже участники таких игр отделились от зрителей.

Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У человека возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.

Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. «синкретисмом»- «соединение»), т.е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно.

Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом -намеренным соединением разных форм.

Электронная презентация «Волшебный мир театра»

В настоящее время, многие театры России носят звание академические. Что это означает?

Академический театр — почётное звание, которое в СССР давалось крупнейшим и старейшим театрам.

Звание было введено в 1919 году. Первыми театрами, получившими статус академического, были шесть старейших театров страны: Большой театр, Малый театр, Художественный театр, Александринский театр, Мариинский театр, Михайловский театр.

Античный театр

 Театр родился из мистерий (один из жанров театра, связанный с религией) В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики.

Средневековый театр

 Средневековый театр возник в X—XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию бродячих комедиантов, жонглеров.

Еще на исходе раннего средневековья на площадях и улицах городов и в шумных тавернах появлялись странствующие забавники — гистрионы. Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами. Искусный гистрион являл собой театр одного актера. Он был фокусником и акробатом, плясуном и музыкантом, мог показать номер с обезьянкой или медведем, разыграть комическую сценку, пройтись колесом или рассказать удивительную историю. В этих рассказах и представлениях жил веселый дух ярмарки, вольной шутки.

Еще более дерзостным было искусство вагантов. Здесь царили пародия и сатира. Ваганты, или «бродячие клирики», — это недоучившиеся семинаристы и расстриги-попы. На мотивы церковных гимнов они распевали хвалу «Бахусу все пьющему», пародировали молитвы и церковные службы. Гистрионы и ваганты, гонимые церковью, объединялись в братства, притягивая к себе самый разный люд. Таким, например, было во Франции «Братство беззаботных ребят» во главе с Принцем Дураков.

Церковь преследовала гистрионов и вагантов, но уничтожить любовь народа к театральным зрелищам была бессильна. Стремясь сделать церковную службу — литургию более действенной, духовенство начинает само использовать театральные формы. Возникает литургическая драма на сюжеты из Священного писания. Её разыгрывали в храме.

История

Театр считается древнейшим способом развлечения. Впервые профессиональный театр появился в Древней Греции. Он строился на огромное количество зрителей, посмотреть представление могли не только богатые люди. Артисты вживались в роль настолько, что были готовы умереть на сцене.

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н.э. Именно в этом году, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. На фото — древнегреческий театр. 

Первоначально ставились только трагедии, комедийные постановки появились позже. Показывали пьесу один раз. Драматург был не только автором и постановщиком, но и непосредственным участником действия.

Первый же театр (балаган) в России появился во времена Петра 1: в нем ставили небольшие пьески, основанные на самых незамысловатых и порой даже непристойных сюжетах. В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы. Особого расцвета русский театр достиг в 19-20 веках, подарив миру много великих актеров, режиссеров, драматургов. Россия по праву гордится такими именами, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, В.Э. Мейерхольд, М.С. Щепкин и многими другими.

Всемирный день театра — это профессиональный праздник сотен тысяч людей, которые посвятили свои жизни служению этому великому и прекрасному искусству. В России в День театра проходят концерты, творческие встречи с любимыми артистами, вечера, мастер-классы, премьеры спектаклей в театрах страны.

Что касается истории русского театра, то отголоски театральных зрелищ идут еще со времен скоморохов, веселивших народ.

При Петре I появился публичный театр, здание которого называлось «комедийной храминой». Спектакли в нем давала немецкая труппа. И хотя такой вид зрелищ не очень полюбился народу, он положил начало театральной деятельности России.

В период правления дочери Петра I Елизаветы театр стал похожим на тот, к которому мы привыкли сейчас. Именно в этот период открылся Императорский театр, а в Петербурге – Александринский. Их особенностью было участие в спектаклях как русских, так и иностранных артистов. Выступали и женщины, и мужчины. На развитие этой отрасли тратилось множество средств.

Основной расцвет театральной деятельности пришелся на XIX-XX век, подарив нам множество талантливых людей.

Театр всегда играл важную роль в культурной жизни многих стран. Поэтому по инициативе Международного института театра в 1961 году был учрежден праздник – Всемирный день театра.

Электронная презентация «Театры России»

Традиции

В этот день, как правило, организуются торжественные мероприятия, концерты, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные спектакли, премьеры новых постановок, встречи с талантливыми артистами. Мировые деятели культуры оставляют послания актерам театра и деятелям искусства. Эта ежегодная традиция появилась благодаря решению Совета Международного института театра и продолжается с 1962 года.

О профессии

Театр для многих – волшебный мир, дарящий удивительные эмоции. Но чтобы создать такую атмосферу, требуется мастерство многих служителей Мельпомены (муза трагедии в древнегреческой мифологии). «Театр начинается с вешалки», – слова Константина Станиславского, создателя знаменитой актерской системы. «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра», говорил он в годы становления основанного им вместе с Владимиром Немировичем-Данченко Московского Художественного театра. То есть в театре – все профессии важны, не только актера и режиссера. И кто бы перед зрителем ни оказался в первые минуты его появления в театре – кассир, гардеробщик, администратор, художественный руководитель, заведующий труппой, литчастью, костюмерной, режиссеры и актеры, художники, реквизиторы, гримеры, работники сцены – по мнению Станиславского, обязаны вносить свою толику театрального волшебства. И когда весь коллектив работает слаженно, тогда и рождается тот самый фантастический мир, за который все мы любим театр.

Интересные факты

  • На Сицилии существовали спектакли, которые длились несколько месяцев. Желающие ежедневно приходили посмотреть на продолжение.
  • Европейский театр, который зафиксирован в книге рекордов Гиннеса, как самый маленький, расположен в Австрии. Называется он «Кремлевский двор». Вмещает только 8 зрителей, а размер сцены чуть больше метра.
  • Император Нерон очень любил играть в театре, считая себя великим артистом. Он заставлял всех подданных приходить на его спектакли и восхищаться его игрой. Многие римляне считали его бездарностью, однако проигнорировать выступление не представлялось возможным. Солдаты ходили по домам и выявляли ослушавшихся. Таким людям грозила смертная казнь.
  • Самой большой сценой в Европе считается Московский театр Российской армии. Он повторяет форму пятиконечной звезды и вмещает около 1000 человек.
  • Существует спектакль, который происходит в спичечном коробке и длится 10 минут. Каждая сцена играется, пока горит спичка, а озвучка смонтирована из записи голосов великих деятелей искусства.
  • Первый российский спектакль длился 10 часов без антракта, причем зрители смотрели его стоя. Можно представить, что не всем он пришелся по душе. Однако царь Алексей Михайлович оценил постановку и щедро наградил участников.
  • В древности все спектакли проходили на аренах и помостах. Поэтому, чтобы зрители с дальних рядов могли видеть эмоции и мимику актеров, они выступали в разных масках, а для слышимости использовали рупор.
  • В греческом театре в постановках участвовали лишь 3 актера, которые играли разные роли. У них, как правило, был спонсор, который выписывал смету только на троих человек.
  • Самым старым действующим театром считается театр Маноэль на Мальте, построенный в 1731 году. Он вмещает 650 зрителей и имеет шикарную акустику. Сейчас в его стенах открыт музей.
  • В России у актеров кукольного театра и билетных кассиров есть свои торжественные даты. 21 марта отмечается Международный день кукольника, а День театрального кассира празднуется в первый понедельник марта.
  • Слово «театр» произошло от древнегреческого theatron и означает «место для зрелищ». «Комедия» состоит из двух греческих слов: komos (веселое шествие или «праздник в честь Диониса») и ode (песня).
  • В американском штате Виргиния, в Абингдоне есть «Бартер Театр», в котором зрители могут приобрести билет за продукты. Началось все в 1933 году, когда Соединенные Штаты были повержены Великой депрессией. Лозунгом театра стала фраза: «Если ваши овощи не продаются, на них вы можете купить себе хорошее настроение».
  • В Барселоне есть комедийный театр Teatreneu, стоимость билета которого зависит от количества улыбок зрителей. Их считывают специальные мониторы, которые вмонтированы в спинки кресел.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Абрамовский Г.К. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка. / [Г. Абрамовский, М. Арановский, И. Белецкий и др.; ред.-сост. и авт. предисл. М. Друскин]. – Москва, 1981. — (Библиотечная серия)
  • Аллегри, Ренцо. Звезды мировой оперной сцены рассказывают: цена успеха / Ренцо Аллегри; пер. с ит. И. Г. Константиновой. – Москва, 2017. — (Мир культуры, истории и философии)
  • Анарина, Н. Г. Японский театр Но / Н. Г. Анарина. – Москва, 1984
  • Бернар, Сара. Искусство театра: [сборник советов и воспоминаний] / Сара Бернар; пер. Н. А. Шемаровой. – Москва, 2013. — (Мир культуры, истории и философии)
  • Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: Кн. для учащихся / Бояджиев Г.Н.; [Вступ. ст. А.Г. Образцовой]. – Москва, 1988
  • Вишняков, С. А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России / С. А. Вишняков. – Москва, 2012. — (Русский язык как иностранный)
  • Всеволодский-Гернгросс, Всеволод Николаевич. Краткий курс истории русского театра: [музыкальный театр в России (опера, водевиль, балет, дивертисмент, интермедия)] / В.Н. Всеволодский-Гернгросс. – Москва, 2011.- (Мир культуры, истории и философии)
  • Всеобщая история театра / [подгот. текста И. Долгановой и др.]. – Москва, 2012. — (Мировое наследие)
  • Гвоздев, А. А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий: [очерки] / А.А. Гвоздев. – Москва, 2012. — (Мир культуры, истории и философии)
  • Дмитриев, Ю. А. История русского и советского драматургического театра (от истоков до современности): [Учеб. пособие для ин-тов культуры и культ.-просвет. уч-щ]. – Москва, 1986
  • История западноевропейского театра / сост. каф. истории заруб. театра Гос. ин-та театр. иск-ва им. А. В. Луначарского; под общ. ред. С. С. Мокульского. – Москва, 1956
  • История зарубежного театра: В 4 ч.: [Учеб. пособие для театр. вузов и ин-тов культуры]. – Москва, 1981-1984
  • История русского театра: иллюстрированное издание. – Санкт-Петербург, 2011. -(Российская императорская библиотека)
  • Красовская, В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы / В.М. Красовская. – Москва, 2009. — (Мир культуры, истории и философии)
  • Мальцева, О. Н., Ольга Н.. Поэтический театр Юрия Любимова: Спектакли Моск. театра драмы и комедии на Таганке, 1964-1998. – Москва, 1999
  • Могилевская, Л. А. За кулисами оперы: записки концертмейстера / Лия Могилевская. – Москва, 2010
  • Мокульский, С. С. История западноевропейского театра: в 2 ч. / С. С. Мокульский. – Москва, 2011. — (Мир культуры, истории и философии)
  • Московский академический театр имени Вл. Маяковского: 1922-1982 / [авт.-сост. В. Я. Дубровский]. – Москва, 1983
  • Немирович-Данченко, В. И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера: Хрестоматия. /  Сост., ред., авт. ст. В. Я. Виленкин]; Н.-и. комис. по изуч. и изд. наследия К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького. – Москва, 1984
  • Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра: [О Моск. худож. театре]: Воспоминания, ст., заметки, письма / [Сост., вступ. ст., с. 5-36, и коммент. М.Н. Любомудрова]. – Москва, 1989. — (Литературные воспоминания)
  • Очерки истории русской театральной критики: Конец ХIХ- начало ХХ в. / Ю.К.Гарасимов,А.Я.Альтшуллер,С.К.Бушуева;Ред.А.Я.Альтшуллер. – Москва, 1979
  • Подборский, А. В. Из жизни пианиста балета / Андрей Подборский. – Москва, 2015
  • Пыжова, О. В. Фрагменты театральной судьбы: [История МХАТа им. А. М. Горького]. – Москва, 1986
  • Ром-Лебедев, И. И. От цыганского хора к театру «Ромен»: записки московского цыгана / Ром-Лебедев И.И.. – Москва, 1990
  • Русский драматический театр: Энцикл. / Под ред. М. И. Андреева и др. – Москва, 2001
  • Савина, С. А. МХТ : взгляд из-за кулис: действие второе : театральные рассказы / Светлана Савина. – Москва, 2009. — (Жизнь за кулисами. история, детали, события)
  • Слонимский, Ю. И. Лебединое озеро: учебное пособие / Ю.И. Слонимский. – Москва, 2017.- (Учебники для вузов. Специальная литература)
  • Старикова, Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы / Л. Старикова. – Москва, 1988
  • Фаина Раневская на сцене и в жизни: [с иронией и всерьёз: о любви, театре, мужчинах и женщинах и, конечно, о превратностях жизни] / [сост. Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин]. – Москва, 2009. — (Тайный дневник женщины)
  • Хайченко, Г. А. Советский театр: Пути развития / Г. А. Хайченко. – Москва, 1982. — (Народный университет)
  • Хайченко, Г. А. Страницы истории советского театра / Г. А. Хайченко. — 1983
  • Викторина « Его величество Театр»

Ответственный: Олейник Н. А.