Уважаемые читатели!
22 апреля 1724 г. в немецком городке Кёнигсберге (Восточная Пруссия) в семье ремесленника родился мальчик, которого назвали Иммануилом. Через столетия он будет известен во всем мире как выдающийся мыслитель, родоначальник немецкой классической философии.
Кант считал, что человеческое познание начинается с опыта, хотя и не вытекает из него целиком. По его мнению, человек не может до конца познать мир и в каждом предмете есть нечто непознаваемое – «вещь в себе». В центр своей философской системы учёный ставил разум. Вот почему это слово встречается в названиях многих его сочинений, в том числе главных книг – «Критика чистого разума» и «Критика практического разума».
Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.
В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.
Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.
Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.
Образование маленького Иммануила началось в начальной школе, расположенной неподалеку от родительского дома при госпитале Святого Георга. Там будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни — доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила.
Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. В восемь лет Кант был определен в одну из лучших школ Кенигсберга, в латинскую школу «Фридрихс-Коллегиум» — Collegium Fridericianum — или, иначе говоря, гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 г. в честь прусского короля Фридриха I. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. становится директором «Фридрихс-коллегиум», а затем профессором Кенигсбергского университета, как раз в те годы, когда в нем начал учиться Иммануил Кант.
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».
В своем главном труде — «Критика чистого разума» — Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей («вещи в себе»). С точки зрения Канта, наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума. Этой постановкой вопроса философ положил начало новой философской проблеме — теории познания.
За ним последовало продолжение — «Критика практического разума» и трактат «Критика способности суждения» (1790), посвященный эстетике и телеологии.
Со временем многие цитаты из сложных книг Иммануила Канта зажили своей жизнью и превратились в афоризмы. Сегодня мало кто знает, что у этих фраз есть автор.
Дважды, в 1786 и 1788 годах, Кант был избран ректором Кенигсбергского университета. Летом 1796 года он прочитал свои последние лекции в университете, однако место в штате университета оставил только в 1801 году.
Личная жизнь
Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.
Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.
Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.
Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.
Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.
Афоризмы Иммануила Канта — Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
— Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
— Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
— Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
— Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
— Имей мужество пользоваться собственным умом.
— Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
— Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
— Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
— Нравственность заложена в характере.
— С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
-Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
Рекомендательный список литературы «Великий мыслитель»
- Войтов А. Г. Интеллектуальный капитал И. Канта. Москва, 2006
- Гулыга А.В. Кант. — М., 1981 (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.: Осн. в 1933 г. М. Горьким. Вып. 10 (570))
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения: Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. Москва, 2012 (Из наследия мировой философской мысли: история философии)
- Кант И. Из рукописного наследия: (Материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М., [2000]
- Кант И. Критика чистого разума: [перевод с немецкого]. Москва. Санкт-Петербург, 2007 (Гиганты мысли)
- Кант И. Обоснование непостижимого: [сборник: перевод с английского]. Москва, 2018 (Великие идеи)
- Кант И. Основы метафизики нравственности. Москва, 1999 (Классическая философская мысль)
- Панафидина О. П., Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм. (к вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии). // Вопросы философии. — 2011. — N 4. — С. 177-186. — (История философии)
- Розин В. М., Опыт методологической реконструкции «Критики чистого разума» И. Канта. // Вопросы философии. — 2011. — N 11. — С. 141-151. — (История философии)
- Сердцева Н. П. Кант: главные принципы великих мыслителей: [принципы, идеи, судьба]. — Москва, 2019 (Философский почерк)
- Стретерн П. Кант за 90 минут.- Москва, 2005 (Просто о сложном)
- Суслова И. Б., Проблема рациональности в философии и педагогике И. Канта. // Педагогика. — 2011. — N 3. — С. 97-102.- (Сравнительная педагогика)
- Суслова Л. А. Философия И. Канта: (Методологический анализ): [Учебное пособие для философских и других гуманитарных факультетов государственных университетов]. — Москва, 1988
- Суслова И. Б., Эвристический потенциал философем И. Канта в методологии педагогического целеполагания. // Педагогика. — 2011. — N 1. — С. 79-84. — (История школы и педагогики)