Творческая мастерская  «Жестокие университеты Георгия Жжёнова»

«Я не кланялся судьбе» — это главный принцип жизни Георгия Жжёнова, которому он оставался верен до последних дней. Этот человек не любил говорить о прошлом, предпочитая жить настоящим.

Георгий родился весной 1915 года в семье Степана и Марии Жжёновых, живших в Петрограде на Васильевском острове. Мама, Мария Федоровна, в девичестве Щелкина, семнадцатилетней деревенской девчонкой вышла замуж «в город» за вдовца с пятью детьми. Мама Георгия Жжёнова была человеком добрым, мудрым и любящим, и для Георгия всегда осталась «моей прекрасной Мамой». Степан Филиппович служил в петроградской пекарне, надеялся выбиться в люди. Но грянула революция, и все его замыслы пошли прахом. А в семье тем временем родилось еще пятеро детей, Егор из трех братьев и двух сестер был третьим ребенком.

После седьмого класса 204-й Ленинградской трудовой школы 15-летний Георгий Жженов, позаимствовав паспорт у старшего брата, отправился поступать в эстрадно-цирковой техникум. Уже через год Жженова, работавшего акробатом в цирке «Шапито», пригласили на главную роль тракториста Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя». До 1935 года актер успел сыграть в «Чапаеве», «Наследном принце Республики», «Золотых огнях». В 1938 году Георгий Жженов был арестован по обвинению в шпионаже — поводом к аресту послужила поездка актера на съемки во Владивосток, во время которой он случайно познакомился с американским послом и обвинен в шпионаже.  Только в конце 1955 года Жженов был реабилитирован. Актерскую карьеру пришлось начинать с нуля. Знаменитым актер стал после ролей автоинспектора в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и разведчика Тульева в трилогии «Ошибка резидента»,  генерала Бессонова со знаменитой фразой «Все, что могу…Спасибо за подбитые танки» из военной драмы «Горячий снег». Он же – агент и разведчик Михаил Тульев в тетралогии от «Ошибки резидента» до «Конца операции “Резидент”». Он же – командир авиалайнера Андрей Тимченко в первом фильме «Экипаж». Он же – лауреат премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство». Актер, которого по праву называют великим. В 1979 году Жженов сыграл командира авиалайнера в первом (и единственном) советском фильме-катастрофе «Экипаж». Среди последних киноработ актера — ленты «Конец вечности» и «Незримый путешественник».

А его прошлое – это испытание, выдержать которое смог бы далеко не каждый. 17 лет лагерей, в которых Жжёнов оказался по ложному обвинению. Лучшие годы, вычеркнутые из жизни. Чудовищная несправедливость. Но в 40 лет этот удивительный человек начинает жизнь заново и добивается всего: признания, успеха и популярности. Он вернулся и так мощно заявил о себе в театре и кинематографе.

Жжёнов, как человек публичный, вынужден был обнародовать всё, что с ним происходило за долгие годы заключения. Даже написал несколько рассказов на темы своей тюремной жизни: «Омчагская долина», «От «Глухаря» до «Жар-птицы», «Я послал тебе чёрную розу…». Не поленитесь, найдите эти рассказы и почитайте — особенно «Саночки».

В пересыльной тюрьме в Красноярске  месяцами ждали решения судьбы тысячи осуждённых. Потом шли дальше по этапу.  Несмотря на то, что в камере для ссыльных сидело по несколько сотен человек. Места всем не хватало, и они спали по очереди. Спокойный был человек. Сдержанный. И очень вежливый. В перенаселённой камере Жжёнов сразу стал одним из самых уважаемых зэков. Ему доверяли ходить за кашей. Хлеб, присыпанный сахаром, осуждённым выдавали через окно камеры. Каждому в руки. А за кастрюлями с кашей шел один «гонец». Выбирали только самых уважаемых и честных.

Георгий Степанович почти что случайно, походя, попал под слепой исторический репрессивный каток. Вот какую жалобу-заявление писал Жжёнов начальнику Управления МВД гор. Норильска :

 «Убедительно прошу вас содействовать мне в хлопотах о снятии с меня ссылки. В ссылке нахожусь пятый год. Добросовестность моей работы может быть подтверждена производственной характеристикой из театра, моей трудовой книжкой и отзывами зрителей. За шестнадцать с лишним лет из своих тридцати восьми, что я мыкаюсь по тюрьмам, лагерям и ссылкам, всей своей жизнью и работой безуспешно пытаюсь доказать, что я – честный человек, гражданин своей страны, ничего общего не имеющий с тем политическим преступником – «шпионом», которым меня сделали в НКВД в 1938 году. Я бью лбом стены, пытаюсь восстановить справедливость, добиться пересмотра моего «дела». Мое жизненное несчастье – арест в 1938 году – это акт подлости карьеристов, прорвавшихся к власти и в органы НКВД. Факт, послуживший поводом для обвинения и дальнейших репрессий, ни по каким законам цивилизованного общества не мог являться преступлением,,,»

Актёр лишь чудом выжил: «У меня долго не было связи с матерью. И вдруг – невероятное – от неё пришли сразу две посылки! Однако за ними в лагпункт нужно было идти 10 километров пешком. Я прекрасно понимал, что посылки могут спасти мне жизнь, ибо от постоянного голода силы убывали каждодневно и неуклонно. Но ещё больше отдавал себе отчёт: просто физически не смогу пройти эти проклятые десять километров. И тут случилось второе чудо: меня взял с собой опер, возвращавшийся на лагпункт. А когда по дороге я окончательно рухнул в снег, не в силах дальше сделать и шага, и с глубоким безразличием понял, что это конец, опер взвалил меня на санки, которые тащил за собой, и повёз. Чтобы жестокий опер, давно забывший, что такое сострадание, вёз на санках зэка — это было куда больше, чем чудо. Посылки, посланные мамой, пролежали даже не скажу сколько времени – многие месяцы, как минимум. Их содержимое – сало, колбаса, чеснок, лук, конфеты, табак – давно перемешалось и превратилось в смерзшийся камень. Я смотрел на эти посылки и из последних сил сопротивлялся желанию тут же вцепиться зубами в те дурно пахнущие каменья. Я знал, что тут же погибну от заворота кишок. И попросил охрану ни под каким видом не выдавать мне посылки, даже если буду ползать на коленях и умолять об этом, а только отколупывать маленькие кусочки три раза в день и их мне скармливать. Они посмотрели на меня с уважением и согласились – третье чудо. Так я тогда выжил».

В другой раз окончательно не протянуть ноги от голода Жжёнову помогла смежная профессия фотографа. Ещё в конце сороковых он освоил фотоаппарат и стал первым в Норильске делать цветные снимки, считавшиеся по тем временам немыслимой роскошью. Как позже вспоминал сам актёр: «У старых норильчан до сих пор сохранились следы моей деятельности.  Некоторые присылают мне письма и вкладывают в них те мои простенькие, бесхитростные снимки».

В Норильском драмтеатре он познакомился с Иннокентием Смоктуновским – тогда ещё Смоктуновичем. Они вместе играли. Жжёнов сразу понял, что перед ним – огромный талантище. Он прятался в Норильске потому, что во время войны был в плену и боялся, что его за это посадят. Долго Жжёнов уговаривал Кешу плюнуть на всё и ехать в Москву, ибо понимал – талант его был безмерен и не вмещался в маленький норильский театр. Он и хотел этого, и боялся. А ещё он сетовал, что у него нет денег для столь дальней поездки. Попробовал Жжёнов его уговорить взять у него в долг – тот отказался. Тогда он купил ему фотоаппарат, научил снимать, и он начал зарабатывать деньги, фотографируя в окрестных деревнях.

Все в те годы нуждались в фотографии, всем куда-то нужно было послать о себе весточку. Георгий дал ему рекомендательное письмо к Аркадию Райкину, с которым вместе учился в институте. Но вместо Ленинграда Смоктуновский поехал в Сталинград, где стал играть третьестепенные роли. Но Жжёнов и там не оставил его в покое. Буквально заставил поехать в Москву. Его заметил режиссёр Михаил Ромм и снял в небольшом фильме. Так начиналось его стремительное восхождение на Олимп советского кино и театра. Кстати, Смоктуновский продолжил «эстафету добра» и привёл, в свою очередь, в кино прекрасного актера Ивана Лапикова.

Семнадцать долгих лет судьба мытарила Георгия Степановича, а он, вопреки всему, сохранил свою душу, не дав ей ожесточиться и оскотиниться.

Четыре женщины стали спутницами нелегкой жизни Георгия Степановича. По-разному сложилась их судьба, порой трагически. Но каждая искренне его любила.

Особая глава в трагической биографии выдающегося актёра – его отношения с женщинами. И об этом следует сказать особо. Первой его любовью стала белорусская актриса Евгения Голынчик. Георгий Степанович вспоминал: «Когда Женя пришла на последнее свидание в Питере, я ей сказал: «Умоляю: не жди меня. У меня нет гарантии, что выживу. Во всяком случае, я не хочу, что бы ты свою жизнь ставила в зависимость от моей – неудачной. Спасибо тебе за всё, но живи, как тебе хочется. Ты молода и у тебя есть на то право. Пусть я не буду теми веригами, которые на твоей совести останутся».

Второй женой стала актриса Лидия Воронцова, с которой Жженов познакомился в 1943 году в лагере. Она попала сюда из-за обвинений в связи с иностранцами. Вместе артисты служили в Магаданском музыкально-драматическом театре. В этом союзе у актера родилась дочь Елена. Однако, как только супругов освободили, они поняли, что их ничего не связывает, и расстались. Артист считал, что Лидия была «трагедией его жизни».

С третьей супругой, актрисой Ириной Махаевой, Георгий Степанович познакомился в Норильском театре, когда отправился во вторую ссылку. У актеров родилась дочь Мария, и прожили они вместе десять лет.  Ирина очень любила мужа и делала все, чтобы с него сняли обвинения. Именно она помогала ему писать письма и отправлять их в нужные места. Однако вскоре после освобождения и оправдания супруги расстались. Жженов увлекся другой актрисой, к которой ушел от Ирины.

В 1960 году актер женился в четвертый раз на Лидии Малюковой, которая родила ему дочь Юлия. Именно с ней он нашел то самое счастье, которое так долго искал. Они прожили вместе почти 45 лет.

«Он был для меня всем. Лучше человека, чем он, я никогда не встречала в своей жизни. И не встречу. Таких людей, как Жженов, просто не существует. И как мужчина, и как просто личность», – рассказывала Лидия.

Георгий Степанович был достаточно замкнутым и осторожным. Он не гнался за славой. Представить его в современной ситуации, когда одни и те же актёры переходят из сериала в сериал, просто невозможно. Когда решался вопрос о роли, у него зачастую была возможность повлиять на режиссёра, взять какую-то роль себе, но он этого не делал. Для Георгия Степановича кино было работой – творчеством он свою игру никогда не называл. Он буквально врастал в роль. Дубли с ним можно было не делать – они всё равно получались один в один. Удивительно, как он, многие годы, находясь сначала на волосок от смерти, а потом – на пике славы, сохранил то, что получил в подарок от природы – и талант, и способности, и себя самого, свою душу. Ведь часто бывает, что люди с годами становятся более черствыми, равнодушными и к тем вещам, которые никогда не сделали бы ранее, начинают относиться спокойно, как к должному. Совесть съеживается, жизнь заставляет портиться. А он сохранился – его ничто не изменило.

Из интервью с Г. ЖЖёновым:

О чем вы думаете, когда остаетесь в одиночестве?

ГЖ: Сожалею, что я писательству отвел место не самое главное в своей жизни. Правда, обстоятельства жизни не всегда способствовали этому занятию — на Колыме за каждый найденный клочок исписанной (для памяти) бумаги я рисковал получить пулю в лоб…

За годы творческой деятельности Георгием Жжёновым было сыграно около 70 ролей в кино, фильмы с его участием пользовались всенародной любовью, и стали классикой отечественного кино. Артиста Георгия Жжёнова знают все. Как писатель он известен меньше. Тем не менее, литературное творчество – одна из важнейших страниц жизни Георгия Степановича. Георгий Степанович автор более 10 книг-воспоминаний, в том числе о лагерной жизни на Колыме и заполярном Норильске: «От глухаря до Жар-птицы», «Омчагская долина», «Прожитое» и другие.

Жжёнов любил жизнь, поэтому, наверное, не старел. Он  никогда не выглядел на свой возраст. В 90 лет сам возил жену на дачу и плавал в море. «Лида, мы с тобой молодые, — говорил ей. — Просто не надо делать резких движений».

В последние годы Георгий Жжёнов играл в Театре имени Моссовета единственную роль в спектакле «На Золотом озере». В «великой пьесе о двух стариках», как называл её Жжёнов, он выходил на сцену с народной артисткой России Ириной Карташёвой. После смерти Жжёнова она рассказывала: «Я потеряла не только прекрасного человека и актёра, но и удивительного партнёра. Последний раз мы играли спектакль 3 октября – он шёл замечательно, зал принимал его всей душой. Мне и в голову не могло прийти, что больше Жжёнов никогда не выйдет на сцену. Он скрывал свои болячки и жутко не любил, когда о них расспрашивали. Георгий Степанович прекрасно держался, был удивительно прямым и честным человеком – если ему что-то не нравилось, говорил об этом порой довольно резко».

Артиста Георгия Жжёнова государство удостоило целого ряда профессиональных наград, четырех орденов – советских Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Ленина и российских «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени, а также последней почести – погребения на Новодевичьем кладбище.  В 2000 году, еще при жизни, в Челябинске установлен памятник актёру. В Москве на его доме на Зоологической улице открыта в 2010 году мемориальная доска.

За 3 недели до смерти Георгий Жжёнов неудачно упал дома, после которого у него был обнаружен перелом шейки бедра. Его привезли в Национальный медико-хирургический центр имени Пирогова, где на следующий день врачи сделали артисту операцию и поставили французский эндопротез. Как рассказал врач-ортопед Антон Серебряков, оперировавший артиста, операция шла всего пятьдесят минут. Пожилому артисту сделали не общий наркоз, а щадящую спинномозговую анестезию — все-таки Георгию Степановичу исполнилось 90 лет.

Ещё находясь в реанимации, Георгий Жжёнов с помощью врачей и жены начал пытаться ходить, для чего ему приспособили специальные ходунки. Врачи не сомневались, что Георгий Степанович обязательно станет на ноги, но 4 декабря 2004 года Георгий Жжёнов был снова госпитализирован с воспалением дыхательных путей. После тщательного обследования у него обнаружили рак легкого. Врачи не сообщали ему о роковом диагнозе, но настаивали на операции. Возможно, это помогло бы победить коварную болезнь и продлить жизнь замечательному актёру. Медики надеялись, что актёр справится с травмой, но лёгкие не выдержали. Произошло кровоизлияние в плевральную полость, и 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни жизнь Георгия Жжёнова оборвалась.

Отпевание усопшего состоялось утром в субботу, 10 декабря, в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. Прощание с Георгием Жжёновым прошло в Театре имени Моссовета, после чего артист был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Несмотря на все тяготы, которые выпали на долю Жженова, он смог сохранить свой внутренний стержень, интерес к искусству, любовь к зрителям и жизни. Георгий Степанович – яркий пример того, что любой может начать жизнь с чистого лица и добиться успеха.

Список литературы:

Жжёнов Г.С.Омчагская долина. — М.: Правда, 1988 (Библиотека журнала «Огонёк», № 33)
Жжёнов Г. С., Дебют на тюремных подмостках. // Преступление и наказание. — 2012. — № 12. — С. 58-60. : фот., портр. — (Память)

Жжёнов Г.С. От «Глухаря» до «Жар-птицы»: повесть и рассказы. М., 1989

Жженова М., Марина Жженова : «О предательстве отца я слышала с детства». // Караван историй. — 2014. — № 3. — С. 162-185. : 14 фот. — (Звездный след)

Зарок: Повесть, рассказы, воспоминания. М., 1989

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!