Урок родного языка «Будь грамотным – будь успешным!» (к Международному дню распространения грамотности)

Уважаемые читатели!

«Грамоте учиться всегда пригодится» – эта народная пословица отражает универсальную пользу от приобретения новых знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности человека, поскольку грамотность не ограничивается только умением писать и читать.

На протяжении многих веков человек тянется к познанию всего, что его окружает.  Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. Грамотный человек всегда вызывал уважение, на него равнялись, к нему прислушивались.

Изначально грамотностью называлось умение читать и писать на родном языке, однако со временем это понятие получило более широкое значение. Сейчас грамотным человеком можно назвать того, кто обладает знаниями в разных сферах жизни. Быть грамотным приятно, престижно, почетно.

Международный день грамотности был учрежден 8 сентября 1965 года на иранской конференции, посвященной борьбой с тотальной безграмотностью во многих регионах мира. Главный посыл форума – искоренение невежества среди огромного количества населения планеты – оказался созвучным мнениям многих последующих поколений.

По данным ЮНЕСКО, в мире проживают свыше 750 миллионов людей, которым не хватает базовых навыков грамотности, из них около двух третей составляют женщины.

Интересные факты о грамотности

  • В начале нашей эры (после рождества Христова) самым грамотным народом были иудеи, а в каждом иудейском городе была собственная школа, где обучали грамоте.
  • В Древней Индии грамотность женщины приравнивалась к позору, т.к. писать и читать дозволялось только жрецам и некоторым мужчинам.
  • В эпоху Античности особо грамотными считались греки. Мальчики получали образование в школах, а за грамотность девочек отвечали матери и няни.
  • В эпоху Средневековья даже не все знатные люди были грамотными, т.к. большинству из них требовалось лишь развивать ораторские качества для произнесения речей. Письмо в те времена поручали писцам, а чтение – чтецам.
  • В эпоху Просвещения грамотностью могли похвастаться только представители знати. Любая девушка из знатного семейства знала латынь, свободно изъяснялась на французском, писала и читала на родном языке.
  • Английский философ 16-17 веков Френсис Бэкон, рассуждая о грамотности, говорил, что чтение формирует полноценную личность, обсуждение ее подготавливает, а письмо – завершает.
  • По заверению составителей Оксфордского словаря английского языка, английский термин literacy, означающий «грамотность», начали использовать в речи лишь в 1886 году, в то время как термин illiteracy, означающий «неграмотность», был в обиходе с 1660 года (кстати, в словаре английского языка Самюэля Джексона есть термин «неграмотность», а вот термина «грамотность» в нем нет).
  • Как правило, под грамотностью подразумевается обладание навыками чтения и письма. Если человек не умеет читать, его называют безграмотным, если же он не умеет только писать, термин «безграмотность» или «неграмотность» к нему не применяется. Вместо этого говорят, что он страдает дисграфией.
  • Существует понятие врожденной грамотности. Обладающие ей люди способны без особого труда красиво и лаконично излагать мысли, без ошибок писать и быстро читать. Однако эти навыки, конечно же, при рождении отсутствуют. Имеется лишь предрасположенность к грамотности, позволяющая людям обучаться быстрее и лучше остальных.
  • Специалисты ЮНЕСКО подсчитали, что на сегодняшний день в мире абсолютно безграмотными являются примерно 877 миллионов человек, причем большинством являются женщины.
  • Больше половины всех безграмотных людей на Земле живут на Юге и Востоке Азии – из десяти человек там не умеют читать четыре. Процент людей, которые не умеют читать, в Северной Африке составляет 37%, а в арабских странах – 38%. В Карибских государствах и Латинской Америке никогда не ходили в школу 12% населения.
  • По информации ЮНЕСКО, низким уровнем грамотности могут «похвастаться» не только бедные страны мира. Неграмотных людей много и в государствах с достаточно высокой экономикой, таких как Бразилия, Египет и Китай. Несмотря на это, в Китае (а также в Индии и США) преобладает именно грамотное население.
  • 3,6 миллиарда людей по всему миру умеют читать и писать простые тексты, что составляет примерно 82% взрослого населения планеты (люди старше 15 лет).
  • Начиная с 1989 года, в Республике Корея за работу в области развития грамотности ежегодно вручается награда короля Сечжона. Каждый лауреат получает еще и премию в размере 20 тысяч долларов.

Информация на тему мужской и женской грамотности

Две трети безграмотного населения планеты – это женщины.

В Йемене грамотными являются 69% мужчин и только 28% женщин, в Непале 26% грамотных женщин и 62% грамотных мужчин, а в Лесото 70% грамотных мужчин и 88,3% грамотных женщин.

В Восточной Европе больше всего неграмотных женщин отмечается в Турции, в Азии – в Индонезии, в Северной Америке – в США, а в Центральной Америке – в Гватемале.

Грамотность мужчин и женщин Южной Америки и Западной Европы примерно одинакова.

Всего по миру только в 19 странах грамотных женщин больше, чем мужчин. А в 41 стране мира количество неграмотных женщин вдвое превышает число неграмотных мужчин, плюс и вероятность быть безграмотной для женщины здесь вдвое больше, чем для мужчины.

Детская грамотность

Из 122 миллионов детей по всему миру, способных к обучению и получению среднего образования, эту возможность используют лишь 73 миллиона детей, т.е. всего 60%.

На данный момент более 50% детей в 15 странах мира не получили даже базового образования в школе.

В Индии в школах учатся 49% детей, в Китае – 89%, в Центральной Африке – 13%, в Юго-Восточной Африке – 25%, а в Северной Африке – 45%. В Нигере в школу ходят только 5% детей.

Согласно последней переписи в нашей стране 91% населения получил среднее или высшее образование.

При этом в 15 странах мира у половины детей нет даже начального.

О грамотности среди молодежи и взрослого населения разных стран

Молодежь почти всех стран мира умеет читать и писать, и только в пяти странах менее половины молодого поколения являются грамотными. Четыре из этих стран находятся в Северной Африке.

Страной, где отмечается максимальный уровень грамотности среди молодежи, является Япония.

Восточной Азии процент грамотной молодежи составляет 98,9%, а в восьми из двенадцати регионов Азии вообще грамотными являются 95% молодежи.

Всемирная статистика говорит о том, что молодое население более грамотно, чем взрослое. Особо ярко это выражается в странах Африки: в Центральной Африке грамотных взрослых на 13% меньше, чем молодых, в северной части – на 17%, а в юго-восточной – на 11%. Интересно, что в Японии эта же разница составляет лишь 1% по всей стране.

Грамотность в России

До начала 20 века в России грамотное письмо в школах для пролетариата было непристойным, и на учеников, умеющих грамотно писать, могли запросто доложить в соответствующие органы.

Согласно переписи населения от 2010 года, свыше 90% россиян окончили среднюю школу и получили высшее образование.

Россия занимает первое место в мире по количеству дипломированных специалистов (втрое и третье место занимают Канада и Израиль соответственно).

В мировом списке лучших учебных заведений упоминаются сразу два российских вуза – МГУ (занимает 112 место) и СПбГУ (занимает 251 место).

О русском языке

В русском языке есть несколько уникальных слов с тремя буквами «е» подряд. Это слово «длинношеее» (а также другие слова, оканчивающиеся на «-шеее») и слово «змееед».

В русском языке есть всего одно односложное прилагательное – это слово «злой».

Есть в русском языке и одно слово с необычной приставкой «ко», и это слово «закоулок».

В Книге рекордов Гиннеса можно найти самое длинное в мире слово, и оно тоже русское. Этим словом является «превысокомногорассмотрительствующий».

В орфографическом словаре РАН есть еще одно самое длинное слово в русском языке – «водогрязеторфопарафинолечение».

Правила русского языка позволяют придумывать множество очень длинных слов, например, слово «восьмидесятичетырёхлетний». А если попробовать обозначить по этому же принципу возраст дерева или какого-нибудь космического объекта, можно составить еще более длинное слово.

В русском языке нет никаких ограничений на количество употреблений приставок «пра-». Получается, что можно придумать невероятно длинное слово, если попробовать назвать своего самого далекого предка, к примеру, словом «прапрапрапрапрапрапрадедушка».

Грамотный человек знает, что слово «кофе» мужского рода,  т.е. «он». Однако в 2009 году вышел приказ Минобразования, согласно которому кофе стал еще и среднего рода (т.е. «оно»), так что правильными сегодня являются оба варианта употребления. Кстати, по словам филологов, после выхода из обихода слова «кофий», они попросту забыли изменить в словарях его род, поэтому долгое время считалось, что кофе может быть только «он».

Чтобы запомнить правильное употребление слов «одеть» и «надеть», можно использовать простое мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду».

Долгое время бытовало мнение, что самой грамотной речью обладают дикторы телевидения и радио. Но это относится к прошлому, ведь сегодня дикторы часто позволяют себе допускать самые разные ошибки. Нередко можно услышать голос из радио или телевизора, произносящий «позвОнишь», «вЫсоко», «катАлог», «дОсуг», «прецеНдент» или «стоко» вместо «стоЛЬко».

Как вы думаете, как говорить правильно: «езжай», «ехай» или «едь»? На самом деле ни один вариант не является верным, т.к. у глаголов «ехать» или «поехать» есть только повелительная форма – «поезжай», «приезжай» или «заезжай». Употреблять слово «езжай» можно, но лингвисты считают, что в разговорной речи использовать его нежелательно.

Нельзя сказать ни «побежду», ни «победю». Как ни странно, но у глагола «победить» не существует формы первого лица единственного числа в будущем времени. Но заменить ее можно фразой «одержу победу».

В русском языке нет слов «вобщем» и «вообщем», есть лишь слова «в общем» и «вообще».

Если обратиться к лексической грамотности, то фраза «самый лучший» звучит нелепо – примерно так же, как «более красивейший».

Неправильно говорить «займи мне денег», т.к. занять означает взять взаймы. Занять кому-то нельзя – занять можно у кого-то. Правильно будет просить одолжить денег или спросить, можно ли у кого-то занять.

Любопытные факты

В современном языке есть много слов, которые придумали известные писатели, и уже после публикации их произведений эти слова стали общеупотребительными.

Например,  авторство слова «лилипуты» принадлежит Джонатану Свифту; благодаря Федору Достоевскому в нашем языке появилось слово «стушеваться»;

Михаил Ломоносов является автором «горизонта», «диаметра», «квадрата», «кислоты», «минуса», «равновесия» и «преломления».

Если читать всего шесть минут в день, то уровень стресса можно снизить на 68 %. В науке есть даже термин «библиотерапия», который означает «использование материалов для чтения в терапевтических целях».

Джозеф Конрад, автор книги «Сердце тьмы», избегал читать обзоры своих работ и вместо этого измерял их линейкой. Чем длиннее обзор, тем лучше он к этому относился.

В дни, когда Чарльз Диккенс публично читал свои романы, он съедал две столовые ложки рома со свежими сливками на завтрак и пинту (0,568 мл) шампанского к чаю.

Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис провели соревнования, чтобы узнать, кто сможет без смеха прочитать самый длинный отрывок из книги «плохого» романиста Аманды Маккиттрик Рос.

Роман Б.С. Джонсона 1969 года «Несчастные» был опубликован в виде коробки, полной несвязанных страниц, которые читатель мог складывать в любом порядке. Канадский интеллектуал Маршалл Маклюэн считал, что читатели должны обратиться к странице 69 любой книги, чтобы определить, стоит ли ее читать.

Цитаты о грамотности

Она делала в документах столько ошибок, что заменяла сразу трех секретарш. (Роберт Лембке).

На ашипках учемся. (Леонид Крайнов-Рытов).

Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их. (Оскар Уайльд).

Даже в его молчании были слышны орфографические ошибки. (Станислав Ежи Лец).

Красота — это дар судьбы, ну, а грамотность — это уже от природы. (Уильям Шекспир «Много шума из ничего»).

Писать – это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают. (Жюль Ренар).

Как уст румяных без улыбки,/ Без грамматической ошибки/Я русской речи не люблю. (Александр Пушкин).

Многоточие может обозначать отсутствие мысли. (Хораций Сафрин).

Грамотные люди могут жениться по объявлению, безграмотные — только по любви. (Дон Аминандо).

Друзья ошибки заметят и простят, враги оценят и используют. (Ержан Орымбетов).

Поговорки о грамотности

  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота — чтобы знания черпать.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • Очки грамоте не научат.
  • Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  • Грамота правдой сильна.
  • Грамота — второй язык.
  • Побольше грамотных, поменьше дураков.
  • Без грамоты, как без свечки в потемках.
  • Грамотными не рождаются – грамотными становятся.
  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
  • Грамотею и книги в руки.
  • Грамотному везде дорога.

В России Международный день грамотности – это не только праздник, но и повод проверить собственные знания. Любой желающий гражданин, независимо от возраста, профессии и образования, может написать проверочный диктант или пройти тест на грамотность. Россияне в этот день охотно участвуют в мастер-классах и различных конкурсах, где узнают для себя много нового, постигая популярную непреложную истину – учиться никогда не поздно.

В настоящее время Международный день грамотности отмечается по всему миру, а в торжестве участвуют представители многих государств, правительственные и неправительственные организации, частные лица, всевозможные сообщества, а также педагоги, эксперты и учащиеся. 8 сентября также проходит присуждение международных премий за распространение грамотности тем, кто сумел предложить перспективные идеи.

Викторина «Международный день грамотности»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ответственный: Олейник Н. А.