Час литературного классика «Пусть в каждом сердце Пушкин отзовется»

Уважаемые читатели!

В России и других странах 6 июня отмечают Пушкинский день — праздник, посвященный памяти великого классика Александра Сергеевича Пушкина, чьи произведения и по сей день читают по всему миру.

Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках планеты.

Надо также сказать, что в 2011 году президент России подписал Указ № 705 о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Летний лагерь МБОУ «Школа» №3

Пушкин в песнях и романсах

         Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже два столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики — все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта.

         Романс (от французского romance) – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

         Во 2-й половине XVIII века лирические по содержанию «российские песни» предшествовали русскому романсу. Они создавались на стихи известных в то время поэтов – А.П. Сумарокова, Г.Д. Державина, И.И. Дмитриева и др.

         В России термин «романс» утвердился в начале XIX века. Романс отличается от песни более развитой мелодической линией и выразительной ролью инструментального сопровождения – аккомпанементом, он становится одним из ведущих вокальных жанров для классиков и певцов-любителей. Особенно тесно творчество мастеров русского романса связано с поэзией А.С. Пушкина.

Б.Христов — Н.А. РИМСКИЙ- КОРСАКОВ — На холмах Грузии. Романсы на стихи А.С.Пушкина

        Бытует мнение, что Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке: ещё во время учёбы в Лицее увлечение музыкой вносило разнообразие в жизнь воспитанников. «Песня и музыка – почти единственное удовольствие» — утверждал один из них. Среди лицеистов выделялись два талантливых композитора – Н.А. Корсаков и М.Л. Яковлев. Уже тогда их романсы на стихи Пушкина «О, Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала», «К живописцу», «Зимний вечер» стали популярными и исполнялись даже за пределами лицея.

        Отдельные стихотворения А.С. Пушкина выходят в свет вместе с музыкой в нотном приложении к альманаху «Мнемозина».Так было напечатано стихотворение «Слеза». Широкое распространение приобретают так называемые «песенники» (песни на пушкинскую лирику) в недорогих изданиях. Ноты к ним обычно не прилагались. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован , что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня внучка Суворова Мария Аркадьевна Голицына – великосветская дама, музыкант, певица.

№ 360 Сергей Лемешев — Н.А. РИМСКИЙ- КОРСАКОВ. Романсы на стихи А.С.Пушкина. Редеет облаков летучая гряда

А.С. Пушкин интересовался самыми различными явлениям музыкальной жизни – итальянской оперой, музыкой Моцарта, Глинки, других композиторов его эпохи. Всё новое и прогрессивное в музыкальном искусстве привлекало впечатлительного поэта. Он также любил русские и цыганские песни. Поэт восхищался игрой знаменитого пианиста Джона Филда, бывшего тогда в полном расцвете своего таланта. На вечерах в петербуржских гостиных исполнялись арии и романсы, завязывались знакомства с известными представителями музыкального мира – Верстовским, Алябьевым и др. Образы, сюжеты, мысли и чувства А.С. Пушкина становятся источниками глубокого, содержательного и значительного по объёму вокального творчества русских композиторов-классиков. При жизни поэта (начиная с 1823 года) создано более 70 романсов на тексты его лирических стихотворений.         Есть стихи, на которые написано несколько романсов. На текст его песни «Старый муж» писали Верстовский, Гурилёв и Ганнибал (дядя поэта). На слова «Татарской песни» («Дарует небо человеку») – Одоевский, Титов. Стихотворение «Не пой, красавица, при мне» уже в те годы нашло воплощение в романсах Глинки, Титова, Гедике; стихотворение «Два ворона» («Шотландская песня») было положено на музыку Верстовским и Алябьевым; «Певец» – Верстовским и Титовым; «Я помню чудное мгновенье» – Н.А. Мельгуновым, Н.С. Титовым и позднее и М.И. Глинкой. Стихотворение «Я здесь, Инезилья» впервые было опубликовано как текст к романсу на музыку М.И. Глинки.

Глинка — Романс «Я помню чудное мгновенье» (А. С. Пушкина)

На стихи А.С. Пушкина им написаны романсы «Два ворона», «Зимняя дорога», «Саша, Саша, я страдаю безотрадною тоской». Эти три романса принадлежат к лучшим образцам вокального творчества того времени.

         Верстовским на слова А.С. Пушкина написано семь романсов: «Чёрная шаль», «Старый муж», «Ночной зефир», «Певец», «Два ворона», «Казак», «Ложится в поле мрак ночной». Романс «Чёрная шаль» был переведён на французский и итальянский языки. Влияние таборного цыганского творчества чувствуется в музыке романса «Старый муж».   О личном знакомстве Глинки с Пушкиным рассказывает сам композитор в своих «Записках»: «Я часто видался с известнейшим поэтом нашим Алекс. Серг. Пушкиным и пользовался знакомством до самой его кончины».

Даргомыжский чаще всего в качестве литературной основы для своих произведений обращался к сочинениям великого русского поэта. Лучшие романсы Даргомыжского на стихи Пушкина обогатили жанр вокальной лирики и ещё при жизни автора стали сокровищами мировой музыкальной пушкинианы. Общеизвестны романсы: «Ночной зефир», «Я Вас любил», «Юноша и дева». По сравнению с Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью. Например, «Ночной зефир» – поэтическая сцена; «Я Вас любил» – романс-раздумье.

        Романсам Цезаря Антоновича Кюи на стихи А.С. Пушкина «Сожжённое письмо» и «Царско-сельская статуя» присущи искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней. Ц. Кюи – автор первой серьёзной книги о русском романсе, которая называлась лаконично «Русский романс» (СПб,1896).

        Одним из самых блестящих литературно-музыкальных салонов Москвы XIX века был салон княгини Зинаиды Александровны Волконской — писательницы, певицы, композитора. По воспоминаниям Вяземского, она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою. «Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, — писал впоследствии Вяземский. — По обыкновению краска вспыхивала на лице его. В нем этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения».

        Широко известен популярный и сегодня романс «Я вас любил», написанный композитором-дилетантом Борисом Сергеевичем Шереметевым. (Граф Сергей Дмитриевич Шереметев — его племянник).

Павел Лисициан — Я вас любил — романс на стихи А.С. Пушкина

        Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке XX века у Свиридова.

        Именно романсы на стихи Пушкина стали его первой творческой удачей. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс к повести А.С. Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки.

       Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке. Романсы на стихи А.С. Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамович, Стелла Лазаревна. Пушкин. Последний год: Хроника (январь 1836 — январь 1837) / С.Л. Абрамович. — 1991
  2. Алексеев, Михаил Павлович. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования: [Избранные труды] / М. П. Алексеев; Отв. ред. Г. В. Степанов, В. Н. Баскаков. — 1984
  3. Балашова. «Нарисовал Ал. Пушкин» / И.А. Балашова; М-во образования Рос. Федерации. — 1999
  4. Белинский, Виссарион Григорьевич. Сочинения Александра Пушкина / [Вступ. ст. и примеч. К.И. Тюнькина] / В.Г. Белинский. — 1985
  5. В стране, где Сороть голубая…: [Фотоальбом о Пушкин. заповеднике] / Фотосъемка Ю.Г. Белинского; Авт.-сост. С.С. Гейченко. — 1986
  6. Вересаев. В двух планах: Статьи о Пушкине. — 2000
  7. Сурат И. З., Пушкин А. С.: Имя Россия. Исторический выбор 2008 / [И. З. Сурат, С. Г. Бочаров]. — 2008

Викторина «А.С. Пушкин. Экранизация произведений»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ответственный: Олейник Н. А.