Арт-история «Лебедь русского балета»

Уважаемые читатели!

31 января (12 февраля) 1881 года на свет появилась Анна Павлова, величайшая балерина, легенда XX столетия.

Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая.

Сегодня – 140 лет со дня рождения выдающейся русской балерины.

А мы подготовили для вас Арт-историю «Лебедь русского балета».

Устраивайтесь поудобнее и окунайтесь в чарующий мир балета.

Будем говорить о прекрасной и восхитительной  Анне Павловой…

Короткий век «Русского лебедя»

Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах.

По мнению балетного критика Андрея Левинсона, искусство Павловой рождалось и умирало вместе с ней, чтобы танцевать как она, нужно просто быть Павловой.

Балерина прославила русский балет на весь мир, она сумела творчески переосмыслить уже известные партии, вдохнуть жизнь в едва не погибший классический балет.

Детство

Факт рождения балерины окутан тайной и полон загадок. Официальная запись гласит, что она родилась 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале города Петербурга.

Ее отца звали Матвей Павлов, он был простым крестьянином, на тот момент проходил службу в Преображенском полку. Мама – Любовь Павлова, работала прачкой. Согласно второй версии, отцом Анны был банкир-еврей Лазарь Поляков, у которого ее мать некоторое время трудилась горничной. Отцовство он не признал, так как занимал высокое положение в обществе, а рождение дочери от прислуги могло подорвать его авторитет. Тем не менее, он разрешил записать девочке отчество «Лазаревна».

Анна родилась раньше срока, росла очень слабой и болезненной.

Раннее детство Павловой прошло в Петербурге, а потом мама перевезла ее в село Лигово, где жила бабушка по линии отца. Свежий северный воздух закалил Анну, она окрепла, перестала так часто болеть. Мама начала брать ее с собой в Петербург.

Во время одного из таких приездов в город Аня оказалась в театре, на балете «Спящая красавица». Рядом с ней в ложе были другие дети, которые рассеянно смотрели на происходящее на сцене. В отличие от них, Анна не отводила глаз от артистов, наблюдала за каждым их движением, а когда спектакль закончился, то заявила, что мечтает танцевать точно так же, как принцесса Аврора.

Мама внимательно выслушала дочь, присмотрелась к ее фигуре и решила, что параметры девочки соответствуют балетным. Она приняла решение отвести Анну в балетную школу, где как раз проходили вступительные экзамены.

Анна Павлова в детстве

C первой попытки приблизиться к осуществлению мечты Анне не удалось, однако упорная девчонка и не думала отступать, делала новые попытки. В  Императорское театральное училище её приняли  спустя два года.

Анна всегда стремилась быть первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени, тренировалась ежедневно по восемь часов. Педагогами у Павловой были такие выдающиеся деятели, как прима-балерина Мариинского театра Екатерина Оттовна Вазем, ведущий танцовщик этого же театра Павел Андреевич Гердт и другие.

Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она вышла из стен Императорского театрального училища, получив диплом с отличием.

Жизнь в балете

Творческая биография Анны Павловой началась в 1899 году, когда ее взяли в Мариинский театр.  Подающая невероятные надежды выпускница была принята в состав солистов, минуя проверку кордебалетом.

Дебют 18‑летней артистки Императорских театров Анны Павловой на профессиональной сцене состоялся 19 сентября 1899 года в балете «Тщетная предосторожность».

Вначале ей доверяли небольшие партии, зато она была задействована в нескольких постановках, которые ставил прославленный балетмейстер Мариус Петипа. Самыми известными среди них были «Камарго» и «Тщетная предосторожность».

Анна Павлова в начале пути

Прошло немного времени, и   молодая балерина Павлова перешла на главные партии, а в 1906‑м получила статус балерины, который в Российской империи означал наивысшее положение в труппе. Она встала в один ряд с примадоннами театра Матильдой Кшесинской, Ольгой Преображенской и Тамарой Карсавиной.  

Премьеры Павловой в балетах «Баядерка», «Жизель», «Дочь фараона», «Пахита», «Корсар», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» следовали одна за другой, а от поклонников, преклонявшихся перед неповторимым стилем, шармом, хрупкостью и воздушностью балерины, не было отбоя.

Анна Павлова на сцене

У   Павловой появилась постоянная сценическая пара. Партнером Павловой некоторое время был Михаил Фокин. Они вместе выступили в 1899 году в балете «Марко Бомбо». Следующее их совместное выступление состоялось менее чем через год в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры».

Фокин, сотрудничество с которым продолжалось ещё много лет, выступал и как партнёр Павловой по балету, и как балетмейстер. Теперь их сотрудничество заключалось в том, что Фокин ставил для Анны танцы, среди которых самыми значимыми получились «Умирающий лебедь» и «Виноградная лоза».

Визитной карточкой Павловой, да и всего русского балета, стала хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен‑Санса в постановке Михаила Фокина, впервые исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре в январе 1907 года.

Публика была в восторге, а одна из рецензий гласила:

«Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».

С этим легендарным образом балерина не расставалась до конца своих дней, недаром за границей её называли не иначе как «Русский лебедь».

 Вплоть до 1913 года Павлова участвует в премьерных постановках Фокина. Она исполняет партию Актеи в «Эвнике», главную партию Вереники в «Египетских ночах», Сильфиды и Таор в «Клеопатре» и ряде других.

В 1907 году Павлова собирает небольшую труппу из 20 артистов и отправляется в гастроли по миру. У них огромный концертный репертуар, а танец «Вакханалия», в котором она выступает совместно с танцовщиком Михаилом Мордкиным, становится популярным на весь мир.

В 1908 году Анна Павлова впервые выступила в заграничном турне по Европе.

С 1909 года Павлова сотрудничает с Сергеем Дягилевым и участвует в его «Русских сезонах» в Париже. Она танцует в «Сильфиде» и «Клеопатре». Её современник, артист балета Сергей Григорьев вспоминает, что в «Русских сезонах» известная балерина «воплощала саму сущность романтического, воздушного, неземного».

Художник Валентин Серов написал портрет Павловой, который впоследствии антрепренер Сергей Дягилев использовал как эмблему организованного им фестиваля. Эта афиша стала символом «Русских сезонов» Дягилева в Париже.

Валентин Серов. Портрет Анны Павловой

Если благодаря Мариинке, Павлова становится известной в России, то благодаря дягилевской антрепризе, её узнает вся Европа. Благодаря «Русским сезонам» она и ряд других артистов балета удостаиваются степени командора Ордена Академических пальм, Метрополитен-опера подписывает с ней месячный контракт.

В последний раз Анна Павлова приехала в Россию в 1910-м году. Пробыв на родине несколько лет и дав гастроли в различных российских городах, она покинула предреволюционную страну в 1914 году, чтобы больше сюда не вернуться.

В том же году Павлова обосновалась в Лондоне, где купила особняк Ivy House в Хемпстед-Хит — это север Лондона. При её особняке была своя лесопарковая зона и собственный водоём, в котором жили лебеди. С одним из них, по кличке Джек, Анна подружилась. Вероятно, он напоминал ей о её звёздной партии в «Умирающем лебеди». Сохранилось много её совместных фотографий с этой восхитительной птицей, которая тоже была дружески расположена к балерине.

Оставив Мариинский театр, она работала исключительно на основе самостоятельных договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением.

Балерина появилась в главной партии балета «Жизель», который поставили в Лондоне, потом на протяжении месяца выходила на сцену театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Одновременно с гастрольной деятельностью Анна и танцор из Штатов Адольф Больм организовали свою труппу, которая через некоторое время представила публике балет «Привал кавалерии» Армсгеймера, «Волшебную флейту» Моцарта, и второй акт балета «Лебединое озеро» Чайковского.

Спустя некоторое время Анна начала выходить на сцену с собственными номерами, которые по художественной ценности можно было сравнить с шедеврами Фокина – «Танцем семи покрывал» и «Умирающим лебедем».

Важно было и то, что сила искусства Павловой действовала вдохновляющее не только на коллег и почитателей балета, но и  на людей, абсолютно далеких от мира искусства – кулинаров. Имя балерины было дано воздушному десерту, который состоял из безе в виде балетной пачки и свежих фруктов.

В 20-е годы прошлого века имя Анны Павловой и ее труппы узнали далеко за пределами европейских стран, благодаря стараниям русско-американского продюсера, который организовал им гастрольный тур по Штатам и выступления в экзотической Индии.

Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую ждали и приглашали все мировые государства. В 1922-1929-м годах балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет, Новую Зеландию, танцевала на лучших сценах этих стран.

Особое внимание Павлова уделяла танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок, и ставила собственную оценку мастерству студенток.

Именно Анна помогла Тамаре Тумановой – прославленной балерине, актрисе, хореографу, попасть на большую сцену и прославиться вместе с труппой Русского балета в городе Монте-Карло.

Личная жизнь

В профессиональном плане Анна Павлова добилась невероятных высот, чего не скажешь о ее личной жизни.

Балерина отказывалась от назойливых ухаживаний поклонников, не принимала от них никаких подарков. Она не хотела быть ни в чем зависимой ни от кого, тем более, не давала надежды на легкие отношения без всяких обязательств. 

Единственным человеком, которого Анна приблизила к себе, был состоятельный аристократ Виктор Дандре. Он принадлежал к дворянскому сословию, был очень образованным, увлекался искусством, сумел растопить сердце Павловой красивыми ухаживаниями.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Потомок старинного русско-французского рода Виктор Дандре по образованию был горным инженером, но страстно увлекался балетом. Практически сразу после знакомства с Анной Павловой он стал её личным импресарио, причём продолжил заниматься балетом и организацией гастролей русских артистов и после ранней смерти супруги.

Анна Павлова с Виктором Дандре

Его положение в обществе было достаточно высоким,  он служил статским советником, и не мог себе позволить серьезных отношений с балериной. Анна влюбилась в него, поэтому согласилась жить в съемной квартире, предоставленной Виктором. Она находилась в одном из центральных районов Петербурга, в ней был большой танцевальный зал. Взамен Дадре попросил сопровождать его во время общественных мероприятий.

Анна привязалась к Виктору, хотя прекрасно понимала, что в жены он ее не возьмет никогда. Павлова не нашла ничего лучше, как разорвать с ним связь, отказаться от роскоши, и упорхнуть на свободу из золотой клетки.

Наступило одиночество, которое угнетало балерину неимоверно. Когда оно стало невыносимым, Анна встретила Михаила Фокина, поставившего для нее «Умирающего лебедя». Отчаявшаяся звезда получила новый импульс, она ожила, а Михаил стал ее близким другом, которых было не так и много.

Полностью восстановиться Павлова смогла только с помощью зарубежных гастролей. Именно в это время среди ее знакомых появляется Камиль Сен-Санс, французский композитор, и самый известный актер немого кинематографа – Чарли Чаплин. Между Анной и Чарли возник роман, который так и остался платоническим, а потом перерос в настоящую дружбу, растянувшуюся на много лет.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

 До Анны дошли слухи, что Виктор находится в сложном материальном положении, что из-за неоплаченных долгов его посадили в тюрьму. Неприятности любимого человека вынудили Павлову отказаться от сотрудничества с бывшими коллегами, и заключить новый, очень перспективный контракт с иностранным агентством «Брафф».

 После того, как нужная сумма была заработана, прима расплатилась по долгам Виктора, и выписала его к себе, в Париж. Дадре абсолютно не раздумывал, после первого же приглашения Анны он примчался к ней. Некоторые источники утверждают, что в 1911-м влюбленные тайно обвенчались.

Балерина стала владелицей роскошного имения в Британии, у нее появилась собственная труппа и камерный театр в Лондоне. Все домашние обязанности лежали на плечах Виктора, поэтому балерина не заботилась об устройстве быта, она погрузилась в свое творчество полностью.

 Но время неумолимо не только над человеком, но и над его чувствами. Спустя некоторое время Анна поняла, что она больше не любит Виктора, он начал ее раздражать. Дома начались скандалы с истериками и битьем посуды.

Дандре терпеливо относился к ее истерикам, он любил ее по-прежнему, и был невероятно благодарен за свое спасение из тюрьмы. Он не собирался бросать психически неустойчивую женщину, наоборот, взял на себя организационные вопросы, нанимал и увольнял артистов.

Так они и жили до тех пор, пока в 1931-м Павлова неожиданно не скончалась.

 Смерть

Получив мировую известность, Павлова затосковала по родине. Она мечтала когда-то вернуться в родной город и станцевать свои лучшие партии соотечественникам.

Однако ее мечте не суждено было сбыться. В январе 1931-го балерина отправилась в гастрольную поездку в Гаагу. Она только вышла из поезда, и сразу поняла, что чувствует себя очень плохо. Прибыв в отель, Анна решила, что простудилась, а коллеги сказали, что в дороге поезд резко затормозил, и балерина пострадала при падении кофра.

Вызвали доктора, который и обнаружил, что легкие прославленной балерины наполнены жидкостью. Он предложил немедленную операцию, но ему не поверили. Дандре решил посоветоваться с другим специалистом, врачом который лечил королеву Нидерландов. Однако его вердикт оказался таким же – наличие жидкости в легких и необходимость скорейшей операции.

Доктора поставили балерине дренажную трубку, однако драгоценное время упустили. Анна впала в забытье, и когда пришла в себя, то не сказала ни слова, ее взгляд остановился на одно мгновение на сценическом костюме,  в котором она танцевала своего Лебедя.

Анны Павловой не стало 23 января 1931 года. Причиной смерти стал плеврит.

Многочисленные поклонники балерины никак не могли поверить в реальность этой новости, в то, что легендарный «Лебедь» больше никогда не станцует на сцене, и не подарит им радость встречи с настоящим русским балетом.

С годами история смерти Павловой претерпела изменения, муж и лечащий доктор рассказали ее в совершенно другой трактовке, но, к сожалению, это уже не имело никакого значения.

Поклонники решили, что тело Павловой должно быть предано земле на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где покоится не менее известная танцовщица Мария Тальони. Но Виктор пристально следил за тем, чтобы последняя воля его супруги была исполнена в точности. Павлова хотела, чтобы ее кремировали согласно древнеиндейскому  обряду.

Урна с прахом Анны Павловой хранится в закрытом колумбарии крематория Голдерс‑Грин в Лондоне.

Память

Всю недолгую жизнь её носили на руках  – сначала Россия, а затем весь мир. Она стала символом балетного искусства и гордостью нашей страны на долгие годы. Её именем названы сорт тюльпанов, венец на Венере, десерт в Австралии, лайнер Национальной авиакомпании Нидерландов и улица в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт‑Петербурга.

В лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продают билеты. Одно из них предназначено для духа Анны Павловой.

Смерть великой балерины стала утратой не только на ее родине, но и во всем мире. Прошло уже очень много лет со дня ее ухода в мир иной, а память о ней продолжает жить, ей посвящают свои танцы множество известных хореографов и танцоров.

 В 1983 году на экраны вышел биографический художественный фильм Эмиля Лотяну, посвящённый жизни и творчеству Анны Павловой. Главную роль в картине сыграла Галина Беляева.

Галина Беляева в фильме «Анна Павлова»

Ей посвящены множество книг, авторами которых стали Андрей Соколов-Каминский и Вера Красовская.

В преддверии юбилея в 2020 году театр русского балета в Санкт-Петербурге поменял название, отдавая дань заслугам легендарной танцовщицы и подчеркнув её вклад в развитие русского балета. Петербургский театр «Русский балет» стал Театром русского балета имени Анны Павловой. 18 февраля 2021 года он проел вечер балета «Посвящение»: к 140-летию со дня рождения Анны Павловой на сцене Театра музыкальной комедии.

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета