АРТ история «Сокровищница вечных шедевров»

В феврале1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа — первого в России публичного художественного музея, для хранения и показа экспонатов которого было построено специальное здание.

Более 4 миллионов человек ежегодно приезжают в Эрмитаж со всего мира, чтобы увидеть уникальную коллекцию живописи и скульптуры. Но как же появилась на свет эта коллекция Петербурга?

Приглашаем вас на АРТ историю «Сокровищница вечных шедевров» (170 лет со дня открытия музея Эрмитаж в Петербурге)

История Эрмитажа началась с пришедшей к власти императрицы, которая решила построить рядом с царской резиденции небольшой особняк, где можно было бы скрыться от глаз придворных. Отсюда и говорящее название «Эрмитаж», которое в переводе с французского означает «место уединения». Коллекции императорского Эрмитажа начали складываться в середине 1760-х гг., когда Екатерина II издала указ, согласно которому специально обученные люди путешествовали за границу в поисках шедевров мирового значения. Первыми экспонатами музея стали 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Вплоть до середины XIX в. эти коллекции были доступны лишь небольшому кругу лиц.

Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 годы. Автором идеи был Лео фон Кленце, а строительство возглавил В.П. Стасов.

Указ о приобретении шедевров мирового значения стал приносить результаты – в Россию привозили всё больше исключительных экспонатов. Переломным моментом в истории Эрмитажа стало приобретение личной коллекции барона Кроза – 600 картин, среди которых работы Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и Тициана.

Вот некоторые из экспонатов музея:

Знаменитую «Флору» Рембрандт написал в 1634 году. Это был один из самых счастливых и светлых периодов его жизни. Он только что женился на Саскии ван Эйленбюрх, переживал творческий подъём, цвёл от любви, растущей славы и популярности. Молодая жена стала его главной моделью и натурщицей. Саския стоит на тёмном фоне с пышным венком из нежных цветов на голове и держит в руке жезл, также увитый цветами. Находясь рядом с «Флорой» можно физически почувствовать то чувство абсолютного умиротворения, которое она излучает.

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын приобрёл картину для Екатерины II на распродаже коллекции Германа Арентса в Амстердаме в 1770 году.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, Одно из первых произведений Высокого Возрождения было написано для миланских правителей. В 1864 году Эрмитаж купил картину у герцога Литта, представителя аристократической миланской семьи, в коллекции которого эта картина хранилась несколько столетий. Работа выставлена в зале 214 Большого Эрмитажа

С этого момента Эрмитаж Екатерины II перестал быть приватными

Помимо картин императорскую коллекцию стали пополнять скульптурами, античными реликвиями, старинными монетами и медалями.

Статуя Юпитера. Древний Рим, конец I в. Колоссальную скульптуру античного бога для Эрмитажа в 1861 году выкупил Александр II у разорившегося маркиза Кампана. Одна из самых больших статуй музея выставлена в зале 107 Нового Эрмитажа.

Роскошные часы с механизмом английскому ювелира Джеймсу Коксу для Екатерины II заказал ее чиновник (и фаворит) князь Потемкин. В 1781 году они были доставлены в Россию в разобранном состоянии, а известный механик Иван Кулибин собрал их и привел в действие. Сейчас часы выставлены в зале 204 Малого Эрмитажа.

К этому моменту Эрмитаж насчитывал уже более 2000 тысяч полотен. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин.

 Ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию». Романовы приняли решение предоставить широкой публике возможность насладиться шедеврами. В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению. Например, Пушкин сумел попасть в залы только благодаря рекомендации Жуковского — наставника цесаревича. Очень мечтали об открытых залах члены Академии художеств: так, Карл Брюллов старался водить во дворец своих учеников, чтобы разбирать с ними творчество Рубенса и Ван Дейка.

Дальнейшее развитие Эрмитажа Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже. Следуя примеру европейских государств, Николай I решил создать новый музей, открытый для публики. Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе.

Новый Эрмитаж стал первым в России профессионально спроектированным музеем со специальными выставочными помещениями для отдельных коллекций, систематизированных в соответствии с научными принципами. Для шедевров античного искусства и для каждой национальной художественной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской и русской отводились отдельные залы.

Сейчас коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов, начиная с каменного века и до нашего столетия. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Коллекция изобразительного и прикладного искусства насчитывает свыше одного миллиона произведений, более 1,1 миллиона экспонатов составляют памятники нумизматики, свыше 800 тысяч – археологические памятники, более 14 тысяч – оружие.

Общая площадь залов Эрмитажа составляет свыше 233 тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочная площадь – 100 тысяч квадратных метров.

Красота и величественность Эрмитажа никого не оставят равнодушным. Картины и скульптуры завораживают каждого настолько, что хочется приходить сюда снова и снова, смотреть и наслаждаться.

Как ориентироваться в Эрмитаже?

В приведённом ниже списке даны номера залов постоянной экспозиции. Жирным шрифтом выделены названия наиболее интересных разделов.

Первобытная культураЗимний дворец, первый этаж, 11-27
Культура и искусство народов Средней АзииЗимний дворец, первый этаж, 55-66*
Культура и искусство Античного мираМалый и Большой Эрмитаж, первый этаж, 101-131
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов XV-XVIII вековБольшой Эрмитаж, второй этаж, 245-254, 258, 261-262
Культура и искусство Древнего ЕгиптаЗимний дворец, первый этаж, 100
Искусство Англии XVII-XIX вековЗимний дворец, второй этаж, 298-300
Ювелирные изделия ФабержеЗимний дворец, второй этаж, 307
Искусство Франции XV-XVIII вековЗимний дворец, второй этаж 143-146
Искусство Франции XIX-ХХ веков (трофейное искусство)Зимний дворец, второй этаж, 143-146
Искусство Германии XV-XVIII вековЗимний дворец, второй этаж, 263-268*
Искусство Италии XIII-XVI вековБольшой Эрмитаж, второй этаж, 207-230
Искусство Италии XVI-XVIII вековБольшой Эрмитаж, второй этаж, 231-238
Современное западноевропейское искусствоБольшой Эрмитаж, третий этаж, 314-350
Нумизматическая коллекцияБольшой Эрмитаж, третий этаж, 398-400*
Культура и искусство зарубежного ВостокаБольшой Эрмитаж, третий этаж, 351-397
Русская культураЗимний дворец, второй этаж, 151-173
Дворцовые интерьерыЗимний дворец, второй этаж, 175-187
Искусство Испании XVI-XVIII вековБольшой Эрмитаж, второй этаж, 239, 240
Парадные залыЗимний дворец, 155, 156, 188-198, 204, 271,282, 289, 304-307
Галереи драгоценностейЗимний дворец, первый этаж, 42, Большой Эрмитаж, первый этаж, вход через зал 121

Если будете в Санкт-Петербурге – посетите Эрмитаж!

Спасибо за внимание!