АРТ- портрет кумира «Николай Крючков — легенда советского кино»

Уважаемые читатели!

Николай Крючков – легенда советского кинематографа, символ эпохи, «парень из нашего двора», который стал примером для миллионов своих соотечественников.

Его роли в тяжелое для страны время вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги, и в 30-50 годы не было в СССР человека, который бы не знал этого великого артиста.

Картины с его участием стали классикой советского киноискусства, а песни из фильмов «Трактористы» и «Небесный тихоход» ушли в народ и до сих пор не потеряли своей актуальности.

6 января  2021 г. исполняется 110 лет со дня рождения  Николая Крючкова.

Сегодня мы подготовили для вас виртуальный  АРТ- портрет кумира  «Николай Крючков — легенда советского кино».

Будем вспоминать  великого актера…

Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.

Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».

Письма с адресом, в котором были всего три слова – «Москва. Николаю Крючкову» — каким-то немыслимым чудом доходили до адресата – человека, который был не просто всенародно любим, а стал настоящим кумиром, героем, образом поколения тех, чья молодость пришлась на 30-е.

Николай Крючков учился боксу у режиссёра Бориса Барнетта, вылетел со съёмок за пьянство у Михаила Ромма, мечтал догнать Габена по количеству ролей, был четырежды женат, сыграл солдат всех званий — от рядового до генерала, на съёмках скакал на лошадях, работал на тракторе, летал на «кукурузнике», играл на баяне, пел, плясал, ложился под танк, лез в ледяную воду, 12 раз ломал руки и ноги, обжег глаза, потерял зубы, заработал ревматизм… Казалось, он прожил не одну, а семь жизней.

Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.

Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник». Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами. Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.

Мальчик с Пресни

Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки.

Николай Крючков родился в Москве на Красной Пресне

Он родился в сочельник, 24 декабря 1910 (а по новому стилю 6 января 1911 года). Даже при огромном желании семью этого замечательного артиста нельзя было бы назвать средой, где у мальчугана развивалось природное творческое начало.

Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру» старейшее текстильное предприятие Москвы.

«Трехгорная мануфактура» на Красной Пресне

Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой.  У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр).

Время было сложное – Крючковы жили впроголодь в девятиметровой полуподвальной комнатушке, куда практически не проникал солнечный свет.   И Николаю, организм которого остро нуждался в еде, ночами снился хлеб.

Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой.

Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой.  

Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что уже подростком он пошёл работать на «Трёхгорную мануфактуру», чтобы не быть обузой для овдовевшей матери. И работал наравне со взрослыми.

Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он  поступил в школу фабрично-заводского ученичества при родном родительском предприятии и стал осваивать профессию гравёра-накатчика.

Николай  отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.

Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения.  Там Колька Крючков стал настоящей звездой – бил чечётку, пел залихватские песни, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба

Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение.  

А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.

Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.

За три года Николай Крючков самый высокий для рабочего разряд, но и кличку «Артист». Его знали и любили не только товарищи, восхищавшиеся талантом паренька.

Не обделённого талантом Николая заприметило руководство, рекомендовавшее его для поступления в школу актёрского мастерства при театре рабочей молодёжи. Эта рекомендация перевернула жизнь Крючкова с ног на голову.

Никола пришёл поступать в школу актёрского мастерства при Театре рабочей молодёжи. Переступив порог, за которым восседала приёмная комиссия, разволновался так, что чуть не выскочил обратно.

Ему задавали какие-то вопросы. А он не знал, как на них отвечать. Бледнел, затем краснел, понимал, что близок к провалу. Спасла… отцовская гармошка, которую он принёс с собой. Взяв её в руки, Крючков спел несколько куплетов.

И его приняли единогласно!

В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.

Два года он отучился без отрыва от производства – молодым студийцам преподавали легендарные «мхатовцы» Николай Хмелев, Илья Судаков, Иосиф Раевский, Алексей Грибов, музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский, а литературным руководителем был Михаил Булгаков.

Актерская карьера

В Театре рабочей молодёжи он работал истово, совсем как в родном цеху. Но, наверняка, так и остался бы на вторых и эпизодических ролях, если бы не прекрасная балерина того времени — Наталия Александровна Глан.

Талантливый молодой юноша вызвал у неё симпатии. И она предложила своему супругу, режиссёру Борису Барнету, прийти, взглянуть на актёрскую игру Николая Крючкова.

Режиссер Борис Барнет

На дворе стоял 1930-й год. Барнет запускал в производство   картину «Окраина», где главные роли были заняты. Но с «неглавной», на которую Борис Васильевич пригласил талантливого начинающего актёра, Крючков справился блестяще. Он сыграл в этом фильме простого парня – сапожника.

Николай Крючков в фильме «Окраина»

Первая роль для самородка с Пресни могла стать последней.

В фильме «Окраина» Николай настолько увлёкся своей работой, что ушёл в роль с головой. И как-то раз бросил обратившемуся к нему Барнету резкое:

«Не мешай работать!»

Барнет сперва опешил. В адрес исполнителя крошечного эпизода могла последовать крайне жёсткая реакция. Обратиться к режиссёру, как к мастеру-одногодке, «на ты», в ультимативной форме? Будь на месте Барнета вспыльчивый, а порой и мстительный Иван Пырьев, Николаю Крючкову пришлось бы вернуться в родной цех к профессии гравёра-накатчика.

Едва не осерчавший Борис Васильевич вдруг понял, что для бывшего рабочего с фабрики съёмочная площадка на всю жизнь станет «стахановским забоем». Местом, где актёр вместо угольных пластов актёр будет «рубить» — образ за образом! — характеры славных советских парней – рабочих, военных, милиционеров, колхозников (в хорошем смысле этого слова).

А если надо – создавать образы совершенно противоположные – кулаков, бандитов и прочей несоветской шушеры.

«Окраина» стала «трамплином» для Николая Крючкова. Именно там парень убедился в том, что актёрство – это его. А на съёмочной площадке он может чувствовать себя, как рыба в воде.

Картину ждал большой успех, причем не только на родине, но и за ее пределами, а Борис и Николай стали лучшими друзьями.

И вот ведь чудо! Зайти в «актёрскую» обойму с первого фильма?

Это практически нереально. С первого фильма, в котором сыграна далеко не самая главная роль? Это и вовсе невозможно.

Но завораживающая харизма Николая Крючкова «бежала» впереди него. Предложения от режиссёров после выхода «Окраины» сыпались, как из рога изобилия.

С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.

В 1934 году Николай сыграл рыбака Алешу в лирической комедии Барнета «У самого синего моря» и влюбил в себя всех девушек Советского Союза.

Николай Крючков в фильме «У самого синего моря»

И снова высокая оценка зрителя. Актер стал кумиром миллионов, со всех уголков СССР ему приходили мешки писем, а самые известные режиссеры мечтали заполучить его на главные роли.

Правда, не всем им удавалось сработаться со вспыльчивым и импульсивным актером. Примером может служить картина «Тринадцать» Михаила Ромма, в которой режиссеру пришлось раньше времени «убить» Крючкова, чтобы отстранить его от съемок из-за пристрастия к алкоголю.

Режиссер Михаил Ромм

Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.

Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.

Безусловно, удачной и запоминающейся была роль шахтёра Степана Кулагина, несправедливо обвинённого во взрыве на шахте (картина «Ночь в сентябре»).

В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая. Эта картина также вошла в Золотой фонд советского кинематографа.

Но впереди был фильм-сенсация. Фильм-эпоха. Речь о картине «Трактористы», где впервые прозвучала песня, ставшая настоящим гимном тридцатых «Три танкиста, три весёлых друга». Её поёт Николай Крючков.

Лента «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым, вышла в 1939, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.

За главную роль Клима Ярко в картине «Трактористы» Крючков был награжден Сталинской премией, песни «Три танкиста», «Броня крепка» распевала вся страна, а фирменный танец «на ягодицах» стал визитной карточкой артиста

В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю.

В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.

Картина «Трактористы», где Крючков лихо играет на баяне, во многом пророческая: «Опять немца, забодай его комар, на нашу землю тянет. Драться будем!» — говорит один из героев в фильме, снятом в год подписания пресловутого Договора о ненападении между Германией и СССР – в 1939-м!

Армейской лямки Николай Крючков не тянул. Ему просто не разрешили идти на фронт, вызвав и строго разъяснив, что такие актёры нужны, там, где, несмотря на голод, бомбёжки и лишения, работали маховики советского производства.

И Крючков, отчаянно рвавшийся на фронт, будет драться с врагом, как и вся страна, отчаянно и непримиримо, с риском для жизни. Но на экране. Там его миссия была ничуть не менее важна, чем в окопе.

В годы военного лихолетья стране были нужны эти неунывающие, никогда не падающие духом экранные чудо-богатыри. Их было раз, два – и обчёлся. Николай Крючков и Марк Бернес.

И он стал героем фронта. Былинным чудо-богатырём, которого не брала ни пуля, ни снаряд. Не имея, по большому счёту, никакого актёрского образования, он снялся в годы войны в 11 фильмах. И многие роли были сопряжены с риском для жизни.

Крючков сам водил машину, трактор, танк, управлял самолётом. Пусть это и был всего лишь «Кукурузник».

Фильм «Фронт», опять-таки, мог бы стать в его карьере последним. Помните момент, когда герой Крючкова бросается под танк? Многие думают, что это монтаж. А это реальность. Глядя на этот трюк, специалисты говорили, что шансов уцелеть в такой ситуации нет. От слова «совсем».

— И о чём ты только думал, когда бросился под «Тигра»? – спрашивали у актёра впоследствии.

— Знаешь, увидел свастику на танке и не удержался. Решил сцену доиграть до конца.

В перерывах между съемками Николай Афанасьевич много ездил на фронт с концертными бригадами, и мог лично убедиться, как работа артиста помогает поднять боевой дух солдат и офицеров.

Но, конечно же, самой славной из картин военной эпохи стал удостоенный Сталинской премии фильм «Свинарка и пастух». История о свинарке Глаше, знатном советском пастухе Мусаибе (Владимир Зельдин), а также ушлом и хитром вологодском конюхе Кузьме (Николай Крючков), мешающем их союзу, снималась уже в тот момент, когда на столицу СССР летели бомбы.

Предлагаемые обстоятельства этой последней «невоенной», но снятой уже в годы войны работы, были впечатляющими. Выли сирены, гремели взрывы бомб, а режиссёр Иван Пырьев командовал: «Камера, мотор!» — и новый дубль снимался с неизменными счастливыми улыбками.

5735

Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие.

Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».

После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова.

Каждый советский мальчишка, которому не суждено было по возрасту попасть на фронт, был взращён на образах Николая Крючкова.

Вот вам танкист Луконин из фильма 1942 года «Парень из нашего города»

Вот лётчик Булочкин из «Небесного тихохода» (1945). Уже в «царских» погонах.

Интонации, походку, манеру речи, взгляды, улыбки этих героев копировали абсолютно все, потому что всем хотелось выжить. Всем хотелось, если придётся, сбить четвёрку вражеских истребителей, дотянуть до родного аэродрома «на одном крыле» или броситься под танк, но выжить, вернуться к мирной жизни, найти любимую и жить счастливо. С этой задорной песней на устах, которую пел Николай Крючков.

После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.

В 1948-м вышла картина «Три встречи», с участием актера Крючкова. В фильме шел рассказ о том, как живут люди в первые послевоенные годы.

После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс».

В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.

В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить.

В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому.

В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.

Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.

Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.

В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.

В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.

В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.

Николай Крючков в фильме «Горожане»

В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».

Последние фильмы с участием Крючкова – историческая драма «Царь Иван Грозный» (1991) и военный фильм «Ангелы смерти» (1993), посвященный пятидесятилетию Сталинградской битвы.

За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.

В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда

На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР он был награжден многими орденами и медалями.

Николай Крючков – настоящий «self made man» советской эпохи, достигший в этой жизни беспрецедентной популярности, колоссальной любви, узнаваемости не только у тех, кто видел и любил его фильмы, но даже у пресловутых «миллениалов», которые никогда не смотрели «Трактористы».

Вряд ли можно найти русского человека, хотя бы раз в жизни не слышавшего легендарного «Забодай тебя комар!».

Он был «живой легендой» советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине.

Неизменный успех фильмов с участием Николая Крючкова может породить обманчивое впечатление о том, что в жизни этого человека, с лица которого на экране редко сходила улыбка простого и честного советского парня, всё шло, как по маслу. И если кто-то думает, что жизнь Крючкова, перед которым почтительно склонялись и козыряли маршалы Советского Союза, привечавшие актёра почтительно «Здравия желаю, товарищ танкист!», была безоблачной – это заблуждение. Нет, всё было решительно иначе. Крючков состоялся в жизни не благодаря, а вопреки.

Да, рабочий паренёк с Пресни был настоящим русским героем ХХ века. И это геройство было увенчано наградами. Он был кавалером ордена Ленина, Октябрьской революции, имел три ордена Трудового красного знамени, премии, награды, звания.

Но в жизни великого актёра случались трагедии, о которых не писали глянцевые журналы. Их попросту не было в те годы.

Николай Крючков любил красивых женщин. Это факт. В жизни актера было четыре официальных брака.

Со своей первой женой, студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой актер познакомился в 1939 году на съемках фильма «Трактористы». После окончания работы над картиной они поженились, и Николай перевез молодую жену в небольшую комнату в коммуналке.

Николай Крючков с первой женой Марией Пастуховой

Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался  и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.

Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход».

После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.

Николай Крючко и Алла Парфаньяк

Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

Когда Николая Афанасьевича не станет, уже в эпоху новой России, в 1994 году, сыновья  не захотят прийти проститься с отцом.

 В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м.  

Николай Крючков и Зоя Качановская

Любовь к третьей жене  была ослепляющей и спасительной. Но произошла трагедия. Женщина, которая боготворила великого Николая Крючкова и трепетно опекала его, погибла на глазах у актёра – её сбила машина. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.

Уже в 50-летнем возрасте актёр свяжет себя узами брака с четвёртой супругой. Лидия Николаевна работала ассистентом режиссера на картине «Капроновые нити» и была младше нашего героя на двадцать лет. Между ними возникло удивительное притяжение – Крючков сразу понял, что этот белокурый ангел послан, чтобы его спасти. Так и произошло – до последних дней его жизни Лидия Николаевна была рядом и стала для него не только любимой женщиной, но верным соратником и настоящей второй половинкой.

Николай Крючков с женой Лидией Николаевной

В семье Николая и Лидии Крючковых на свет появилась Эльвира. Николай Афанасьевич души не чаял в дочери и совершенно не умел быть с ней строгим. Напротив, он был готов без устали баловать дочь и выполнять все её детские желания. И при этом Эльвира росла удивительно доброй и некапризной девочкой, была готова помогать всем вокруг и относилась к людям почти с той же душевной щедростью, как и отец. Даже в подростковом возрасте у родителей не было никаких проблем с дочерью благодаря тому взаимопониманию, которое установилось в семье.

Николай Крючков с дочерью Эльвирой

Впоследствии Эльвира Николаевна стала переводчиком, специализировалась на английском языке. Она была замужем за хоккеистом Борисом Александровым, в браке с которым родила дочь Екатерину. Кажется, рождению маленькой Катюши больше всех радовался дедушка, буквально светившийся от счастья.

Николай Крючков с внучкой Екатериной

И до конца жизни останется верен кинематографу. В своём последнем фильме со страшным названием «Ангелы смерти» снявшись в 83-летнем возрасте, уже очень немолодым и очень серьёзно больным человеком.

Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Вечером он поцеловал супругу на прощание и сказал, как он ее любит. А утром 13 апреля 1994 года актера не стало.

Похоронили Крючкова на Новодевичьем кладбище, рядом с другими выдающимися деятелями отечественной культуры. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.

Фото: Могила Николая Крючкова

Его вдова и дочь бережно хранят семейный архив, который состоит из уникальных фотографий, личных дневников и любительских видеозаписей легендарного артиста.

Картины с его участием, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, с нами поныне…

Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым  срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.

И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков.

Крючков производил впечатление простоватого человека в каждой из картин. Но на деле он был личностью утончённой. Не только ценил и мог назвать любое произведение Чайковского или Шостаковича. Мало кто знал, что Николай Афанасьевич писал стихи и музыку, например, песня «Вязаный шарф голубой» из кинофильма «Фронт» – его собственного сочинения. Крючков также является автором биографической книги «Чем жив человек», которая была издана в Москве в 1987 году.

Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.

У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.

Николай Крючков. Легенды мирового кино

https://www.youtube.com/watch?v=hIxh7EmtV60

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

Статьи из Интернет-ресурсов, посвященные жизни и творчеству Николая Крючкова:

Александр Колбовский.  Николай Крючков https://www.culture.ru/persons/8769/nikolai-kryuchkov

Николай Афанасьевич Крючков https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-kruchkov/

Николай Крючков, биография, новости, фото https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nikolay-kryuchkov.html

Николай Крючков. Человек без детства https://rusplt.ru/kulturnaya-rossiya/nikolai-kryuchkov-chelovek-bez-5e940.html

Дорогие друзья!

Вот и подошло к всоему завершению наше мероприятие, посвященное великому русскому актеру Николаю Афанасьевичу Крючкову.

Благодарим за внимание! Спасибо, что остаетесь с нами! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета