Час юбиляра «Уроки совести и правды»

Президент России Владимир Путин, поздравляя в свое время В. Распутина, сказал: «Вас знают, как яркого, самобытного писателя, признанного Мастера современной отечественной литературы. Все Ваши произведения проникнуты искренней, глубокой любовью к людям, к родной земле, ее истории, традициям. Эти книги, ставшие классикой, в полной мере отражают Вашу жизненную, гражданскую позицию и высоко оценены читателями – и в России, и далеко за ее пределами».

Творчество В. Распутина не может никого оставить равнодушным, оно пронизано стремлением помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью. Сегодня Валентину Григорьевичу исполнилось бы 85. Валентин Григорьевич как бы между прочим однажды заметил: «О себе я все сказал в моих книгах».

Уважаемые читатели! Приглашаем вас на Час юбиляра «Уроки совести и правды»

Жизнь Валентина Григорьевича была всегда тяжелой, с самого детства судьба посылала ему испытания: в раннем возрасте он лишился отца, которого на долгие семь лет несправедливо отправили на Колыму. Затем, будучи одиннадцатилетним мальчиком, Валентин был вынужден уехать из родной деревни, чтобы продолжить обучение в средней школе. Новая школа находилась в районном центре, который был в десятках километров от деревни писателя. Уже тогда, совсем маленьким мальчиком, он осознал свой долг перед семьей, который заключался в том, чтобы получить образование. Представьте, как тяжело было ребенку находиться так далеко от своей семьи и понимать, что он должен учиться. А учился он отлично.

Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Енисея, без родной деревни, чистого незамутненного народного языка.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре семья перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.
Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал всё: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Только после смерти Сталина отец был амнистирован, но вернулся домой инвалидом и едва дотянул до 60 лет.
В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу, которая находилась за 50 километров от родных мест. Следующие несколько лет он мыкался по чужим семьям и жил в необыкновенной бедности (приходилось прятать ноги под стол — он стеснялся, что не было нормальных сапог, только легкие деревенские сапожки-ичиги).

Со школьной скамьи В. Распутин отличался любопытностью и любознательностью.

Фаина Семеновна Белоус, учительница, выпускавшая класс, где учился известный писатель вспоминает: «Ядро десятого класса составляли несколько человек, в основном юноши, которые могли задавать очень много разных вопросов. Они буквально рвались к знаниям. Очень скоро заметила, что среди всех особенно выделяются Валентин Распутин и его одноклассники. Ещё раз повторю, что тяга к знаниям у них была поразительная. Когда они получали тему очередного сочинения, то пытались как можно глубже раскрыть её. Старались использовать всю имеющуюся литературу в школьной и районной библиотеках. Все названные ребята получили отличные оценки на выпускных экзаменах». Высокий, худощавый, черноволосый юноша с тёмными карими, выразительными и грустными глазами. Одевался, как правило, в сатиновую косоворотку. Всегда сосредоточенный, вдумчивый, ищущий смысл в жизни и своё место в ней – таким запомнила его Фаина Семеновна.

Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
Но зато у него были книги. Распутин вспоминал, что зачитывался Пушкиным, Тургеневым, Николаем Островским и вообще всем, что мог найти в скромной школьной библиотеке.
 В аттестате Распутина были одни пятёрки, и летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом историко-филологического факультета Иркутского университета. Валентин Григорьевич рассчитывал стать педагогом. В студенческие годы увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве и не помышлял. Жилось нелегко, думалось о матери и младших. Подрабатывая на жизнь где только можно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодёжной газеты. Ещё до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодёжь». А ещё Распутин сочиняет рассказы. Как вспоминал Валентин Григорьевич, к тому его подтолкнул пример друга – Александра Вампилова, который через несколько лет стал одним из лучших русских драматургов.
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой…
В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах.
Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.
Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она – в доме, он – в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств – ревность, обиду, злость, а позже – принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!
В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
 В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.
 Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В повести «Прощание с Матёрой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые старухи. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.
Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матёра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков – погибель. А по сути, – судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью.
 Повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета. В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.
Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. …К Настене вернулся муж с фронта. Не героем – днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он – дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем – захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару. Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее не родившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе – всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное – есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.
Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.
   Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.

 Валентин Распутин очень любил свой родной край, при жизни он тратил немало сил и времени на защиту Байкала.

Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть, о чем поведать своим ученикам.
 Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Долгие десятилетия рядом с Мастером находилась его верная муза – жена Светлана, которая была настоящей соратницей и единомышленницей своего талантливого мужа. Личная жизнь Валентина Распутина с этой замечательной женщиной сложилась счастливо. Но, к сожалению, это счастье закончилось летом 2006 года, когда в катастрофе аэробуса в иркутском аэропорту погибла их дочь Мария, педагог Московской консерватории, музыковед и талантливый органист. Супруги вместе пережили это горе, которое не могло не отразиться на их здоровье. Светлана Распутина умерла в 2012 году. С этого момента писателя поддерживали на свете сын Сергей и внучка Антонина.

Накануне смерти Валентин Распутин впал в кому, из которой не выходил 4 дня, и скончался, не дожив всего пару часов до даты своего рождения. Писатель Валентин Распутин скончался в Москве 14 марта 2015 года, не дожив считанных часов до своего 78-летия. Похоронили его в Иркутске.

Распутин один из лучших русских прозаиков современности, человек с удивительно цельной и зрелой гражданской позицией, воплощение совести просвещенного человека.  Он был человеком, который любил национальное достоинство нашего народа.

Все произведения Распутина: рассказы и повести, очерки, статьи и публикации – наполнены болью о России, о её судьбе, о её людях. Его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси. Природа, ставшая близкой в детстве, ожила и заговорила неповторимым своим языком в его книгах.

Духовные размышления Валентина Григорьевича Распутина о наиболее злободневных проблемах нашей непростой жизни:

Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями. Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.

Валентин Григорьевич Распутин и есть «сбережитель», «сохранитель» и спаситель души. Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы. И с ними, с другими героями повестей и рассказов Валентина Григорьевича Распутина нам не страшно жить в XXI веке. У нас есть Вера, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия, вечен ее народ!

Всю свою личную библиотеку, которая состояла из всемирных томов, Валентин Григорьевич Распутин развёз по деревням и сёлам Иркутской области. Усть — Удинской районной библиотеке досталась большая её часть. Все книги, а это целый грузовик, нужно было, не только доставить на теплоход, а и развезти по далёким деревням Иркутской области. Посмотрите пожалуйста на карту Иркутской области, и вы поймёте, каких трудов это всё стоило.

И все-таки лучшим памятником Валентину Григорьевичу будет наша память о нем. Когда мы откроем его прекрасные книги, наполненные любовью к России и болью за нее, когда перечитаем пронзительные его повести, чтобы жить и помнить то, что завещал он нам своими строками.

  1. Истины Александра Вампилова / В. Г. Распутин // Сибирь : лит.-художествен. и обществен.-политич. Двухмесячник. – 1977, № 4 . – С. 66-68. Читать в PDF.
  2. Сибирь без романтики / В. Г. Распутин // Сибирь : лит.-художествен. и обществен.-политич. Двухмесячник. – 1983, № 5 . – С. 106-128. Читать в PDF.
  3. Исповедимы пути твои… : о рассказах Геннадия Николаева / В. Г. Распутин // Сибирь : лит.-художествен. и обществен.-политич. Двухмесячник. – 1984, № 1 . – С. 106-110. Читать в PDF.
  4. Твой сын, Россия, горячий брат наш… / В. Г. Распутин // Сибирь : лит.-художествен. и обществен.-политич. Двухмесячник. – 1984, № 4 . – С. 87-99. Читать в PDF.
  5. Последние страницы Евгения Носова / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2002. – № 6 (297). – С. 3-4. Читать в PDF.
  6. С места вечного хранения / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2002. – № 6 (297). – С. 179-184. Читать в PDF.
  7. Как это бывает / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2003. – № 4. – С. 3-6. Читать в PDF.
  8. Тридцать лет спустя: О публицистике Александра Солженицына / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2004. – № 1. – С. 17-21. Читать в PDF.
  9. На Афоне / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2005. – № 1. – С. 79-94. Читать в PDF.
  10. Шлемоносцы / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2005. – № 2. – С. 134-137. Читать в PDF.
  11. Транссиб : Очерк / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – Иркутск : ОАО HПО «Облмашинфоpм», 2005. – № 3. – С. 3-27. Читать в PDF.
  12. Кругобайкалка : Очерк / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2005. – № 6. – С. 3-17. Читать в PDF.
  13. Полная чаша злата и лиха / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2006. – № 2. – С. 3-6. Читать в PDF.
  14. Что дальше, братья славяне? : Мой манифест / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – 2007. – № 5. – С. 50-67. Читать в PDF.
  15. «Господин Слава» / В. Г. Распутин // Сибирь : Журнал писателей России. – Иркутск : ОАО HПО «Облмашинфоpм», 2010. – № 4. – С. 146-148. Читать в PDF.
  16. Иркутск с нами / В. Г. Распутин // Иркутск. Бег времени : в 2-х т. / редкол. Ю. Багаев [и др.]. – Иркутск : Сибирская книга (ИП Лаптев А. К.), 2011 – 2012. Т. 1 : Слово о городе / сост.: С. И. Гольдфарб, В. П. Скиф ; худож. В. В. Дейкун ; корр. О. Самсонова ; технич. ред. Е. Бер. – 2011. – С. 11-30. Читать в PDF.
  17. Видимые и невидимые беды Байкала / В. Г. Распутин ; предисл.: В. Ходий // Вост.- Сиб. правда : обществ.-полит. газ. Иркут. обл. – 2015. – № 11. – С. 3 : фот. Читать в PDF.

Спасибо за внимание!