Час кино «От немого до цифрового»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» день 27 августа получил официальный статус и стал называться Днем советского кино. Это профессиональный праздник кинематографистов и любителей кино.  

История кино начиналась с немого черно-белого диафильма, позже считалось настоящим прорывом наличие цветной картинки и звука, сейчас мир кино не знает границ, анимация и спецэффекты иногда настолько оживлены, что сложно отличить быль от картинки. Сегодня применение цифровых технологий и вовсе сделало кино одним из самых зрелищных и захватывающих искусств.

Официальным стартом эры немого кино можно считать дату 6 января 1896 года, когда состоялась премьера знаменитого документального фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». До презентации этой киноленты братьями Люмьер было отснято около двадцати фильмов, однако лишь «Прибытие поезда» произвело большой резонанс.

Кинофильмы превратились в полнометражные художественные фильмы в 1920-х, но все еще испытывали недостаток в звуке. Именно этот недолгий временной отрезок в несколько десятков лет называют эпохой немого кино.

К 1920-м годам актеры овладели искусством говорить громко, не произнося ни слова. На самом деле, концептуальный замысел немых фильмов был настолько уникальным, что в течение нескольких лет после появления «звуковых кинофильмов» режиссеры и актеры не могли создать тот эффект, который был в эпоху безмолвия!

Отсутствие звука не означало отсутствие диалогов, поэтому актеры должны были уметь говорить без слов, используя лишь язык тела и мимику. Тогда большинство актеров старались применять гиперболу в своей игре, преувеличивая свои действия в немых фильмах, — ты падаешь, и это должно быть драматично; ты грустный, ты должен быть мелодраматичным; ты влюбляешься, тебе приходится хлопать ресницами и краснеть! Преувеличение особенно хорошо сработало для комедий.

Уже тогда понимали важность музыки в создании правильного настроя — музыкальное сопровождение эффективно использовалось для той же цели в пьесах и драмах. Изначально музыка использовалась только для развлечения зрителей до начала самого фильма и во время титров. Позже фильмы стали сопровождаться живой музыкой и специальными звуковыми эффектами. Чтобы обеспечить драматизм и волнение, которые предусматривались сюжетом, живая музыка игралась синхронно с действием на экране с помощью пианино, органов и других инструментов.

Режиссеры эпохи немого кино были большими экспериментаторами, поскольку изо всех сил старались удивить своего зрителя. Тогда как большинство режиссеров придерживалось того мнения, что игра актера на сцене должна быть яркой и театральной, некоторые из них позволили актерам создать свой собственный стиль игры и действовать естественно и искренне.

Технологии, используемые для создания кино в эпоху безмолвного кино, полностью отличались от тех, которые используются сегодня. Непрерывность фильма, замедленная съемка, анимация — многие из тех методов, которые стали основой современного кинопроизводства, были придуманы в эпоху безмолвного кино.

По мере того, как немые фильмы достигли своего пика успеха, популярность пьес и драм постепенно пошла на убыль. Безмолвное кино на протяжении десятилетий доставляло людям удовольствие и давало индустрии трамплин для разговорного жанра.

В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Автор «Понизовой вольницы» — человек и пароход Александр Дранков. Азартный и амбициозный фотограф, открывший свое собственное киноателье и снимавший как хронику с участием царской семьи и Льва Толстого, так и первые художественные фильмы и даже кинорекламу. С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой.

В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

В 1911 году фирма Ханжонкова «по высочайшему соизволению» сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х.

В эпоху немого кино в СССР Сергеем Эйзенштейном был снят фильм «Броненосец Потёмкин» (1925) который стал важным явлением не только в советском, но и мировом кино. Впоследствии он вошёл в десятку величайших фильмов. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). «Броненосец Потемкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка.

От шедевров Сергея ЭйзенштейнаЯкова ПротазановаАлександра ДовженкоЛьва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых.

Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).

Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.

Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие. В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести об ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).

«Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х (после смерти Сталина) вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

В середине 1960-х была фактически объявлена война российскому авторскому кино, не укладывавшемуся в рамки соцреализма. Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).

В 1970-1980-е годы выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). Но в то же время были сняты такие шедевры, как «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полеты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.

Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.

«Перестройка» середины 1980-х годов на первых порах стимулировала творческую энергию кинематографистов. Были выпущены на экраны ранее запрещенные фильмы. 

Переломным в истории отечественного киноискусства стал фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987). В жанровой палитре особое место заняли антиутопии и кинопритчи (фильмы Александра Сокурова, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова, Константина Лопушанского, Ролана Быкова, Александра Кайдановского и др.).

После системного кризиса в постсоветские годы в 2000-х годах на экране появилось большое количество произведений высокого качества, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты. Началось производство сериалов, которые пользуются большой популярностью, поскольку такой формат позволяет полнее раскрыть сюжет и персонажей.

Советские и российские кинематографисты получили широкое международное признание. Лауреатами престижной премии «Оскар» стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году – документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1969 году – «Война и мир» Сергея Бондарчука; в 1976 году – «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году – «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова; в 1995 году – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова; в 2000 году – анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море».

Сейчас зрителю нравится звуковое кино, поэтому его и снимают. Тот, кто снимает фильм без слов, сразу попадает в категорию авторского кино с очень маленьким количеством зрителей. Такими фильмами занимаются как экспериментальными. «Артист» — первый немой фильм за долгое время, вышедший на большие экраны, этим и объясняется его сенсационный успех. Сегодня благодаря цифровым технологиям, кропотливой работе реставраторов и историков мы открываем немое кино заново. Немое кино — как живопись XVI века. Сейчас это аттракцион погружения в прошлое. В немом кино было много уникальных явлений, которые прекратили свое существование с приходом звука.

Звуковое кино забрало весь багаж, накопленный немым кинематографом. В том числе такие изобразительные приемы, как крупный и средний планы, движение камеры, ракурсная съемка и панорамирование. Профессия тапера в кинотеатре исчезла, но зато монтаж обогатился монтажом звука и выделился в отдельный вид деятельности.

Кинематограф обрел цвет не сразу. Как и с появлением в целом, в процессе обретения цвета кино следовало по пятам за фотографией. Впрочем, все проходило не так просто, как кажется. Первые фильмы в цвете нельзя назвать цветными, они были колоризованы. Черно-белые кадры вручную раскрашивались красками. Для того чтобы в «Броненосце „Потемкине»» Сергея Эйзенштейна (1925) сцена подъема красного флага была экспрессивнее, режиссер решил прибегнуть к хитрости. На съемках использовался белый флаг, дающий на пленке прозрачную основу для дальнейшего раскрашивания. На каждом кадре флаг раскрашивался вручную.

Кинотехника очень методично покоряет новые рубежи: от кино немого — к звуковому, от черно-белого — к цветному, далее — широкоформатное, панорамное, стереоскопическое, стереофоническое, квадрофоническое, сарраундное и т.д. Более того, торжество применения цифровых технологий во время съемок привело к тому, что многие актеры так и не увидели «живых» декораций. В настоящее время все недостатки “живой” съёмки успешно скрывает компьютерная графика. Более того, она постепенно вытесняет “натуральный” кадр. Для зрителя бывает трудно определить ту грань, где заканчивается реально существующая съёмочная площадка и начинается искусно созданная реалистичная анимация.

Практически повсеместный переход к использованию цифровой кинокамеры и цифровых технологий —главная техническая революция в кинематографе XXI века. Как это часто бывает, за технической революцией по пятам следуют и невиданные художественные открытия.

Интернет-поколение совсем по-иному взирает на мир, чем обычные зрители, к которым вот уже сотню лет обращаются посредством кинокамеры создатели прекраснейших фильмов. Современная молодежь, не в пример старшим, буквально пожирает информацию. Привычка ходить по сайтам, общаться через чаты, скачивать файлы приучает глаз и мозг к определенному восприятию реальности вообще и искусства в частности. Та самая виртуальность теперь определяет выбор молодежи в пользу интерактивных видов искусства. А кино, оставаясь самым зрелищным по сей день, неминуемо мутирует под таким диктатом компьютеризации нашей жизни.

Интересные факты о кинематографе

Родоначальники кино не верили в перспективу развития индустрии, они считали, что это детское развлечение, которое быстро надоест Герой произведений Артура Конан Дойля на сегодняшний день самый популярный кинематографический персонаж. Выдуманный сыщик Шерлок Холмс стал героем более 200 фильмов.

Традиционная еда в кинотеатре не ограничивается привычным попкорном и чипсами. Разные страны предлагают свои варианты закусок во время просмотра фильма. Например, в Нидерландах это лакричные конфеты, финны предпочитают лакомиться жевательным мармеладом, а греки едят в кинозале шашлыки.

Мировой рекордсмен по производству кинолент – Индия. Там снимается более 700 фильмов ежегодно. Такая продуктивность объясняется тем, что именно поход в кинотеатр – самый востребованный способ проведения досуга у местных жителей. Большая часть из них не может позволить себе покупку телевизора, а вот дешевые билеты в кино доступны практически всем.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!