Час милосердия и духовности «Возможности – ограничены, способности – безграничны»

Марк Аврелий говорил: «Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе».

С 1992 года 3 декабря во многих странах мира отмечается День инвалидов или людей с ограниченными возможностями. Решение об учреждении такого дня приняла Генеральная Ассамблея ООН.

Есть люди, которые волею судьбы лишены привычных радостей жизни: видеть, слышать, свободно передвигаться, разговаривать. Есть люди, которые родились такими. А есть такие, которые потеряли эти возможности в течение своей жизни.

Во всем мире само слово «инвалид» стараются использовать крайне редко, ведь звучит оно не совсем тактично. Вместо него принято употреблять другой термин – «люди с ограниченными физическими возможностями» или «люди с ограниченными возможностями здоровья».

На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов менялась, она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. Появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов.

Около 10% населения мира, или 650 миллионов человек, являются инвалидами. По данным Росстата, в России на 01.01.2022 г. проживает более 11 млн. инвалидов, из общего количества населения в 145 млн. жителей. Около 80% из них – это люди пенсионного возраста. Еще 15% – это резиденты, которые находятся в трудоспособном возрасте, и остальной процент – дети до 18 лет.

С каждым годом перечень прав для инвалидов расширяется. Сегодня в него входят следующие основные направления:

Медицинская помощь на бесплатной основе. Обязательный принцип развития общества – это лечение людей с ограниченными возможностями.

Реабилитация и санаторно-курортное лечение. Ежегодно инвалиды должны проходить курс восстановления здоровья в специализированных клиниках.

Беспрепятственный доступ к источникам информации в борьбе с болезнью. Независимо от того, может человек видеть или слышать, для него создаются все условия, чтобы получить необходимые данные и использовать их.

Бесплатное образование. «Особенному» ребенку следует предоставить возможность бесплатно учиться в детском саду, школе и ВУЗе.

Трудоустройство. Инвалиды имеют право работать в той сфере деятельности, в которой позволяет состояние их здоровья.

Эффективное вовлечение в общество. Каждый человек имеет право быть частью социума. С этой целью разрабатываются специальные мероприятия по вовлеченности особенных детей или взрослых людей в коллектив.

Материальное обеспечение. Выплаты людям с инвалидностью, которые осуществляются ежемесячно, позволяют вести благополучный образ жизни.

Выдача протезных и ортопедических изделий, инвалидных колясок, автомобилей и прочее. Технические изделия, выданные на бесплатной основе, предоставляют инвалидам возможность передвигаться, учиться и работать.

Транспортное обслуживание. Людям, которые не могут самостоятельно передвигаться, может понадобиться специальное транспортное обслуживание. В том числе это позволит вовремя проходить лечение в ранее указанных учреждениях.

Многим кажется, что инвалидность – это приговор. Что жизнь разделилась на «до» и «после». Утрачиваются всякие перспективы и надежды на будущее. Но в реальности многие люди с ограниченными способностями не только живут полноценной, яркой и счастливой жизнью. Они, вопреки всему, добиваются успеха и даже меняют мир вокруг. Своим примером они доказывают, жизнь на этом не заканчивается.

Франклин Делано Рузвельт (1882 ‑ 1945) — 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

Людвиг ван Бетховен (1770 -1827) — немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развилось воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803‑1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803‑1805 годах -опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю -Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения — Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

Мигель Сервантес (1547- 1616) — испанский писатель. Сервантес известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из‑за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что «лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее».

Луи Брайль (1809 — 1852) — французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось воспаление  глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно‑точечный шрифт для слепых — шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

Клод Моне (1840 –1926) – в 1922 году перестал видеть на

правый глаз и едва видел левым, т.е. слабовидящим он стал на восьмом

десятке лет. Однако он говорил: «Я буду рисовать даже слепым, как и

Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим». Основал

движение импрессионизма в искусстве.

Сара Бернар (1844 ‑ 1923) — французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в «Даме с камелиями» сидя в кресле.

Стивен Хокинг (1942- 2018) — известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управлял своим креслом и специальным компьютером, который за него говорил. Стивен Хокинг занимал должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон.

Константин Эдуардович Циолковский (.1857 –1935) — имел тяжелую тугоухость. Основоположник отечественной космонавтики.

Алексей Маресьев (1916 — 2001) — легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

И многие, многие другие…

Общество привыкло к тому, что инвалиды считаются слабыми, беспомощными людьми, требующими жалости. Но реальные примеры физически ограниченных людей, которые добились невероятных успехов, свидетельствуют совершенно об обратном результате. Они не то, что не нуждаются в помощи, а могут сами и предоставить ее многим желающим.

От любого человека требуется мужество и воля, чтобы добиться успеха. Но все осложняется в сотни, тысячи раз, когда человек обладает каким-то физическим недостатком. Истории этих людей – живая иллюстрация того, что самые страшные обстоятельства не могут помешать, если есть сила духа.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!