Час нравственности и культуры  «Объединенные добром»   (ко Дню мецената и благотворителя)  

13 апреля в нашей стране отмечают День мецената и благотворителя.

История благотворительности начинается со времен Древней Греции.

Неформальное название этого праздника — День «спасибо». Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената, рожденного13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э. — известного римского аристократа.   Меценат был поклонником всего прекрасного. У себя во дворце на Эсквилинском холме он собрал обширную коллекцию предметов искусства. Меценат покровительствовал художникам, артистам и музыкантам так активно, что его имя стало нарицательным.

Официально День мецената в России стали отмечать в 2005 году. Инициаторами были Эрмитаж и комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга.

Благотворители царской России

В царской России благотворительность поддерживалась государством. Наиболее активно благотворительной деятельностью занимались Петр I, Екатерина II, Александр I и Мария Федоровна. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Во времена их правления было построено большое количество детских приютов, медицинских учреждений.

Екатерина II придумала понятие «дома призрения». В них могли найти приют одинокие престарелые люди и калеки, о которых некому было позаботиться.

В 1797 году Мария Федоровна создала Ведомство специальных учреждений, которые занимались помощью нуждающимся. Сословие человека для благотворительности не имело значения.

В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре. Этот период характеризуется расцветом дворянского меценатства и связан со всем известными фамилиями: Шувалова, Строганова, Демидова, Румянцева, Шереметьева.

В 1802 году при участии императора Александра I создается крупнейшая благотворительная организация «Императорское человеколюбивое общество», направленная на оказание помощи нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости», которое финансировались в основном за счет частных пожертвований.

После отмены крепостного права в 1861 году появилось еще больше благотворительных объединений, организацией и управлением которых занималась уже не только общественная элита, но и органы местного самоуправления. К началу XX века в Российской империи было более 19 тысяч благотворительных организаций, обеспечивающих уход более 3 миллионов человек.

Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музеи и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения таких купцов, как Мамонтов, Морозов, Третьяков становятся культурными центрами для  художников, писателей, поэтов и актеров.

Самые известные меценаты России

Сергей Строганов (1794-1882) был русским государственным деятелем, коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия. Она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова. Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III. В его владении было более 80 тыс. душ крестьян, с которыми он обходился по-отечески нежно, но и строго.

Гаврила Солодовников (1826-1901) был одним из самых богатых московских купцов. Являясь мультимиллионером, он отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, что было просто баснословной суммой. Именно на его средства построен Московский театр оперетты (в прошлом – театр на Большой Дмитровке), клиника при МГУ, множество домов для бедных, сиротских приютов и училищ в различных губерниях империи. Любопытно, что в 2001 году была учреждена Национальная Премия имени купца Гавриила Солодовникова. Это своего рода «Оскар» в торговле, который присуждается наиболее выдающимся менеджерам за вклад в развитие отечественной торговли.

Александр Штиглиц (1814-1884) — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Будучи сыном придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим госбанком России. Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования. Здесь могли обучаться лица обоих полов. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Интересен факт, что его завещание часто приводят, как образец заботливости о своих проектах вообще, и лицах принимающих в них участие в частности. То есть, говоря иначе, в своем завещании он не забыл никого и ничто. Александр Штиглиц известен также тем, что все свои сбережения он хранил в русских банках и фондах. Когда же один из финансистов съязвил относительного того, что это, дескать, ненадежно, Штиглиц ответил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние». Вот уж поистине образец настоящего патриотизма и любви к своей родине. Смело можно сказать, что Александр Штиглиц – это один из выдающихся меценатов России.

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) – известные купцы и владельцы крупной льняной мануфактуры.  Третьяковская галерея была основа Павлом Третьяковым. В качестве одного из основателей был и его младший брат – Сергей. Пожертвовав на развитие искусства более 3 млн. рублей, они активно скупали лучшие картины известных художников. В конечном счете, у них образовалась одна из крупнейших коллекций. Третьяковы целиком пожертвовали ее Москве. Последние слова Павла были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Кроме этого, братья спонсировали школу для глухонемых детей, разные художественные училища и консерватории. Более того, они принимали активное участие в нуждах талантливых художников, всегда стараясь им материально помочь. До сих пор в Москве существует Третьяковский проезд — живописная улица в Китай-городе, которая также основана братьями меценатами.

Савва Мамонтов (1841-1918) — русский меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием, создал Частную русскую оперу («Мамонтовская опера»), благодаря которой был открыт гениальный Шаляпин. В оперную труппу он вкладывал огромные деньги. Как вспоминал великий певец, «С.И. Мамонтов сказал мне: – Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Все это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия». Благодаря Мамонтову в России появилось понятие театральный художник, который становится полноправным членом труппы. Для финансируемых им постановок рисовали наброски костюмов и декораций, да и сами декорации М. Васнецов и К. Коровин. Знаменитое имение Абрамцево Мамонтова стало в то время поистине центром художественной жизни России. Здесь подолгу гостили, жили и работали великие русские художники И. Е. Репин, В. Васнецов, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. Поленов и др. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую. Интересен факт, что одно из своих поместий он превратил в художественную школу. Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог погасить. В связи с этим его посадили на несколько месяцев в тюрьму, а тем временем все имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей.

Козьма Солдатёнков (1818-1901) – меценат России, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около 5 млн. рублей. Все началось с того, что в 1850-х годах он распорядился из собственных средств выдавать пособия всем жителям деревни Прокунино. Солдатёнков делал это в честь памяти своих прародителей. Пособия выдавались при следующих обстоятельствах: любой девушке, когда она выходила замуж, и любому парню, который отправлялся на службу в армию. На деньги мецената невеста могла заготовить приданое и сыграть свадьбу. Семья же новобранца, в отсутствие сына, могла приобрести лошадь, корову или же вложить деньги в текущие нужды. Являясь потомком крепостных крестьян, в 1866 Козьма Солдатенков открывает богадельню, приурочив ее ко дню отмены крепостничества — 19 февраля 1861 года. За свою долгую жизнь он регулярно выделял крупные суммы денег на разные больницы и дома для вдов и сирот. Козьма Солдатенков активно поощрял любое книгопечатание. Будучи страстным коллекционером ценных картин, он спонсировал Румянцевский музей (которому он и завещал все свои картины) и Московский университет. После его смерти газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва». Все современники отмечали не просто выдающиеся способности Солдатенкова, как финансиста, но и прежде всего его высокие нравственные качества. Москвичи хорошо знали фамилию своего благодетеля, который больше 2 млн. рублей выделил на строительство бесплатной больницы для бедняков «без различия званий, сословий и религий».

Савва Морозов (1862-1905) – известный меценат России и крупнейший предприниматель своего времени. Оказав колоссальную помощь Московскому художественному театру, он начал заведовать его финансовой частью. Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «…внесённый Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».  Морозов был чрезвычайно образованным и способным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с Дмитрием Менделеевым.

Петр, Александр и Василий Бахрушины — династия московских предпринимателей и одних из известнейших меценатов России. В 1887 году на Сокольничьем поле они построили больницу для страдающих неизлечимыми заболеваниями. В 1895 они выделили 600 тысяч рублей на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания. В 1888 году на Софийской набережной был построен «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. В 1901 году был построен городской сиротский приют. Полмиллиона рублей были пожертвованы на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве. В 1913 братья Бахрушины снова выделили огромную сумму денег для постройки больницы, роддома и амбулатории в Зарайске. Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины еще при жизни стали почетными гражданами Москвы за свою широкую меценатскую деятельность.

Княгиня Мария Тенишева (1867-1928) — вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла, княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали костюмы по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.

Золотопромышленник Альфонс Леонович Шанявский (1837–1905) в 1905 году завещает все свои средства на создание в Москве Народного Университета, доступного для всех желающих независимо от пола, национальности, вероисповедания при самой умеренной плате. В 1905–1908 гг. на его средства, средства жены Лидии Алексеевны, а также большой группы московских меценатов был создан Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, который сыграл огромную роль в предреволюционном образовании. Ныне в его здании на Миусской площади располагается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В 1907 году в Москве был создан первый в России институт, выпускающий коммерсантов с высшим образованием – Коммерческий институт. Ныне это знаменитая Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова. Ее основание явилось по существу началом создания системы высшего экономического и коммерческого образования в России. Большую часть средств на строительство составили частные пожертвования московских купцов и промышленников, собранные по инициативе купца первой гильдии Алексея Семеновича Вишнякова. Также свой вклад в создание будущей «Плехановки» внесли Коноваловы, Морозовы, Рябушинские, Четвериковы, Сорокоумовские, Абрикосовы и др.

В «золотой век русского меценатства» было открыто очень много средних специальных ученых заведений: Мальцевское ремесленное училище за счет средств Нечаевых-Мальцевых, Дулевское двухклассное сельское училище при фарфоровой фабрике Товарищества М.С. Кузнецова и др. Также В.А. Морозова открыла одно из первых профессиональных училищ в России (Морозовское училище). Одновременно она жертвовала большие суммы Народному университету им. Шанявского, Московскому университету и другим вузам.

Но этими именами история российских благотворителей и меценатов не исчерпывается.  Были и другие, кто жертвовал, возможно, меньшие деньги или с меньшей помпой, но сделал столь же много для социальных нужд народа,  искусства и науки России. Когда читаешь их истории, то понимаешь, каков был истинный размах меценатства в России.

В постреволюционный период благотворительность в России не была восстановлена, как и многие сферы деятельности. В это же время в России начали работать международные организации:   «Врачи мира»,   «Врачи без границ»,  «Армия спасения». Активная деятельность международных организаций дала старт для развития российской благотворительности.

Наиболее известными благотворителями начала 90-х были — Мстислав Ростропович,   Владимир Спиваков,   Галина Вишневская,  Владимир Крайнев. Эти люди основали фонды и благотворительные учреждения, поддерживали российскую культуру и популяризировали безвозмездную помощь нуждающимся. Кроме личной помощи, благотворители популяризировали благотворительность в обществе.

Благотворительность в России сегодня

«Искусство, наука и спорт» от Алишера Усманова. Владелец «Коммерсанта» и «МегаФона» Алишер Усманов предпочитает вещи статусные. Будь то статусное образование (фонд Алишера сотрудничает с престижнейшими вузами страны), статусные музеи (в его «благотворительный пакет» входят как ортодоксальная Третьяковка, так и музей современного искусства) и статусные театры — Мариинка и «Современник».

Фонд Михаила Прохорова. Как и многие другие бизнесмены из рейтинга лучших благотворителей России спонсирует сферы культуры, как книжную, так и театрально-музыкальную. За годы работы фонд Прохорова дал путевку в жизнь около шести с лишним тысячам культурных проектов.

«Базис» от Олега Дерипаски.  Посвящен фундаментальной науке, а именно физической и математической ее частям. Фонд поддерживает молодых ученых России. Область деятельности  фонда «Вольного дела» более широкая – будь то приюты для собак, археологические раскопки или казацкий хоровой ансамбль. Но в большинстве своем фонд продолжает тему образования: предоставляет стипендии талантливым студентам, организует практику на предприятиях,  поощряет курсовые и дипломные работы, приносящие реальную пользу предприятиям,  награждает выигравших в конкурсах молодых ученых и так далее.

«Наше будущее» от Вагита Алекперова. Работа фонда посвящена развитию «социального предпринимательства». Декларируется, что это такой бизнес с человеческим лицом, когда бизнесмен во главу угла ставит не прибыль, а общественную выгоду. Как это выражается в работе фонда? В поддержке начинаний, которые способны как-то принести пользу обществу, например, компании по производству ортопедических устройств для людей с поврежденным спинным мозгом.

Крупные организации создают объединения для решения масштабных проблем. Такая тенденция наблюдается в течение последних 15-20 лет. Наиболее ярким примером является «Форум доноров», в котором участвуют благотворительные агентства и волонтеры.

Ещё один вид благотворительности — волонтёрство. Волонтёры помогают другим бескорыстно —  просто потому, что хотят сделать доброе дело.

В России в  последнее время активно развивается волонтерская деятельность. Волонтеры не жертвуют денежные или материальные средства нуждающимся, а помогают физическим трудом. Кто-то ухаживает за неизлечимо больными детьми и пожилыми людьми, кто-то помогает беженцам, а кто-то бездомным животным. В учебных заведениях открываются благотворительные организации и центры волонтёров, в которые может вступить любой желающий. В рамках своей профессии. Волонтёры-медики обучают первой помощи, волонтёры-психологи помогают людям в кризисной ситуации, волонтёры-педагоги обучают детей из малообеспеченных семей. Волонтёры в приютах для животных гуляют с собаками, вычёсывают кошек и убирают вольеры. Волонтёры в интернатах играют с детьми, учат их полезным навыкам и проводят творческие занятия.

Купеческий Ростов конца XIX – начала XX веков не стал исключением.

В дореволюционной России деловой успех был неотделим от благотворительности. Практически во всех крупных городах имелись свои меценаты, строившие храмы, больницы и другие важные социальные объекты. Предприниматели жили по принципу «Заработал – поделись с другими». Ростов называют купеческим городом. И не зря. Ведь его, действительно, во многом создали купцы, промышленники и другие предприниматели.

Многие ростовские торговцы и промышленники были тесно связаны с судоходством. Поэтому большие средства они вкладывали в его развитие. Благодаря ростовским предпринимателям в 1876 году в городе появились мореходные классы (ныне институт водного транспорта им. Седова). От ростовских же купцов исходила инициатива о создании залива «Ковш» и постройке нового железнодорожного моста через Дон. Оба объекта служат до сих пор. И Александр Попов испытывал свое радио в низовьях Дона не случайно. Это произошло так же по просьбе ростовских предпринимателей. Тогда гирла Дона были труднопроходимыми и активно изучались. Чтобы ускорить процесс их освоения, а так же наладить передачу данных о лучшем маршруте, купцы хотели использовать радио Попова, что удачно получилось.

Отдельного внимания заслуживает семья Парамоновых. Глава семейства – Елпидифор начинал с торговли в родной станице Нижнечирской. Затем перебрался в Ростов и занялся мукомольным производством. В последствие открыл пароходную компанию. Парамонова можно назвать главным меценатом и благотворителем Ростова.

Про зажиточный род Парамоновых в Ростове знает практически каждый. Одна из главных достопримечательностей города – Парамоновские склады – до сих пор радует глаз и пользуется популярностью у туристов.

Самым ярким представителем казачьей семьи стал Елпидифор Парамонов. Краевед Любовь Волошинова в книге «Ростовские байки и легендарные истории» рассказывает об одной карточной партии, которая прошла между купцом и его партнёром Петром Посоховым. В 1889 году Елпидифор купил у него мельницу на берегу Дона. Удачную сделку решили обмыть в Коммерческом клубе. В тот день удача была не на стороне Посохова. Вечер в приятной компании Парамонова стоил ему всей наличности и дома у мельницы. В будущем предприятие стало одним из самых передовых гигантов в Российской империи – за сутки там перерабатывали до 100 тонн зерна. А Парамонова стали называть «хлебным королём» России.

В XIX веке справочник «Купцы России» подсчитал, что состояние Парамонова достигает 20 млн рублей. Позже учёные выяснят, что пятая часть состояния ушла на благотворительность. Елпидифор построил для своих работников дома, школу и лечебницу, образовав Парамоновский микрорайон.

«Хлебный король» завещал деньги на стипендии для одарённых детей и инвалидов, обустройство школ для бедных, строительство первой общегородской клиники (сейчас – старые корпуса мединститута).

Как вы убедились, предприниматели создали в Ростове многие предприятия, памятники архитектуры, законодательные акты и многое другое. Без них, наш город был бы другим.

Вот так и жили ростовские «короли», внёсшие большой вклад в нынешний Ростов. Могут ли появиться такие благодетели сегодня?

И сегодня среди нас живут те, кто безвозмездно, порой инкогнито, помогают другим. Великодушные люди бескорыстно оказывают благотворительность в области культуры, науки, медицины.

Жители Донского края с удивлением следили за превращением бывшей хуторской свалки под Каменском-Шахтинским в чудо-парк, который бесплатно знакомит всех желающих с русскими традициями и приобщает к культурному прошлому нашей страны. Так, в этом ландшафтном оазисе заработал музыкальный фонтан с иллюминацией, который включается в выходные и праздничные дни с наступлением темноты, также он успел порадовать своих гостей еще одной новинкой: по субботам и воскресеньям с 11.00 до 18.00 здесь, летом, теперь проходят мастер-классы по традиционной русской росписи. Наставники уверены, что и сине-белая гжель, и хохлома, и самобытная городецкая роспись – это настоящее искусство, овладеть которым может каждый.

Вот уже несколько лет парк «Лога» радует гостей области своим гостеприимством. В нем есть собственный деревообрабатывающий цех, столярная и кузнечная мастерские, мастерская по изготовлению витражей и художественной росписи, цветочные клумбы, альпийские горки, идеальные газоны, сад камней и потрясающий зоопарк.

Местные власти помогают меценату Сергею Кушнаренко на административном уровне. Во всех вопросах ему – зеленый свет. И это правильно, ведь налицо возрождение традиции меценатства, которая складывалась в России столетиями.  Парк «Лога» построен в древнерусском стиле и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия.  Для того чтобы сохранить самобытный стиль, а также передать характер и настроение стародавних времен, мастера изучают историю, традиции, обычаи, русскую архитектуру, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки и многое другое. Парк уже является достопримечательностью области и в скором времени займёт достойную ступень в достопримечательностях всего нашего края и даже страны.

Такой пример, безусловно, может быть руководством к действию для молодых сегодняшних предпринимателей и успешных людей. Вклад в будущее, традиции, помощь и поддержка семейного досуга, уважение к творчеству и порядку – полезно всем, особенно детям – это вклад и в их воспитание и культуру в том числе.

С появлением информационных технологий благотворительность доступна каждому. Люди жертвуют небольшие суммы в благотворительные фонды, принимают участие как волонтеры в благотворительных проектах.  И каждый благотворительный фонд ценит любую форму участия в благотворительном проекте. Мотивация для участия в благотворительности достаточно широкая, но нужно найти то, в чем ты можешь принять участие и знать, каким именно образом: пожертвованием, добрым делом, вещами…

Сейчас самое лучшее время в истории России для развития благотворительности, ее культуры и вообще для развития гражданского общества. В России работает множество некоммерческих организаций, которые занимаются благотворительностью. Ее направления могут быть самыми разными: от медицинского обслуживания до юридических консультаций, от финансовой помощи до психологической поддержки.

Благотворительность начинается с чистых помыслов.

Меценатами не рождаются, ими становятся, и современные меценаты и благотворители тратят свои силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками много лет назад, они продолжатели славных традиций, приумножающие добро, думающие о будущем России.

Советуем прочитать

  1. Аверин, Ю. П. Состояние и развитие социального потенциала благотворительности в российских мегаполисах / Ю. П. Аверин. — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. — 2010. — № 4. — С. 46 — 54.
  2. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси / Ю. Годунский. — Текст . // Наука и жизнь. — 2006. — №10. — С. 32 — 37.
  3. Евстратова, Е. Н. Русские коллекционеры и меценаты. П. М. Третьяков (1832 — 1898 ) / Е. Н. Евстратова – Текст. // Преподавание истории в школе. — 2003. — № 10. — С. 2 — 12.
  4. Курукин, И. О старых «новых русских»: Демидовы в истории России / И. Курукин. — Текст : непосредственный // Знание-сила. — 2008. — № 2. — С. 84 — 90.
  5. Певцова, Е. А. Спонсор или благотворитель? / Е. А. Певцова. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2010. — № 1. — С. 136 — 144.
  6. Прохоров, В. П. Этапы развития благотворительности России / В. П. Прохоров — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2005. — № 3. — С. 158 — 164.
  7. Тазьмин, Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях / Ю. Н. Тазьмин. — Текст : непосредственный // Социологические исследования. — 2002. — №2. — С.92 — 98.
  8. Ульянова, Г. Н. Российская благотворительность в освещении историографии ХIХ — начала ХХ века / Г. Н. Ульянова. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2006. — №1.
  9. Экштут, С. Ваш выход, господин меценат / С. Экштут. — Текст : непосредственный // Родина. — 2010. — № 3. — С. 42 — 43.
  10.  Юденкова Т. В. Павел и Сергей Третьяковы: предпринимательская и благотворительная деятельность / Т. В. Юденкова. — Текст : непосредственный // Отечественная история. — 2007. — №2. — С. 16 — 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!