Час нравственности и культуры    «Золотой век русского меценатства»

«Нажитое от общества должно быть возвращено обществу»

Павел Третьяков

Уважаемые читатели!

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата была выбрана не случайно: в этот день в 70 году до н.э. родился Гай Цильний Меценат — римский аристократ, покровитель художников, артистов, музыкантов. Спустя века его имя стало нарицательным и определило понятие безвозмездной заботы об окружающих и мире, в котором мы живем. Итальянский художник Джованни Батиста Тьеполо изобразил Мецената на полотне «Меценат представляет Августину свободные искусства». Картина хранится в Санкт-Петербурге, в музее «Эрмитаж».

Здесь же проходит главное торжество, посвященное Дню мецената и благотворителя. Он негосударственный, существует исключительно благодаря общественной инициативе, зато объединяет участников социального партнерства со всей России.

Инициаторами проведения Дня мецената были генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и главный редактор альманаха «Русский Меценат» Аркадий Соснов. Первая церемония Дня мецената и благотворителя прошла 13 апреля 2006 года в Большом итальянском просвете — одном из трех парадных залов Нового Эрмитажа.

Основной традицией праздника — заведение необычных антикварных часов «Павлин», как символ бесценности произведений искусства. «Павлин» — часть постоянной экспозиции Эрмитажа, часовой механизм, сделанный в мастерской Джеймса Кокса и Фридриха Юри.

История благотворительности и меценатства в России

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубину веков.

Как и во многих других странах, основной социально-экономической проблемой Российской империи была распространенность бедного населения. Упоминания об этом есть в исторических трудах как российских, так и зарубежных авторов. С IX по XVII века основной формой пожертвования была милостыня. Этому способствовало православие и почитание Иоанна Златоуста — одного из трёх Вселенских святителей и учителей, важной фигуры в христианстве. Житие описывает, что Иоанн приносил пожертвования неимущим, строил больницы и благотворительные учреждения. И призывал делать это других.

Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам, составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым и поэтам. Первые примеры меценатской деятельности известны с 17 века. Реформы Петра I, привнесшие в страну дух Европейского Просвещения, способствовали приобщению знати к меценатству. В период правления Петра I Великого произошел переход к созданию системы пожертвований и организации специальных учреждений по оказанию социальной помощи. Эти организации имели план и правила работы. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Будущий император предложил создать светские больницы, приюты для инвалидов и детские дома наподобие тех, которые он видел в Англии, Франции и Голландии. Учреждения были созданы, но их количества было недостаточно. Детей, инвалидов, стариков, нуждающихся в помощи, распределяли по монастырям. Раздача милостыни каралась штрафом, но делать пожертвования больницам было можно. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов. Далее под влиянием идей европейского просвещения произошло дальнейшее развитие благотворительности. В 1775 году Екатерина II ввела приказы общественного призрения, учреждения социальной направленности, в управлении которых находились народные школы, госпитали, приюты для больных и умалишенных, больницы и др. Отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать благотворительные учреждения, финансировались они за счет пожертвований дворян. В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре.

Расцвет дворянского меценатства произошел во время царствования Екатерины II и императора Александра I. Наиболее известными меценатами того времени были граф Григорий Орлов, князь Александр Александрович Безбородько, именитые роды Строгановых, Демидовых, Шереметевых. Одним из первых меценатов в истории России того времени был граф Александр Сергеевич Строганов — спонсор школы иконописи, уделявший много времени, сил и средств развитию культуры и искусства. Он был бессменным президентом Императорской Академии художеств, куратором Императорской Публичной библиотеки и её директором.

Никита Демидов, сделавшего себе имя не только на создании русской металлургии, но и за счет помощи деньгами и материалами в строительстве Санкт-Петербурга.

Самым знаменитым меценатом 18–19 веков стал сын великого полководца П. А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев, государственный деятель России. Он собрал огромную коллекцию книг, старинных рукописей, географических карт, монет, медалей, которую подарил своему Отечеству «на благое просвещение». Именно на основе коллекции Н. П. Румянцева возникла и существует ныне Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина), являющаяся сегодня второй (после Библиотеки Конгресса США) крупнейшей в мире библиотекой.

В 19 веке дворянское меценатство постепенно уходило на задний план. Основным действующим лицом в меценатстве становится торговое купечество. Одним из первых купцов, обратившихся к меценатству во второй половине 19 века, стал Василий Александрович Кокорев, родившийся в старообрядческой семье, русский предприниматель, один из самых успешных и умных людей России, почетный член Академии художеств. Современники называли его «русским чудом». Не получив никакого образования, он стал заниматься самообучением и к середине жизни был одним из самых образованных и эрудированных людей своего времени. В. А. Кокорев основал первую в Москве Публичную картинную галерею, платил стипендии молодым художникам, создал музей-хранилище изделий русского народного искусства, в Тверской области построил дачу-приют для русских художников (ныне Академическая дача им. И. Е. Репина).

Популярностью в среде русских предпринимателей пользовалась его книжечка рекомендаций для успешного занятия коммерцией «Миллиард в кармане», которую Кокорев написал специально для начинающих, и больший по объему труд – книга «Экономические провалы». Анализируя экономические неудачи России, Кокорев доказывает, что они являются, как правило, результатом слепого копирования зарубежного опыта.

Весьма колоритной фигурой того времени являлся московский предприниматель Козьма Терентьевич Солдатёнков, купец-старовер, почитатель западной культуры и образованности. Будучи еще и книжным издателем, он печатал книги по истории Западной Европы и России, которые не могли принести ему большого дохода, но могли обогатить русскую культуру. Кроме того, Солдатёнков собрал большую библиотеку (8 тысяч томов и 15 тысяч экземпляров журналов) и 269 полотен произведений искусства, которые безвозмездно завещал Румянцевскому музею. Козьма Терентьевич жертвовал деньги не только на культуру, но и на общественные нужды. Именно он основал крупнейшую московскую больницу, которая теперь носит имя С. П. Боткина.

Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова до сих пор широко распространены.

Усадьба Саввы в 1870–90-х годах превратилась в дом творчества, центр культурной жизни русских художников, театральных режиссеров, музыкантов, скульпторов и архитекторов. При его поддержке были созданы мастерские, где занимались народными промыслами и ремеслами. Он основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Среди друзей Мамонтова значатся такие художники, как Васнецов, Поленов и Врубель. Мамонтов также был «продюсером» Федора Шаляпина, занимался организацией его концертов.

Павел Третьяков начал собирать коллекции из гравюр и литографий еще в детстве. До создания собственной галереи искусств он организовал приют для вдов и сирот художников, заказывал и покупал картины. После посещения Эрмитажа решил создать уникальную коллекцию картин русских художников, начав с «Искушения» Николая Шильдера и «Стычки с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. К сорока годам он решил построить здание для коллекции, так как она стала огромной. Так появилась Третьяковская галерея.

Савва Морозов.  Участвовал в создании МХАТа, пожертвовал огромную сумму на строительство и другие расходы театра. Благодаря Морозову впервые в российском театре появилось осветительное оборудование. Предпочитал делать это анонимно. Дружил и помогал Максиму Горькому и Антону Чехову.

Перечень имен российских меценатов чрезвычайно широк, невозможно упомянуть всех русских купцов и промышленников, дворян, тративших личные средства, не думая о прибыли, на образование, науку, культуру, искусство, поставивших перед собой единую идею – процветание Отечества. Благодаря этим людям были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена, навеки прославившие страну. Важно еще и то, что меценатство в России всегда шло рядом с благотворительностью на ниве просвещения.

Число меценатов в России в конце 19-го – начале 20 века удивляет и восхищает, недаром этот период времени вошел в историю как «золотой век» русского меценатства, пора его истинного расцвета.

Кажется, что революция уничтожила благотворительность и меценатство. Однако это не совсем так. Отношение советской власти к благотворительности менялось в связи различными критическими для всего мира событиями. Сначала все императорские благотворительные организации были упразднены, а средства национализированы. Существовала критика филантропии, в Большой советской энциклопедии было зафиксировано, что благотворительность является прерогативой классового общества и социальному строю чужда. Но с началом Великой Отечественной войны все стало иначе. Рабочие заводов решили отчислять свой заработок в фонд обороны Родины. За три месяца в него поступило 36 миллионов рублей. Начала процветать и не денежная помощь: собиралась теплая одежда, вещи, еда. После войны государство решило облечь благотворительность в социально приемлемую для того времени деятельность — труд. Проводились субботники, школьники и студенты осуществляли различные виды помощи.

В России всегда были и есть богатые люди, и лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность – обязательная спутница солидного бизнеса. В 21 веке эстафету у славных предков подхватили известные представители бизнес-элиты

Меценатами не рождаются, ими становятся, и современные меценаты и благотворители тратят свои силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками много лет назад, они продолжатели славных традиций, приумножающие добро, думающие о будущем России.

Появляется все больше благотворительных организаций, создаются частные и корпоративные фонды, устраиваются концерты и мероприятия. Социально ответственные компании и люди, занимающиеся благотворительностью, становятся все более распространенным явлением по причине развития гражданского общества и широкого набора инструментов для продвижения своей деятельности.

Традиции благотворительности не покидают нас и сегодня, ведь многие российские бизнесмены оказывают весомую и системную поддержку различным учреждениям и организациям. Благотворительные фонды, основанные ими, реализуют значимые грантовые программы, без которых свет не увидел бы сотни интересных и важных публике проектов. Владимир Потанин, Роман Абрамович, Алишер Усманов, Виктор Вексельберг.

Современный меценат, предприниматель Алишер Усманов выкупил на аукционе Сотбис коллекцию Ростроповичей и передал ее России, а коллекцию советских мультфильмов детскому телеканалу.

Благодаря состоятельным ценителям искусства в страну были возвращены многие ценные картины, книги и рукописи, ювелирные предметы. Помимо этого, они помогали строить школы, открывать театры и культурные центры, возрождать старинные ремесла и промыслы. Благодаря щедрым благотворителям мир узнал десятки имен гениальных художников и актеров, писателей, поэтов и режиссеров.

Неформальное название этого праздника — День «СПАСИБО». Он ежегодно проводится в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, во время праздника происходит церемония вручения почетных грамот меценатам, людям и социально ответственным компаниям, занимающимся благотворительностью.

Список литературы

Крюкова Н., Известные меценаты России. купеческая благотворительность в царской России. // Библиополе. — 2015. — № 9. — С. 72-74. (Это интересно знать)

Минкин А., Их судеб переплетение. // Хроники краеведа. — 2011. — N 1. — С. 153-158. : 4 фот. — (Меценаты)

Могилевец С., Завещано России. // Хроники краеведа. — 2009. — N 1. — С. 55-58. : 5 фот. — (Меценаты)

Плетнева Е., Меценаты XXI века. // Родина. — 2011. — N 7. — С. 137-138. : 2 фото

Шалина А., Павел Михайлович Третьяков — предприниматель-меценат. // Юный краевед. — 2009. — N 10. — С. 40-48. : ил.: 1 порт., 1 рис. — (Меценаты и коллекционеры)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!