Час познания      «Он поучает мудро и лукаво» (255 лет со дня рождения русского писателя, баснописца Ивана Андреевича Крылова)

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А. Вяземский

Уважаемые читатели!

13 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера родился мальчик, ставший впоследствии известным баснописцем, публицистом, издателем сатирико-просветительский журналов.

Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге.

У Крылова не было возможности получить хорошее классическое образование, но отец в наследство оставил ему сундук с книгами, а мать сумела привить мальчику любовь к труду и чтению. Писатель всегда с нежностью вспоминал о ней: «Она была простая женщина  без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».

В юности будущий писатель увлекался кулачными уличными боями и часто побеждал в них: у него было довольно мощное телосложение. Искусствоведы полагают, что в том числе эти бои, в которых участвовали в основном крестьяне и рабочие, развили в нем интерес к народному быту и нравам.

Поле смерти отца, как писал литературовед Владислав Кеневич в статье «Иван Андреевич Крылов»- «Нищета, посетившая его семейство, заставила мать определить сына на службу. И вот, 14-летний Крылов, едва умея держать перо в руке», вместо школы отправляется в магистрат в чине канцеляриста. Однако, по мнению исследователей творчества баснописца, именно «служба и ранняя нужда очень рано доставили ему некоторую житейскую опытность или, по крайней мере, развили в нём способность понимать людские свойства и сложную сеть общественных отношений».

На досуге он самостоятельно изучил французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Интерес к грамоте и любовь к чтению он унаследовал от отца.

В конце 1790-х годов Крылов знакомится с князем Сергеем Голицыным и начинает служить у него секретарем и учителем его детей. «В этом необыкновенном человеке были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик», – писал спустя годы о Крылове мемуарист Филипп Вигель, который обучался вместе с сыновьями князя. Иван Андреевич преподавал основы русской словесности и иностранные языки. По словам Вигеля, «Записки» которого хранятся в фонде Президентской библиотеки, будущий известный баснописец «в этом деле показал себя мастером. Уроки проходили почти все в разговорах; он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно, как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук».

Вигель дает и описание внешности Крылова: «…в поступи его и манерах, в росте и дородстве, равно как и в слоге, есть нечто медвежье: та же сила, та же спокойная угрюмость, при неуклюжестве, та же смышлёность, затейливость и ловкость. Его никто не назовет лучшим, первейшим нашим поэтом; но, конечно, он долго останется известнейшим, любимейшим из них».

Не все знают о том, что Иван Андреевич стоял у истоков библиотечного дела в России. Мало, кто знает, какой вклад Крылов внёс в развитие Публичной библиотеки в Петербурге, которую он любил не меньше, чем творчество.

Будущий баснописец пришёл служить в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга во время Отечественной войны 1812 года. Проработав помощником библиотекаря 4 года, в 1816 году Иван Андреевич стал уже библиотекарем и заведующим Русским отделом. С 1818 года Крылов исполнял обязанности хранителя библиотеки, где он проработал вплоть до 1841 года при директоре А. Н. Оленине.

Первый руководитель Публичной библиотеки всячески поощрял Крылова, а также он поддерживал всех других творческих людей среди своих подчинённых. При Оленине возникла культурная среда, которая была привлекательной как для библиотекарей, так и для читателей.

Благодаря усилиям Ивана Андреевича был создан Фонд русской книги. Он тщательно следил за объявлениями о выходе новых книг, потом направлял письма в типографии с просьбой выслать положенные 2 экземпляра. Если же это не приводила к должному результату, тучный Крылов не ленился и шёл самолично к издателям. Бывало, он обращался к самим авторам и просил пожертвовать книги в городскую библиотеку. Иван Андреевич постоянно следил за каталогами книготорговцев, «отлавливая» поступающие к ним старинные книги из частных коллекций. Средств на комплектование, как водится, не хватало, но баснописец изыскивал их на приобретение старинной литературы. Для сравнения, в 1812 году фонд отечественной литературы насчитывал всего лишь 4 русские книги, в 1814 году фонд состоял из 2300 книг, в 1836 году — 20 тысяч книг, к концу службы баснописца — около 30 тысяч экземпляров.

Крылов внёс ряд усовершенствований по расстановке фондов и обслуживанию читателей. Для более удобного хранения мелких изданий Иван Андреевич создал картонные футляры в форме толстых книг. В них можно было найти необходимую литературу по алфавиту авторов. Крыловские «закладки» в книги, отправляемые из фонда в читальный зал, сохранились до наших дней.

Крылов составил специальные правила пользования книгами в читальном зале в 1815 году. Отдельные положения до сих пор действуют. В том же году Крылов составил правила пользования книгами в читальном зале.

Крылов высказывался за их публичность и необходимость шифровки книг. Стоит отметить, что баснописец больше чем на 2 десятилетия опередил введённую в 1840-х годах в Публичной библиотеке систему использования шифров, связывающую книги и каталог. Иван Андреевич сам составлял каталоги. Он лично расписывал обязательные экземпляры на карточках. Эти сведения впоследствии переносились писцами в каталожные книги. Крылов вёл широкую библиографическую работу, составлял множественные разнообразные списки для читателей и указатели, а также выполнял библиографические справки.

Крылов относился к своим обязанностям очень и очень ответственно и в своем деле достиг многого. Баснописец Иван Крылов очень любил библиотечную работу, о которой говорил:

«Я свою должность ни на какую другую не променяю. В библиотеке надо быть человеком работающим и занимающимся делом своим по любви; с таким расположением легко можно привести свою часть в устройство.»

 В библиотеке до сих пор хранятся библиографические карточки, написанные рукой И.А. Крылова. Есть его кабинет и диванчик, на котором он любил отдохнуть.

Подробнее: https://peterburg.center/story/ivan-krylov-i-publichnaya-biblioteka-istoriya-o-velikom-bibliotekare.html

За годы работы в Публичке Иван Крылов написал большую часть из своих басен. Иван Андреевич был одаренным во многом: слыл хорошим математиком и неплохим художником, замечательным скрипачом и большим юмористом. Баснописец буквально сыпал пословицами и поговорками. Иван Андреевич сочиняет трагедии, комедии и оперные либретто. Но прославился он как баснописец. Басни Крылова – такие ясные и складные. Многие фразы сразу же становились крылатыми.

В баснях Крылова запечатлены особенности национального характера и ума русских людей. По манере и языку басни доступны самым широким массам читателей. Их число, как утверждал Белинский, «беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России… Это слава, это триумф! Из всех родов славы, самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная».

Вот как описывал Крылова спустя годы Иван Тургенев: «У него была величественная голова, несколько массивная и тяжёлая, прекрасные седые волосы, немного отвислые щеки, большой, но правильный и серьёзный рот, неподвижные глаза с полуопущенными веками, ленивое, почти апатичное выражение лица, сквозь которое просвечивал живой ум и юмор. Он почти не говорил, но слушал – блестяще, если можно так выразиться, ибо его молчание сопровождалось чем-то вроде внутренней улыбки, как будто, наблюдая, он делал про себя много замечаний, которые, однако, никогда не собирался поведать миру».

Крылов начал писать басни довольно рано. На поиски собственного стиля ушло немало лет. В 1805 году Крылов продемонстрировал поэту-сентименталисту Ивану Дмитриеву свои переводы басен французского писателя Жана де Лафонтена. Иван Андреевич в тот вечер услышал много одобрительных отзывов, а потому решил издать несколько басен в литературных журналах.

Слава пришла к Крылову в юбилейном для него 1809 году, когда отдельным изданием впервые вышли 23 его басни. С тех пор издания следовали одно за другим, последнее, вышедшее при его жизни, в 1843 году, состояло из 9 книг, в которых было около 200 басен. Появление каждой новой его басни было событием – журналисты превозносили их, публика выучивала наизусть. Новые издания раскупались нарасхват.  Басни часто становились темами для обсуждения в литературных салонах начала 19-го века. Ни один русский поэт до Крылова ещё не получал столь массового общественного признания.

Литературоведы отмечают две основные особенности басен Крылова. Первое — невероятно богатый на афоризмы язык. Второе — «народность» героев Крылова. Высмеивая пороки людей в образах различных животных, баснописец вывел на страницах своих произведений русский характер и все присущие ему черты.

Со временем Иван Андреевич начал переводить произведения древнегреческого поэта-баснописца Эзопа. Некоторые сюжеты для своих басен он писал самостоятельно, некоторые адаптировал из сюжетов Лафонтена, что считалось нормальной литературной практикой.

«Ума он был гениального», – писал о Крылове историк Алексей Маркевич, составитель сборника «Крылов и его басни» (1895), цифровая копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. Автор рассказывает, что способности Ивана Андреевича были так велики, что, когда его друг, писатель Гнедич, всю жизнь занимавшийся греческим языком, стал жаловаться на трудности перевода «Илиады», Крылов, будучи уже в преклонных летах, побился с ним «об заклад, и при том какой-то пустой, что года через два будет знать хорошо этот язык. И точно, Крылов почти не выходил всё это время из дому и настолько изучил греческий язык, что свободно читал всех греческих писателей».

Иван Андреевич был очень неприхотлив в быту. Единственное, к чему он был неравнодушен, – вкусная еда. Маркевич в своей статье назвал его «большим лакомкой». На все остальное Крылов смотрел сквозь пальцы. Одевался он достаточно небрежно, почти тридцать лет, с 1812 по 1841 год, служа в Императорской публичной библиотеке, прожил в казенной квартире, почти всё своё свободное время проводя дома и читая то, что попадалось под руку. На упреки окружающих, что со временем он стал мало писать, Крылов отвечал, что предпочитает слышать это, а не то, что ему давно уже пора перестать писать. Маркевич приводит такой случай, характеризующий баснописца. У Крылова над диваном, где он любил лежать, висела большая картина в тяжёлой раме. Когда она сорвалась с одного гвоздя и повисла боком, Крылову попытались объяснить, что это опасно и картину надо закрепить. Он же отвечал, что по сделанному им вычислению, картина, окончательно оборвавшись, упадет, не задев его на диване…

Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой, писателя была подготовка к печати в 1843 году полного собрания своих басен. Крылов продолжал писать до конца жизни. Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года от воспаления лёгких в возрасте 75 лет.  Итог творческой деятельности Крылова точно описан в строках поэта Петра Вяземского:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых

под траурною каймою было напечатано: Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию.

Таким, каким он часто бывал в жизни: в естественной и спокойной позе, в руках книга – представил Крылова знаменитый скульптор Пётр Клодт, автор памятника баснописцу, установленного в Летнем саду Петербурга. Пьедестал украшен бронзовыми изображениями людей и животных – героев его басен.

Один из крупнейших критиков Российской империи Виссарион Белинский хвалил Крылова в своих литературных рецензиях. «Неистовый Виссарион» так говорил о творчестве Ивана Андреевича: «Число читателей Крылова беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России».

Классики о Крылове

А. Пушкин: Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врождённое свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться: Лафонтен и Крылов представители духа обоих народов.

П. Вяземский: Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово.

А.Бестужев-Марлинский: И. Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум.

В. Жуковский: Мы позволяем себе утверждать решите­льно, что подражатель-стихотворец может быть автором оригинальным, хотя бы он не написал и ничего собственного… Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его вообще легок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушием, которое так пленительно в Лафонтене.

Н. Гоголь: Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шел он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт — Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную как вещь старую, негодную для употребленья и почти детскую игрушку, — и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Эта наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов…

Ф. Булгарин: И.А. Крылов есть первый оригинальный русский баснописец по изобретению, языку и слогу. Слог Крылова изображает простодушие и вместе с тем замысловатость русского народа; это русский ум, народный русский язык, облагороженный философиею и светскими приличиями. Содержание его басен представляет галерею русских нравов.

В. Белинский: Личность Крылова вся отразилась в его баснях, которые могут служить образцом русского себе на уме, — того, что французы называют задней мыслью. Человек, живой по натуре, умный, хорошо умевший понять и оценить всякие отношения, всякое положение, знавший людей.

И. Тургенев: Крылова я видел всего один раз — на вечере у одного чиновного, но слабого петербургского литератора. Он просидел часа три с лишком неподвижно между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! На нем был просторный поношенный фрак, белый шейный платок; сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался обеими руками на колени — и даже не поворачивал своей колоссальной, тяжелой и величавой головы; только глаза его изредка двигались под нависшими бровями…

Басни Крылова стали источником многих крылатых выражений, которые мы используем и сегодня:

 А Васька слушает да ест.

 А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

 А где пастух дурак, там и собаки дуры.

 А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

 А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом.

 А ларчик просто открывался.

 Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.

 Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

 Ворона каркнула во все воронье горло.

 Да только воз и ныне там.

 Если голова пуста,
То голове ума не придадут места.

 Запели молодые: кто в лес, кто по дрова.

 За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

 И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.

 Как белка в колесе.

 Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.

 Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.

 Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

 Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.

 Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.

 Кто посмирней, так тот и виноват.

 Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.

 Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

 Мартышка к старости слаба глазами стала.

 Молчи! все знаю я сама;
Да эта крыса мне кума.

 Не плюй в колодезь – пригодится
Воды напиться.

 Но умысел другой тут был.

 Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.

 Он порча, он чума, он язва здешних мест!

 Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!

 Осел мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.

 От радости в зобу дыханье сперло.

 Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.

 Полают да отстанут.

 Попался, как ворона в суп!

 Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.

 Рыльце у тебя в пуху.

 С разбором выбирай друзей.

 Сильнее кошки зверя нет!

 Слона-то я и не приметил.

 Скупой теряет все, желая все достать.

 Спой, светик, не стыдись!

 Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!

 Ты сер, а я, приятель, сед.

.У сильного всегда бессильный виноват.

 Услужливый дурак опаснее врага.

Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя все то же.

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

До самой смерти Иван Андреевич оставался тем, кем он был: острым на словцо, ироничным, высмеивающим несправедливость и пороки людей.

Факты о жизни Ивана Андреевича Крылова,
которые заставят вас перечитать его книги

 1. Маленький Ваня Крылов мог погибнуть от рук Пугачева.

Отец Ивана Крылова, Андрей Прохорович, был армейским офицером. В 1773 году капитан А. П. Крылов был послан в войска для защиты Яицкого городка (ныне Уральск, Западный Казахстан) от бунтовщиков-пугачёвцев. А маленький Ваня с мамой, Марией Алексеевной, находились в это время в Оренбурге, осаждённом пугачёвскими войсками. Позднее в бумагах Пугачёва были найдены списки людей, которых он приказал повесить. В их числе были и жена капитана Крылова, и его сын.

 2. Прежде чем стать знаменитым баснописцем, Иван Крылов попытался стать драматургом.

Юный Иван Крылов сначала пробовал сочинять стихи, а потом увлекся театром. Вдохновленный пьесой-оперой «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленной московскими актёрами, Крылов занялся сочинением своей собственной оперы. И в 1783 году Крылов завершил своё первое драматическое произведение – комическую оперу в стихах «Кофейница» — о незлобивости крестьян, тиранстве провинциальной помещицы-крепостницы, плутнях приказчика и гадалки-кофейницы.

  «Кофейницу» Крылов отнёс владельцу типографии и нотопечатни, немцу Б. Ф. Брейткопфу. Типографщику опера понравилась, и он решил напечатать её (хотя издать оперу так и не удалось, при жизни автора не попала она и на сцену). Вместо предложенного гонорара, шестидесяти рублей, Иван Крылов попросил на эту сумму книг и так стал обладателем сочинений французских классиков — Расина, Мольера, Буало.

 Настоящий успех к Крылову–драматургу пришел в 1806 году. Его пьесы «Модная лавка» (1806 год) и «Урок дочкам» (1807 год) пользовались огромным успехом у публики. Ценители театра ожидали от него новых пьес, но он решил пойти по другому пути.

 3. Иван Крылов заложил основы русской театральной критики.

Первые басни Крылова – «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» были напечатаны в 1788 году в журнале «Утренние часы». Но эти произведения ещё ничем не напоминали басни «дедушки Крылова». Зато Иван Андреевич увлекся типографским делом и взялся за издание собственного сатирического журнала «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского волшебника Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Этот журнал напоминал, скорее, книгу очерков и рассказов о великих царях древности, героях, мудрецах, гномах и земных людях. Но в стране, о которой рассказывалось в журнале, легко угадывалась тогдашняя Россия. Многие строки волшебника Маликульмулька представляли собой едкую сатиру на Екатерину II и её вельмож.

 Когда, спустя 8 месяцев, журнал «Почта духов» был закрыт, Иван Андреевич с друзьями стал выпускать журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В нём можно было прочитать описание состояния русской сцены, анализ репертуара и актёрского исполнения, а также любопытные заметки о поведении зрителей во время представления и театральном быте. По сути это было началом русской театральной критики.

 4. Слава русского баснописца началась с тоненького сборника басен.

Весной 1809 года была выпущена первая книга басен Крылова. Этот тоненький сборник имел ошеломляющий успех. В 1811 году была издана вторая книга «Новые басни», которая дополняла первую. Слава лучшего русского баснописца была отныне незыблемо утверждена. Даже Российская академия, прежде отвергавшая писателя, была вынуждена признать его заслуги: в 1811 году Крылов был избран в члены Академии.

 Сначала в творчестве Ивана Крылова преобладали переводы или переложения басен Лафонтена («Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок»). Но, даже заимствуя сюжет, Крылов создавал своё, оригинальное произведение, русское по духу. Постепенно Иван Андреевич начал находить всё больше самостоятельных сюжетов. Его басни часто становились откликом на злободневные события российской жизни.

 За всю жизнь Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Они издавались огромными тиражами. Крыловскими баснями искренне восхищался А. С. Пушкин, их читали и учили наизусть дети и взрослые, аристократы и крестьяне.

 5. Иван Крылов был великим библиотекарем.

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку на должность помощника библиотекаря.

 Рядом с Иваном Андреевичем тогда трудились переводчик «Илиады» Гомера поэт Н. И. Гнедич, знаток славянской филологии А. Х. Востоков, переводчик «Ифигении» и «Федры» Ж. Расина М. Е. Лобанов, романист и драматург М. Н. Загоскин, поэт барон А. А. Дельвиг.

 6. Друзья звали Ивана Крылова «Соловей», а современники считали его лежебокой и обжорой.

Иван Андреевич Крылов был необычайно одарённым человеком. Ему было за пятьдесят, когда он на спор с Н. И. Гнедичем за два года без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком. Он был прекрасным скрипачом и увлекался рисованием.

 В обществе Ивана Андреевича Крылова было занимательно и интересно. Один из современников оставил такое свидетельство о Крылове: «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверно: часто не находилось места в зале, гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни одного слова».

 В кругу друзей Иван Крылов получил прозвище «Соловей». Одновременно с этим в глазах современников Крылов представал ленивым лежебокой, лукавым обжорой и обаятельным неряхой.

 Иван Андреевич ещё при жизни стал героем анекдотов. Однажды, к примеру, Ивана Андреевича пригласили на маскарад. Это событие привело баснописца в мрачное расположение духа. «Не знаю, в какое платье облачиться», — пожаловался Крылов одной знакомой даме. «А вы бы помылись, побрились, оделись бы чистенько, вас никто бы не узнал», — не задумываясь, ответила та.

 7. Выход своей последней книги Иван Андреевич приурочил к своей смерти.

Последнее прижизненное издание содержит 197 басен. Выход книги писатель «приурочил» ко дню своей смерти. Приглашение на похороны Ивана Андреевича Крылова его друзья и знакомые получали вместе с этой книгой басен. На титуле книг значилось: «Приношение. На память об Иване Андреевиче Крылове. По его желанию».

 Иван Андреевич Крылов скоропостижно скончался от пневмонии 21 ноября (по старому стилю – 9 ноября) 1844 года. Баснописец был похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

 Сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова император Николай I дал разрешение на сооружение памятника великому баснописцу. Хотя в ту эпоху было принято ставить памятник лишь спустя 50 лет после смерти человека. Исключение было сделано лишь для Николая Михайловича Карамзина, Гавриила Романовича Державина и Ивана Андреевича Крылова.

При жизни Крылова басни его были переведены на десять языков, а к 1941 году Крылова можно было читать уже на пятидесяти трех языках.

В историю русской литературы Крылов вошел как народный писатель, один из создателей русского литературного языка. В баснях Крылова нашел свое ярчайшее воплощение русский характер.  Яркие образы, который рисует И.А. Крылов, надолго остаются в памяти читателей, помогают развить мировоззрение, образное мышление, понять суть вещей и их скрытый смысл. Басни И. А. Крылова являются неотъемлемой частью современной литературы, имеют огромное познавательное, воспитательное, нравственно-этическое значение.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

М. Исаковский

ВИКТОРИНА

Произведения знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова вы найдете в библиотеках нашего города.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!