Час звездного юбиляра «Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда»

Однажды Джулиану Уэбберу, популяризатору классической музыки и знаменитому инструменталисту задали вопрос: «Кого бы вы назвали лучшим музыкантом всех времен и народов?» Он сразу ответил: «Среди виолончелистов —  конечно же, Ростропович»

Мстислав Ростропович — гений, еще при жизни добившийся статуса легенды: пожалуй, самый знаменитый виолончелист ХХ века и один из известнейших российских музыкантов. Человек фантастических творческих способностей, невероятного упорства, чудесной остроты ума — 27 марта ему бы исполнилось 95.

Он называл себя «Гражданином мира» и гордился своей Родиной.

Уважаемые читатели! Приглашаем вас на Час звездного юбиляра «Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда».

Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 г. в Баку в семье музыкантов. Отец виолончелист с польско-литовскими дворянскими корнями, мать пианистка. Несмотря на то, что отец Ростроповича был прекрасным исполнителем, они жили в бедности. На концертах денег тогда не зарабатывали. Известности большой не было. Он преподавал музыку и перебивался случайными заработками. Когда в 8 лет Мстислава посадили за виолончель, он больше предпочитал смотреть в окно, чем пиликать по струнам. Но когда в 12 лет он первый раз выступил с отцом на концерте, овации и ощущение солиста зажгли в его душе искру, которая провела его через всю жизнь. С началом войны он оказался в эвакуации сначала в Пензе со своей музыкальной школой, а потом Оренбурге с родителями. Он вспоминал, что там ему выдали такую деревянную виолончель, что на ней можно было сидеть и после того как он с ней «справился» ему перестали быть страшны любые инструменты. 

Во время войны в 1942 г. к нему пришла и первая слава. О нем писала местная пресса, как о подающем надежды музыканте. Тогда же произошло и несчастье – умер отец, оставив двух детей и мать без средств на существование.  Мстислав стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном.

Он вспоминал, что как-то глубокой осенью они ехали с оркестром в г. Орск, недалеко от Оренбурга: 

«Сели в поезд.  Нас было шесть человек. Каждому выдали по одеялу. Когда я лег, тело просто закоченело. Я закрылся своим единственным одеялом и подумал, что хорошо было бы заснуть и не просыпаться. И вдруг ночью, где-то в четыре часа утра, я почувствовал, что на мне что-то тяжелое и мне тепло. Это те пять человек, которые ехали со мной, отдали мне свои одеяла. Я вам должен сказать, что сколько бы я ни делал в жизни хорошего, за добро тех людей, за те одеяла я никогда не смогу расплатиться».

Уже во время учебы Ростропович поражал преподавателей своей блестящей техникой и темпераментной мощной манерой игры. В 1944-м комиссия единогласно оценила выступление студента на пять с плюсом и перевела его со второго сразу на пятый курс. В следующем году на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Мстислав завоевал золотую медаль, а в 1947 и 1949 гг. — первые места на международных фестивалях молодежи и студентов в Праге и Будапеште.

В возрасте 33 лет он уже был профессором Московской консерватории, в 34 года стал почетным членом Британской Королевской академии музыки… Вплоть до конца 1960-х гг. Ростропович входил в официальную элиту советской классической музыки. Он много и успешно гастролировал по всему миру, считаясь советским виолончелистом номер один. Только в 1962 г. Ростропович выступал в 26 странах мира, в 1963-м — в 40 странах. Творческие заслуги Мстислава Леопольдовича были оценены на высшем уровне: в 1951 г. он удостоился Сталинской премии 2-й степени, в 1955-м стал заслуженным артистом РСФСР, в 1964-м получил Ленинскую премию и стал народным артистом РСФСР, в 1966-м получил звание народного артиста СССР.

 Росторопович исполнил, вероятно. весь виолончельный репертуар мировой музыки. Многие композиторы писали виолончельные произведения специально для него. Шостакович, Прокофьев. Тогда же в середине 1950-х будучи на гастролях в США он увидел легендарную виолончель Страдивари, на которой остался след от шпоры Наполеона. Он не спал ночь перед посещением нью-йоркского коллекционера Ворбурга. И увез в Москву фотографию этого инструмента. Только спустя двадцать лет, когда он был лишён гражданства и родины он встретился с ней снова и больше не расставался.

Вот его слова: «…с некоторых пор я не могу понять, где мы с ней разъединены. И в самом деле, я ощущаю ее теперь так, как певец ощущает свои голосовые связки. Никакого затруднения при воспроизведении звуков. Она перестала быть инструментом».

Мстислав Ростропович. был вынужден прожить 17 лет в эмиграции. Его карьера за рубежом сложилась очень успешно: он был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в разных странах мира, получил государственные награды 29 стран. А на родине долгое время был незаслуженно забыт: его в принудительном порядке лишили советского гражданства. Только после распада СССР он смог вернуться обратно и рассказать о причинах своего изгнания.

На Западе музыканты были очень востребованы: жена Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания за рубежом, а Мстислав Ростропович с 1977 по 1994 гг. был художественным руководителем Национального оркестра в Вашингтоне, выступая на сценах лучших филармоний и концертных залов мира.

В западной прессе о нем писали: «Ироничный, страстный, изысканный, экспансивный… Выдающийся музыкант подобен силе природы… Музыка в его руках становится моральной силой, будь то Шестая симфония Чайковского или Десятая Шостаковича… Ростропович – гениальный виолончелист и глубокий музыкант-дирижер – создает такое искусство, в которое он сам верит, как в религию…». В 2002 г. «The Times» назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов».

Он был замечательным семьянином: влюбился в оперную диву Галину Вишневскую еще совсем молодым человеком. Та оставила мужа и ушла к «виолончелисту из оркестра». В итоге их союз стал не только одним из самых красивых и ярких в творческой среде, но и удивительно плодотворным. Ростропович как дирижер-постановщик ставил спектакли, в которых блистала Вишневская, вместе они придумывали музыкальные программы — да и всю жизнь прошли рука об руку, стараясь не разлучаться ни на день.

Ростропович умер 27 апреля, ровно через месяц после своего 80-летнего юбилея. Врачи предупреждали, что многолюдные торжества ему не по силам – может обостриться так и не вылеченный рак, несмотря на сложную операцию. Но он не послушал, не желая упускать последний шанс увидеться с теми, кого любил. Юбилей получился печальным – все заметили, как он осунулся и пожелтел, как то и дело замолкал и смотрел куда-то вдаль, за спины поздравляющих – будто вглядывался в вечность. Месяц спустя почти все гости этого праздника снова встретились на Новодевичьем. Свежую могилу в три слоя покрывали венки, на которых протокольного «Мстислава Леопольдовича» решительно теснило простецкое «Слава» – так к нему обращались все и всегда.

Истории из жизни Мстислава Ростроповича

С первого взгляда…

Ростропович и Вишневская познакомились в ресторане.
Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего напротив парня в очках и спросил:
— Вы знакомы?
— Нет.
— Так познакомьтесь — это, виолончелист Мстислав Ростропович.
Ростропович рассказывал своим соседям какие-то смешные истории и совсем не обращал на Вишневскую внимания. Когда же Вишевская собралась уходить домой, молодой человек в очках вскочил:
— Послушайте, можно мне вас проводить?
— Проводите…
— Можно я подарю вам эти конфеты? Ну прошу вас, мне это очень важно!
На улице — женщина с полной корзиной ландышей. Ростропович купил всю корзину, подарил Вишневской…
— Между прочим, я замужем! — предупредила его Вишневская.
— Между прочим, это мы еще поглядим! — предупредил ее Ростропович.

Четыре дня

Американский журнал «Ридерз Дайджест» брал у Ростроповича интервью. Корреспондент спросил: «Скажите, а это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?»
«Правда!». «А что вы думаете по этому поводу теперь?» «Думаю, что потерял четыре дня!»

За этот «лучший ответ» журналу «Ридерз Дайджест» Ростропович получил чек на 40 долларов, который хранил потом всю жизнь.

Странное наказание

Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Ростроповичу:
— Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу. Тот, пожав плечами, ответил:
— Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом — наказание.
(В 1974 г. его выгнали из страны, за то, что он приютил у себя на даче опального писателя Александра Солженицына и публично вступился за него.)

Причуды учителя

Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников, но Ростропович не обращал на них никакого внимания. Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.

Раздел гонорара

После триумфальных гастролей в Соединенных Штатах Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио Юрока купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и… развел руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки.
Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу
— Это — мое, а остальное — ваше…

Правду! Только правду

В семидесятых годах Ростропович должен был выехать на гастроли за рубеж.
Он хотел, чтобы с ним поехала и его жена Галина Вишневская, но в Министерстве культуры ему сказали, что это невозможно, напиши заявление
«ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена.»
Ростропович написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская». В министерстве посмеялись, но разрешили.

Она мужского рода!

— Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время виолончель? — спросили как-то у Ростроповича.

— Потому что я ее полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово «виолончель» — мужского рода. Я был потрясен! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, неизвестно, какой бы инструмент я выбрал.

Источник https://prajt.livejournal.com/264994.html

Мстислав Леопольдович сыграл практически весь классический репертуар для виолончели. Казалось, для него вообще нет никаких музыкальных преград. Если раньше виолончель считалась одним из многих оркестровых инструментов, то Ростропович сумел подчеркнуть ее значимость и неповторимость звучания. И за билетиком «на Ростроповича» меломанам приходилось охотиться примерно так же, как и за контрамаркой в Большой театр.

Музыка действительно стала для него религией и подлинным смыслом жизни. «Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир», – говорил Ростропович.

Отмечая уникальность личности и деятельности Ростроповича, СМИ писали: «Своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми.»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!