День информации      «Педагог – не звание, педагог – призвание»

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Уважаемые читатели!

5 октября в России отмечают День учителя. Профессия педагога, учителя – одна из древнейших на земле. Испокон веков она считалась самой сложной. Обучением и воспитанием занимались наиболее опытные и способные люди, которым родители доверяют самое дорогое, что у них есть – своего ребёнка. Общение с учителями начинается с раннего детства и не заканчивается никогда, меняется лишь роль, которую учитель играет в жизни человека. Педагог первым открывает детям горизонты знаний, учит добру, правде, отзывчивости. Он формирует человека. И можно смело сказать, что его труд устремлён в будущее.

Роль педагога в наше время велика как никогда. Каждый из нас на протяжении всей жизни с теплотой вспоминает своего первого или любимого учителя. Решение президента посвятить 2023-й год учителям еще раз подтверждает особую значимость этого призвания. Именно талантливый педагог, опытный наставник открывает человеку путь к знаниям, развитию, новым достижениям и открытиям. Какой он современный педагог? Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств»

                                                                                              К. Ушинский

Как показывают опросы, проведенные в разных странах мира в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества – учитель следует за  военными и врачами. А уровень стресса у учителей находится примерно на том же уровне, что и у диспетчера воздушного транспорта или пожарного.

Отечественные педагоги  признаны в мировой практике одними из лучших и успешных. Они навсегда оставили свой след в истории образования. Их труды стали классикой мировой педагогики.

Электронная презентация «Образ учителя в литературе» на канале ПЦПИ

В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица.

Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.

В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний — до Петра и новый — от Петра до 60-х гг. XIX в. Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет.

К началу XX века система образования в России достигла настоящего расцвета.  С 1906 по 1914 год государственные затраты на образование опережали рост затрат на оборону и ежегодно в империи открывалось около 10 тысяч школ. В 1908 году в ряде губерний было введено бесплатное образование — мера, которую к 1921 году планировалось распространить на всю страну. К концу века в России появились и начали быстро распространяться земские школы — сельские учебные заведения, работавшие по одноклассной системе, при которой все дети занимались вместе вне зависимости от того, на каком году обучения они были. В отличие от гимназий именно они стали самыми распространенными учебными заведениями в дореволюционной России. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания. Служба в системе народного образования считалась престижной.

Электронная презентация «Образ учителя в живописи» на канале ПЦПИ

В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге сложились предпосылки для превращения педагогики в область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов, а также на удовлетворение социальных запросов общества,  на воспитание будущего поколения.

Концепция Н. К. Крупской, принятая в отечественной педагогике, определила основные направления работы в образовательных учреждениях: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития их личности. Большую роль в этом сыграли труды А. С. Макаренко. Главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив. Идеи включения ребенка в коллектив, человека – в общество стали началом для разработки целого ряда педагогических концепций того времени.

Рекомендательный список «УЧИТЕЛЬ НА СТРАНИЦАХ КНИГ»

Основные принципы педагогики XXI века

Школа в первую очередь должна заинтересовывать и увлекать детей, родителей и самих педагогов.

Решение посвятить это год Учителю еще раз подтверждает значимость для общества гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям. Учитель формирует ценностные ориентиры, ищет в каждом ребенке зерна таланта, позволяет совершать ошибки, чтобы найти себя и свое призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком.

Владимир Путин на встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника», прошедшей в режиме видеоконференции дал оценку и напутствие педагогам:

«И конечно, задача, смысл проведения Года педагога и наставника как раз и состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям, молодёжи, нашему будущему. Убеждён, нужно больше рассказывать о том колоссальном вкладе, который внесли и вносят сегодня учителя, наставники в успех и достижения всей страны. Подчеркну: историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны. Эти ценности воплощены в трудах наших великих педагогов, которых знает весь мир, – это Макаренко, Сухомлинский и другие…»

Президент отметил, что историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма и ответственности за свою страну. Путин напомнил о подвиге учителей, которые воспитали поколение ветеранов Великой Отечественной войны, о подвижничестве мастеров, которые вместе со своими воспитанниками поднимали заводы, предприятия в послевоенное время. «А сейчас, как мы знаем, солдаты и офицеры армии России, воспитанные нашей школой, нашими учителями, наставниками, мужественно, героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов».

«Учителя России воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Своим примером научили их отличать подлость от правды, предательство – от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине»

В современном обществе педагоги и наставники играют важную роль в воспитании и развитии молодого поколения. Они не только обучают учеников различным знаниям и навыкам, но и являются руководителями и гидами на пути самоопределения и саморазвития. Основная задача педагога и наставника состоит в том, чтобы помочь ученикам раскрыть свой потенциал, найти свое место в обществе и реализовать свои таланты. Для этого педагоги и наставники должны обладать высокой профессиональной подготовкой, уметь находить общий язык с учениками разного возраста и разного социального статуса, быть готовыми к тому, чтобы быть не только учителями, но и друзьями и советчиками для своих подопечных.

Электронная презентация «Фильмы об учителях» на канале ПЦПИ

Педагоги и наставники также являются гарантом сохранения и развития культурного наследия общества. Они должны учить учеников ценить и беречь культурные ценности, понимать историю своей страны, развивать чувство патриотизма и уважение к другим культурам. В современном обществе педагоги и наставники также играют важную роль в формировании социальных навыков и ценностей учеников. Они должны учить учеников справедливости, толерантности, конструктивному взаимодействию в коллективе, помогают им стать успешными, гармоничными и гражданскими личностями.

Викторина «День учителя»

Год педагога и наставника – это повод поблагодарить педагогов, которые каждый день учат наших детей, чтобы они вспоминали детство и юность с самыми благодарными чувствами!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!