День информации «Российский парламентаризм: история и современность»

Сегодня мы с полным основанием имеем право утверждать, что в нашей стране создана государственная система, отвечающая практически всем современным критериям парламентаризма. Она включает в себя: органы представительной власти всех уровней от двухпалатного Федерального Собрания, состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы, до региональных парламентов и муниципальных советов; сопряжённую с ними исполнительную власть, независимую судебную власть, свободные средства массовой информации, разнообразные институты гражданского общества. Всё это в целом – без преувеличения, достижение исторического характера, можно сказать, наше общенациональное достояние, которое следует беречь и развивать.

27 апреля в стране ежегодно отмечается памятная дата – День российского парламентаризма.

27 апреля было выбрано в качестве даты празднования, так как именно в этот день (по старому стилю) в 1906 году начала работу Государственная дума Российской Империи — первый в истории страны демократический институт.

Памятную дату мы отмечаем с 2012 года. Установленная более ста лет спустя, она соединяет эпохи, отсылая к важнейшему в отечественной истории событию начала прошлого века.

Эта дата является днем начала работы в 1906 году Государственной Думы – первого в отечественной истории демократического института, заложившего основы парламентаризма в России.

Праздник еще весьма молодой, он был утвержден с целью привлечения внимания граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на День информации «Российский парламентаризм: история и современность».

Эта дата появилась в 2012 году, после утверждения Президентом изменений в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России».

27 апреля – День российского парламентаризма https://www.youtube.com/watch?v=8BIm7ogjiXU

Дата эта была выбрана неслучайно. Ровно 115 лет назад, 27 апреля 1906 года, приступил к работе первый созыв Государственной думы Российской империи. Этот избираемый законосовещательный орган, учрежденный императорским Манифестом от 6 августа 1905 года, стал одним из важнейших результатов Первой русской революции.

Первое заседание Государственной Думы состоялось в Таврическом дворце. По итогам сложной системы многоступенчатых выборов среди депутатов превалировали представители конституционных демократов – левоцентристской партии, находившейся в умеренной оппозиции к царскому правительству. Из их числа был избран и первый Председатель Государственной думы — известный правовед и публицист Сергей Андреевич Муромцев, а также секретарь Думы и все товарищи председателя.

И хотя оппозиционный характер Думы обусловил недолгую жизнь первого созыва – через 72 дня, после нескольких неудачных инициатив по аграрному вопросу, он был распущен, – именно от него ведется отсчет долгой и трудной истории отечественного парламентаризма.

«История российского парламентаризма»: Ни шагу без одобрения Госдумы! https://www.youtube.com/watch?v=T1DUZvWSBBE

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.

ПАРЛАМЕНТ – высший представительный орган власти.

Несмотря на то, что многие эксперты видят первые ростки появления нашего парламентаризма в событиях и институтах куда более раннего периода – можно вспомнить и боярские думы, и земские соборы или переместиться в 1810 год, когда был создан Государственный Совет. Большинство из них все же сходится в том, что первым российским парламентом стала именно Государственная дума Российской империи. Как и в том, что, просуществовав достаточно короткий период, отечественный парламентаризм был поставлен на паузу в течение большей части XX века и возрожден только в последнее его десятилетие.

То есть фактически нужно было начинать все с нуля, заново отстраивать здание важнейшего для любого демократического государства института народного представительства. Учиться во многом на собственных ошибках и стараться нагнать и догнать в сжатые по меркам истории сроки те страны, у которых на это были века.

 До 1917 года состоялись выборы четырех созывов Государственной Думы.

Дважды Дума досрочно распускалась по решению императора: в 1906 (первая) и 1907 (вторая) годах. Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской империи, которая проработала полный срок – пять лет (1907-1912). Последняя четвертая Государственная Дума Российской империи, работавшая с ноября 1912 года, была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной Думы. Формально Дума продолжала существовать до 19 октября (6 октября по старому стилю) 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. Впоследствии указом президента РСФСР система Советов была ликвидирована.

На современном этапе развития России оказалось востребовано многое из практики и организации работы Государственной думы 1906-1917 гг. Так, в 1994 г., когда разрабатывался Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, депутаты обратились к историческому документу под названием «Наказ Государственной думы». В Наказе впервые в России регламентировались многие процедуры и нормы деятельности Государственной думы, которые уже тогда вполне соответствовали общепринятым принципам парламентаризма. В частности, Наказом регламентировались этапы рассмотрения законопроектов в Думе, порядок направления думских запросов министрам, правила выступлений депутатов в ходе думских дебатов, полномочия председательствующего на пленарном заседании.

Спецпроект телеканала «Вместе-РФ». «День российского парламентаризма» https://www.youtube.com/watch?v=xhI8MZjosw4

Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Первые выборы в парламент современной России прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года.

Сегодня парламент России – Федеральное Собрание – так же, как во времена империи, состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Согласно Конституции РФ, основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Совет Федерации также самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
• ратификации и денонсации международных договоров РФ;
• статуса и защиты государственной границы РФ;
• войны и мира.
Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Государственная дума

Государственная дума — одна из двух палат Федерального собрания РФ, высшего законодательного и представительного органа власти в стране. Образована в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).

Палата формируется путем прямых общенациональных выборов, которые проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. При этом одна половина депутатского корпуса избирается по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Другая половина — по 225 одномандатным избирательным округам (один депутат от одного округа), на которые разделена территория страны с учетом границ субъектов Федерации.

Сроки полномочий палаты

Государственная дума избирается на пять лет в составе 450 депутатов. Полномочия избранного созыва Госдумы начинаются со дня его первого заседания.

Решение о досрочном прекращении полномочий Госдумы может принять только глава государства в соответствии со статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ. Сами депутаты не имеют права заявить о самороспуске.

Госдума может быть распущена по решению президента после трехкратного отклонения кандидатуры председателя правительства, предложенной главой государства. Еще одним основанием для роспуска является трехкратное отклонение представленных премьером кандидатур вице-премьеров и федеральных министров, в результате чего более одной трети должностей членов кабинета останутся вакантными. Если Госдума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству РФ или откажет кабинету в доверии, о котором просит глава правительства, президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы.

Основной закон запрещает распускать Думу в первый год ее работы, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента РФ, во время действия чрезвычайного или военного положения на территории России, а также в период с момента вынесения палатой импичмента главе государства и до принятия окончательного решения по данному вопросу Советом Федерации РФ.

За всю историю существования Государственной думы РФ ни один из ее созывов не был распущен досрочно.

Полномочия Госдумы РФ

Согласно статье 103 Конституции РФ (с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года) к ведению Государственной думы относятся:

принятие федеральных законопроектов, в том числе конституционных;

утверждение по представлению президента кандидатуры председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, за исключением глав ведомств так называемого силового блока;

решение вопроса о доверии правительству и заслушивание его ежегодных отчетов о результатах деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка, а также уполномоченного по правам человека;

назначение на должность и освобождение от нее заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов по представлению президента РФ;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против действующего президента РФ для отрешения его от должности (импичмента) или против бывшего президента в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная дума заседает отдельно от второй палаты парламента — Совета Федерации. Совместные заседания, согласно статье 100 Конституции РФ, допустимы только для заслушиваний посланий главы государства Федеральному собранию.

Законопроектная деятельность

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Все принятые Думой законы подлежат одобрению Советом Федерации, а затем направляются на подпись президенту РФ.

В случае отклонения Совфедом законопроекта, принятого Госдумой, обе палаты Федерального собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. По итогам ее работы документ подлежит повторному рассмотрению и принятию депутатами и сенаторами, либо отклонению.

Принятые законы в течение 14 дней должны быть подписаны президентом и обнародованы. Глава государства в этот срок вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке принятого парламентом закона. Если КС подтвердит конституционность документа, президент подписывает его в течение трех дней. Если же суд не подтвердит легитимность принятого закона, он возвращается в Госдуму без подписания.

Парламентский контроль

Согласно статье 103.1 Конституции РФ (введена в основной закон в 2020 году) Госдума, как и Совет Федерации, вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Состав Госдумы

Регламент Госдумы предусматривает одну официальную форму объединения депутатов — фракцию. В нее входят парламентарии, избранные от политической партии в составе ее федерального списка кандидатов и по одномандатным округам. Одномандатники от партий, не прошедших в Госдуму, и одномандатники-самовыдвиженцы могут входить в уже созданные парламентские фракции по своему выбору, либо оставаться независимыми депутатами (вне фракций). Переход из одной фракции в другую запрещен. Парламентарий имеет право выйти из состава депутатского объединения по личному письменному заявлению, но в этом случае его полномочия как члена Госдумы будут прекращены. В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы (не менее 50 человек).

Депутаты работают в комитетах, решение о создании которых принимается палатой.

Возглавляет Госдуму председатель, избираемый из числа депутатов. Кандидатов на должность спикера выдвигают фракции. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа парламентариев. В случае, если на должность спикера избран лидер одной из фракций, он вправе совмещать руководство нижней палатой парламента и депутатским объединением.

Председатель палаты имеет заместителей, решение о численности которых принимается Госдумой.

Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты создан совет Госдумы, куда с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первые заместители и заместители, руководители фракций и внутри фракционных групп. В работе совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели или представители комитетов Государственной думы.

В настоящее время в политической системе Российской Федерации действует конституционно закрепленный принцип разделения властей, и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации учреждена уже на новой правовой основе.

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.

В сентябре 2021 года в России была избрана Государственная Дума восьмого созыва.

Председатель Государственной Думы – Вячеслав Володин

Несмотря на то, что система российского парламентаризма много шире, чем какой-то один законодательный орган или палата федерального парламента, так объективно сложилось, что в первую очередь она ассоциируется с результативностью работы Государственной думы.

Открывая первое пленарное заседание весенней сессии, Председатель ГД Вячеслав Володин сказал, что профильным комитетам необходимо совершенствовать свою работу в целях повышения качества законотворчества. Главными вызовами, подчеркнул он, остаются пандемия и бедность и законодательные инициативы по этим вопросам необходимо рассматривать в приоритетном порядке.

 «Правильно было бы подумать о введении ключевых показателей эффективности работы комитетов и по ним оценивать итог работы», — отметил Вячеслав Володин.

Каждый комитет, по его словам, обязан вместе с Правительством РФ, Советом Федерации, регионами вырабатывать предложения, формулировать их и выносить на рассмотрение депутатского корпуса.

«Не администрировать повестку, а формулировать ее», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Председатель ГД также сказал, что необходимо поддерживать и развивать новые форматы.

«Это касается рабочих групп, созданных под целевые задачи, под решение вопросов, которые для нас являются приоритетными, таких как обеспечение жильем детей-сирот, совершенствование системы оплаты труда, снижение цен, защита прав участников долевого строительства, обращение криптовалют и других»

По сути, это был качественный переход на новый уровень, опять же эволюционный скачок в развитии парламентаризма. Без которого, разумеется, не могло быть и речи о получении новых конституционных полномочий, одобренных россиянами в 2020 году в ходе голосования по изменениям в основной закон.

По словам Президента, как и в начале прошлого века, парламентарии современной России представляют разные политические силы. «Но убежден: для депутатов всех уровней, для сенаторов на первом месте были, есть и, уверен, всегда останутся, всегда будут национальные интересы нашей страны. Это самая прочная основа для консолидации, для вашей совместной, слаженной работы по достижению стратегических целей развития России. Для решения ключевых задач, стоящих перед обществом и государством в сфере экономики, экологии, демографии, и самое главное, в повышении уровня и качества жизни наших граждан».

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы принимают активное участие в решении актуальных вопросов социально-политической жизни государства, обсуждении и выборе пути его дальнейшего развития. Законодатели многое делают для повышения авторитета России в мире, укрепления экономического потенциала страны, улучшения качества жизни граждан, обеспечения их безопасности, борьбы с международным терроризмом.

День российского парламентаризма призван привлечь внимание к деятельности законодательных органов страны, их ответственности за процесс становления современного гражданского общества, укрепление российской государственности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!