День местного самоуправления «Местное самоуправление — стержень государства»

Местное самоуправление – самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние.

В.В. Путин

21 апреля – день местного самоуправления.  Наш исторический опыт и опыт других государств однозначно свидетельствуют – нет, и не может быть настоящей демократии и гражданского общества без эффективно работающего местного самоуправления. В жизни любой страны это главное звено, на уровне которого формируется и положительное, и отрицательное отношение большинства населения к социально-экономическим процессам и политическим событиям. И задача местного самоуправления – создавать условия, чтобы каждой семье жилось лучше, чтобы формировался позитивный настрой людей на развитие экономики и укрепление страны.

День местного самоуправления учрежден указом президента РФ в июне 2012 года.

Местное самоуправление возникло вместе с появлением городов.  Большинство городов полисов Древней Греции были самоуправляемыми, все вопросы решали городские собрания. В средневековой Европе, где крупные города были, как правило, резиденциями епископов, княжеская и королевская власть весьма ограниченно распространялась на порядок жизни горожан.

В России история местного самоуправления начинается почти с самого момента ее зарождения. Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления. Позже местное самоуправление осуществлялось в приграничных и колонизируемых территориях, прежде всего в казацких общинах и дружинах.

Традиционно считается, что важным этапом зарождения российского самоуправления является эпоха Ивана Грозного. В соответствии с Указом Ивана Грозного «Приговор царской о кормлениях и о службах» была начата земская реформа.

В эпоху царствования Петра I реформированию подверглась вся административно — территориальная структура России. Самым важным в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов». Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город и уездов.

21 апреля (по старому стилю) 1785 года была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II. Документ положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении и закрепил за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.

Дальнейшее развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления с 1870 года стали думы и управы. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.

После Октябрьской революции 1917 года в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы входили в единую систему государственной власти. В Конституции РСФСР 1918 года была закреплена новая система власти на местах, включающая областные, губернские, уездные, волостные Съезды Советов, Советы депутатов городов и других поселений и исполнительные комитеты. В течение всего советского периода местные Советы выступали как звенья единой государственной системы управления.

Внимание к проблемам местного самоуправления вновь возросло во второй половине 80-х годов. Первым практическим шагом реформирования местного управления (переход к местному самоуправлению) стало принятие Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Следующим шагом стал Закон 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Именно на его основе начался процесс реформирования местных органов, создание системы местного самоуправления в России. Местное самоуправление было определено как система организации граждан для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, местных особенностей и традиций.

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию местного самоуправления в РФ Европейская хартия местного самоуправления Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:  

Местный референдум.  Муниципальные выборы.  Голосование по отзыву депутата члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.  Сход граждан.  Правотворческая инициатива граждан. Территориальное общественное самоуправление.  Публичные слушания. Собрание граждан Опрос граждан и т.п.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в границах соответствующих муниципальных образований.

Типы муниципальных образований:

Городское поселение. Сельское поселение. Муниципальный район. Городской округ. Внутригородская территория города федерального значения. Внутригородской район городского округа.

В современной России на органы местного самоуправления — на муниципалитеты, возложены ответственные задачи. От эффективности их деятельности во многом зависят состояние и совершенствование социальной инфраструктуры городов и поселков, обеспечение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, благоустройство территорий и качество жизни граждан.

В настоящее время местное самоуправление является одним из центральных институтов публичной власти, который постоянно совершенствуется. Данная форма реализации народовластия является существенным показателем демократизации и гуманного отношения к обществу.

Типовая структура органов местного самоуправления строится на основе следующих составляющих:

– представительный орган в системе муниципального образования, которой представляет собой своеобразный институт законодательной власти в муниципальном образовании, к примеру, совет депутатов;

– лицо, председательствующее на заседаниях представительного органа власти, иначе спикер. Председателем является человек, грамотно организовывающий деятельность представительного органа. В большинстве случаев спикера избирают депутаты из лиц, которые входят в их состав;

– администрация МО, являющаяся его исполнительно-распорядительным органом;

– глава администрации МО. В роли главы выступает физическое лицо, которое организует действия различных структур в администрации. С практической точки зрения глава администрация и есть глава исполнительной власти в муниципальном образовании;

– глава муниципального образования – должность, в соответствии с которой гражданин уполномочен разрешать большое количество вопросов местного значения в соответствии со своей компетенцией.

Необходимо отметить, что выборные органы муниципального образования являются по организационно – правовой форме юридическими лицами и действуют в соответствии с уставом муниципального образования.

Местное самоуправление осуществляет множество функций. К ведению местного самоуправления относят в том числе:

– бюджетный процесс в муниципальном образовании,

– утверждение налогов и сборов,

– социальная поддержка,

– управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом,

– обеспечение тепло -, электро-, газо- и водоснабжения,

– функционирование транспортной системы и т.д.

Целью местного самоуправления является предоставление возможности населению самостоятельного решения вопросов жизнедеятельности на конкретной территории. То есть это специфический вид управления, форма которого зависит от устройства государства, его историко-культурного развития и других особенностей.

Местное самоуправление — надежная опора государства и общества. Именно на местном уровне – самом близком к людям уровне публичной власти, ежедневно и ежечасно решаются большие и малые задачи, которые волнуют граждан России. Руководители и сотрудники органов местного самоуправления всегда в эпицентре событий, происходящих в муниципалитете. От их компетенций, знаний, внимания и такта, хозяйского подхода к решению стоящих и возникающих задач зависит не только благополучие жителей и развитие муниципалитетов, но и в конечном итоге – будущее нашей страны.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!