День Отечества «Россия – территория единства!»

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф. И. Тютчев

Праздником, проникнутым идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности стал День народного единства. С 2004 года у него есть ежегодная календарная дата — 4 ноября.

Однако в СССР 4 ноября не отмечалось. Так, в советские годы праздничным днем считался День Великой Октябрьской социалистической революции, который приходится на 7 ноября.

Межрелигиозный совет России в сентябре 2004 года предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержала Госдума, объявившая день выходным вместо 7 ноября.

Государственный праздник День народного единства отличается от остальных. Во-первых, он совпадает с церковным — в этот день почитают Казанскую икону Божией Матери. Во-вторых, праздник только кажется молодым, тогда как на самом деле он один из наиболее древних. Впервые отмечать его начали в XVII веке!

Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году  и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери. День народного единства — праздник мужества, героизма и сплоченности народа, когда, не испугавшись врага, люди объединились под руководством Минина и Пожарского и освободили свою Родину от вражеского войска и от смуты. Этот праздник даёт возможность не только вспоминать об одной из великих побед, но и напоминает россиянам, о том, что Россия многонациональная страна и только общими усилиями можно победить врага.

Россия встречала XVII век в тяжелое для нее время. Война с Речью Посполитой шла неудачно, стихийные бедствия и неурожаи влекли за собой голод и обнищание крестьян, кризис безвластия затронул все слои российского общества. Не зря этот период в нашей истории получил название «Смутное время». Воспользовавшись ситуацией, польские интервенты смогли нанести тяжелый удар нашей стране.

Больше десяти лет не утихали войны и конфликты внутри страны при участии иностранных захватчиков и при постоянных татарских набегах на русские земли. Только собравшееся в Нижнем Новгороде знаменитое Второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогло положить конец польской интервенции . Это был действительно поворотный момент в отечественной истории. Ополчение носило всенародный характер, в его состав входили представители всех сословий, существовавших тогда в России. В честь победы и освобождения Москвы был заложен храм Казанской иконы Божией Матери.

По сведениям летописцев, ополченцы из Казани передали князю чудотворную икону Богородицы. По преданию, воины накануне решающего сражения молились перед ее образом, просили помощи и защиты. И она помогла. В первый день русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем полностью освободили Кремль. Позже ополченцы прошли крестным ходом, неся впереди чудотворную Казанскую икону Божией Матери. С тех времен она считается главной покровительницей России.

Москву защищали силы народного ополчения, включавшие представителей самых разных слоев населения из разных городов и деревень. Это был героический пример того самого единства народа. Поэтому праздник назвали Днём народного единства.

Кто такой Кузьма Минин Сведения о судьбе народного героя историкам приходилось собирать, буквально по крупицам. Кузьма Минин не имел никакого отношения к знатным или купеческим родам. Поэтому никаких письменных документов о его жизни не сохранилось.

Человек, не имевший ни родословной, уходящей в глубину столетий, ни громких титулов, ни вотчинных земель, ни большого богатства, ни серьезного воинского опыта. Он обладал только храбрым и пламенным сердцем в груди, искренне чистой русской душой и огромной беззаветной любовью к Родине! Это был Козьма Минич Минин по прозвищу Сухорук.

В Нижнем Новгороде он торговал мясом, жил довольно зажиточно и был весьма далек от политики. Но когда стало ясно, что Россия в шаге от гибели, личное благополучие отошло в его сознании далеко на задний план.

И хотя  Минин не входил в число самых влиятельных горожан, очевидно, этот человек был очень уважаемым и авторитетным в Нижнем Новгороде.

В один из осенних дней 1611 г. рыночная площадь большого торгового города Нижний Новгород была переполнена народом. Собравшимся людям читали полученную из Москвы грамоту. В ней говорилось о разорении и бедствиях Русской земли, о насилиях иноземных захватчиков. Москва просила о помощи, призывала к борьбе…

Люди стояли молча, в глубоком волнении. На помост поднялся высокий, широкоплечий человек с открытым лицом. Это был торговец мясом, недавно избранный нижегородцами земский староста Кузьма Захарьевич Минин.

Тут же начался сбор пожертвований на ополчение. Сам Минин отдал большую часть своего имущества, украшения жены, золото и серебро с икон. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки отдавали последние гроши, срывали с груди кресты.

Потом по предложению Минина был установлен обязательный сбор — пятая деньга «от всех пожитков и промыслов». Казначеем и распорядителем всех средств стал он сам, «выборный человек от всей земли».

Призыв к единению для борьбы с иноземцами глубоко запал в душу Козьмы Минина.

Поскольку у Минина не было опыта в военном деле и он не мог по своему социальному статусу командовать дворянами, руководить ополчением он позвал князя Дмитрия Пожарского.

Князь Пожарский был из боковой и небогатой ветви Рюриковичей. Но родовитость имела не главное значение при выборе предводителя ополчения. Гораздо важнее были личные качества и верность русскому государству в предыдущие годы. Нельзя сказать, что князь обладал блестящим полководческим талантом, но воеводой был опытным и храбрым. Он не раз бил крупные отряды самозванца и поляков, стойко защищал город Зарайск. В момент избрания предводителем долечивал раны, полученные в сражении на пылающих московских улицах во время восстания москвичей и попытки Первого ополчения освободить столицу.

Пожарский согласился возглавить войско лишь при условии назначения ему в помощь честного и толкового человека для управления финансовыми и хозяйственными делами. Этим помощником стал Минин, «выборный человек всею землею».

При формировании Второго ополчения главное внимание уделялось не численности, а качественному составу. Воины были хорошо вооружены и экипированы. Назначая начальников, принимали во внимание только их талант, опыт и заслуги, полностью игнорируя «местничество», то есть принцип определения старшинства по родовитости. Армия была сыта и обеспечена всем необходимым. Дисциплина поддерживалась на высоком уровне, навыки ведения современного боя регулярно отрабатывались.

В середине февраля 1612 года из Нижнего Новгорода выступил авангард под командованием князя Дмитрия Лопаты-Пожарского, а в начале марта — все основные силы. Общая численность войска не превышала 4–5 тысяч человек.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода. Минин и Пожарский повели свою рать не прямо к Москве, а вверх по Волге — на Ярославль. В Ярославле ополчение задержалось на четыре месяца. За это время оно пополнилось новыми силами, очистило от вражеских шаек обширный и богатый край — Северное Поволжье.

В Ярославль грамотами Минина и Пожарского были вызваны выборные из городов. Они создали временное общерусское правительство — «Совет всея земли». Были учреждены приказы, которые взяли в свои руки различные отрасли государственного управления. Во многие города были назначены новые воеводы, которые выполняли распоряжения «Совета всея земли», собирали налоги и пошлины. В освобожденных районах начала постепенно восстанавливаться нормальная жизнь.

Битва за Москву

Между тем на выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное отборное войско под предводительством одного из лучших полководцев Польши — гетмана Ходкевича. Навстречу гетману из Ярославля в июле 1612 г. выступили силы ополчения.

Утром 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве и заняло позиции у Арбатских ворот, преградив путь к Кремлю со стороны Смоленской дороги, откуда ожидался Ходкевич.

На следующий день на Поклонной горе показались войска Ходкевича. Блестя на солнце стальными доспехами, под барабанный бой шли правильным строем наемная венгерская конница, немецкая и польская пехота. На стороне неприятеля был значительный перевес в численности и вооружении. Русских ратников было не более 8 — 10 тыс. Готовясь стоять до конца и умереть за родину, ополченцы надевали чистые рубахи, прощались друг с другом.

22 августа, переправившись через Москву-реку, Ходкевич начал наступление у Чертольских ворот. На русское войско стремительно понеслась лавина венгерских и польских гусар. В тыл отрядам Пожарского ударили поляки, сделавшие вылазку из Кремля. Жестокий бой длился около семи часов. В результате враг был отброшен, оставив на поле боя более тысячи убитых.

Решающее сражение произошло 24 августа. Ходкевич решил пробиться к Кремлю через Замоскворечье. Туда же передвинул часть своего войска и Пожарский. Русские стойко и самоотверженно отбивали атаки врага. В передних рядах, воодушевляя своих воинов, сражался сам предводитель ополченцев. Наиболее жаркими были схватки в районе улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Казачий «острожек» — укрепленное место на Пятницкой улице у церкви св. Климента — несколько раз переходил из рук в руки. В его защите принимали участие и московские жители, даже женщины и дети.

Ожесточенное сражение продолжалось около 15 часов. Наступал вечер. Силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг, решивший исход всей битвы. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он неожиданно переправился через Москву-реку у Крымского брода и внезапно ударил во фланг неприятельского войска.

В лагере врага началась паника, все смешалось. Этим воспользовались ратники ополчения, бросившиеся в атаку. Завязалась смертельная схватка. Грохот стрельбы заглушал человеческие голоса, все было окутано густым пороховым дымом. Казалось, что пылал огромный пожар.

Интервенты потерпели полное поражение: от всего их войска уцелело не более 400 солдат, русские захватили обоз, пушки, шатры, знамена. Ходкевич с остатками своих войск отступил к Донскому монастырю, а на другой день бежал из-под Москвы, «браду свою кусая зубами и царапая лицо ногтями», как писал современник.

В октябре 1612 г., не выдержав голода, вражеский гарнизон сдал Кремль. Москва была освобождена. Вскоре и вся Русская земля была очищена от отрядов польских феодалов. Русский народ, героически сражаясь с врагами, спас свою Родину от иноземного порабощения.

Через столетие после той эпохальной победы Пётр Великий, будучи в Нижнем Новгороде, посетил место упокоения Козьмы Минина. Император, опустившись на колени перед могилой торговца мясом, сказал: «Здесь лежит спаситель Отечества!».

Что еще можно добавить к словам величайшего из наших царей?! Разве лишь то, что подвиг, на который поднял людей Козьма Минин, совершил народ, осознавший себя единым целым и благодаря этому отстоявший свою идентичность, свободу и государственность!

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Что можно и чего нельзя делать 4 ноября по традициям православной церкви

На Руси 4 ноября означало завершение осени, начало переходного периода: «До Казанской — не зима, а с Казанской — не осень». К этому дню старались закончить последние приготовления к холодам. Крестьяне хорошо проветривали подвалы и подполы, а затем окуривали их можжевельником — это должно было уберечь припасы на зиму от преждевременной порчи. Все работы по дому, уборку, шитье и прядение откладывали.

В праздник Казанской иконы Божией Матери ходили в церковь, ставили свечи и молились о здоровье родных и близких. После собирали дома гостей, накрывали столы. В этот день запрещалось ругаться, ссориться и сплетничать.

А вот дальних поездок 4 ноября старались избегать. По народным поверьям они могли затянуться из-за неудач в дороге. Говорили так: «На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колесах, а приехать впору на полозьях». То есть отправишься осенью, вернешься уже зимой.

Приметы и традиции в день Казанской иконы Божией Матери:

Казанская с дождем — год будет хорошим, а зима мягкой. Наши предки верили, что 4 ноября Богородица молится о людях и со слезами просит у Господа прощения всех людских грехов, милости и благополучия, урожайного года.

На Казанскую свадьба — к счастливой жизни. День сулил крепкий союз и счастливую семейную жизнь. Незамужние девушки просили Богородицу помочь им встретить любимого. Неслучайно праздник имел неофициальное название «Бабья заступница».

Если день начался с тумана — скоро оттепель. Также утром до восхода собирали капли росы и с молитвами умывались, чтобы здоровье было крепким.

На Казанскую ясный день — год будет тяжелым. Солнечная погода сулила морозную зиму и неудачи с урожаем в следующем году.

Викторина

 «Наша сила — в единстве!»

1. В честь какого события отмечается День народного единства?

(В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов)

2. В каком году в России начали отмечать День народного единства?

(в 2005 году)

3. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?

(Изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения)

4. Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?

(праздник Казанской иконы Божией Матери)

5. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

(Казанский собор)

5. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?

(перед Собором Василия Блаженного на Красной площади)

6. В каких городах установлены памятники князю Пожарскому?

(в Суздале, Зарайске, Борисоглебском)

7. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию? (более 180 народов)

8. Кто автор стихотворения «Два единства»?

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может, спаяно железом лишь и кровью…»

(Фёдор Иванович Тютчев)

9. Что означает слово «единство»?

(общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность)

10. Какие пословицы со словом «единый» вы знаете?

(«Когда мы едины, мы непобедимы»; «Не хлебом единым жив человек»; «Наша сила — в единстве»)

11. Кто автор стихотворения?

«И огнем не сожжешь — перетерпит пожары;

И водой не зальёшь — степи все не отдаст;

И насквозь не пробьёшь — не пропустит удара,

Потому что земля — это ты, это я,

Это каждый из нас» (Анатолий Софронов)

Песня

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Текст

Как в старом-то было городе,
Во славном и богатом Нижнием,
Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.
Он собрал-то себе войско из удАлых молодцов,
Из удАлых молодцов — нижегородских купцов.
Собравши их, он речь им взгОворил:
«Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше злато-серебро,
Накупите себе вострыих копиёв,
Вострыих копиёв, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку.
Пойдем-ко мы сражатися
За матушку за родну землю,
За родну землю, за славный город Москву…»
Уж как выбрали себе молодые ратнички,
Молодые ратнички, нижегородские купцы,
Выбрали себе удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку,
Из славного княжеского роду —
Князя Димитрия, по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москву-город сражатися,
С… поляками войной бранитися.


Песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Примечания

Кузьма Сухорукий сын.— Сухорук — прозвище.
Из удАлых молодцов — нижегородских купцов — то есть из посадских людей.
Посадские люди — ремесленники и торговцы, здесь названы купцами.
Накупите себе вострыих копиёв — накупите себе острых копий.
Бранитися — от слова «брань» — сражение, война.

Источник: Старинные исторические песни. Москва, Издательство «Детская литература», 1971

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!