14 января исполнилось 110 лет со дня рождения известного советского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова.
На протяжении более 50 лет он был, наверное, единственным настоящим русским автором бестселлеров. Не зря американцы в свое время поместили его портрет на обложке журнала «Time» (из русских писателей до Рыбакова подобной чести удостаивался только Солженицын). Биография Рыбакова, по сути, та же, что у Солженицына, разве что в другой последовательности: арест, ссылка, война.
Из-под пера прозаика вышли яркие, пронзительные произведения о произволе сталинских времен — «Дети Арбата» и «Тяжелый песок», а также знаменитая приключенческая трилогия «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства».
Повести и романы Рыбакова высоко ценят и современные читатели. Книги прозаика популярны не только в России, но и далеко за ее пределами. Его произведения переведены на десятки европейских языков.
Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас посетить День писателя «Арбатское вдохновение», посвященный юбиляру.
Мы очень ждем вас! Присоединяйтесь!
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИЗИТКА «СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ — СУДЬБА СТРАНЫ»
Анатолий Рыбаков — лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.
Анатолий Рыбаков – автор книг «Кортик», «Бронзовая птица», «Екатерина Воронина», «Лето в Сосняках», «Приключения Кроша», «Неизвестный солдат», «Дети Арбата», «Тяжелый песок».
Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
Настоящая фамилия писателя — Аронов
Рыбаков — фамилия по матери. Родившийся 1 января (14 по новому стилю) 1911 года в еврейской семье, мальчик Анатолий получил фамилию отца — Аронов.
Как вспоминала позднее его вдова Татьяна Винокурова-Рыбакова, «муж и воевал как Аронов, и судимость сняли с него как с Аронова», но свое первое произведение — повесть «Кортик» — он подписал псевдонимом, которым ему послужила фамилия матери: Рыбаков.
Именно как Анатолий Рыбаков писатель стал всемирно известен, а псевдоним постепенно стал его официальной фамилией. Например, в наградных документах 1940-х годов Анатолий Наумович фигурирует под фамилией Аронов, а в документах о награждении орденом Отечественной войны II степени в 1985 году — уже как Рыбаков.
«Дитя Арбата»
Упрямо я твержу с давнишних пор:
Меня воспитывал арбатский двор,
Все в нем, от подлого до золотого.
А если иногда я кружева
Накручиваю на свои слова,
Так это от любви. Что в том дурного? Булат Окуджава
Писатель родился 14 января 1911 года в Чернигове (по другим источникам — в селе Держановка Черниговской области). Но он всегда считал себя москвичом, поскольку уже в раннем возрасте вместе с родителями он переехал в столицу.
Отец, Аронов Наум Борисович, был инженером, управляющим на винодельческом заводе. В этом производстве работал и после революции, был хорошим специалистом, автором монографий и учебных пособий по пивоварению и виноделию. Мать, Рыбакова Дина Абрамовна, вела домашнее хозяйство.
С 1919 года семья обосновалась в Москве, на Арбате, в том самом доме №51, который будет потом описан в произведениях писателя.
Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью Москвы 20-х годов.
Здесь он учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке и вступил в пионеры, в одну из самых первых пионерских организаций.
Восьмой и девятый классы (тогда были девятилетки) он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского во 2-м Обыденском переулке на Остоженке, где преподавали одни из лучших педагогов того времени. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны. Здесь ценили коллективизм и бескорыстие, полностью отрицая карьеризм и приспособленчество. Анатолий Рыбаков:
Именно МОПШ дала ему качественную техническую подготовку: в этом учебном заведении, построенном как коммуна, весь образовательный процесс был построен вокруг изучения текстильной фабрики, а все предметы были объединены в трудовые комплексы и изучались на материале конкретных производственных процессов.
Учебный процесс в МОПШ был организован непривычно для современного человека: уроки продолжались по сто минут без перерыва, и шли с 9 утра до обеда. При этом занятия строились как самостоятельная деятельность, а учитель выступал только в роли консультанта. После обеда начиналась работа мастерских — переплетной и столярной, старшая группа уходила на фабрику, с семи до девяти часов вечера работали кружки, а в 22.30 в школе-коммуне объявлялся отбой.
«Мы проводили в школе весь день, с утра и до вечера. У нас не было обслуживающего персонала, мы все делали сами: раздавали пищу в столовой, мыли посуду, убирали школьные помещения, дежурили на вешалке, в библиотеке, благоустраивали территорию… В школе царил особый дух коллективизма, высокой нравственности, бескорыстности».
После вручения аттестата зрелости юноша устроился на работу: на химическом заводе имени М.В. Фрунзе трудился грузчиком, потом выучился на шофера.
В 1930 году он поступил на автодорожное отделение Транспортно-экономического института Наркомата путей сообщения (позднее этот институт стал частью Московского института инженеров транспорта). Но через три года его исключают сначала из комсомола, а потом и из института: причиной стало участие в политической дискуссии, в которой, как следует из материалов уголовного дела, он выступал «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции».
Добившись восстановления, Анатолий Аронов вскоре вновь подвергается репрессиям. В ноябре 1933 года его арестовывают и постановлением Особого совещания (ОСО) коллегии ОГПУ приговаривают к трем годам ссылки без права проживания в городах с паспортным режимом.
После окончания ссылки Рыбаков не имеет права жить в крупных городах. Начинается его путешествие по стране. Именно тогда юноша-романтик из интеллигентной московской семьи по-настоящему узнал людей и жизнь, увидел многие города и переменил много профессий. Он работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.
«Не могу сказать, что было тяжелее — ссылка или скитания после нее. В ссылке хотя бы надежда была — вот она окончится, и наступит нормальная жизнь. Но это оказалось иллюзией — нормальная жизнь не могла получиться у бывших ссыльных» — говорил Рыбаков.
В 1938 году Анатолия Наумовича назначили главным инженером областного автотранспортного предприятия в Рязани.
Прошел всю войну от Москвы до Берлина
В ноябре 1941 года главный инженер Рязанского областного управления автотранспорта Анатолий Аронов был призван в Красную Армию, в которой прослужил потом до 1946 года. Севший за баранку грузовика еще в 1928 году, будущий писатель и в армии служил в автомобильных частях, начав боевой путь рядовым шофером под Москвой, в самые тяжелые дни обороны столицы. А окончил войну он в звании гвардии инженер-майора и в должности начальника автослужбы 4-го гвардейского стрелкового Бранденбургского Краснознаменного корпуса.
В рядах этого корпуса Анатолий Аронов прошел практически всю войну: он стал его бойцом во время формирования корпуса в январе 1942 года, вместе с ним участвовал в обороне Ленинграда и вместе с ним был переброшен под Сталинград, а потом дошел со своим корпусом до Берлина. За это время Анатолий Аронов был удостоен медали «За боевые заслуги», двух орденов Отечественной войны (I и II степени), а также медалей «За оборону Ленинграда» и «За взятие Берлина». Но самое главное, за боевые заслуги он был признан не имеющим судимости, что существенно облегчило его послевоенную жизнь. Полностью реабилитирован писатель был только в 1960 году.
ДОБРЫЙ И ЧЕСТНЫЙ ТАЛАНТ
Литературное творчество начал в 37 лет
Литературный путь А. Н. Рыбакова начался после войны.
Прослужив после Победы почти год в Германии, где был оставлен 4-й гвардейский корпус, Анатолий Аронов был демобилизован вместе со всеми однополчанами, когда прославленную воинскую часть расформировали. Летом 1946 года он возвращается на родину, но не в Рязань, к жене, а в Москву: решение о том, что он не имеет судимости, вновь дает ему возможность поселиться в столице.
В это же время Анатолий Аронов принимает решение круто изменить свою жизнь: переквалифицироваться из инженеров-управленцев в писатели. Он садится за первое свое литературное произведение — повесть «Кортик».
Литературный дебют
Первыми писательскими успехами стали приключенческие повести, написанные для молодых людей. «Кортик», «Приключения Кроша», «Бронзовая птица» — этими произведениями наслаждались школьники нескольких поколений. Свежесть чувств, острота переживаний, манящие тайны, пионерская романтика, запутанные дворы Арбата… Все эти повести стали, своего рода, классикой юношеского чтения и впоследствии были экранизированы.
В апреле 1947 года Анатолий Аронов, подписав повесть «Кортик» псевдонимом «Анатолий Рыбаков», лично относит ее в издательство Детгиз. Впоследствии писатель так вспоминал об этом периоде обучения писательскому труду.
«Легче всего написать первую книгу. Труднее, когда появляется опыт… Перечитывая свои ранние книги, я удивляюсь тому, как легко решал всякие сложности. Теперь легкости нет. Новую книгу пишу так, будто ничего до этого не писал».
Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета, которые держат юного читателя в напряжённом ожидании необыкновенного.
Помните, его герои, первые советские пионеры, разгадывали тайну кортика царского морского офицера и помогали обезвредить опасного бандита…
Герой «Кортика» – Миша Поляков при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом.
Все любимые герои А. Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят кодекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость.
Доныне полон высокого смысла наказ матроса Полевого из повести «Кортик» московскому школьнику Мише Полякову: «Будешь для народа жить — на большом корабле поплывёшь».
«Моё поколение — это дети революции, и им посвящены все мои сочинения — начиная с «Кортика», — подчёркивал писатель.
С каким нетерпением мы ждали новой встречи с Мишкой Поляковым в «Бронзовой птице» и искали сокровища в старинной дворянской усадьбе. Да, там много «воспитания в духе коммунизма», но все это просто фон для увлекательных приключений дружной компании.
Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица» Аудиокнига. Читает Павел Беседин https://www.youtube.com/watch?v=tDXdcmuldao
«Кортик» и «Бронзовая птица», пожалуй, два самых известных произведения писателя Анатолия Рыбакова, ставшего одним из классиков отечественной подростковой литературы.
Третья повесть цикла — «Выстрел» — известна меньше, хотя именно она стала гораздо более зрелым произведением, посвященным судьбе тех же героев.
Цикл «Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел» писался почти 30 лет. Если «Кортик» увидел свет в 1948 году, то вторая повесть цикла — «Бронзовая птица» — была опубликована лишь восемь лет спустя. Писатель не собирался расставаться с героями, полюбившимися не только читателям, но и ему. Правда, на то, чтобы вернуться к ним, ушло еще 19 лет: только в 1975 году увидела свет последняя повесть цикла — «Выстрел». Таким образом, на создание всей трилогии у Анатолия Рыбакова ушло 27 лет!
Героя романа «Водители» зовут так же, как и героя «Кортика»
А. Рыбаков не пошёл по уже проторенному пути, вслед за первыми книгами, имевшими огромный успех, он попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре.
Первый «взрослый» роман литератор посвятил друзьям и коллегам по шоферскому прошлому. В 1950 году он издал большой роман «Водители». Это произведение о труде, радостях и горестях людей, проводящих за «баранкой» автомобиля половину жизни.
Главным героем повести «Кортик» стал пионер Мишка Поляков, а главного героя романа «Водители», зовут Михаил Григорьевич Поляков. Формально это всего лишь совпадение: ни в «Водителях», ни в продолжениях «Кортика» — повестях «Бронзовая птица» и «Выстрел» — нет никаких упоминаний о том, что это один и тот же персонаж.
По мнению многих литературоведов, для самого писателя выбор имени главного героя водительской эпопеи был не случайным. Тем самым, возможно, он стремился дать картину судьбы поколения, принявшего на свои плечи главный груз Великой Отечественной войны.
Кстати, роман «Водители» принес Анатолию Рыбакову первую серьезную награду: вышедший в 1950 году, в 1951 году он был удостоен Сталинской премии второй степени, что открыло писателю путь в большую литературу.
У писателя появилась огромная армия почитателей, с нетерпением ожидавших от Рыбакова новых произведений.
В 1955 году был написан второй роман «производственного цикла» — «Екатерина Воронина», посвященный проблемам взаимоотношений в коллективе волжских речников. В «Екатерине Ворониной» Анатолий Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского таланта — знание женской психологии и умение ее изобразить.
Еще один «производственный» роман «Лето в Сосняках» (1964) написан о простых людях, прошедших войну, поиске ими счастья, о трудном становлении в послевоенные годы, о труде и доблести.
Три повести А. Рыбакова о справедливом и смелом Сереже Крашенинникове (Кроше) широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году.
Главный герой Крош в чем-то похож на Мишу Полякова из предыдущей трилогии. Любознательный и честный Крош увлекается расследованием загадочных происшествий. Его волнует не только то, что произошло рядом с ним, но и то, что случилось за много лет до его рождения. В повести «Приключения Кроша» он пытается раскрыть кражу обыкновенных деталей от грузовика. Юмор, весёлая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения.
Анатолий Рыбаков «Каникулы Кроша». Читает Павел Беседин https://www.youtube.com/watch?v=wdPHko8vWBU
Эти книги, ставшие классикой юношеского чтения, отличались живостью повествования, убедительностью, остроумием. Рыбаков подарил поколению подростков, переживших войну, интересное и увлекательное чтение.
«А правда остается…»
Несмотря на награды и читательскую любовь, творческая доля Анатолия Рыбакова складывалась непросто. Давление, притеснения всевозможных «инстанций», зависть «собратьев по перу» он испытал в полной мере.
Рогатками запретов первоначально был обнесён роман «Тяжёлый песок» — о преступлениях нацизма, обрекшего на страдания и смерть миллионы людей. Отказы в публикации, прямые и косвенные придирки (кому-то, например, не понравилось авторское название «Рахиль») сыпались без конца. И всё же в 1978 году «Тяжёлый песок» увидел свет на страницах журнала «Октябрь».
Роман «Тяжелый песок» можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. Это первый (и, пожалуй, единственный такого масштаба) роман на еврейскую тему, который читался как откровение, особенно на фоне эмиграции евреев и антисионистской пропаганды.
Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910—1940-х годах в одном из многонациональных местечек на востоке Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления.
Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).
Обращение к еврейской теме стало сенсацией в культурной среде страны, где до этого никто так откровенно не писал о жизни и бедах евреев.
«Дети Арбата: помнить прошлое ради будущего»
Арбатство, растворённое в крови, неистребимо, как сама природа. Булат Окуджава
Но, пожалуй, ни одно из рыбаковских произведений не пробивалось к читателям с таким трудом, как его самый знаменитый роман «Дети Арбата», ставший событием не только литературной, а и всей общественной жизни. Вызванному в ЦК КПСС писателю заявили не стесняясь: такой роман о Сталине может быть напечатан лишь «когда умрёт нынешнее поколение». Могильщики из «директивных органов», однако, просчитались.
Вышедший в нескольких номерах баруздинской «Дружбы народов» роман Рыбакова зачитывали до дыр, превозносили и проклинали. В целом же книга отвечала тогдашнему настроению умов.
«Читаю роман «Дети Арбата», и мне кажется, что это всё и про меня», — признавался ровесник ХХ века великий кукольник Сергей Владимирович Образцов.
Главный труд Рыбакова – трилогия «Дети Арбата», которая произвела огромный общественный резонанс.
Основанный на личных переживаниях, роман воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти.
В этом автобиографическом произведении писатель рассказал о жизни людей в 1930-е годы, о сталинских репрессиях, о тоталитарной власти и описал уникальный феномен сталинизма.
«Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов, — вспоминал Рыбаков. — Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шел уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удается, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца».
Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году в журнале «Дружба народов» после обсуждения на беспрецедентно высоком уровне — в Политбюро. Тираж журнала мгновенно вырос до 1 миллиона 200 тысяч экземпляров. (А раньше он был всего 150 тысяч).
Роман «Дети Арбата» ждал публикации без малого 20 лет.
Автор, юноша с Арбата, прошедший Лубянку, Бутырку и сибирскую ссылку, изучил все доступные ему материалы о вожде народов. Сейчас их много, а тогда архивы были закрыты и все же Рыбакову удалось оставить нам портрет «вождя», который большинство сочтет законченным.
Известный историк Рой Медведев заметил:
«О каждом часе Сталина знает только один Рыбаков».
Роман «Дети Арбата», основанный на личных переживаниях Рыбакова, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий. Роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.
Этот роман появился чрезвычайно своевременно. Появись книга ранее в самиздате или за рубежом о ней бы говорили, но вполголоса, на кухнях. Перестройка и гласность обеспечили ни с чем несравнимый резонанс. Роман стал настоящим событием в литературной жизни России. Художественное произведение стало фактом истории. Кто-то из критиков сказал: «О штурме Зимнего новые поколения судят по инсценировке Сергея Эйзенштейна… Так и о Сталине будут судить по роману Рыбакова». Тысячи, может быть, десятки тысяч прочтут исторические исследования о Сталине. Миллионы прочли «Дети Арбата» и составили свое мнение. И не только у нас. Роман был издан в 52 странах!
Евгений Евтушенко говорил:
«После этого романа невозможно будет оставить те же учебники по истории в библиотеках и школах».
В книге Сталин говорит:
«Смерть решает все проблемы. Нет человека – нет проблемы».
Неизвестно, произносил ли когда-либо Сталин эту сентенцию. Но читатель как будто слышит, вот Сталин не спеша, покуривая трубку, со своим грузинским акцентом произносит эту фразу. И теперь ее приписывают Сталину в сборниках цитат.
Рой Медведев, автор собственной книги о диктаторе, заметил:
» О каждом часе Сталина знает только один Рыбаков».
Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины и дает нам того Сталина, который нам запомнится, и не так уж важно, что еще напишут о нем историки.
«Хотя понимаю, что текст рассуждений тогдашнего генсека – ваш вымысел, по сути дела, ваша версия, – писал автору Эльдар Рязанов, – написана с невероятной убедительностью».
А вот отзыв Вениамина Каверина:
«Сюда просится термин «исследовательский роман». Позиция автора продиктована стремлением доказать, что поговорка «цель оправдывает средства» основана на лжи и безнравственности. Ходы Сталина бесчеловечно талантливы, но в ходах этих отсутствует тот, ради кого он, по его словам, действует, – отсутствует человек».
«Дети Арбата» воспринимались не только как литературная, но и как политическая акция. Хотя отношение к политике у Рыбакова было скорее настороженное.
«Политик и писатель — это не только разные, но и сугубо противоположные профессии, — говорил он. — Для политика главное — власть. Для писателя, настоящего, главное — держаться подальше от власти». Он и держался. С гордым достоинством писал в автобиографии: «Ни в каких политических партиях никогда не состоял и не состою».
В 1988 году вышло продолжение «Детей Арбата» — «Тридцать пятый и другие годы». Интересно, что после 1990 года «Тридцать пятый и другие годы» публикуется уже как первая часть романа «Страх», в связи с чем одни считают серию тетралогией, другие — трилогией. В 1990 и 1994 году вышли еще два романа этого цикла — «Страх» и «Прах и пепел».
Считается, что цикл романов о детях Арбата – это пик творчества Анатолия Рыбакова. После этого в 1997 году он издал только мемуары.
«Современник великих событий»
С книгами о сталинских репрессиях к Анатолию Рыбакову пришла всемирная слава. Его произведения стали переводиться на другие языки и были изданы в 52 странах мира.
Писатель становится активным общественным деятелем. С 1991 года он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Также, в 1991 году, он был избран почётным доктором философии Тель-Авивского университета.
За свою деятельность Анатолий Рыбаков удостоен государственных наград: ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы народов.
В 1995 выходит Собрание сочинений в семи томах.
Позднее, в 1997 году — автобиографический «Роман-воспоминание».
Последние годы жизни Рыбакова прошли вдали от Арбата, России…
В 1990-х, когда развалился Советский Союз, Анатолий Рыбаков не принял произошедших в стране перемен и уехал в США, но приезжал на родину каждый год фактически на 4-5 месяцев, был в курсе всего, что здесь происходит, принимал активное участие не только в литературной, но и в общественной жизни страны.
До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера.
23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков скончался в Нью-Йорке от осложнений после операции на сердце. Он умер за океаном, но похоронить себя завещал в Москве.
Воля его исполнена. Писатель похоронен 6 января 1999 года в Москве на Ново-Кунцевском кладбище.
Он говорил, что выполнил дело своей жизни – написав роман о сталинском времени. Написать роман о конце XX века он не успел.
Через несколько дней после смерти писателя, его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал:
«Прочитав его книги, я как человек стал лучше».
Анатолий Рыбаков был удостоен ордена Отечественной войны I степени и двух орденов Отечественной войны II степени. Среди его наград — ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов.
В 2006 году известный документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие», посвященный жизни и творчеству писателя.
Личная жизнь Анатолия Рыбакова
Первой женой писателя стала бухгалтер Анастасия Тысячникова, с которой он познакомился в Рязани и которая стала матерью первого сына писателя — Александра Рыбакова.
Второй супругой была писательница Наталья Давыдова (настоящее имя — Майя Максимовна Давыдова), коллега по писательскому труду: в этом браке у Анатолия Рыбакова родился сын Алексей.
Второй брак распался в 1978 году, и после этого Анатолий Рыбаков женился третий и последний раз — на Татьяне Винокуровой-Рыбаковой, дочери заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности. Его третья жена долгое время работала в Гостелерадио.
«О судьбах человеческих: герои А. Рыбакова на экране»
За полвека литературной деятельности Анатолий Рыбаков написал не так много произведений, в общей сложности всего 15: шесть повестей и девять романов.
Почти по всем произведениям А. Рыбакова сняты кино- и телефильмы, сценарии к которым написаны самим автором.
Число экранизаций — тринадцать — почти равно числу написанных книг.
Первой была экранизирована повесть «Кортик»: одноименный фильм увидел свет в 1954 году.
Девятнадцать лет спустя, в 1973 году по той же повести сняли трехсерийный телефильм с тем же названием, а через год после него, в 1974 году экранизировали вторую повесть, «Бронзовую птицу», тоже в виде трехсерийного телефильма с теми же актерами.
kinopoisk.ru kinopoisk.ru
Еще через год под названием «Последнее лето детства» вышла трехсерийная телевизионная экранизация «Выстрела».
Кроме того, был экранизирован цикл повестей о Кроше.
В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата».
В 2008 году режиссеры Антон и Дмитрий Барщевские сняли телесериал «Тяжелый песок» положив в основу драмы книгу Рыбакова.
Копилка цитат «Стремиться к правде, истине и счастью»
«Законы, установленные людьми, не могут противоречить законам совести. Долг нарушают те, кто осуждает невинных, оставляет беззащитных без защиты, лишает последних прав бесправных». «Дети Арбата»
«Дело не в том, в какую ситуацию попадает человек, — это часто от него не зависит. Дело в том, как человек выходит из этой ситуации, — это всегда зависит только от него». «Тяжелый песок»
«Все можно забыть: оскорбления, обиды, несправедливости, но унижения не забывает ни один человек, это в человеческой натуре. Звери преследуют друг друга, дерутся, убивают, поедают, но не унижают. Только люди унижают друг друга. И ни один человек своего унижения не забудет и тому, перед кем унижался, никогда не простит. Наоборот, всегда будет его ненавидеть». «Дети Арбата»
«Независимость не дается кем-то, независимым человек становится сам, если всему вопреки способен творить добро». «Дети Арбата»
«Все мы проходим эволюцию, вопрос в том, куда движемся». «Дети Арбата»
«Те, кто отправляет людей в ссылки, заблуждаются, думая, что таким образом можно сломить человека. Убить можно, сломить нельзя». «Дети Арбата»
«… чем больше у людей квартира, тем меньше находится места, чтобы переночевать постороннему человеку». «Тяжелый песок»
«Все прощается, пролившим невинную кровь не простится никогда…» «Тяжелый песок»
«Не милосердием совершаются исторические повороты». «Дети Арбата»
«В дружбе равных не бывает. В дружбе, как в политике: кто-то ведет, кого-то ведут, кто-то влияет, на кого-то влияют». «Дети Арбата»
«Каждый человек по-своему красив, но не каждый человек умеет свою красоту показать в наглядном виде». «Тяжелый песок»
Литературная викторина «Писатель с нашего двора»
Приглашаем вас принять участие в литературной викторине «Писатель с нашего двора», ответить на вопросы которой вы сможете, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf
Литературный час «Современник великих событий»
Сотрудники Публичного центра правовой информации имени Г. В. Плеханова по приглашению ЦСОН Ленинского района г. Ростова-на-Дону сегодня провели в рамках Дня писателя, посвященного 110-летнему юбилею со дня рождения А. Н. Рыбакова, литературный час «Современник великих событий».
«Анатолий Рыбаков: послесловие»
Талантливый писатель и общественный деятель, Рыбаков жил в непростое время.
Не имея литературного образования, Анатолий Наумович Рыбаков создал произведения высокого мастерства.
Мировую славу и статус одного из символов перестройки Рыбакову принесла автобиографическая трилогия о войне, коммунистическом терроре и ссылке — «Дети Арбата», «Страх» и «Прах и пепел».
Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.
На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все-таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата – «Прах и пепел». Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны…
«Все мои книги — это рассказ о поколении, к которому я принадлежу, о детях революции, переживших крушение идеалов в конце 20-х годов. Эти молодые ребята превратились в лагерную пыль в 30-х или погибли в 40-х на фронтах Отечественной войны. Мое поколение истреблено. Безымянные могилы моих сверстников разбросаны от Колымы до Берлина. С ними ушли в небытие их надежды и стремления. В памяти потомков сохранились только их заблуждения», — признавался Рыбаков.
Книги Анатолия Рыбакова стали символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности. Они изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Дорогие друзья!
Вот и подошло к своему завершению наше мероприятие.
Благодарим за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета