Уважаемые читатели!
15 апреля исполняется 135 лет со дня рождения одного из самых загадочных гениев русской литературы.
В наши дни Николай Гумилев – один из самых читаемых и популярных поэтов в России, что нельзя объяснить лишь модой. Главный секрет его успеха – в обаянии благородства сильной личности, дефицит которого очевиден. Тем не менее, и сегодня слова Анны Ахматовой о том, что Гумилев – «самый непрочитанный поэт» остаются верными.
К юбилею поэта Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова проводит День писателя «Николай Гумилёв – поэт, романтик, рыцарь».
Мы приглашаем вас в поэтический мир Гумилева – мечтателя и романтика, капитана южных морей, воина и влюбленного рыцаря…
«Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, – он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте». А. Куприн
Николай Степанович Гумилев – выдающийся русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма и один из ведущих его представителей, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Наследие, личность и судьба этого уникального поэта редкой индивидуальности вызывает сейчас жгучий интерес. Его творчество еще при жизни привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность – мужеством и силой духа.
Определяющим для поэзии Гумилева был образ одинокого завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности. Для его стихов характерны апология «сильного человека» – воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога. Н. С. Гумилёв
Жизнь Николая Гумилева была полна неожиданностей и сюрпризов, приключений и испытаний. Она оборвалась трагически, попав под «красное колесо» русской революции.
«Жизнь Николая Гумилева могла бы стать блестящим сюжетом для авантюрного романа, – пишет один из критиков, – если бы не закончилась так трагично…».
Но самая жестокая казнь ждала поэта после смерти. Более шестидесяти лет его имя было под строжайшим запретом, произведения не издавались и не читались. Почти смертельный приговор для стихов. Только истинная поэзия может его преодолеть.
Поэзия Гумилева не умерла, не исчезла вместе с поэтом. Более того, она продолжала жить в памяти читателей, передавалась изустно, как по наследству, от старшего поколения к младшему, выплескивалась в стихах учеников Гумилева. Так заразителен был творческий посыл поэта, так пленительна была его Муза.
Николай Степанович Гумилев. Я вырван был из жизни тесной… Портреты. https://www.youtube.com/watch?v=tj4ZZPGqQiQ
О жизни Николая Гумилева говорить не просто трудно, а очень трудно…
Всякая биография складывается из людей, которые лгут, и документов, которые лгут не меньше. Люди делают это по многим причинам: одни, потому что всегда говорят о себе, даже рассказывая о ком-либо; другие стремятся таким образом скрыть свои неблаговидные поступки; третьи — клевещут, поскольку ненавидят или презирают тех, о ком пишут, чаще всего втайне завидуя им… Причин, по которым лгут документы, не меньше, поскольку пишут их те же люди. Гумилев же словно «коллекционировал» врагов: иногда складывается впечатление, что он успел задеть и настроить против себя всех, кого только смог. Не случайно он говорил, что акмеист должен идти путем наибольшего сопротивления…
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь. /…/
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.
Он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, научился плавать, скакать на лошади, фехтовать.
Откуда я пришел, не знаю…
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду.
Когда исполнюсь красотою,
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к покою
Душа, усталая от грез.
…
Мне все открыто в этом мире –
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет/…/
Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Он стал третьим ребенком в семье, у него были старшие брат Дмитрий и сестра Александра.
Его отец в прошлом корабельный врач. Мать – потомственная дворянка, происходила из старинного дворянского рода Львовых. Ее прадед сражался под Очаковом, а дед – под Аустерлицем.
Ночь на 3 (15) апреля 1886 года выдалась тяжелой – бушевал шторм. Когда родился Николай, старая нянька сказала: “Бурная будет у него жизнь!”
Отец вышел в отставку, когда Коле было девять лет. После этого семейство Гумилевых поселилось в Петербурге. В детстве Коля доставлял много тревог и хлопот своим родителям. Он был очень болезненным, высокочувствительным и ранимым ребенком. Мальчик
страдал от ежедневных головных болей, доводивших его до настоящего исступления. У него наблюдалась еще одно особенность – повышенная чувствительность к резким запахам, громким звукам и вкусам. Все это очень осложняло жизнь маленького Коли и его мамы, Анны Ивановны.
В периоды усиления чувствительности малыш практически лишался слуха и плохо ориентировался в пространстве. Но заботливый уход и родительская любовь дали возможность Коле справиться с особенностями развития. Он подрос и окреп, а в шесть лет уже порадовал своих родителей первым четверостишием под названием «Живала Ниагара».
Сводная сестра Александра рассказывала: братья Митя и Коля были совершенно не похожи друг на друга. Митя был красив, имел легкомысленный характер, охотно заводил знакомства. Коля, наоборот, был застенчив, неуклюж, долго не мог ясно произносить некоторых букв, любил животных и не признавал порядка ни в вещах, ни в одежде… Митя на подаренные деньги покупал сладости, а Коля – ежа или белых мышей.
Детство будущего поэта прошло в Царском Селе. Но на лето семья переезжала в имение Березки в Рязанской губернии: Гумилев часто болел, и родители следили, чтобы он побольше бывал на свежем воздухе.
Когда мальчику исполнилось 8 лет, пришло время для учебы в гимназии. Она располагалась в Царском Селе, но посещал ее Гумилев всего лишь два месяца.
Его болезненный вид стал причиной для насмешек. Крепкие, бойкие сверстники обижали мальчика, и родители решили перевести его на домашнее обучение. Они опасались за психику ребенка, которая и без того нельзя было назвать стабильной.
В течение трех лет, с 1900 по 1903 годы, семья Гумилевых проживала в Тифлисе, поскольку родители решили, что их сыновьям нужно укрепить здоровье в этом цветущем южном городе. У их старшего сына, Дмитрия, был обнаружен туберкулез, а младший нуждался в укреплении нервной системы.
Николенька учился в местном учебном заведении.
На юге Гумилев увлекся астрономией и историей, начал брать уроки рисования, много времени проводил в горах. Впечатления от Тифлиса легли в основу его первых стихов. В 1902 году газета «Тифлисский листок» опубликовала его произведение «Я в лес бежал из городов…».
В Тифлисе семья прожила три года, затем вернулась в Царское Село, где Гумилев поступил в седьмой класс Царскосельской Николаевской гимназии.
Он учился в Царскосельском лицее. Том, пушкинском. Николай был вечно влюблен в его директора – поэта Иннокентия Анненского. Он будет считать его своим первым учителем: однажды Анненский вызвал Гумилева к себе в кабинет и посоветовал заняться стихами серьезно. И когда учителя ругали Николая за плохую учебу и дисциплину, директор говорил: “Да, господа! Все это верно! Но ведь он пишет стихи!” За стихи прощалось все.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый.
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний — слабого меня.
Николай Гумилев, «Памяти Анненского», 1911 год
Уже в лицее Гумилев начал мечтать о дороге, об открывателях-конквистадорах. В его первой книге, которую издала мать – “Пути конквистадоров» — эпиграфом были слова: “Я стал кочевником, чтобы сладострастно прикасаться ко всему, что кочует”. Он был вечным кочевником в своей жизни.
Нас было пять… мы были капитаны,
Водители безумных кораблей,
И мы переплывали океаны,
Позор для Бога, ужас для людей.
Далекие загадочные страны
Нас не пленяли чарою своей,
Нам нравились зияющие раны,
И зарева, и жалкий треск снастей.
Наш взор являл туманное ненастье,
Что можно видеть, но понять нельзя,
И после смерти наши привиденья
Поднялись, как подводные каменья,
Как прежде черной гибелью грозя
Искателям неведомого счастья. (1907)
А в 17 лет пришла любовь. Как все гимназисты, ухаживал за барышнями, бесконечно влюблялся. И однажды он познакомился с Анной Горенко – будущей поэтессой А. Ахматовой. Произошло это вот как. Николай Гумилев с братом Дмитрием покупали рождественские подарки и столкнулись с общей знакомой Верой Тюльпановой, которая была с подругой. Дмитрий Гумилев стал говорить с Верой, а Николай остался с хрупкой девушкой. Вера их познакомила:
– Моя подруга, Анна Горенко, учится в нашей гимназии. Мы живем с ней в одном доме. Да, Аня, я забыла тебе сказать: Митя у нас капитан, а Коля пишет стихи. Она не сказала, что сама пишет стихи, а только попросила:
– А не могли бы Вы прочесть что-нибудь из ваших.
– Вам нравятся стихи? – спросил Гумилев. – Или Вы из любопытства?
– Нравятся, но не всякие, а только хорошие.
– Ну, тогда я Вам буду читать только хорошие стихи, свои:
Как конквиста́дор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду…
Закончив читать, Гумилев глубоко вздохнул и спросил:
– Ну, что, хорошие?
Аня кивнула головой и добавила:
– Хорошие. Только немного непонятные…
Мимолетной встречи не получилось. Аня Горенко, Ахматова, запала в душу. Он и познакомился с ее братом Андреем, чтобы чаще ее видеть. Вот он мчится с огромным букетом к ней на именины.
– Коля! Ну что вы! Зачем? Видите, сколько букетов! Ваш – девятый…
Гумилев вышел, вернулся через час – в руках почти такой же букет. Такого у вас нет. Это цветы императорские. Оказывается, он залез в цветник императрицы и нарвал там цветов.
Подруги говорили, что он не произвел на Анну особого впечатления. Вероятно, таким девушкам нравятся разочарованные молодые люди, старше 25, познавшие уже много запретных плодов… А Гумилев был высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Он считал себя некрасивым и действительно был тогда некрасив – неуклюж и худ. И губы очень бледные. Николай по вечерам запирал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, твердо веря, что силой воли сможет переделать свою внешность.
Получив аттестат, Гумилев уезжает в Париж. За искусством, за любимыми “поэтами-парнасцами”, за французской поэзией. Здесь он ходит на лекции по литературоведению в Сорбонну, посещает выставки, часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам…
Во Франции Гумилев становится издателем литературного журнала «Сириус», но лавры предпринимателя ему явно не грозили. Печатное издание не пользовалось популярностью, хотя в одном из его номеров (а их было всего три) были опубликованы стихи Анны Ахматовой. Это был дебют прославленной поэтессы.
Из Франции он привез сборник “Романтических стихов”, где уже был знаменитый “Жираф” на озере Чад…
Между Парижем и Царским Селом появилась еще одна остановка – Киев, где Аня Горенко гостила у родственников. Гумилев настойчиво делал предложения и… получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся… Казалось, сама судьба хранила его.
В Париж Гумилев уехал мрачным и подавленным.
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя.
Снилось мне – ты любишь другого,
И что он обидел тебя…
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей…
Переписка с Валерием Брюсовым и рекомендации этого маститого писателя позволили Гумилеву войти в литературный круг, где царила Зинаида Гиппиус. Он познакомился с Мережковским, Белым и поначалу не произвел на них никакого впечатления. Мэтрам не нравилось творчество Гумилева, но совсем скоро они изменили свое отношение к его стихам. Причиной стало стихотворение «Андрогин», которое дало возможность увидеть литературный потенциал Гумилева. После этого признанные деятели искусства стали считать Николая своим собратом по перу.
В 1908 году в Париже Гумилев выпустил свой второй поэтический сборник «Романтические цветы», а затем вернулся в Россию. К этому моменту он уже был известен в литературных кругах: на «Романтические цветы», как и на «Путь конквистадоров», написал рецензию Валерий Брюсов.
«Стихи Н. Гумилева теперь красивы, изящны и большей частью интересны по форме; теперь он резко и определенно вычерчивает свои образы и с большой продуманностью и изысканностью выбирает эпитеты. <…> Конечно, несмотря на отдельные удачные пьесы, и «Романтические цветы» – только ученическая книга. Но хочется верить, что Н. Гумилев принадлежит к числу писателей, развивающихся медленно, и по тому самому встающих высоко. Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые». Валерий Брюсов о сборнике Николая Гумилева «Романтические цветы»
Николай остро нуждается в свежих впечатлениях, которые он решил черпать из путешествий по миру.
После двухлетнего пребывания в Париже он отправляется в Египет. В первые дни пребывания в этой стране он ведет себя как заурядный турист. Поэт купается в Ниле, изучает культуру местных племен, осматривает достопримечательности. Через некоторое время у него закончились деньги, но это нисколько не испугало отважного путешественника. Он оказался настоящим стоиком, жил впроголодь, ночевал на улице и испытывал небывалое вдохновение, которое позволило ему стать автором целого ряда произведений. Вернувшись в Россию, поэт изложил свои впечатления о Египте в стихотворениях и рассказах «Носорог», «Ягуар», «Жираф», «Гиена», «Леопард», «Крыса», «Корабль».
Затем – Италия, древние, гордые города-государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, наконец, легендарный Рим…
Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка, страна грез и приключений! Чтобы скрыть поездку, заранее написал несколько писем, оставил их друзьям, и они отправляли их из Парижа каждые 10 дней. В Африке ловил акул, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.
За два года до своего путешествия Гумилев написал цикл стихотворений под названием «Капитаны». Это четыре произведения объединены общей идеей путешествий.
Гумилева всегда интересовал Русский Север, в 1904 году он посетил Беломорск. Здесь поэт совершил настоящее открытие. В лощине устья реки Индель поэт обратил внимание на иероглифы, высеченные на каменистом склоне. Гумилев полагал, что ему удалось отыскать знаменитую Каменную книгу, на страницах которой размещены первоначальные сведения о мире.
Иероглифы были переведены на русский язык, они означали, что на Немецком острове правитель Фэб похоронил сына и дочь, на Русском острове нашла место упокоения супруга правителя. Гумилев обратился к Николаю II, который помог ему организовать экспедицию на Кузовской архипелаг. Там поэт отыскал и вскрыл древнюю гробницу, где обнаружил «Гиперборейский» гребень.
Есть сведения, что самодержец подарил драгоценную находку особе, к которой он всегда был неравнодушен. Речь идет о балерине Матильде Кшесинской. У некоторых ученых сложилось мнение, что гребень до настоящей поры хранится в тайниках знаменитого особняка балерины, расположенного в северной столице.
Через некоторое время литератор познакомился с удивительным человеком, одержимым фанатиком, исследователем Черного континента. Это был этнолог, академик Василий Радлов, который после долгих уговоров включил поэта в состав Абиссинской экспедиции. Гумилев отправился в дальнее путешествие в качестве помощника Радлова.
В начале 1910 года Николай возвращается из экспедиции в Царское Село. Этот приезд был вынужденным, вызванным опасным заболеванием. На родине от депрессивного состояния и декадентских стихотворений не осталось никакого следа. Николай быстро завершает работу над сборником стихов «Жемчуга», вновь отправляется на Черный континент. Через год он возвращается домой в санитарной повозке, поскольку страдает от приступов тропической лихорадки.
Свое вынужденное затворничество поэт использует для работы, переносит свои впечатления на бумагу. Через некоторое время поклонники его творчества смогли познакомиться с «Абиссинскими песнями», вошедшими в сборник «Чужое небо». Поездка на Сомали тоже была продуктивной, после нее Гумилев создал африканскую поэму «Мик». Осенью 1911 года совместно с поэтом Сергеем Городецким Гумилев создал новое художественное объединение – «Цех поэтов». В его состав вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и другие. В этом объединении сформировалось новое литературное направление – акмеизм. Впервые этот термин употребил Гумилев в сентябрьском номере журнала «Аполлон» за 1912 год. Новое течение противопоставляли символизму. По мнению акмеистов, литературные произведения должны были быть понятными, а слог – точным. Этим принципам следовал Гумилев в сборнике «Чужое небо». В него вошли фрагменты поэмы «Открытие Америки» и перевод стихотворения Теофиля Готье
«Искусство», которое стало своеобразным образцом для акмеизма:
Созданье тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней –
Стих, мрамор иль металл.
В конце 1912 года акмеисты создали собственное издательство — «Гиперборей» и начали выпускать одноименный журнал, а в январе 1913 года вышел номер «Аполлона» со статьями «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизм» Николая Гумилева. Они стали манифестами нового литературного течения.
«Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма. Это не значит, чтобы он отвергал для себя право изображать душу в те моменты, когда она дрожит, приближаясь к иному; но тогда она должна только содрогаться». Николай Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм», 1913
25 апреля 1910 года исполнилась заветная мечта – свадьба с Анной Андреевной Горенко. Венчаться решили не в Петербурге, а в Черниговской губернии, в церкви села Никольская Слободка. Медовый месяц молодожены провели в Париже. Посещали музеи, выставки, театры, встречались с поэтами и художниками.
В середине 1920-х годов Ахматова вспоминала об этой поездке с большой теплотой. В одной из бесед она признавалась, что «была приятно удивлена, когда после замужества увидела действительный облик Николая Степановича – его необычайную простоту, его «детскость», его любовь к самым непринужденным играм». Вернувшись в Россию, летом молодые живут в Царском Селе. В 1912 году в семье литераторов появился маленький сынишка, которой назвали Львом.
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал, забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится.
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, – и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному
С тобой по-мудреному
Возиться с тобой мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую Гору.
Анна Андреевна долго не показывала мужу свои стихи, но некоторые были опубликованы в “Аполлоне” еще во время его африканского путешествия… Вместо жены появился поэт. Поначалу Гумилев считал Ахматову “лучшей своей ученицей”, но уже после выхода ее сборника “Вечер” и затем знаменитых “Четок” их отношения стали соперничеством.
…Гумилев:
Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернешься покорной…
… Ахматова:
Тебе покорной! Ты сошел с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
…Гумилев:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
…Ахматова:
Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьется в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье…
Но счастья им не было, почему? Ведь их связывал любимый сын Лев. Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельство людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.
«Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков… Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечно ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной».
Почти весь 1913 год Гумилев путешествовал. Как посланник Академии наук он отправился в Африку – собирать информацию о местных жителях. Маршрут поэта пролегал через Турцию, Египет и Джибути. В пути он вел дневник, в котором описывал уклад жизни обитателей этих земель и местную природу.
Пришло время, когда Гумилев стал считать свое образование недостаточным. Он поступает учиться на историко-филологический факультет Петербургского университета. Литератора интересует старофранцузская поэзия, и он с увлечением занимается ее изучением. Но с началом Первой мировой войны все планы писателя были разрушены.
1914 год стал его годом – началась Первая мировая война. Гумилев принимал войну как мальчишка, готовый вооружиться деревянным мечом и сражаться.
«Войну он принял с простотою совершенной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание», — писал о нем сотрудник журнала «Аполлон» Андрей Левинсон.
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
…
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей…
24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры.
Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста».
28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.
На фронте он был храбр до отчаяния, иногда бравировал. Так, однажды позиции русских войск были обстреляны пулеметом, два приятеля спрыгнули в окоп, а Гумилев нарочно остался на открытом месте и стал прикуривать папиросу… Впрочем, вряд ли он получил бы только за браваду 2 Георгиевских креста.
Анна Ахматова не разделяла патриотических настроений мужа. Война усугубила разлад в отношениях супругов. Гумилев интересовался боевыми действиями куда больше, чем жизнью семьи.
И все же к 1916 году наступает переосмысление войны – быстрой победы не получилось, война сеяла разочарование и апатию, возросло дезертирство – и удрученный Гумилев ждал любой возможности вернуться в Петербург. Война оставляла за собой руины. Но и без нее Гумилев возвращался на развалины – своей семьи.
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти,
Когда-то проиграл безумный Наль,
Взлетели кости, звонкие, как сталь,
Упали кости — и была печаль.
Сказала ты, задумчиво и строго:
…Ахматова:
«Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может, самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя».
…Гумилев:
Луна восходит на ночное небо
И, светлая, покоится влюбленно.
По озеру вечерний ветер бродит,
Целуя осчастливленную воду.
О, как божественно соединенье
Извечно созданного друг для друга!
Но люди, созданные друг для друга,
Соединяются, увы, так редко.
Новый 1917 год встретил в окопах, в снегу. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола.
Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии.
В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер.
Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой, в Россию. Царское Село переименовано в Детское Село, дом Гумилёвых реквизирован. Анна Ивановна, мать Гумилёва, с сыном Лёвушкой живут в Бежецке. Анна Ахматова попросила развод…
Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных, тонких рук.
И сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и мучил каждый звук,
И ты ушла, в простом и темном платье
Похожая на древнее распятье.
Несмотря на разрыв с Ахматовой, отношения между ними сохранились дружеские, они даже вдвоем ездили в Бежецк к сыну Леве. Вместе выступали в Бежецке со стихами.
История любви. Анна Ахматова и Николай Гумилёв https://www.youtube.com/watch?v=lc7UuwRKv24
Через некоторое время после развода с Ахматовой Гумилев вступает в брак с Анной Николаевной Энгельгардт, знакомство с которой состоялось еще до его отъезда в Париж в 1917 году. Фамилия знаменитая. Да и девушка она была славная. Многие пишут, что не подходила она по уму блистательному Гумилёву. Но дал ли покой брак с равной ему Ахматовой?
Анна окончила частную гимназию. Во время войны она окончила курсы медсестер. Работала в военном госпитале. Это ли не гражданское мужество!
Гумилёв со своей Асенькой, как он её называл, и сыном Лёвой от брака с Ахматовой, стал жить на Преображенской улице № 5. 14 апреля 1919 года у молодой четы родилась девочка, которую назвали Еленой. Гумилёв был очень рад (всем говорил, что его «мечта» была иметь девочку), и когда девочка родилась доктор, взяв младенца на руки, передал его отцу со словами: «Вот ваша мечта».
Вскоре он отправляет в Бежецк жену и дочь, убедившись, что там с продуктами несколько лучше, чем в голодном Петрограде. И сын его находится там.
Анна Вторая…так её называли за глаза
И женщину люблю… Когда глаза
Ее потупленные я целую,
Я пьяно, будто близится гроза,
Иль будто пью я воду ключевую.
Ей Гумилев посвятил свою последнюю книгу «Огненный столп».
Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. Гумилев был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя. Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это — лучшая защита. Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилев вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество.
В те годы Гумилев много работал – книги выходили с трудом, гонорары падали, приходилось вести кружки, семинары, читать лекции. Осенью 1918 года Максим Горький организовал издательство «Всемирная литература». В редколлегию он пригласил видных деятелей литературы тех лет: Александра Блока, Михаила
Лозинского и Николая Гумилева. В издательстве Гумилев заведовал французским отделом, редактировал переводы других поэтов. Он все так же интересовался восточной литературой.
В начале 1919 года Гумилев опубликовал перевод вавилонского эпоса «Гильгамеш». В это же время его пригласили преподавать мастерство перевода в недавно учрежденный Институт живого слова. В 1919 году вышел новый сборник Гумилева – «Костер», его переводы Шарля Бодлера, Сэмюэля Кольриджа, Роберта Саути и других известных европейских поэтов, переиздания книг «Романтические цветы» и «Жемчуга». Гумилев попытался воссоздать «Цех поэтов». Новое литературное общество просуществовало два года и выпустило два альманаха стихов. Помимо «Шатра» в 1921 году поэт выпустил сборник «Огненный столп», который стал вершиной его поэтического творчества.
Критики отметили рост его поэтического таланта.
«Огненный столп» – красноречивое доказательство того, как много уже было достигнуто поэтом и какие широкие возможности перед ним открывались», – писал поэт Георгий Иванов.
Гумилев также возглавил литературную студию «Звучащая раковина», где читал лекции начинающим поэтам.
Последние годы Гумилев продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели.
Жизнь Н. С. Гумилёва трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в «Таганцевском заговоре». Лишь 70 лет спустя было установлено, что преступление поэта заключалось лишь в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Никаких других обвинительных материалов нет.
Говорят, что при аресте Гумилёв взял с собой в тюрьму только Евангелие и «Иллиаду» Гомера, которую, правда, тут же отобрали. На допросах держался достойно, никого не оговорив из друзей и близких. В камере продолжал писать стихи и играть в шахматы.
Приговор ЧК – высшая мера наказания – расстрел. «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилёв». Эта надпись на стене общей камеры № 7 в ДПЗ на Шпалерной сделана поэтом накануне казни…
Он и погиб как рыцарь! На расстреле спокойно докурил папиросу и улыбнулся, чем удивил даже чекистов из особого отдела. Чекисты были поражены:
«Да этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, смешно. Но, знаете, шикарно умер. Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление».
Гумилёв и ещё 56 осуждённых были расстреляны в ночь на 26 августа. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
Николай Чуковский писал:
«Когда государство сталкивается с поэтом, мне так жалко бедное государство. Что государство может сделать с поэтом? Самое большое? Убить! Но стихи убить нельзя, они бессмертны – и бедное государство всякий раз терпит поражение…»
Гумилев. Жизненный и творческий путь. Лектор: Елена Пастернак https://www.youtube.com/watch?v=WBLvYQW1iew
История – вопреки всем событиям и обстоятельствам – предпочла сохранить бессмертное свидетельство высоты духа и мужества – последнее стихотворение Гумилёва, написанное в дни следствия:
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймят клеймом позорным,
Знаю – сгустком крови черной
За свободу я плачу.
За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой,
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой. (Август 1921)
Имя Николая Степановича Гумилева давно вошло в сокровищницу мировой литературы наравне с именами других поэтов Серебряного века. Но и по сей день его называют «непрочитанным» и самым экзотическим, редким поэтом. Поэт только недавно вернулся к своим читателям после десятилетий забвенья.
В 2011 году Почта России выпустила конверт, на котором изображены книги Н. Гумилёва и марка с портретом поэта.
Каждый год в Калининградской области, в Краснознаменске, проводят вечера «Гумилёвская осень», на которые съезжаются поэты и известные люди со всей России.
Астроном Крымской обсерватории Людмила Карачкина в 1987 году открыла астероид, ему дали название «Гумилёв».
Интересные факты
- В 1906 году Гумилев закончил гимназию. В его табели была всего одна пятерка – по логике. На выпускных экзаменах Гумилев получил еще одну оценку «отлично» – по словесности. На вопрос преподавателя «Чем замечательна поэзия Пушкина?» он ответил одним словом: «Кристальностью».
- В 1907 году Гумилев из-за легкого косоглазия не смог пройти медицинскую комиссию, поэтому его не приняли на воинскую службу. Однако в 1914 году, перед отправкой на фронт, его признали годным. Оказалось, что на первой проверке поэт стрелял, уперев приклад винтовки в правое плечо, и часто промахивался. Во время второй комиссии он стрелял с левого плеча, но никто не обратил на это внимания.
- 22 ноября 1909 года на Черной речке Николай Гумилев стрелялся с поэтом Максимилианом Волошиным. Причиной конфликта стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Гумилев познакомил ее с Волошиным, а тот помог Дмитриевой создать литературную маску-мистификацию – таинственную испанку Черубину де Габриак. Ее стихи печатали в журнале «Аполлон». Гумилев был очарован таинственной испанкой, однако вскоре узнал, что за псевдонимом скрывается его знакомая. Литературная мистификация возмутила поэта. Он поссорился с Волошиным и вызвал его на дуэль. Гумилев настоял на самых жестких условиях – стреляться с пяти шагов и до смерти. Поэты не пострадали – Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Дуэлянтов судили, обязали выплатить небольшой штраф в десять рублей и приговорили к домашнему аресту: Гумилева – на десять дней, а Волошина – на один.
- Во время поездки в Африку в 1913 году Гумилев побывал в эфиопском городе Шейх-Гуссейн. Там его привели в гробницу святого Шейх-Гуссейна, в честь которого и назвали город. По преданию, из пещеры, в которой был похоронен святой, не мог выбраться ни один грешник. Гумилев так вспоминал свой визит в гробницу Шейх-Гуссейна:
«Надо было раздеться и пролезть между камней в очень узкий проход. Если кто застревал – он умирал в страшных мучениях: никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды… А я вернулся. Тогда еще с усмешкой подумал: «Значит, не грешник. Значит, святой».
Проект «Живая поэзия». Николай Гумилёв. «Дождь». Читает Константин Хабенский. https://www.youtube.com/watch?v=tzzZxuqPxpc
Сергей Маховиков читает стихи Николая Гумилева https://www.youtube.com/watch?v=cNMrSbe-DNA
Капитаны (на стихи Николая Гумилёва). Музыка, исполнение – Деметриус. https://www.youtube.com/watch?v=0lLyA6JhAsU
Николай Носков «Романс» https://www.youtube.com/watch?v=bxb58OewYDk
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
Статьи из интернета, посвященные биографии и творчеству Н. Гумилева:
Биография Николая Гумилёва https://stories-of-success.ru/poet/nikolaya-gumileva
Интересные факты из жизни Николая Гумилева https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/04/blog-post_95.html?
Николай Гумилев https://www.culture.ru/persons/9803/nikolai-gumilev
Николай Гумилев https://24smi.org/celebrity/4370-nikolai-gumilev.html
Николай Степанович Гумилев https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-gumilev
Из «Копилки цитат» Николая Гумилева
Мы приглашаем вас принять участие в литературной викторине «Капитан Серебряного века». Для того, чтобы ответить на ее вопросы, нужно перейти в наше сообщество Вконтакте: https://vk.com/pravoinf Желаем удачи!
Дорогие друзья!
Вот и подошло к своему завершению наше мероприятие..
Закончить наш разговор о замечательном поэте Серебряного века Николае Степановиче Гумилеве хочется словами русского писателя Александра Ивановича Куприна:
«Гумилев писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, дальних морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмешает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, – он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте. Когда читаешь его стихи, то думаешь, что они писались с блестящими глазами, с холодом в волосах и с гордой и нежной улыбкой на устах».
Читатель, который знает и любит стихи Гумилёва, уже и не вспоминает ни о каких литературных течениях начала XX века и литературных спорах, он, может быть, уже и забыл, что такое акмеизм, который проповедовал Гумилёв, — он просто любит лучшие стихи поэта, он живет, дышит этими стихами, это его золотой запас души.
Еще не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный…
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета