
Андрей Байков был настолько масштабной личностью, что Ростов середины XIX века оказался для него маловат. Как бы сказочно это ни звучало, ему просто пришлось сделать город соразмерным себе. И у него получилось: за годы правления Байкова (с 1862-го по 1869-й и с 1884-го по 1889-й) население Ростова-на-Дону выросло более чем в пять раз.
История Ростова-на-Дону хранит память о многих замечательных людях. Но, пожалуй, даже среди них трудно отыскать человека, о котором высказано столько противоречивых мнений и который так энергично воплотил на деле многие идеи и мечты своего времени. Это – Андрей Матвеевич Байков.
«Где бы я ни был, я всегда буду считать Ростов родным и не изменю его знамени» – написал ростовчанам Андрей Байков.
За годы позднего правления Байкова в Ростове создана женская школа, санитарная служба, покончившая с холерой, по Садовой пошел первый общественный транспорт для всех — трамвай-конка. В 1886-м проведен телефон. Начата канализация всего города и всеобщее замощение улиц. Там, где была свалка, теперь обновленный Городской сад (нынешний парк Горького): цветники, пальмы, фонтаны, озерцо с лебедями. Столичный журнал «Современник» сравнивает Ростов с Чикаго и Ливерпулем.
В историю донской столицы он вошёл как человек, при котором Ростов из уездного захолустья превратился в «русский Чикаго».
В 1887-м, когда Дума будет инициировать строительство Волго-Донского канала, Байков умудрится привлечь к проекту Гюстава Эйфеля — несмотря на то, что французский инженер уже был занят возведением той самой башни в Париже. И хотя проект канала был отложен, знаменитый Эйфель оставил в Ростове свой след: уже в начале XX века он разработал механизм подъема разводного «Американского моста» через Дон. Пролет весом 729 тонн взлетал на высоту 40 метров за 75 секунд. Чудо, да и только. Построенный заново после Великой Отечественной войны мост хоть и имеет уже другие размеры, полностью повторяет конструкцию моста старого.
Но благодарности от современников легендарный градоначальник при жизни так и не снискал. Одни считали его идеалистом, другие – дельцом, не гнушавшимся для своих целей выбором средств. Конечно, он был сыном своего времени, ярко выразившим его достоинства и недостатки.
Городской голова Андрей Матвеевич Байков оставил особый след в жизни нашего города. Благодаря Байкову Ростов-на-Дону стал центром культуры и образования всего Юга России. На него всегда было обращено внимание российского правительства.
«Самым патриотичным из всех ростовцев», как отзывались о Байкове при жизни, стал человек, по рождению никакого отношения к Ростову не имевший.
Байков, происходивший из дворян Санкт-Петербургской губернии, родился 17 (29) сентября 1831 г. в Харькове в семье профессора местного университета.
15 мая 1850 года Байков, Высочайшим приказом по гражданскому ведомству, был определён на службу в Департамент Министерства Юстиции. Служил хорошо, считался перспективным чиновником. Свои способности он выказал и позднее, при Министерстве Уделов, где слыл, как значится в аттестате, – «способнейшим» и «достойнейшим».
В годы Крымской войны 1853-1856 годов, призванный на военную службу, штабс-капитан Байков, во время высадки английского десанта командовал русским отрядом и был серьёзно ранен. Его воинские заслуги были отмечены наградами, – за отлично усердную и ревностную службу в ополчении жалуется – кавалером ордена св. Анны 3 степени. Получив благодарность императора за храбрость, молодой офицер отбыл для лечения в южные пределы Отечества. Так, случайно, судьба свела Андрея Матвеевича с Ростовом-на-Дону, вначале на четыре недели лечения, а потом и на всю оставшуюся жизнь.
Интересно, что в тот первый приезд, Байков свёл полезное деловое знакомство с ростовским мещанином Павлом Чеховым, будущим отцом великого русского писателя. Хозяйственный талант питерского дворянина проявился на донской земле бурно и сразу. За короткий срок он успел в содружестве с Чеховым, известным писателем Кукольником, жившим в Таганроге, и таганрогским купцом Алфераки. Они создали компанию по снабжению продуктами питания армии в Крымскую войну. Байков после окончания войны, подав в отставку и вновь направился в Ростов вести дела.
Поставленному природою в самое выгодное положение, Ростову нужен был человек, который, соединяя светлый ум с несокрушимою волею, пробудил бы его от цепенеющего сна и двинул вперед город на ту дорогу, в конце которой… порядок, благоустройство и довольство. В лице Андрея Матвеевича Байкова Ростов встречает этого человека.
Там, где все видели только провинциальную глушь и уныние, талантливый и, несмотря на молодость, прозорливый предприниматель разглядел невозделанное, чистое и свободное поле для созидательной деятельности, простор для реализации своего таланта юриста, коммерсанта и общественного деятеля. Мечтой этого великого человека стало не богатство, хотя если бы Байков направил свой экономический гений только в сторону получения личных благ, то за короткий срок стал бы одним из богатейших людей России. Нет, он хотел построить город. Вот такая незаурядная цель согревала его душу. И Андрей Матвеевич достиг желанной вершины, посвятив городу жизнь и оставив ему своё сердце.
Ростов достался Байкову в таком состоянии, что далеко не каждый согласился бы его возглавить. В середине XIX века нынешняя донская столица считалась грязным, запущенным городом, без уличного освещения и мостовых, пристанищем биндюжников в отличие от соседнего портового Таганрога, в котором и предпочитали вести дела промышленники и богатые купцы. Сказать, что в Ростове не было порядка, – значит, не сказать ничего.
Грязный, без мостовых и даже уличных фонарей, с полуразрушенными общественными зданиями и примитивными частными постройками — вот таким видели Ростов-на-Дону его современники в середине 19-го века.
Доходило до того, что, как писал историк Ильин, даже на собрания думы граждане являлись «под сильным влиянием Бахуса, отчего заседания принимали чрезмерно весёлый и даже буйный характер».
В городской казне не было денег. Система налогообложения и сборов была катастрофически далека от совершенства и контролировалась неумело.
Однако Байков обосновывается в Ростове и создаёт здесь собственную экспортную животноводческую компанию «Сельский хозяин». Всего за один год, организовав чёткое взаимодействие поставщиков и переработчиков, наладив транспортное сообщение с потребителями по дешёвым водным речным и морским путям, приобретя, благодаря этому, выгодные контракты, новоиспечённый донской предприниматель получает статус купца второй гильдии, шокирует достигнутыми результатами сознание конкурентов, добивается их благосклонности и становится председателем местного коммерческого совета.
В те далёкие времена Городского голову не назначал губернатор, а выбирал народ, через думских представителей, путём голосования.
15 октября 1862 года Андрей Матвеевич Бойков избирается, а 21 октября утверждается Городским головой. Новому, выбранному ростовским обществом, градоначальнику к этому времени исполняется всего 31 год.
Ещё до сентябрьских выборов 1862 года, горожане прекрасно знали Байкова. Он с начала 1861-го жил в Ростове и, помимо развития собственного дела, содействовал расширению прав таможенной заставы, увеличению почтовой конторы, а главное – учреждению Конторы Государственного банка.
Головою города Байков состоял два срока подряд, с 15 октября 1862 года по 17 октября 1869-го.
Откуда взять деньги? Байков с самого начала рассудил просто: пополнить казну должны налоги. А раз так, нужно поддерживать купечество. Вскоре к услугам негоциантов распахнули двери биржа и кредитное общество. В короткий срок в городе появились писчебумажная и макаронная мануфактуры, открыли пивзавод братья Чурилины, Россия задымила папиросами фабрики Асмолова.
Налогообложение всегда было государственной привилегией, и никакой градоначальник не имел права облагать своих подчинённых собственными налогами. Однако, городские земли, где располагались промышленные, торговые, хозяйственные строения, частные складские и прочие территории, являлись собственностью муниципалитета.
До прихода Байкова к руководству городом, эти участки захватывались самовольно и использовались бесплатно. Теперь же была введена строгая арендная плата за каждую квадратную сажень земли. Земля продавалась насовсем, или выдавалась владельцу в арендное пользование на определённый срок, утверждённый городской Думой, с условиями выгодными гражданскому сообществу. Цены на земли различались и зависели от множества факторов. Правила землепользования утверждались на Думских советах голосами выборных депутатов, их так и называли – «гласные Городской думы».
Так же была введена система общественных комитетов и советов. Эти организации, защищая интересы предпринимателей, могли вводить для последних определённые пошлины, осуществляя сбор средств на обслуживание и развитие их деловой отрасли.
Новый градоначальник не только реанимировал, упорядочил и стал строго контролировать аренду городских земель. Он установил новые правила городского общежития и ввёл строгую систему штрафов за их несоблюдение. Городские улицы стали застраиваться по утверждённому архитектурному плану. Взялся он и за горожан: заставил домовладельцев мостить каменные тротуары у парадного входа, а тех, кто выбрасывал мусор в неположенном месте, нещадно штрафовал. Благодаря этому нововведению появилась улица Пушкинская – бывшая Генеральская балка, которую до этого использовали как стихийную свалку.
Что касается финансовой стороны развития, то Байкову удалось открыть в Ростове контору Государственного банка, что привело в город богатых купцов и промышленников. Пользуясь кредитами и другими банковскими услугами, деловые люди развивали свои производства, осваивали новые площади, создавали рабочие места. Они так же выступали и как благотворители, жертвуя на городские нужды крупные деньги, имея взамен немалые преференции от муниципального руководства, одновременно получая искреннее уважение своих сограждан, которое в ту пору стоило гораздо дороже, чем в нынешнюю.
С каждым годом Ростов всё больше приобретал черты настоящего города.
В 1864-м темноту ростовских улиц разогнали керосиновые фонари, отчего сразу же появилась мода вечерами фланировать по мощёным бульварам.
Прошло ещё полгода, и имя Байкова помянули в молитвах все ростовчанки: больше не надо таскать на плечах тяжеленное коромысло с вёдрами – после того, как появилось паровое водоснабжение (100 тысяч вёдер в сутки), на перекрёстках выросли первые колонки.
В 1863 году А.М. Байков поднял вопрос строительства моста. Городская Дума решила, что лучше на дно оврага уложить коллектор. Его сделали длиной 20 саженей (это 43 метра) и в две сажени диаметром (4,5 метра). Вот с тех пор и любуемся мы широким проспектом, ныне носящим имя Буденновский. Спасибо Думе и Андрею Матвеевичу Байкову! Сегодня коллектор под проспектом Буденновским, пролегающий на глубине четырех-пяти метров, продолжает служить городу.
Улучшению санитарного состояния способствовало мощение улиц. Взамен грунтового шоссе, соединившего в 1867 г. Ростов и Нахичевань (Загородная улица, с 1880-х и до настоящего времени – Большая Садовая улица – центральная улица города), решено было проложить мостовую.
Улучшение состояния городских улиц позволило перейти к решению транспортной проблемы. По новой мостовой в 1884 г. на Садовой пустили чудо техники — омнибус на конной тяге. Еще через год омнибусы сменил более совершенный вид городского транспорта – конно-железная дорога – «конка».
За пару десятилетий из сельского поселения Ростов-на-Дону превратился в город, не уступающий по продвинутости Москве и даже Санкт-Петербургу.
Численность населения будущей южной столицы росла, сюда хлынули мигранты со всего Юга России.
И наконец-то Ростов и Нахичевань соединила дорога, разговоры о строительстве которой шли в течение пятнадцати лет. Так на юг потянулись состоятельные люди со всей страны, к услугам которых заработали первые на Дону биржа и кредитное общество.
Байков организовал русско-французскую кампанию с целью сооружения Волго-Донского канала. Кстати, в числе участников был легендарный инженер Постав Эйфель, строитель знаменитой башни.
Вот почему «Современник» (декабрь 1863 г.) писал: «главную достопримечательность Ростова представляет собою, без сомнения, одно из влиятельных тамошних лиц, А. М. Байков. О