Исторический портрет «Андрей Байков —преобразователь Ростова»

Андрей Байков был настолько масштабной личностью, что Ростов середины XIX века оказался для него маловат. Как бы сказочно это ни звучало, ему просто пришлось сделать город соразмерным себе. И у него получилось: за годы правления Байкова (с 1862-го по 1869-й и с 1884-го по 1889-й) население Ростова-на-Дону выросло более чем в пять раз.

История Ростова-на-Дону хранит память о многих замечательных людях. Но, пожалуй, даже среди них трудно отыскать человека, о котором высказано столько противоречивых мнений и который так энергично воплотил на деле многие идеи и мечты своего времени. Это – Андрей Матвеевич Байков.

«Где бы я ни был, я всегда буду считать Ростов родным и не изменю его знамени» – написал ростовчанам Андрей Байков.

За годы позднего правления Байкова в Ростове создана женская школа, санитарная служба, покончившая с холерой, по Садовой пошел первый общественный транспорт для всех — трамвай-конка. В 1886-м проведен телефон. Начата канализация всего города и всеобщее замощение улиц. Там, где была свалка, теперь обновленный Городской сад (нынешний парк Горького): цветники, пальмы, фонтаны, озерцо с лебедями. Столичный журнал «Современник» сравнивает Ростов с Чикаго и Ливерпулем.

В историю донской столицы он вошёл как человек, при котором Ростов из уездного захолустья превратился в «русский Чикаго».

В 1887-м, когда Дума будет инициировать строительство Волго-Донского канала, Байков умудрится привлечь к проекту Гюстава Эйфеля — несмотря на то, что французский инженер уже был занят возведением той самой башни в Париже. И хотя проект канала был отложен, знаменитый Эйфель оставил в Ростове свой след: уже в начале XX века он разработал механизм подъема разводного «Американского моста» через Дон. Пролет весом 729 тонн взлетал на высоту 40 метров за 75 секунд. Чудо, да и только. Построенный заново после Великой Отечественной войны мост хоть и имеет уже другие размеры, полностью повторяет конструкцию моста старого.

Но благодарности от современников легендарный градоначальник при жизни так и не снискал. Одни считали его идеалистом, другие – дельцом, не гнушавшимся для своих целей выбором средств. Конечно, он был сыном своего времени, ярко выразившим его достоинства и недостатки.

Городской голова Андрей Матвеевич Байков оставил особый след в жизни нашего города. Благодаря Байкову Ростов-на-Дону стал центром культуры и образования всего Юга России. На него всегда было обращено внимание российского правительства.

«Самым патриотичным из всех ростовцев», как отзывались о Байкове при жизни, стал человек, по рождению никакого отношения к Ростову не имевший.

Байков, происходивший из дворян Санкт-Петербургской губернии, родился   17 (29) сентября 1831 г. в Харькове в семье профессора местного университета.

15 мая 1850 года Байков, Высочайшим приказом по гражданскому ведомству, был определён на службу в Департамент Министерства Юстиции. Служил хорошо, считался перспективным чиновником. Свои способности он выказал и позднее, при Министерстве Уделов, где слыл, как значится в аттестате, – «способнейшим» и «достойнейшим».

В годы Крымской войны 1853-1856 годов, призванный на военную службу, штабс-капитан Байков, во время высадки английского десанта командовал русским отрядом и был серьёзно ранен. Его воинские заслуги были отмечены наградами, – за отлично усердную и ревностную службу в ополчении жалуется – кавалером ордена св. Анны 3 степени. Получив благодарность императора за храбрость, молодой офицер отбыл для лечения в южные пределы Отечества. Так, случайно, судьба свела Андрея Матвеевича с Ростовом-на-Дону, вначале на четыре недели лечения, а потом и на всю оставшуюся жизнь.

Интересно, что в тот первый приезд, Байков свёл полезное деловое знакомство с ростовским мещанином Павлом Чеховым, будущим отцом великого русского писателя. Хозяйственный талант питерского дворянина проявился на донской земле бурно и сразу. За короткий срок он успел в содружестве с Чеховым, известным писателем Кукольником, жившим в Таганроге, и таганрогским купцом Алфераки. Они создали компанию по снабжению продуктами питания армии в Крымскую войну. Байков после окончания войны, подав в отставку и вновь направился в Ростов вести дела.

Поставленному природою в самое выгодное положение, Ростову нужен был человек, который, соединяя светлый ум с несокрушимою волею, пробудил бы его от цепенеющего сна и двинул вперед город на ту дорогу, в конце которой… порядок, благоустройство и довольство. В лице Андрея Матвеевича Байкова Ростов встречает этого человека.

Там, где все видели только провинциальную глушь и уныние, талантливый и, несмотря на молодость, прозорливый предприниматель разглядел невозделанное, чистое и свободное поле для созидательной деятельности, простор для реализации своего таланта юриста, коммерсанта и общественного деятеля. Мечтой этого великого человека стало не богатство, хотя если бы Байков направил свой экономический гений только в сторону получения личных благ, то за короткий срок стал бы одним из богатейших людей России. Нет, он хотел построить город. Вот такая незаурядная цель согревала его душу. И Андрей Матвеевич достиг желанной вершины, посвятив городу жизнь и оставив ему своё сердце.

Ростов достался Байкову в таком состоянии, что далеко не каждый согласился бы его возглавить. В середине XIX века нынешняя донская столица считалась грязным, запущенным городом, без уличного освещения и мостовых, пристанищем биндюжников в отличие от соседнего портового Таганрога, в котором и предпочитали вести дела промышленники и богатые купцы. Сказать, что в Ростове не было порядка, – значит, не сказать ничего.

Грязный, без мостовых и даже уличных фонарей, с полуразрушенными общественными зданиями и примитивными частными постройками — вот таким видели Ростов-на-Дону его современники в середине 19-го века.

Доходило до того, что, как писал историк Ильин, даже на собрания думы граждане являлись «под сильным влиянием Бахуса, отчего заседания принимали чрезмерно весёлый и даже буйный характер».

В городской казне не было денег. Система налогообложения и сборов была катастрофически далека от совершенства и контролировалась неумело.

Однако Байков обосновывается в Ростове и создаёт здесь собственную экспортную животноводческую компанию «Сельский хозяин». Всего за один год, организовав чёткое взаимодействие поставщиков и переработчиков, наладив транспортное сообщение с потребителями по дешёвым водным речным и морским путям, приобретя, благодаря этому, выгодные контракты, новоиспечённый донской предприниматель получает статус купца второй гильдии, шокирует достигнутыми результатами сознание конкурентов, добивается их благосклонности и становится председателем местного коммерческого совета.

В те далёкие времена Городского голову не назначал губернатор, а выбирал народ, через думских представителей, путём голосования.

15 октября 1862 года Андрей Матвеевич Бойков избирается, а 21 октября утверждается Городским головой. Новому, выбранному ростовским обществом, градоначальнику к этому времени исполняется всего 31 год.

Ещё до сентябрьских выборов 1862 года, горожане прекрасно знали Байкова. Он с начала 1861-го жил в Ростове и, помимо развития собственного дела, содействовал расширению прав таможенной заставы, увеличению почтовой конторы, а главное – учреждению Конторы Государственного банка.

Головою города Байков состоял два срока подряд, с 15 октября 1862 года по 17 октября 1869-го.

Откуда взять деньги? Байков с самого начала рассудил просто: пополнить казну должны налоги. А раз так, нужно поддерживать купечество. Вскоре к услугам негоциантов распахнули двери биржа и кредитное общество. В короткий срок в городе появились писчебумажная и макаронная мануфактуры, открыли пивзавод братья Чурилины, Россия задымила папиросами фабрики Асмолова.

Налогообложение всегда было государственной привилегией, и никакой градоначальник не имел права облагать своих подчинённых собственными налогами. Однако, городские земли, где располагались промышленные, торговые, хозяйственные строения, частные складские и прочие территории, являлись собственностью муниципалитета.

До прихода Байкова к руководству городом, эти участки захватывались самовольно и использовались бесплатно. Теперь же была введена строгая арендная плата за каждую квадратную сажень земли. Земля продавалась насовсем, или выдавалась владельцу в арендное пользование на определённый срок, утверждённый городской Думой, с условиями выгодными гражданскому сообществу. Цены на земли различались и зависели от множества факторов. Правила землепользования утверждались на Думских советах голосами выборных депутатов, их так и называли – «гласные Городской думы».

Так же была введена система общественных комитетов и советов. Эти организации, защищая интересы предпринимателей, могли вводить для последних определённые пошлины, осуществляя сбор средств на обслуживание и развитие их деловой отрасли.

Новый градоначальник не только реанимировал, упорядочил и стал строго контролировать аренду городских земель. Он установил новые правила городского общежития и ввёл строгую систему штрафов за их несоблюдение. Городские улицы стали застраиваться по утверждённому архитектурному плану. Взялся он и за горожан: заставил домовладельцев мостить каменные тротуары у парадного входа, а тех, кто выбрасывал мусор в неположенном месте, нещадно штрафовал. Благодаря этому нововведению появилась улица Пушкинская – бывшая Генеральская балка, которую до этого использовали как стихийную свалку.

Что касается финансовой стороны развития, то Байкову удалось открыть в Ростове контору Государственного банка, что привело в город богатых купцов и промышленников. Пользуясь кредитами и другими банковскими услугами, деловые люди развивали свои производства, осваивали новые площади, создавали рабочие места. Они так же выступали и как благотворители, жертвуя на городские нужды крупные деньги, имея взамен немалые преференции от муниципального руководства, одновременно получая искреннее уважение своих сограждан, которое в ту пору стоило гораздо дороже, чем в нынешнюю.

С каждым годом Ростов всё больше приобретал черты настоящего города.

В 1864-м темноту ростовских улиц разогнали керосиновые фонари, отчего сразу же появилась мода вечерами фланировать по мощёным бульварам.

Прошло ещё полгода, и имя Байкова помянули в молитвах все ростовчанки: больше не надо таскать на плечах тяжеленное коромысло с вёдрами – после того, как появилось паровое водоснабжение (100 тысяч вёдер в сутки), на перекрёстках выросли первые колонки.

В 1863 году  А.М. Байков поднял вопрос строительства моста. Городская Дума решила, что лучше на дно оврага уложить коллектор. Его сделали длиной 20 саженей (это 43 метра) и в две сажени диаметром (4,5 метра). Вот с тех пор и любуемся мы широким проспектом, ныне носящим имя Буденновский. Спасибо Думе и Андрею Матвеевичу Байкову! Сегодня коллектор под проспектом Буденновским, пролегающий на глубине четырех-пяти метров, продолжает служить городу.

Улучшению санитарного состояния способствовало мощение улиц. Взамен грунтового шоссе, соединившего в 1867 г. Ростов и Нахичевань (Загородная улица, с 1880-х и до настоящего времени – Большая Садовая улица – центральная улица города), решено было проложить мостовую.

Улучшение состояния городских улиц позволило перейти к решению транспортной проблемы. По новой мостовой в 1884 г. на Садовой пустили чудо техники — омнибус на конной тяге. Еще через год омнибусы сменил более совершенный вид городского транспорта – конно-железная дорога – «конка».

За пару десятилетий из сельского поселения Ростов-на-Дону превратился в город, не уступающий по продвинутости Москве и даже Санкт-Петербургу.

Численность населения будущей южной столицы росла, сюда хлынули мигранты со всего Юга России.

И наконец-то Ростов и Нахичевань соединила дорога, разговоры о строительстве которой шли в течение пятнадцати лет. Так на юг потянулись состоятельные люди со всей страны, к услугам которых заработали первые на Дону биржа и кредитное общество.

Байков организовал русско-французскую кампанию с целью сооружения Волго-Донского канала. Кстати, в числе участников был легендарный инженер Постав Эйфель, строитель знаменитой башни.

Вот почему «Современник» (декабрь 1863 г.) писал: «главную достопримечательность Ростова представляет собою, без сомнения, одно из влиятельных тамошних лиц, А. М. Байков. О