Экскурс в искусство «Жизнь в танце и танец в жизни» (к международному дню танца)

Уважаемые читатели!

29 апреля во всём мире празднуется Международный день танца, который посвящён всем стилям и направлениям в танцах. День выбран не случайно, в этот день родился хореограф из Франции Ж. Ж. Новерр, который в конце XVIII века первым обобщил весь опыт в области хореографии. В России в этот день вручают единственную в стране профессиональную премию «Душа танца» за выдающиеся заслуги в развитии танцевального и хореографического искусства страны.

Хореограф поставил свыше 80 балетов. Среди наиболее значительных его постановок – «Медея и Язон», «Адель де Понтье», «Апеллес и Кампаспа», «Горации и Куриации», «Ифигения в Авлиде». Новерр известен как автор теоретического сочинения «Письма о танце и балетах» (1759). Им были обоснованы принципы драматического балета, базирующегося на литературном сюжете и воплощенного средствами пантомимы и танца.

Реформы Новерра оказали решающее влияние на дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в настоящее время: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц.

Первые танцы древности были далеки от того, что подразумевается под танцами в наши дни. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена, был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.

В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения. Так, например, древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» – мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукиан написал целый трактат «Диалог о танце». Описание танцев мы можем встретить у Аристотеля, Филострата, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц на барельефах, в вазописи, в скульптуре. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры – «Танцующая гречанка», «Танцующая Менанда», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркурий».

Документальный фильм «Век Танца». Режиссер: Соня Шоньянс. можно посмотреть здесь.

Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно рождались хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту, создавались и ломались традиции. С основными этапами развития зарубежного и русского балета знакомит книга:

Одной из самых ярких страниц в истории мирового балета стали «Русские сезоны», который организовал в начале ХХ века С. П. Дягилев. Он обладал редкой творческой интуицией и уникальной способностью видеть и находить всё то, что можно было преподнести широкой публике в качестве самой актуальной и изысканной новинки. Собрав под своим крылом самых выдающихся деятелей искусства, он создал труппу «Русский балет Дягилева», вместе с которой покорил полмира.

Интерес Дягилева к хореографическому искусству пробудился на одном из представлений «Спящая красавица» в 1893 году. Восторг Дягилева перед «Спящей красавицей» привёл его к увлечению танцем, и он заразил своей страстью всех друзей. Он был уверен в том, что, если бы не влюбился совершенно безумно в «Спящую красавицу» и не распространял свой восторг вокруг себя, не было бы ни «Русского балета», ни массового увлечения танцем, которое он породил. Европейский балетный театр в начале ХХ века переживал кризис. Балет терял классическую основу, вырождаясь в развлекательные танцы для варьете и кабаре. Русские артисты доказали, что это искусство может быть современным и волновать зрителей.

В 1982 году с первым посланием к миру обратился артист балета, хореограф и педагог Хенрик Неубауэр (Югославия). Среди авторов обращений в разные годы также были известный советский и российский хореограф Юрий Григорович, знаменитая российская балерина Майя Плисецкая, французский танцовщик, хореограф и режиссер Морис Бежар, король Камбоджи Нородом Сиамони, бывший профессиональный танцор и балетмейстер.

В 2023 году автором послания выбрана танцовщица и хореограф Ян Липин (Китай).

В России Международному дню танца по традиции посвящено вручение балетного приза – премии «Душа танца». Учрежденная в 1994 году журналом «Балет» вместе с Министерством культуры России, премия продолжает оставаться единственной ежегодной отечественной наградой в области современной хореографии.

Ее вручают мастерам отечественной хореографии: артистам, хореографам, педагогам, композиторам, дирижерам, сценографам и журналистам, освещающим достижения в искусстве танца.

За годы существования ее были удостоены Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. Среди современных лауреатов такие звезды, как Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Наталья Осипова, Иван Васильев и многие другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарова, Н. П. Классический танец. — Санкт-Петербург [и др.], [2009] (Мир культуры, истории и философии)
  2. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий: [более 2700 статей]. — Санкт-Петербург [и др.], 2011 (Мир культуры, истории и философии)
  3. Громов, Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. -Санкт-Петербург [и др.], 2011. — (Мир культуры, истории и философии)
  4. Ожич, Е. История танцев: [для детей младшего школьного возраста]. — Санкт-Петербург, 2017. —  (100 тысяч почему)
  5. Худеков, С. Н. Всеобщая история танца: [античная хореография, карнавальное средневековье, балет Западной Европы, реформы великих хореографов, знаменитые танцовщицы и танцоры]. — Москва, 2010 (Всеобщая история)
  6. Худеков, С. Н. Иллюстрированная история танца: происхождение танца и его развитие в древности: античная хореография: священные танцы и мистерии: карнавальная культура Средневековья: балет Западной Европы: реформы великих хореографов: знаменитые танцовщицы и танцоры. — Москва, 2009

Викторина «Танец»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ответственный: Олейник Н. А.