Калейдоскоп интересных судеб «Высоцкий: Носил он совесть близко к сердцу»

… Носил он совесть слишком близко к сердцу,

Как свой осколок носит ветеран.

(строчки из посвященного Высоцкому стихотворения, которое написал и прислал в редакцию «Огонька» читатель Валентин Колот)

«Ты, мама, не волнуйся, я знаю, что придет время, я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: это мой сын. Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет».

Уважаемые читатели нашего блога! Приглашаем вас вспомнить вместе с нами замечательного актера, барда и просто очень талантливого человека, чьим творчеством восхищались многие почитатели его стихов и песен!

На вопрос анкеты: «Хочешь ли ты быть великим и почему?» — Высоцкий ответил: «Хочу и буду». И не только ответил, но и воплотил в жизнь.

Поэт, прозаик, автор песен, актер. Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они вернулись в Москву. В 1945 году пошел в первый класс Московской школы. Через два года уехал с отцом и мачехой в Германию — город Эберсвальд. Прожив там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Учился в мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно — строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, ушел из института и поступил в Школу студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение.

 С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. Главный режиссер Ю. Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением относился к его песенному творчеству, давал возможность работать в спектаклях как автору текстов и музыки. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля «Павшие и живые» (по пьесе В.Розова) Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета. Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни. Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 художественных фильмах.

Владимир Высоцкий был человеком большого мужества. Человеком добрым, щедрым, великодушным. Человеком, готовым по первому зову прийти на помощь, выручить из беды.
Нина Максимовна Высоцкая вспоминала:
«С раннего детства я замечала в ребёнке удивительную доброту. Он мог, например, собрать детей из нашего дома 186 на 1-й Мещанской и всех кормить, и иногда оделял всех подарками: отдаст какую-нибудь игрушку, книжку, а то и свою рубашку или шапочку. Позднее, когда мы эвакуировались из Москвы с детским садом на Урал и жили в селе, я иногда приносила ему чашку молока – он и этим делился с другими детьми. Говоря, что «у них ведь мамочки нет, и им никто не принесёт…»
Отец — Семён Владимирович Высоцкий вспоминает такой случай.
« Как-то купили Володе велосипед. Он покатался немного и вдруг подарил его немецкому мальчику. Семья Высоцких жила тогда в Германии, где служил отец. Мальчик объяснил свой поступок так: «Ты у меня живой, а у него нет папы…»
И таким отзывчивым, душевным он оставался всю свою жизнь. Владимира Высоцкого отличали честность, прямодушие, открытость, чувство собственного достоинства, преданность и верность в дружбе, доброжелательность, деликатность, чувство юмора и остроумие.
Он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия людского. И лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Удивляла его эрудиция, глубина знаний советской и зарубежной литературы, поэзии, истории, музыки, театрального искусства, живописи. Обладая великолепной памятью, он мог часами читать стихи многих поэтов.
Высоцкий увлекался также спортом: боксировал, владел каратэ, занимался верховой ездой, фехтованием, акробатикой, плаванием.
Он всё делал искренне. Никогда не хитрил и не ловчил. А если отдавался чему-то — работе ли, страстям ли – то от души и с размахом.
Владимир Высоцкий был целеустремлённым человеком. Подходил к себе очень требовательно. Трудился на износ. Полная самоотдача, работоспособность просто феноменальная. Часто спал всего по 4 часа в сутки. Сочинял зачастую ночью. Потому как днём и вечером репетировал в театре, снимался в кино, выступал с концертами.

Что же отличает поэзию В. Высоцкого? Чем его песни близки нам?
Прежде всего, гражданской и нравственной позицией автора, призывавшего всегда и везде, в любой ситуации, не смотря ни на что, оставаться Человеком.
Он прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило. Не просто пел, а предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к нашим душам.  И когда мы слушали эти песни, возникало ощущение того, что именно это и именно так ты сам хотел сказать, выразить свои мысли и чувства, своё отношение к жизни. Песни Высоцкого… Они очень разные: Мужественные и нежные.  Мудрые и назидательные. Честные и лукавые. Весёлые и сатирические. Но все — с ярко окрашенным эмоциональным содержанием.
Но всегда – с таящим второй, глубинный смысл. В них Высоцкий открывает нам огромный мир. Его песни зовут к подвигам. Они делают нас — людей — лучше, чище.  От его песен шёл мощнейший импульс жизни. Тот импульс, который рождает в человеке силу поднять голову, идти дальше, верить в себя и людей.

В песнях Высоцкого чувство Правды, истинность переживания. В них — страстное желание повлиять на жизнь, что-то в ней изменить, улучшить, исправить. Владимир Семёнович работал – сочинял, пел, играл – чтобы нам всем стало немного лучше. Чтобы устроился, образовался, наконец, порядок, достойный людей. Его песни-стихи одаряют нас бесстрашием. Они укоряют, казнят за усталость, апатию, компромиссы. Песни его дают силу, добрую силу, которая покоится в каждом.

Поёт он о любви и ненависти, о времени и борьбе, о рождении и смерти. О том, что его волнует и беспокоит. О том, что его скребёт по нервам, рвёт душу. Речь идёт о проблемах общечеловеческих. О проблемах, которые могут волновать всех людей, всех нас. Это проблемы зла, предательства, честности, надёжности, дружбы.

Песенно-поэтическое творчество Высоцкого огромно. Песни военного цикла  –  бесспорно, одна из самых ярких вершин в поэтическом творчестве В. Высоцкого. Удивительно, но люди, воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ.

В письмах, которые Высоцкий получал от фронтовиков, его спрашивали:
«Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?»
«Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал ещё год…»
«Были ли вы на 3-м Украинском фронте, деревня такая-то, и в такое-то время».

И таких писем было довольно много. Значит, люди думали, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну.
А ведь Владимиру Высоцкому, когда началась война, не было ещё и 4-х лет.

Пройдут годы. И из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего того, что сохранило сердце, отольются песни. Песни, как живая память о военном лихолетье, о солдатах, ковавших победу. Как-то один корреспондент спросил Владимира Семёновича, чем в первую очередь привлекает его военная тема. На этот вопрос Высоцкий ответил так:

«По-моему, моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоёвываем…»

Образы войны, образы боя возникали в песнях Высоцкого, в первую очередь, из-за благодарного желания поклониться памяти павших. Из-за сыновней признательности к подвигу отцов, одолевших нацизм и отвоевавших нам жизнь. Кроме этого, как считает Владимир Высоцкий:

«…Во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврёшь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать…».

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал,

Он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

…Только кажется мне, —

Это я не вернулся из боя.

Я – это он, он – это я.

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомлённых, нецелых – любых,

Только б не пустота похоронок,

Не предчувствие их!

Всего на военные темы Высоцкий написал 30 песен. В них с высокой мерой реализма ему удалось передать и трагизм 1941-го года, и ликование 1945-го.
Эти песни — дань сыновьего уважения тем, кто ценой своей жизни защищал будущее страны.

На одном из своих концертов Владимир Высоцкий как-то сказал, «Меня часто спрашивают, не воевал ли, не плавал, не был ли он летчиком, подводником, не сидел ли, не летал, и так далее. Нет. Я просто пишу от первого лица, я всегда говорю «я» и, вероятно, это вводит в заблуждение людей, они считают, что если я пою от имени шофера, то я был шофером, это не совсем так. Меня часто отождествляют с героями моих песен, но никто и никогда не догадался еще спросить, не был ли я волком, лошадью или истребителем, от имени которых я пою.» Рассказывал Высоцкий об этом с юмором. Так он умел перевоплощаться, входить в образ героев своих песен. Это чувствуется и по авторской интонации. Это особый талант – быть всем, но оставаться самим собой.

Однажды он сидел вот на этом самом диване, где вы сейчас, и вдруг говорит: «Знаешь, мама, я прикинул, у меня никак не меньше тысячи друзей, с которыми у меня братские, открытые отношения». На общение с друзьями, на помощь им он тратил, как я думаю, восемьдесят процентов своего свободного времени. У него был какой-то особый дар, он умудрялся помогать, даже если помочь было очень трудно. Он любил говорить: «Людям должно быть хорошо». Именно «людям», чтобы не так высокопарно звучало…

https://yandex.ru/video/preview/1701956511025330669 — Владимир Высоцкий: история жизни легендарного поэта-песенника

Владимир Высоцкий прожил короткую, неистовую жизнь – всего 42 года. Пролетел через неё, как метеор, оставив яркий след в истории. Пронеслись его кони привередливые, не перешли на шаг неторопливый…

И пронёсся на этих конях по двадцатому веку Владимир Семёнович. Но и сейчас доносятся до нас бессмертные слова великого поэта…

Как писал Роберт Рождественский:

«Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.

А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…». «Так кем же он был все-таки – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю…! Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается»

“Поющий нерв эпохи”, – так называл Высоцкого поэт Е. Евтушенко. Владимир Высоцкий: это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют театры, корабли, а в 1965 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значиться под номером 2374 в Международном каталоге планет.

СПИСОК КНИГ ВЫСОЦКОГО В.С. И ЛИТЕРАТУРЫ О НЕМ:

Бакин В. В. Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти. Москва, 2011 (Легенды авторской песни)

Высоцкий В.С. [Сочинения. Т. 1: Вечный огонь: [Стихи и песни]. Санкт-Петербург, 1993

Высоцкий В.С. [Сочинения. Т. 3: Купола: [Стихи, песни-сказки, легенды]. СПб., 1993

Высоцкий В.С. [Сочинения. Т. 4: Татуировка. СПб., 1993

Высоцкий, В. С. Кони привередливые [Текст] / В. С. Высоцкий ; Сост. В.
Коркин. — М. : Эксмо, 2003. – 448 с.

Высоцкий В.С. Нерв: Стихи. Москва, 1981 (Новинки «Современника»)

Новиков В. И. Высоцкий. Москва, 2021 (Жизнь замечательных людей: серия биографий/ основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким. вып. 2064 (1864))

Новиков В. И. Высоцкий: мне есть, чем оправдаться перед Ним. Москва, 2021

Четыре вечера с Владимиром Высоцким: По мотивам телевиз. передачи. Москва, 1989

Когда мы слушаем его песни, во всем — в напряжении слова и мысли, в тембре грубоватого голоса, в напоре мелодии — мы ощущаем трагедию его личности. Он был человек «преждевременный», он раньше других осмелился громко назвать вещи своими именами. Именно в этом он был впереди своего времени, и мы ощущаем это теперь особенно остро. Он был не просто личностью, он был явлением.

Хорошо, что его до сих пор слушает и понимает молодежь, которая чутко реагирует на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто воевал – фронтовики знают цену и слову, и делу. Он всю жизнь спешил, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своем времени, о нашей истории!

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!