Краеведческая историческая панорама «Память предков-казаков, павших за Отечество»  (ко Дню памяти войсковой казачьей славы)

Уважаемые читатели!

18 октября – День памяти войсковой казачьей славы.  В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину. Это ни в коем случае не праздник, а памятная дата, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас. И флаги казаков вновь развеваются над просторами России.

Казачество – это совершенно уникальные люди, это русская, славянская история, неповторимая часть славянского этноса. Невозможно представить появление казачества где-то еще, кроме нашей страны.

Роль казачества в истории России незаслуженно принижена и забыта, хотя о казаках знает каждый житель нашего Отечества и жители многих стран мира. Что знают о казаках? В основном факты из учебников истории и художественных фильмов, снятых нередко без достоверных исторических данных. Какова же роль казаков в реальном становлении Российского государства, кто такие казаки? Какие обычаи и традиции есть у казаков? Об этом знают очень мало, т.к. всегда казачество было для «власть держащих» особой этнической группой или сословием, о котором не нужно распространяться.

Донское казачество – яркая и героическая страница в истории Державы Российской. Казаки, несомненно, отличались уникальными особенностями характера, позволившими им прославить звание донского казака не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Говоря о донских казаках, надо помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. А свобода и воля формировали совершенно другой тип человека – смелого, независимого, умеющего отстаивать свои интересы и упорно бороться за них. И, видно, не случайно предводители трёх из четырех крестьянско-казачьих войн в России были донскими казаками: Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев.

Электронная презентация «Донские казачьи атаманы»

Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась право- славная вера, русский государь и «Батюшка Тихий Дон».

Типичными чертами характера донских казаков были: патриотизм, монархизм, православие и глубокая преданность войсковому братству, любовь к свободе и демократичность.

Кто только ни писал о донских казаках, кто только ни пытался исследовать загадочную душу и природу непобедимых вольных донцов, а история их доныне пестрит загадками и темными местами, да и не исследованы по-настоящему мощные пласты казачьей истории, хотя и все, или почти все, выдающиеся литераторы и историки прошлого обращались к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, каким было российское казачество.

«Казак» – слово тюркское и в переводе на русский означает «вольный человек, храбрый воин, удалец, порвавший со своей социальной средой». Казачество появилось на Дону в первой половине ХVI столетия. Великий русский историк Н.М. Карамзин отмечал, что угнетенные люди, прорвавшиеся в поисках воли на незаселенный юг России, на Дикое Поле, «составили один народ, который сделался совершенно русским, более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства.

В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов. Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.

На самом деле, существует очень много версий и гипотез, откуда именно пошло слово «казак».  Это может быть кавказский народ косоги или топоним их государства – Касахия.  У тюрков было слово «казак» в значении свободного, независимого человека, бродяги. Есть и древнерусское слово «козакъ»  в значении вольнонаемного работника. В принципе, большинство ученых склоняются именно к этой версии.

Прошло не одно столетие, прежде чем вольные люди южных степей стали служилым сословием Московского царства.

Затем Российской участвовало во всех войнах, которое вело наше Отечество с времѐн царя Ивана Грозного. Одновременно оно исправно служило пограничным стражем, прежде всего, на южном порубежье. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана.

События ХХ века яростно и беспощадно вторглись в судьбу казачества, принося боль и слѐзы в сердца казачьего народа. Первая мировая война, Гражданская война, эмиграция за рубеж, репрессии против казаков, оставшихся на своих родных землях, высылка из любимых и родных сердцу хуторов, уничтожение и кровавый террор против казачества должны были убрать из народной памяти понятие «казак». Но нельзя уничтожить казачий дух.

Начало 90-х годов XX века стало тем рубежом, когда казачество вновь заявило о себе, о своей готовности продолжить верой и правдой служение родному Отечеству. Исторические заслуги казачества перед Российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-землепашца, бескорыстного в своѐм трудном ратном служении «Богу, Царю и Отечеству», готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.

Образ казака является одним из наиболее ярких и колоритных среди персонажей в отечественной культуре – литературе, живописи, песенном творчестве и других видах искусства. Материалом для литературных послужило богатейшее народное творчество — казачьи песни, сказки, баллады, легенды.

Донские казачьи атаманы…

В разные периоды нашей истории это словосочетание вызывало разные ассоциации и разную эмоциональную окраску: от романтического восторга до резкого неприятия. Как бы то ни было, личности этих людей, живших и действовавших на протяжении 370 лет (1550-1920 гг.) российской истории, вобрали в себя все богатство событий и всю противоречивость не только истории Дона, но и прошлого нашей страны. В биографиях донских атаманов мы видим историю казачества.

Разными были они, атаманы, но общим являлось то, что все они были личности, ибо, не обладай они выдающимися качествами, их никогда бы не признали своими лидерами, вожаками донские казаки.

Феофилакт Межаков

Был одним из известных атаманов донских казаков периода Смуты.

      На исторической арене он появился с приходом на Русь Лжедмитрия I . Сначала Межаков поддерживал самозванцев, но в 1612 г. он решительно перешел н а сторону русского ополчения, пришедшего освобождать Москву от поляков, во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.

«Нет, – сказал наш атаман Феофилакт Межаков, –       по неразумию своему донские казаки служили презренным самозванцам, Заруцкому и Маринке Мнишек; теперь мы верой и правдой послужим Русскому государству. Во искупление своей тяжкой вины, пока не очистим Москвы от погани, на Дон не возвернемся. Оставьте, великие мужи, в монастырских стенах всю церковную утварь, что вынесли…»
         (отрывок из книги Григория Мирошниченко «Азов»)

Донские казаки отличились и в последующих событиях этого смутного периода. Именно «казацкие атаманы, а не московские воеводы, — писал историк В. О. Ключевский, — отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, чтобы воротить ее в польские руки, и заставили его вернуться домой».

     Именно в это время и родилась известная русская поговорка: «Пришли казаки с Дону, погнали ляхов до дому».

Степан Разин

Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в донской станице Зимовейская или в городе Черкасске.

Отец Разина, Тимофей Разин, был зажиточным казаком. Скорее всего, Степан был средним их трех сыновей в семье.

Первое документальное свидетельство о Разине относится к 1652 году, когда он просил отпуск для поездки в Соловецкий монастырь. В 1658 году находился в числе казаков Черкасска, отправленных в Москву в Посольский приказ. Под атаманством Степана Тимофеевича в 1662 — 1663 гг. казаки участвовали в походе против турок и крымских татар, в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке одержали победу, вернувшись на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 году царский воевода князь Ю.А. Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время войны с Речью Посполитой. Это событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казачество завоеванных вольностей не могло не оказать огромного воздействия на талантливого, свободолюбивого Разина. В 1667 году он отправился в грабительский поход «за зипунами», не обратив внимания на грозный запрет правительства Алексея Михайловича «отстать от воровства».

Имя Разина стало легендарным. Попытка царского правительства наказать строптивое казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на войсковом круге Разин объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», «за великого государя стоять» и дать свободу «чорным людем». Рассылаемые «прелестные письма» Разина собирали массу сторонников, и поход превратился в мощную крестьянскую войну.

6 (16) июня 1671 года – Степан Разин после пыток казнен (четвертован) на Красной площади в Москве.

БУЛАВИН Кондратий Афанасьевич

БУЛАВИН Кондратий Афанасьевич (дон.) — род. 6 июня 1671 года, городка Трехизбянского на Донце; Донской атаман и борец за казачью независимость. Первые туманные сведения о Булавине дает русская историческая литература, сообщая, будто бы он в 1696 г., штурмуя Азов с войсками царя Петра, первым ворвался в крепость со своей сотней. В актах его имя начинает встречаться от 1705 г. В это время Булавин занимал пост атамана Бахмутского городка.

Кондратий Афанасьевич Булавин  вошел в нашу историю, как воплощение идеи казачьей свободы и независимости; хотя ему и не удалось довести сопротивление сильному завоевателю до победного конца. С падением Булавинского восстания закончилась эпоха постепенного покорения Дона. Началось отмщение мятежникам и внедрение на Казачьей Земле новых порядков.

Василий Петрович Орлов (1745—1801) 

Василий Петрович Орлов — генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска, герой Измаильского штурма. Орлов происходил из дворян Войска Донского, родился в 1745 году на Дону, службу начал в 1764 году, не имея 20 лет от роду.

В 1769—1774 годах Орлов принимал участие в походах против турок. Благодаря своему недюжинному уму и беззаветной храбрости, Орлов быстро повышался по службе и десять лет спустя был уже войсковым старшиной и командовал одним из донских казачьих полков; в марте 1776 года он был произведён в премьер — майоры, а 13 декабря 1784 года в подполковники.

В течение своей службы войсковым атаманом Войска Донского он получил следующие награды:

чины генерал-лейтенанта (в 1792 году)

 генерала от кавалерии (в в 1798 году)

орден св. Александра Невского  командорский большой крест ордена св. Иоанна иерусалимского.

Платов Матвей Иванович  

Платов Матвей Иванович  1751 -1818 Генерал от кавалерии. Атаман, герой Дона, родился в станице Старочеркасской в семье войскового старшины, который дал ему первоначальное образование и обучил военному делу.

В баталиях с французскими завоевателями раскрылся полководческий талант казачьего атамана графа Матвея Ивановича Платова, дослужившегося до звания полного генерала русской армии.

Вместе со своими казаками Платов участвовал во взятии Измаила под командованием Суворова. Штурм этой укрепленной турецкой цитадели стал одной из ярчайших страниц в военной карьере Матвея Платова. Он, видя, что соседняя с его отрядом штурмовая колонна практически уничтожена, а его казаки пребывают в смятении, ринулся на лестницу, ведущую наверх крепостной стены, и увлек за собой всех тех, кто еще мог сражаться. После взятия Измаила Платов был награжден Георгием III степени и получил звание генерал-майора. Суворов так писал в своем донесении о его действиях в Измаильском деле: «Повсюду был он, Платов, присутственен и подавал пример храбрости».

Наполеон окрестил казаков «исчадием рода человеческого», все же, отдавая дань их боевому искусству, в свою очередь также решил после подписания Тильзитского мира пожаловать бесстрашному атаману орден Почетного легиона, но Матвей Иванович отказался принять эту награду, сказав: «За что ему меня награждать? Я ему не служил и служить не могу никогда».

В самый разгар Бородинского сражения, по замыслу  главнокомандующего, казачьи полки и легкая кавалерия под предводительством Платова должны были, незаметно подойдя к расположению противника, ударить ему в тыл. Этот план был блестяще реализован, вызвав панику в рядах французов и на целых два часа ослабив натиск неприятельских войск. К тому же Платову удалось захватить главный обоз наполеоновской армии.

         Возвратившегося на Дон атамана жители встретили как истинного героя. Последние годы своей жизни Платов занимался исключительно внутренними делами Донского края — развитием города Новочеркасска, местным коневодством и виноградарством.      

Он умер 3 января 1818 года и со всеми подобающими ему почестями был похоронен под стенами строящегося каменного Вознесенского собора, заложенного им же в Новочеркасске в 1805 году.

 Водолацкий Виктор Петрович

 Родился 19 августа 1957 года в станице Стефанидин Дар Азовского района Ростовской области. В 1999 году В.П. Водолацкий был избран Атаманом Всевеликого Войска Донского.

Организуя работу казачьих обществ, В. П. Водолацкий внес значительный вклад в консолидацию казачества вокруг исполнительной и законодательной власти Ростовской области. Под его непосредственным руководством был подготовлен проект областного закона «О муниципальных казачьих дружинах», принята Региональная программа поддержки казачьих обществ.

Под его руководством ведется планомерная работа, направленная на укрепление духовных и нравственных основ казачества, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию Донского края, оказана помощь в восстановлении и реконструкции более 30 православных храмов области.

Под руководством В. П. Водолацкого сложилась и успешно развивается система казачьего образования, которая включает в себя 147 учреждений (казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, казачьи детские сады, казачьи центры дополнительного образования и казачьи муниципальные школы).

 В. П. Водолацкий избран Верховным атаманом Союза казачьих войск России и Зарубежья, Председателем Координационного Совета казаков России, Украины и Белоруссии.

 Является членом Генерального совета партии «Единая Россия», членом Президиума Политсовета Ростовского регионального отделения политической партии «Единая Россия».

Документальный фильм — «Казаки».

  Витруальная книжная выставка «Казаки в литературе«

Казаки в литературе — это особое историческое и культурологическое описание быта казаков и их культуры. «…Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть. Голицын при Софии ходил в Крым, осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли 4000 казаков и удержали, – тот Азов, который с таким трудом взял Пётр и потерял…» – так характеризовал роль казаков в становлении российской государственности Лев Николаевич Толстой.

Литература о казачестве обширна и по перечню книг, и по времени их написания. Своими корнями она уходит в древнерусские народные предания и былины, в средневековые анонимные источники. Это и «Сказание о Мамаевом побоище», где упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци», пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской. Это и былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» (о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильѐй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке).

Шишов, Алексей Васильевич.
       Казачьи атаманы / А.В. Шишов. — Москва : Вече,
    2008. — 411, [1] с.

Ермак Тимофеев и Степан Разин, Иван Краснощеков и Матвей Платов, Антон Головатый и Яков Бакланов, Алексей Каледин и Александр Дутов… Каждое из этих имен являет собой эпоху в жизни российского казачества и олицетворяет целый период отечественной истории. На поле брани Казачьи атаманы — войсковые (кошевые), наказные и походные — представляли собой настоящих военных вождей, за которыми стояли многие тысячи простых казаков — непревзойденная сила русской армии.В литературном произведении XV века «Сказание о Мамаевом побоище», посвящённом событиям Куликовской битвы, упоминаются «неведомые люди воинского чину, зовомие донски козаци». Здесь мы видим исторический факт, когда донские казаки пришли на помощь князю Дмитрию Донскому с иконой Пресвятой Богородицы «Гребенская».

Казаки в литературе ярко выражены в произведениях Н.В. Гоголя. О жизни казаков, их традициях, семейных драмах и героизме рассказал Николай Васильевич Гоголь в своём произведении «Тарас Бульба». Тему казачества затронул в «Капитанской дочке» Александр Сергеевич Пушкин. В своем стихотворении «Казак» Александр Сергеевич раскрыл характер человека и взаимоотношения между людьми.

Короленко В. Г. У казаков : из летней поездки на Урал

Очерк В. Г. Короленко «У казаков» был опубликован осенью 1901 года в десятом-

одиннадцатом номерах журнала «Русское богатство». Изначально, в журнальном варианте, произведение содержало тринадцать глав, повествующих о некоторых значимых этапах истории становления Уральского казачества, прежде всего, роли Казаков в восстании предводительством Пугачѐва. Писателю удалось изобразить историю уральского казачества в движении, с помощью художественных обобщений создать яркие индивидуальные и коллективные образы уральцев.

Атаман Матвей Платов в сказе «Левша» играет важную сюжетную роль, он соединяет правление двух императоров, Александра и Николая Павловичей. Впрочем, для того, чтобы Платов сумел объяснить Николаю Павловичу историю появления стальной блохи в вещах старшего брата, Лескову пришлось продлить атаману жизнь — реальный Платов умер в 1818 году, до того, как Николай I взошёл на престол.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ

1. Честь, доброе имя казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!»

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе своем.

4. Служи верно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово. Слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги семью свою, служи ей примером.

11. Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто не заменит тебе её.

Ярко выражались казачьи мотивы в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. И. Даля, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова и многих других писателей.

Художественные книги о казаках открывают мир вольного народа с его самобытными традициями и впечатляющей историей.

Викторина «Земля Донская – казачий край»

Ответственный: Олейник Н. А.