Литературная гостиная «Поединок с самим собой»

Уважаемые читатели!

7 сентября исполняется 150 лет со дня рождения   русского писателя Александра Ивановича Куприна – признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных  повестей, одного из  самых талантливых  русских прозаиков.

Большой природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко  критическое  изображение  тогдашней  действительности  определили широкий общественный резонанс произведений Куприна и сделали его имя выдающимся в русской литературе.

К юбилею писателя мы приглашаем вас посетить нашу Литературную гостиную «Поединок с самим собой».

Устраивайтесь поудобнее. Мы открываем двери гостиной.

ЕДИНСТВО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА: ФЕНОМЕН АЛЕКСАНДРА КУПРИНА

«Как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь».  Александр Куприн

Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлеты и падения. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но очень страдал вдали от своих читателей и незадолго до смерти вернулся. Он оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить еще долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего от холеры через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела).

После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место «верховного существа». Любовь Алексеевна Куприна «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким «инстинктивным вкусом» и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания.

Мать А. Куприна – Любовь Алексеевна

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму — парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой». Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.

Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: «Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике».

Казенная обстановка причиняла маленькому Саше жестокие страдания. Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой. Позднее он скажет о себе: «У меня никогда не было детства».

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати.

Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые опубликовал в журнале «Русский сатирический листок» рассказ «Последний дебют» (1889). Но этот рассказ не был удачным опытом  — в то время молодой человек сам не относился серьезно к своему «писательству».

10 августа 1890 года, окончил «по первому разряду» Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.


А. И. Куприн, 1888 г.

В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна есть несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.

Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.

В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре.

Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке.

В 1894 году  24 летний поручик Куприн вышел в желанную отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии.

«Когда я вышел из полка, самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских. С ненасытимой и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и книги».

Репортерская работа в киевских газетах — судебная и полицейская хроника, писание фельетонов — была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

Он много печатается в местных и провинциальных газетах («Киевском слове», «Киевлянине», «Волыни»), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).

В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

Куприн был очевидцем восстания на крейсере «Очаков» осенью 1905 года. На его глазах крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля.

Когда в окрестностях Балаклавы, где жил писатель, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова», Куприн принял самое горячее участие в их судьбе: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию.

Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» I декабря 1905 года.

После появления этой статьи, Александра Ивановича допросили у судебного следователя и в срочном порядке выслали из Крыма, разрешив выехать в Петербург.

Успех пришел к Куприну после выхода повести «Молох» (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви.

Публикация поэтичной повести «Олеся» (1898) и других рассказов, воспевающих дикую и прекрасную природу Полесья, людей, живущих вне разрушающей цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России.

«Олесю» и более поздний рассказ «Река жизни» (1906) Куприн относил к своим  лучшим  произведениям.

«Здесь жизнь, свежесть, — говорил писатель, — борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души»

Эта повесть входит в цикл «Полесских рассказов», написанный автором под впечатлением от красоты Полесья, где он проходил службу. Наблюдая за бытом и нравами местных крестьян, Куприн решил написать историю трагической любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого городского барина.

Главная героиня – это девушка, жительница лесов. Она как будто бы колдунья, которая может повелевать силами окружающей природы. И способности девушки слышать и чувствовать ее язык входят в противоречия с церковной и религиозной идеологией. Олесю подвергают осуждению, приписывают ей вину во многих бедах, которые обрушиваются на соседей. И в этом столкновении девушки из леса и крестьян, находящихся в лоне социальной жизни, которое описывает произведение «Олеся», Куприн использовал своеобразную метафору. В ней присутствует очень важное противопоставление естественной жизни и современной цивилизации. И для Александра Ивановича это составление очень типично.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов — «Русского богатства» и «Мира Божьего». В 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее — с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года — с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Приезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в 1903 году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.

Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» — редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна.

На стыке двух веков начинается расцвет писателя Куприна. Его талант обретает уверенность и силу. В начале XX столетия появляются произведения, выдвинувшие Александра Ивановича в первые ряды русской литературы — «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. В «Поединке» переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя, выражена твердая вера в победу человеческого духа. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.

«Поединок» вышел с посвящением М. Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л. Н. Толстого.

Цикл рассказов 1905-1907. связанный с русско-японской войной и первой русской революцией («Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус»), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены. Его позиция определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Толстого и А. П. Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием.

Среди прочей петербургской интеллигенции Куприн сближается с издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году 32-летний писатель женится на ее дочери, Марии Карловне, которой было 20 лет. Куприн свою молодую супругу обожал страстно, прислушивался к ее мнению. Мария в свою очередь делала всё возможное, чтобы обуздать буйный нрав мужа и сделать его салонным писателем. Но ему ближе были шумные трактиры.

Мария Карловна, первая жена Куприна, с дочерью Лидой

С неорганизованностью мужа Мария боролась достаточно жёсткими методами. Куприн никак не мог дописать свою повесть «Поединок» и супруга заставила его снять квартиру, выпроводив из дома. Навещать жену и дочь он мог только в том случае, если приносил новые страницы рукописи. В мае 1905 году повесть, наконец, издали. Но семья не стала счастливее. Супруги то расходились, то сходились, а в результате стали чужими людьми и мирно расстались.

Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Конокрады», «Белый пудель».

В 1906 году Куприн был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Лиза Гейнрих, вторая жена писателя, племянница Д. Н. Мамина-Сибиряка, несколько лет жила в семье Куприных и за достаточно скромное вознаграждение помогала по хозяйству и нянчила их дочь.

Когда Куприн признался Лизе в любви, она, чтобы не разрушать семью, ушла из дома Куприных и устроилась на работу в госпиталь. Впрочем, семью, в которой уже царил разлад, это не спасло. Куприн ушёл из дома и начал жить в гостинице «Пале-Рояль», а потом купил в рассрочку домик в Гатчине, где и прожил с Лизой восемь полных безмятежности лет.

Прожив с Елизаветой Морицовной 22 года, он написал ей: «Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!»

А.И. Куприн с женой Елизаветой

Елизавета Морицовна была скромна и покладиста. Отказывая себе во всём, выкраивала нужную сумму денег из скудного семейного бюджета и отправляла своего благоверного на юг отдохнуть. Куприн ехал один — на отдых супруги денег не хватало.

Растёт семья, а вместе с ней — долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».

Ксения Куприна, дочь писателя от второго брака, будучи уже взрослой вспоминала:

«В Петербург отец ездил регулярно, по иногда застревал там на недели, попадая под влияние литературной и артистической богемы. Мать самоотверженно боролась с плохим окружением отца, оберегала его покой, вырывала из дурных компаний, выгоняла из дома некоторых литературных «жучков». Но слишком много могучих противоречивых жизненных сил бродило тогда в отце. Даже небольшое количество алкоголя превращало добрейшего Куприна в человека буйного, озорного, с бешеными вспышками гнева».

В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина».

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы.

Произведение Куприна «Гранатовый браслет» – это светлая повесть о чистой любви. О том, как простой служащий человек по фамилии Желтков любил княгиню Веру Николаевну, которая была для него совершенно недостижима. Он не мог претендовать ни на женитьбу, ни на какие-то другие отношения с ней.

В основе одного из самых известных рассказов Куприна лежит реальная история — любовь скромного телеграфного чиновника к светской даме, матери писателя Льва Любимова. В течение трёх лет Жолтиков присылал девушке анонимные письма, наполненные то признаниями в любви, то жалобами на жизнь. Однажды он отправил даме сердца подарок — гранатовый браслет, но после визита мужа и брата Любимовой безнадёжно влюблённый раз и навсегда прекратил свои преследования. Куприн же добавил в этот анекдот больше драматизма, дополнив рассказ печальным вариантом концовки — самоубийством героя.

Однако вдруг после его смерти Вера понимает, что мимо нее прошло настоящее, подлинное чувство, не исчезнувшее в разврате и не растворившееся в тех страшных разломах, которые отделяют людей друг от друга, в социальных препятствиях, не позволяющих разным кругам общества общаться между собой и вступать в брак.

В результате у автора получилась впечатляющая история любви, которая, как известно, случается «один раз в несколько сот лет». Эта светлая повесть и многие другие произведения Куприна читаются и на сегодняшний день с неослабевающим вниманием.

Хочется представить вам сегодня замечательный романс «Да святится имя твое…Гранатовый браслет» Лоры Квинт на стихи   Ольги Клименковой в исполнении Максима Аверина. Нам кажется, что он навеян именно произведением А. Куприна.

С началом Первой мировой войны Куприн вновь надевает мундир поручика, его  направляют  в Финляндию командиром пехотной роты.  Демобилизовавшись в июле 1915 года по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь.

Поручик Куприн.1914 г.

В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Ощущение нарастающего в стране кризиса выражено в некоторых рассказах этого периода («Папаша», «Гога Веселое»).

 После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах.  Если говорить об известности Куприна — писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной.

Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. 

После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это время сделал перевод «Дон Карлос» Ф. Шиллера. В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, и три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года.

Драма неудавшегося наступления на Петроград по личным воспоминаниям описана Куприным в повести «Купол св. Исаакия Далматского».

А. И. КУПРИН В ЭМИГРАЦИИ

Стечение случайных обстоятельств  приводит Куприна  в стан эмиграции. Летом 1920 года он оказывается в Париже.

Эмиграцию Куприн с самого начала ощущал как личную трагедию, в одном из писем (1921) сравнив себя с лошадью, которую поднимают на пароход «на конце парового крана… Она висит и плывет в воздухе, сразу потерявшая всю свою красоту». Писатель страдал от невостребованности и оторванности от родной почвы.

Основным жанром Куприна в этот период творчества стала публицистика. Как постоянный сотрудник парижских газет «Общее дело», «Русская газета», «Русское время» он опубликовал многие десятки статей, разоблачающих большевистскую идеологию.

Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.

Согласно версии советского литературоведения, чуть ли не насильно мобилизованный белыми и оказавшийся в эмиграции по недоразумению Куприн не написал за границей ничего стоящего.

На самом деле освобождённый от военной службы по состоянию здоровья пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем, об офицерах Северо-Западной армии он писал:

«В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: „хороший офицер“ или, изредка, — „да, если в руках“».

Видя в борьбе с большевиками свой долг, он гордился службой в этой армии, смог бы — пошёл бы в строй, на позиции.

Как дорогую реликвию в эмиграции он хранил полевые погоны поручика и трёхцветный угол на рукав, сшитый Елизаветой Морицевной.

Диктатуру как форму власти писатель не принял, Советскую Россию называл Совдепией.

В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным.

«Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. «Юнкера» — это моё завещание русской молодёжи».

В лучших его рассказах оживают страницы русской истории («Однорукий комендант», 1923) или молодости самого Куприна, когда для него так много значили мир цирка и спорта («Пунцовая кровь, 1926). В романе «Колесо времени» (1930) рассказана история несчастной любви женщины, наделенной душевной широтой и способностью стать выше предвзятых мнений, к человеку, которому присущи многие пороки декадентской среды.

Роман «Жанета» (1934) описывает быт нищего парижского эмигранта, в прошлом профессора, жившего в России интенсивной духовной жизнью и окруженного любовью многих, кто ценил его выдающийся научный талант.

Бесконечно одинокий герой привязывается к встреченной им на улице маленькой бездомной девочке, но и эта радость оказывается для него недолговечной.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже.  

Куприны в эмиграции

НЕ ГРЕЕТ СОЛНЦЕ НА ЧУЖБИНЕ

Он прожил во Франции почти два десятка лет, но так и не смог адаптироваться в чужой стране.

«Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах…»

МНЕ НЕЛЬЗЯ БЕЗ РОССИИ

Он очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию.

Тоска по родине, стесненное материальное положение, ухудшение здоровья и  в особенности   зрения   вынудили   писателя  обратиться   к советскому  правительству.   Александр   Иванович   испытывал  чувство вины за то, что он оказался вдали от родины в самые тяжелые минуты русской истории.

Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался.

И 31 мая 1937 года Куприн ступил на Московскую землю. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.

Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. За год до того, как вопрос его возвращения был решён, у Куприна обнаружили рак пищевода. В Россию он ехал не столько жить, сколько умирать.

Тем не менее,  Куприн надеется написать о новой России.

Он поселяется в  голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием.

Тяжелая болезнь   помешала Куприну возобновить творческую работу.

 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался в возрасте 67 лет на руках у верной жены  Елизаветы Морицовны.

Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Предлагаем вашему вниманию интересное видео «Биография А. И. Куприна«

СЛОВО – ИСКРА В ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА

А.И. Куприн прошёл большую и трудную школу жизни, его рассказы и повести возникли на основе богатого личного опыта. Никто из писателей–современников не показал её с такой точностью в деталях и в таком разнообразии типов и характеров, с такой внешней и внутренней полнотой, а главное – с чувственной осязаемостью. Блестящий изобразитель нравов, Куприн с особой пристальностью описывал среду, быт, образ жизни людей из самых разных слоёв общества.

Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными.

Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики».

А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. — Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.

Александр Иванович много пишет рассказов для детей. И эти произведения Куприна — еще одна сторона таланта автора, и о них тоже необходимо упомянуть. Большинство рассказов он посвятил животным. Например, «Изумруд», «Белый пудель» или известное произведение Куприна «Слон». Детские повести Александра Ивановича – это замечательная, важная часть его наследия.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что великий российский прозаик Александр Куприн занял подобающее ему достойное место в истории русской литературы. Его творения не просто изучаются и читаются, они любимы многими читателями и вызывают огромный восторг и благоговение.

О КУПРИНЕ – С ЛЮБОВЬЮ

Великие писатели земли русской ценили талант Куприна за меткую, истинно русскую речь, за простоту и свободу повествования, за преданность живой жизни.

Чехов назвал имя Куприна рядом с М. Горьким и Л. Андреевым, заметив, что они «останутся в истории литературы».

Нещедрый на похвалы современникам И. Бунин восторженно говорил о многих рассказах Куприна, восхищался их «разнообразными достоинствами… тем, что преобладает в них: свободой,  силой,  яркостью  повествований,  его  метким  и  без  излишества щедрым языком…».

«Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев… » Л.Н. Толстой

«Мы должны быть благодарны Куприну… за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией…» К. Паустовский

«Куприн так полно и так талантливо выразил себя в своих книгах <…>. Жизнь писателя измеряется продолжительностью любви к нему со стороны потомков» К. Паустовский

«А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что он живой. Живой он, в каждой мелочи живой. У него один маленький стришок – все готово: вот он весь тут…»  Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец – знает, что это за человек» Н.А. Тэффи

«Он чует и любит бытовые наслоения на русском языке, жаргоны, областные слова, наречия»  К. Чуковский

АФОРИЗМЫ А. И. КУПРИНА

«Даже цветы на родине пахнут по-иному»

«Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости, дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти»

«Образование человеческого ума и воспитание человеческой души должны исходить из индивидуальных мотивов»

«Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»

«Помыслы в сердце человеческом – глубокая вода»

«Разлука для любви   – то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее»

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах  – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

«Слово  – искра в движении сердца»

«Все одинаково боятся. Только один весь от страха раскисает, а другой себя держит в руках. И видишь: остаётся всегда один и тот же, а уменье держать себя от практики все возрастает; отсюда и герои, и храбрецы»

«Громче всего требуют тишины…»

«Люди говорят  – уходит время. Время говорит  – уходят люди»

«Признав реальность – не пытайся её оправдать…»

«Красота спасёт Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасёт Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?»

«Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем»

«Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться»

ЗАПОВЕДИ КУПРИНА

Куприн никогда   не   писал литературных манифестов.  Однако,  он  оставил  «десять  заповедей» писателя,  которых  придерживался  и  сам.  Это  именно Куприн  указал  молодому  писателю,  как  организовать свою работу. Конечно, и до, и после Куприна давались советы  и  составлялись  некие  профессиональные кодексы.  Но  купринский  кодекс,  сформулированный предельно  чётко  и  кратко,  находится  вне  стилей  и направлений. Он универсален, и, чтобы заострить перо, ему    могут    следовать    представители    любых литературных течений.

Первая заповедь

Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно:  цвет,  запах,  вкус,  положение  фигуры,  выражение  лица.  Никогда  не  пиши: «какой-то  странный  цвет»  или  «он  как-то  неловко  вскрикнул».  Опиши  цвет совершенно  точно,  как  ты его  видишь.  Изобрази  позу  или  голос  совершенно отчётливо,  чтобы  их  точно  так  же  отчётливо  видел  и  слышал  читатель.  Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…

Вторая заповедь

В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение,  обстоятельства  жизни.  Словом,  ничего  «внешнего»,  что  не  было  бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека.

Третья заповедь

Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…»…Не  пиши:  «заплакал»,  а  покажи  те  изменения  в  лице,  в  действиях, которые  рисуют  нам  зрелище  «плаканья». Всегда  живописуй,  а  не  веди полицейского протокола.

Четвёртая заповедь

Красочные  сравнения  должны  быть  точны.  Изображай  гром,  как  Чехов, – словно кто прошёлся босыми ногами по крыше…

Пятая заповедь

Передавая  чужую  речь,  схватывай  в  ней  характерное:  пропуски  букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего.

Шестая заповедь

Не  бойся  старых  сюжетов,  но  подходи  к  ним  совершенно  по-новому, неожиданно. Показывай людям и вещи по-своему, ведь ты – писатель. Не бойся себя настоящего,  будь  искренен,  ничего  не  выдумывай,  а  подавай,  как  слышишь  и видишь.

Седьмая заповедь

Никогда  не  выкладывай  в  рассказе  твоих  намерений  в  самом  начале. Представь дело  так,  чтобы  читатель  ни  за  что  не  догадался,  как  распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки… Не давай ему отдохнуть ни  на  минуту.  Пиши  так,  чтобы  он  не  видел  выхода,  а  начнёшь  выводить  из лабиринта,  делай  это  добросовестно, правдиво,  убедительно. Хочешь  оставить  в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось…

Восьмая заповедь

Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных в  последствии лиц,  покажи  предметы,  которые  понадобятся  в  действии. Описываешь квартиру – составь её план, а то, смотри, запутаешься сам.

Девятая заповедь

Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в  себе  сюжет,  сживись  с  ним… Ходи  и  смотри,  вживайся,  слушай,  сам  прими участие. Из головы никогда не пиши.

Десятая заповедь

Работай!  Не  жалей  зачёркивать,  потрудись  «в  поте  лица».  Болей  своим писанием,  беспощадно  критикуй,  не  читай  недоделанного  друзьям,  бойся  их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя…Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно

«Заповеди», по свидетельству В.Н. Афанасьева, были высказаны Куприным при встрече с одним молодым автором, а спустя годы, воспроизведены этим автором в «Женском журнале» за 1927 год.

Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, – это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и дорой шутке…

Оглядываясь  сегодня  на  жизнь,  прожитую  Александром  Ивановичем Куприным, читая и перечитывая написанное им, понимаешь: стоит последовать этой заповеди, как вдруг станет ясно, какими счастливыми богатствами уже владеем и как много можем приобрести с течением жизни.

Купринское «благословение» «Не бойтесь жизни» всему живущему сегодня приобрело новый смысл: берегите жизнь. В нём – завет, мудрый наказ – предостережение: не забывать, сколь труден, трагически сложен каждый шаг человеческой истории, сколь хрупка и бесценна сама Жизнь.

«Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья» – эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы.

Предлагаем вам прослушать два рассказа А. Куприна.

https://www.youtube.com/watch?v=geefoLQV95A
https://www.youtube.com/watch?v=YpIz2KOMlFQ

Мы подготовили для вас виртуальную литературную викторину по произведениям писателя-юбиляра «Этот загадочный  Куприн». Ответить на ее вопросы вы сможете, перейдя в наше сообщество ВКонтакте по ссылке: https://vk.com/pravoinf

6 сентября сотрудники Публичного центра имени Г. В. Плеханова работали на площадке «Нептун» городского парка имени М. Горького в рамках проекта «Книги. Люди. Впечатления». Мы организовали для гостей парка мини-просмотр литературы «2020. Год с Куприным. 150 лет»

При подготовке мероприятия были использованы материалы пособия наших коллег-библиотекарей  Муниципального  бюджетного  учреждения культуры  «Ленинградская межпоселенческая библиотека»:

«Я бродяга  и  страстно  люблю  жизнь»: к  150-летию  со  дня  рождения А.И.  Куприна:  библиографическое  пособие  /  авт.-сост.  методико-библиографический  отдел  МБУК  «Ленинградская межпоселенческая библиотека». – Ленинградская: [б.и.], 2020. – 23 с. – Режим доступа: http://bibl-len.ru/kopilka/posobie/kuprin-bibliograficheskoe_posobie.pdf

Дорогие друзья!

Вот и закрываются двери нашей виртуальной литературной гостиной. Нам будет очень приятно, если вы после этой встречи захотите открыть для себя замечательного русского писателя А. И. Куприна или перечитать томики его великолепных произведений.

Спасибо, что остаетесь с нами. До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета