Уважаемые читатели!
Сегодня, 22 октября Россия отмечает большой литературный праздник – 150-летний юбилей со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
Иван Алексеевич Бунин – последний классик дореволюционной России и первый русский обладатель главной литературной награды – премии им. А. Нобеля. Его сочинения стали золотым фондом художественной культуры, переведены на все европейские языки, неоднократно экранизированы.
Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2020 году 150-летнего юбилея русского писателя Ивана Бунина.
Публичный центр правовой информации имен Г. В. Плеханова в рамках Единого дня писателя «Аллея Бунина» приглашает вас свой блог и сообщество ВКонтакте. Здесь проходит виртуальная литературная гостиная «Прикосновенье к бунинской строке».
Присоединяйтесь, будет литературно, интересно и познавательно! Встретим юбилей И. А. Бунина вместе!
«И. А. БУНИН: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА»
«Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя» И. Бунин
Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
За рубежом писателя Ивана Алексеевича Бунина по праву называют славой русской словесности, на Родине его имя было под запретом без малого полвека.
Иван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» — его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века. Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой.
«За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литера турной прозе типичный русский характер» Бунин — первым из русских литераторов — получил Нобелевскую премию.
Детство и юность
Родился он 22 октября 1870 г. в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.
Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.
Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером, в крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем.
Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала.
Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей…
В Воpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани, для обучения стаpших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на pедкость способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, веpнее, совсем не учился, pано бpосил гимназию; он был одаpенным художником, но в те годы живописью не интеpесовался, больше гонял голубей.
Младший из четырёх детей Буниных, Ваня был любимцем матери, он рано выучился читать, изумлял фантазией, любознательностью. Мать его, Людмила Александpовна, всегда говоpила, что «Ваня с самого pождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него».
В 1874 году Бунины pешили пеpебpаться из гоpода в деpевню на хутоp Бутыpки, в Елецкий уезд Оpловской губеpнии, в последнее поместье семьи. В эту весну Юлий окончил куpс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, чтобы поступить на математический факультет унивеpситета.
Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал:
«Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».
В деpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве — лет с семи, как писал Бунин ,-связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пpопадал по ближайшим деpевням, пас скот вместе с кpестьянскими детьми, ездил в ночное, с некотоpыми из них дpужил.
Подpажая подпаску, он и сестpа Маша ели чеpный хлеб, pедьку,»шеpшавые и бугpистые огуpчики», и за этой тpапезой, «сами того не сознавая, пpиобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан миp «,- писал Бунин в автобиогpафическом pомане «Жизнь Аpсеньева». Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал , по собственному пpизнанию, «божественное великолепие миpа» — главный мотив его твоpчества. Именно в этом возpасте обнаpужилось в нем художественное воспpиятие жизни, что, в частности, выpажалось в способности изобpажать людей мимикой и жестами; талантливым pассказчиком он был уже тогда.
Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет.
Бунин впоследствии напишет:
«Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».
Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь.
Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках.
Брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно. Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.
«Не прошло и года, — вспоминал Юлий, — как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы».
С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе:
«Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».
С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.
Писать Бунин начал рано. Первое стихотворение Иван написал в возрасте восьми лет. В мае 1887 г. журнал «Родина» напечатал стихотворение «Нищий» шестнадцатилетнего Вани Бунина .
В 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом.
«Бунин: страницы судьбы и творчества»
С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона», первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году, заслужив одобрительные отзывы именитых писателей, включая Чехова.
Молодой писатель несколько лет вёл беспокойный образ жизни, нигде не задерживаясь надолго. Он плодотворно трудился и вскоре уже входил в литературную элиту своего времени, сблизился с Александром Куприным, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, познакомился с Антоном Чеховым, Николаем Телешовым, среди его близких знакомых было много художников, музыкантов, включая Сергея Рахманинова. В январе 1894 года Бунин посетил в Москве Льва Толстого.
В свои 19 лет он производил впечатление зрелого человека, в 20 лет становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема — тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.
Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу — «усадебную, полевую и лесную флору Орловщины», родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин «воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь».
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
На первый взгляд стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» посвящено красоте природы — поэт воспевает ее величие и разнообразие. Но в этом стихотворении есть и потайной смысл. Здесь раскрывается нежная и искренняя любовь Ивана Алексеевича к родной стране. Он показывает, на сколько дорого ему то, что в ней есть. Поэт пытается передать свои ощущения через лирику.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
Это лирическое произведение Бунина раскрывает его поэтический талант. Иван Алексеевич зачастую использует природу и ее элементы для того, чтобы показать, что творится у него на душе. Природа России, которая окружала и вдохновляла его, сама по себе вызывала желание воплотить её чудесные образы в поэзии.
А в стихотворении «Родина» наглядно видно, насколько сильной и непобедимой была любовь Бунина к России.
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
Для написания этого стихотворения Ивану Алексеевичу наверно пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения. Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность. Именно в этих строках раскрываются те многогранные чувства, которые испытывал поэт по отношению к своей родной земле.
С самых первых строк стихотворения «Родине» можно ощутить переживание поэта за свою родину, за дом, где он родился.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Эти работы написаны, безусловно, человеком, которого можно назвать патриотом. Родина для Бунина — это не только люди, но и природа.
Внешне стихи Бунина выглядели традиционными как по форме, так и по тематике: природа, радость жизни, любовь, одиночество, печаль утраты и новое возрождение. И все же, несмотря на подражательность, была в бунинских стихах какая-то особая интонация. Это стало более заметным с выходом в 1901 г. поэтического сборника «Листопад», восторженно принятого и читателями, и критиками.
Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все явственнее проявлялся прозаик, причем настолько сильный и глубокий, что первые рассказы Бунина тут же заслужили признание именитых в ту пору писателей Чехова, Горького, Андреева, Куприна.
Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу — помогла глубоко понять натуру русского мужика.
Последнее десятилетие XIX в. обозначилось в России резким размежеванием литературных сил. Об этом времени Иван Бунин говорил:
«Я увидел сразу четыре литературных эпохи: с одной стороны Григорович, Жемчужников, Л. Толстой; с другой — редакция «Русского богатства»; с третьей — Эртель, Чехов; а с четвертой — те, которые, говоря словами Мережковского, «уже преступали все законы, нарушали все черты».
Бунин выбрал то течение, которое было связано с именем Чехова, а в более общем плане, с классическими традициями русской литературы XIX в. А вот к четвертому направлению, где процветали декаданс, акмеизм, символизм, мистика, лубок, вплоть до хулиганствующего футуризма, он всю жизнь питал откровенную неприязнь и даже отвращение. Это ясно видно в «Воспоминаниях» Бунина, которые он написал уже в конце своей жизни. Деликатная и интеллигентная жена писателя Вера Николаевна сетовала: «Ян мне такое диктует, такие вещи про Маяковского, Есенина, Горького, что они ему с того света мстить будут».
Такое отношение объяснимо не только дворянским происхождением (а Бунин дворянский род уважал и в себе и в других как что-то, имеющее некую нравственную ценность), но и его стойкой привязанностью к лучшим образцам классической русской поэзии и прозы.
И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе — реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах — лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин — в интервью «Московской газете» — скажет, что не признает «деления художественной литературы на стихи и прозу».
В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете «Орловский вестник», в ранней молодости.
Он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке.
Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов. разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец (последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие прекрасное чувство любви.
В 1896 г. вышла поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Бунина, который и поныне считается непревзойдённым. Позже он переводил Алкея, Саади, Ф. Петрарку, Д. Н. Байрона, А. Мицкевича, Т. Шевченко и других поэтов.
С выходом в свет сборников «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в художественной жизни России.
Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы писателя — «Перевал», «Новая дорога», «Святые Горы», «На край света», «Сосны», «Антоновские яблоки» — исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности. Ранние рассказы Бунина можно назвать своеобразными «стихотворениями в прозе», они бесфабульны и представляют собой ряд поэтических впечатлений.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа «Антоновские яблоки», созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни.
Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, «тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно».
За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его «печальные элегии» современники считают запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а своё отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие.
Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям.
С 1902 г. Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве «Знание», что, впрочем, не препятствовало его участию в изданиях символистской и модернистской ориентации («Скорпион», «Шиповник», «Земля»).
В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате». В 1909 г. он был избран почетным членом Академии наук, причем признание получила прежде всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. К. Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для русской поэзии начала века.
Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни — в канун первой русской революции 1905 — 1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы «Золотое дно», «Сны» с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького «Знание» и получили высокую оценку Чехова.
После шумного успеха его рассказов в печати появляется, ставшая сразу знаменитой, повесть «Деревня» (1910 г.) — первая крупная вещь Бунина, ставшая самым значительным произведением дооктябрьского периода его творчества. Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции.
Это горькое и очень смелое произведение, в котором перед читателем предстала полубезумная русская действительность со всеми ее контрастами, шаткостью, изломанностью судеб. Бунин, пожалуй, один из немногих русских писателей той поры, не побоялся сказать нелицеприятную правду о русской деревне и забитости русского мужика.
Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни».
Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о «Деревне». Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения «в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон». Вместе с тем, нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.
Повесть потрясла Горького, который услышал в ней «скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее». По его мнению, Бунин заставил «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом — быть или не быть России».
«Деревня» и последовавший за ней «Суходол» определили отношение Бунина к своим героям — слабым, обездоленным и неприкаянным. Но отсюда и сочувствие к ним, жалость, желание понять, что же происходит в страдающей русской душе.
В целом, занимая значительное место в творчестве Бунина, произведения деревенской тематики выдержали испытание временем.
В 1910-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. По оценке Горького «он так стал писать прозу, что если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения».
Параллельно с деревенской тематикой писатель развивал в своих рассказах и лирическую, которая ранее наметилась в стихах. Появились женские характеры, хотя и едва намеченные — очаровательная, воздушная Оля Мещерская (рассказ «Легкое дыхание»), бесхитростная Клаша Смирнова (рассказ «Клаша»). Позже женские типы со всей лирической страстью проступят в эмигрантских повестях и рассказах Бунина — «Ида», «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» и, конечно же, в его знаменитом цикле «Темные аллеи».
В дореволюционной России Бунин, как говорится, «почивал „на лаврах» — трижды ему присуждалась Пушкинская премия; в 1909 г. он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. Писатель размышляет о мировой общечеловеческой душе, которую должен иметь, по его мнению, каждый художник независимо от национальности.
Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Одно за другим он совершает путешествия по России, отправляется и в заграничные поездки. По словам известного советского писателя В. Катаева, Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое — записные книжки и бумага прежде всего.
Подлинных вершин художественного мастерства он достигает в новеллистическом творчестве 1910-х гг. Шедевры его новеллистки этой поры (рассказы «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Братья» (1914), «Легкое дыхание» (1916), «Сны Чанга» (1916) и другие), исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни.
Об отношении Бунина к буржуазной цивилизации можно судить по такому его высказыванию:
«Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть».
В 1914 году разразилась мировая война. Писатель прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе. Один из современников приводит его высказывание тех лет: «Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем».
Бунин возмущен ура-патриотическими заявлениями писателей-оборонцев, которые выступали за продолжение войны до победного конца. Не случайно в 1915 году появляются такие его стихи:
Молчат гробницы, мумии и кости —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный — речь.
И.А. Бунин 1915 г., Москва
«Иван Бунин. На переломе эпох»
В России складывалась неблагоприятная обстановка, в том числе не удовлетворяла писателя литературная ситуация. Это предопределило кризис в творчестве Бунина к концу 1916 года. В это время он отдает предпочтение стихам. Его поэзия обращается к прошлому, пронизана печалью воспоминаний. Что касается прозы, то большей частью он ведет дневниковые записи, на основе которых создает рассказы «Последняя весна», «Последняя осень», «Брань». Они немногочисленны, политически злободневны, носят антивоенный характер.
В канун Октябрьской революции и мироощущение, и гуманистическая направленность творчества характеризуют Бунина, казалось бы, как прогрессивно мыслящего человека. Но он считал, что лишь дворянство, с его высокой культурой, способно управлять Россией. Он не верил в разум и творчество народных масс (повесть «Деревня» наглядно продемонстрировала это). Испугавшись, не поняв смысла Октябрьской революции и не признав возникшего в результате ее победы государство рабочих и крестьян — Советскую Россию — Бунин обрек себя на добровольное изгнание.
«Заложник окаянных дней»
События 1917 г. писатель встретил откровенно враждебно. Он считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество». Размышлениям над ходом революционных событий посвящен дневник «Окаянные дни».
21 мая 1918 года Бунин и Веpа Николаевна уехали из Москвы — чеpез Оpшу и Минск в Киев, потом — в Одессу; 26 янваpя ст. ст. 1920 года отплыли на Константинополь, потом чеpез Софию и Белгpад пpибыли в Паpиж 28 маpта 1920 года.
Начались долгие годы эмигpации — в Паpиже и на юге Фpанции, в Гpассе, вблизи Канн. Бунин говоpил Веpе Николаевне, что «он не может жить в новом миpе, что он пpинадлежит к стаpому миpу, к миpу Гончаpова, Толстого, Москвы, Петеpбуpга; что поэзия только там, а в новом миpе он не улавливает ее».
Возвращение к подлинному творчеству происходит медленно. Тоска по России, неуверенность в будущем угнетали его. Потому первый сборник рассказов «Крик», вышедший за рубежом, составляли только рассказы, написанные в счастливейшее для Бунина время — в 1911 — 1912 гг.
Рассказы первых лет эмиграции весьма разнообразны по своей тематике и настроению, но преобладают в них пессимистические ноты. Особенно потрясает рассказ «Конец», где реалистически передана картина бегства писателя из Одессы за границу на стареньком французском суденышке «Патрас».
И все же писатель постепенно преодолел чувство угнетенности. В рассказе «Роза Иерихона» есть такие проникновенные слова:
«Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память! В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого…»
Живя на родине, Бунин считал, что не обязан всю жизнь писать на русские темы и только о России. В эмиграции он получает неограниченную возможность изучать и брать материал из другой жизни. Но нерусская тематика занимает незначительное место в послеоктябрьском периоде творчества Бунина. В чем же тут дело? По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, «обязан своим бесценным даром» России, родному орловскому краю, его природе. Еще совсем молодым в статье о поэте из народа, своем земляке Никитине, Бунин писал о русских поэтах — это «люди, крепко связанные со своей страной, со своей землей, получающие от нее мощь и крепость»
Слова эти самым непосредственным образом можно отнести к самому Бунину. Естественна и органична была связь писателя с родиной, как воздух для человека, который не замечает, что дышит. Он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался и едва ли не каждый год посещал родные места и деревню, куда его всегда тянуло с непреодолимой силой.
Но вот, оказавшись изгнанником, он как никто другой жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери. И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.
Писатель обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле.
«Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе… И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда прелесть), что эта родина, этот наш общий дом был Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый вздох березовом лесу».
Полный поэзии и любви к родине рассказ заканчивается мотивом гибели России.
Вопреки всем невзгодам, бесконечным лишениям бунинская проза набирала новую высоту. На чужбине вышли книги «Роза Иерихона», «Митина любовь», сборники рассказов «Солнечный удар» и «Божье древо». А в 1930 г. был опубликован роман «Жизнь Арсеньева» — сплав мемуаров, воспоминаний и лирико-философской прозы.
Принято думать, что «Жизнь Арсеньева» — автобиография. Иван Алексеевич отрицал это.
Это не автобиография. Это – слиток всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей. Это – удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша Россия.
«Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов … И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…».
«Жизнь Арсеньева» — это одно из замечательных явлений мировой литературы. К великому счастью, оно в первую очередь принадлежит литературе русской.
Сила языка, сила точного образа в «Жизнь Арсеньева» таковы, что рождают грусть, волнение и даже слезы. Те редкие слезы, которые вызывает прекрасное. Всё, о чем говорит Бунин в этой книге, очень видно, слышно, осязаемо, надолго радует или печалит нас.
10 ноября 1933 г. газеты в Париже вышли с огромными заголовками «Бунин — Нобелевский лауреат». Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу.
Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств — благородное чувство национальной гордости.
Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа. На улице шведы, завидя pусского писателя, оглядывались. Бунин надвигал на глаза баpашковую шапку и воpчал:
— Что такое ? Совеpшенный успех теноpа.
Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием и для самого писателя. Пришло признание, а вместе с ним (хотя и на очень короткий период, Бунины были на редкость непрактичны) материальная обеспеченность.
В 1937 г. Бунин закончил книгу «Освобождение Толстого», которая, по мнению специалистов, стала одной из лучших книг во всей литературе о Льве Николаевиче.
Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 1890-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как «Осенью», «Маленький роман», «Заря на всю ночь», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида» и многие другие.
В конце 30-х — 40-х годах эта тема становится главной. В1943 г. в Нью-Йорке выходят «Темные аллеи» — вершина лирической прозы писателя, подлинная энциклопедия любви. Ее составили 38 рассказов.
В «Темных аллеях» можно найти все — и возвышенные переживания, и противоречивые чувства, и неистовые страсти. Но ближе всего Бунину была любовь чистая, светлая, подобная гармонии земли с небом. В «Темных аллеях» она, как правило, коротка, а порой мгновенна, но ее свет озаряет всю жизнь героя.
Созданные фантазией художника, герои без остатка поглощены любовью. Для них это чувство — главное в жизни. Мы не находим подробностей их профессии, социального положения, но поразительны одухотворенность, сила и искренность чувств. Это создает атмосферу исключительности, красоты и романтичности. И совсем не важно, сам ли герой, предчувствуя любовь, ищет и находит ее, или она родилась внезапно, поразив как солнечный удар. Главное, что это чувство ошеломляет человеческую душу. И что особенно примечательно, у Бунина чувственное и идеальное составляют тот сплав, гармонию, которые свойственны для нормального, а не ущемленного проявления истинного чувства.
Любовь, как ослепительная вспышка, озаряет души влюбленных, она — высочайшее напряжение духовных и физических сил и поэтому вечно продолжаться не может. Зачастую ее финал приводит к гибели одного из героев, но если жизнь продолжается, до конца дней она озарена великим чувством.
По форме рассказы сборника «Темные аллеи» — самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. «Темные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства», — писал он.
В 1936 году Бунин отправился в путешествие в Германию и другие страны, а также для свидания с издателями и переводчиками. В германском городе Линдау впервые он столкнулся с фашистскими порядками: его арестовали, подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.
В октябре 1939 года Бунин поселился в Гpассе на вилле «Жаннет», прожил здесь всю войну.
Пpи немцах Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье и голоде. Иван Алексеевич сильно переживал за судьбу Родины, к завоевателям относился с ненавистью и с восторгом принимал все сообщения о победах Красной армии.
В 1945 году он навсегда распрощался с Гpассом и первого мая возвратился в Паpиж.
Последние годы жизни писатель посвятил работе над книгой о Чехове. К сожалению, этот труд остался незавершенным.
33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 г., провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России.
Мыслями и душой он стремился в Россию, о чем говорит письмо старому другу Телешову, где Бунин признавался: «Очень хочу домой».
Последние годы жизни писателя были омрачены особо острой нуждой: постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках.
Были у него основания для сомнений, ведь при жизни не выпало на долю писателя громкой славы, хотя и не был он обойден высокими почестями (присвоение звания академика императорской Академии наук в 1909 г., присуждение Нобелевской премии в 1933 г.). Однако произведения его выходили за рубежом нечасто, лишь сотнями экземпляров, и были известны самому узкому кругу читателей.
После войны Бунины вернулись в парижскую квартиру. В июне 1946 года в Советском Союзе вышел указ «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российский империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции». Как писала в те дни Вера Николаевна, обнародование документа вызвало много волнений в эмигрантской среде, в некоторых семьях произошёл раскол: «Одни хотели ехать, другие — оставаться». Вот что вспоминает о возвращении Бунина на родину Константин Симонов:
«Заговорив о возвращении, он сказал, что, конечно, очень хочется поехать, посмотреть, побывать в знакомых местах, но его смущает возраст. Поздно, поздно… Я уже стар, и друзей никого в живых не осталось. Из близких друзей остался один Телешов, да и тот, боюсь, как бы не помер, пока приеду. Боюсь почувствовать себя в пустоте. (…) А я привязался к Франции, очень привык, и мне было бы трудно от неё отвыкать. А брать паспорт и не ехать, оставаться здесь с советским паспортом — зачем же брать паспорт, если не ехать? Раз я не еду, буду жить так, как жил, дело ведь не в моих документах, а в моих чувствах…»
Возвращение не состоялось, и Бунин, имея эмигрантский паспорт, до последних дней оставался человеком без гражданства.
Свою последнюю дневниковую запись Иван Алексеевич сделал 2 мая 1953 г.:
«Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»
В своих воспоминаниях Бунин писал:
«Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить… 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа… Как не позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему…»
В октябре 1953 года состояние здоровья Ивана Алексеевича резко ухудшилось. В доме почти постоянно находились друзья семьи, помогавшие Вере Николаевне ухаживать за больным, в том числе Александр Бахрах; ежедневно приезжал доктор Владимир Зернов. За несколько часов до смерти Бунин попросил жену почитать ему вслух письма Чехова.
В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 г. Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. Причиной смерти, по словам доктора Зернова, стала сердечная астма и склероз лёгких.
Отпевание было торжественным — в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты — и русские, и французские — поместили обширные некрологи.
А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 г. (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Памятник на могиле был сделан по рисунку художника Александра Бенуа.
Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты — раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель —
Певучий звон… Все — только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты
Хранят лишь прах. Теперь ты мысль. Ты вечен. «Памяти» Иван Бунин
Рядом с Буниным через семь с половиной лет нашла свой покой верная и самоотверженная спутница его жизни Вера Николаевна Бунина.
Четыре любови Бунина
С осени 1889 года Иван Бунин pаботал в pедакции газеты «Оpловский вестник». Здесь он познакомился с Ваpваpой Владимиpовной Пащенко, дочеpью елецкого вpача, pаботавшей коppектоpом. Его стpастная любовь к ней вpеменами омpачалась ссоpами. В 1891 году она вышла замуж, но бpак их не был узаконен, жили они не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Аpсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика».
Многие пpедставляют себе Бунина сухим и холодным. В. Н. Муpомцева-Бунина говоpила:
«Пpавда, иногда он хотел таким казаться, — он ведь был пеpвоклассным актеpом», но «кто его не знал до конца, тот и пpедставить не может, на какую нежность была способна его душа «.
Он был из тех, кто не пеpед каждым pаскpывался. Он отличался большой стpанностью своей натуpы. Вpяд ли можно назвать дpугого pусского писателя, котоpый бы с таким самозабвением, так поpывисто выpажал свое чувство любви, как он в письмах к Ваpваpе Пащенко, соединяя в своих мечтах обpаз со всем пpекpасным, что он обpетал в пpиpоде, а также в поэзии и музыке. Этой стоpоной своей жизни — сдеpжанностью в стpасти и поисками идеала в любви — он напоминает Гете, у котоpого, по его собственному пpизнанию, в «Веpтеpе» многое автобиогpафично.
В 1898 г. Бунин женился на гречанке Анне Цакни, пережив перед этим сильную влюбленность и последовавшее за ней сильное разочарование к Варваре Пащенко.
Анна была дочерью одесского грека, издателя и редактора «Южного обозрения» Николая Цакни. Грек приметил Бунина и его молодых друзей — литераторов и журналистов Федорова, Куровского, Нилуса. Ему сразу же приглянулась Анна, высокая, пышноволосая, с темными глазами. Он почувствовал, что снова влюблен, но все раздумывал и приглядывался.
Анна принимала его ухаживания, гуляла с ним по приморским бульварам, пила белое вино, заедая кефалью, и никак не могла понять, чего он медлит. Он решился внезапно и в один из вечеров сделал предложение. Венчание назначили на 23 сентября 1898 года.
В августе 1900-го Аня родила сына. Но Коленька не прожил и пяти лет, скончавшись в январе 1905 года от менингита. Горе Бунина было безмерно, он не расставался с фотографией ребенка во всех своих странствованиях. Анна после смерти сына замкнулась, ушла в себя, не хотела жить. Через годы пришла в себя, но замуж второй раз не вышла. Но все это время не хотела давать ему развод. Даже тогда, когда он связал свою жизнь с Верой…
Впрочем, по собственному признанию Ивана Алексеевича, Цакни он никогда не любил.
В 1910-е годы Бунин много путешествует, выезжает за границу. Он посещает Льва Толстого, знакомится с Чеховым, активно сотрудничает с горьковским издательством «Знание», знакомится с племянницей председателя первой Думы А. С. Муромцева Верой Муромцевой. И хотя фактически Вера Николаевна стала «госпожой Буниной» уже в 1906 г., официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 г. во Франции. Только к этому времени Бунину удалось добиться развода с Анной Цакни.
Вера Николаевна была предана Ивану Алексеевичу до конца его жизни, став ему верной помощницей во всех делах. Обладая большой духовной силой, помогая стойко переносить все невзгоды и тяготы эмиграции, Вера Николаевна имела еще и великий дар терпения и всепрощения, что было немаловажно при общении с таким трудным и непредсказуемым человеком, каким был Бунин.
…Они познакомились в конце двадцатых в Париже. Иван Алексеевич Бунин, 56-летний знаменитый писатель, и Галина Кузнецова, никому не известная начинающая писательница, которой не исполнилось и тридцати. Все вполне могло бы обойтись тривиальной любовной интрижкой по меркам бульварного романа. Однако этого не произошло. Обоих захватило настоящее серьезное чувство.
Галина без оглядки отдалась нахлынувшему чувству, она немедленно бросила мужа и стала снимать квартиру в Париже, где влюбленные целый год встречались урывками. Когда же Бунин понял, что не хочет и не может жить без Кузнецовой, то пригласил ее в Грасс, на виллу «Бельведер», в качестве ученицы и помощницы. И так они начали жить втроем: Иван Алексеевич, Галина и Вера Николаевна, жена писателя.
Эта любовь Ивана Алексеевича была и счастливой, и мучительно трудной. Она же оказалась и безмерно драматичной. В 1942 г. Кузнецова покинула Бунина, увлекшись оперной певицей Марго Степун.
Иван Алексеевич прожил сложную жизнь. Он много видел, знал, много любил и ненавидел, много трудился, иногда жестко ошибался, но всю жизнь величайшей, нежнейшей, неизменной его любовью была родная сторона — Россия.
Однако чувство родины и русского языка у него было огромно, и он пронес его через всю жизнь.
«Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее», — говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы.
Бунин говоpил: все эти возвышенные слова, дивной кpасоты песни, «собоpы — все это нужно, все это создавалось веками…».
При жизни произведения Ивана Алексеевича не издавались, но потом эпохи забвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему у наших читателей появилась, наконец, возможность познакомится с его удивительным даром.
Писательский талант Ивана Алексеевича Бунина давно признан и оценён читателями по достоинству.
“Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души”.
Эти слова сказал Максим Горький, характеризуя творчества И.А. Бунина. Да, как глубока и объемна оценка!
Бунин — один из самых замечательных писателей, признанный классик литературы ХХ века, творчество которого огромно в своем многообразии и многогранно. Постигая творчество Ивана Алексеевича, мы вместе с автором размышляем об идеалах добра, верности, красоты, задумываемся о смысле жизни.
Он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни, так как его творчество, тесно связано с историей его семьи и историей России в целом.
Бунин говорил, что “его всегда волновали земля и народ”. Любовь к России была основой его духовного опыта. Он писал, как бы подводя итог своей жизни, в стихотворении “И цветы, и шмели, и трава, и колосья”.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
До И.А. Бунина в русской литературе еще никому не удавалось так возвышенно, печально и тонко передать психологическое состояние человека в момент переживания любовного чувства, создать такую интересную и самобытную философию любви!..
Чем больше читаешь произведения Ивана Бунина, тем яснее становится, что Бунин почти неисчерпаем…
Мы предлагаем вам принять участие в литературной викторине «Бунин на все времена», ответить на вопросы которой можно, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf
Здесь же вас будут ждать увлекательные ребусы.
Произведения И.А. Бунина:
1. Бунин, И.А. Антоновские яблоки : рассказы / И. А. Бунин. — Москва :
Дрофа-Плюс, 2007. — 64 с. — (Внеклассное чтение).
2. Бунин И.А. Деревня : повести и рассказы / И. А. Бунин. — Москва :
Художественная литература, 1990. — 319 с.
3. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева : роман и рассказы / И. А. Бунин. — Москва :
Советская Россия, 1991. — 317 с.
4. Бунин, И. А. Лёгкое дыхание : рассказы / И. А. Бунин. — Москва : Вагриус,
2002. — 207 с.
5. Бунин, И. А. Листопад / И. А. Бунин ; худож. Н. Устинов. — Москва : Малыш,
1988. — 16 с. — (Школьная библиотека).
6. Бунин, И. А. Митина любовь : повести и рассказы / И. А. Бунин. — Москва :
АСТ ; Харьков : Фолио, 2000. — 448 с. — (Мировая классика). —
7. Бунин, И. А. Окаянные дни / И. А. Бунин. — Москва : Эксмо-Пресс, 1999. — 702
с. — (Русская классика).
8. Бунин, И. А. Публицистика. 1918-1953 / И. А. Бунин. — Москва : Наследие,
2000. — 640 с.
9. Бунин, И.А. Стихотворения и переводы / И. А. Бунин ; сост., авт. вступ. ст.
и коммент. О. Н. Михайлов. — Москва : Современник, 1986. — 527 с. : ил. —
(Классическая библиотека «Современника»).
10. Бунин, И. А. Тёмные аллеи : рассказы / И. А. Бунин. — Москва : РИПОЛ
классик, 2007. — 61 с. — (Классика в дорогу).
Публикации о писателе и его произведениях:
Книги:
11. Безелянский, Ю. Н. 99 имен Серебряного века / Ю. Н. Безелянский ; худож. А. Новиков. — Москва : Эксмо, 2008. — 640 с. : ил.
12. Еремин, В.Н. Сто великих поэтов / В. Н. Еремин. — Москва : Вече, 2006. — 470 с. : ил. — (100 великих).
13. Иванов, Г. В. 100 великих писателей / Г. В. Иванов, Л. С. Калюжная. — Москва : Вече, 2006. — 592 с. — (100 великих).
14. Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина / В. Я. Линков. — Москва : Изд-во МГУ, 1989. — 174 с.
15. Лукьянченко, О. А. Русские писатели : биогр. словарь-справочник для школьников / О. А. Лукьянченко. — 4-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 507 с. — (Большая перемена).
16. Смирнов, Л. А. Бунин И. А. : жизнь и творчество / Л. А. Смирнов. — Москва : Просвещение, 1991. — 192 с.
18. Сто великих мастеров прозы / Т. В. Грудкина [и др.]. — Москва : Вече, 2009. — 480 с. — (100 великих).
Статьи:
19. Климчукова, В. Н. Выбор жизненного пути героями сборника рассказов И. А. Бунина «Под серпом и молотом» / В. Н. Климчукова // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 31-33.
20. Мартынюк, О. А. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?». Русские писатели и революция / О. А. Мартынюк // Литература в школе. — 2019. — № 5. — С. 15-18.
21. Кургуз, С. П. «Очень русский человек» / С. П. Кургуз // Литература в школе. — 2017. — № 7. — С. 11-14. — Библиогр.: 4 назв.
22. Зубков, В. А. Рассказ особого назначения : [жанровое и идейное устройство рассказа И. Бунина «Косцы»] / В. А. Зубков // Литература. — 2017. — № 1/2. — С. 31-32.
23. Василенко, Е. В. Тема нелюбви в рассказе Ивана Бунина «Кавказ» / Е. В. Василенко // Литература в школе. — 2016. — № 6. — С. 12-15. — Библиогр. : 5 назв.
24. Кургуз, С. П. Удивительный мир запахов и чувств в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» / С. П. Кургуз // Литература в школе. — 2016. — № 3. — С. 24-28.
25. Заец, С. М. Ценность творчества И. А. Бунина для современного читателя / С. М. Заец // Литература в школе. — 2016. — № 3. — С. 10-13. — Библиогр. : 4 назв.
26. Безносов, Э. Л. О стихотворении И. А. Бунина «Ритм» : ритм как основа жизни / Э. Л. Безносов // Литература в школе. — 2015. — № 10. — С. 16-18. — Библиогр.: 2 назв.
27. Зубкова, А. Вечный странник / А. Зубкова // Смена. — 2014. — № 6. — С. 4-13.
28. Качурин, М. Г. О рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» / М. Г. Качурин // Русская словесность. — 2013. — № 6. — С. 31-37.
29. Себежко, Е. С. Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» : от мифологической образности к символике апокалипсиса / Е. С. Себежко // Литература в школе. — 2013. — № 7. — С. 12-15. — Библиогр. : 22 назв.
Дорогие друзья!
Вот и завершается наше виртуальное мероприятие.
Давайте сегодня, в день юбилея Ивана Алексеевича Бунина, еще раз вспомним о нем, откроем томик великого русского писателя и окунемся в удивительный мир бунинских сюжетов и литературных образов!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета