Литературная гостиная «Великий мастер русской драмы» (к 200-летию со дня рождения А. Н. Островского)

Уважаемые читатели!

12 апреля исполнилось 200-лет со дня рождения А. Н. Островского. Александр Николаевич Островский (12 апреля 1823 — 14 июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Детство и часть юности Островского прошли в самом центре Замоскворечья. Именно здесь сформируются типажи, которые впоследствии он воспроизведет в своих комедиях. Не окончив университетский курс юриста, Александр поступил на службу писцом, где продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства замоскворецкими типажами.Островский не имел литературного образования. Однако он был человеком внимательным и обладал каким-то природным чутьем на слово, язык, а также сюжеты и характеры. Во многом это было связано с его службой. За годы работы на мелких чиновничьих постах он повидал немало людей, которые легли в основу привычных типажей.

Началом профессиональной литературной деятельности Островского стала пьеса «Картина семейного счастья», написанная в 1847 году. Настоящий успех Островскому принесла комедия «Банкрот» (затем получившая название «Свои люди — сочтёмся»). Её герой, купец Большов, умышленно объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиторам. Эта пьеса была напечатана в шестом номере журнала «Москвитянин» за 1850 год. Дальнейшее печатание её было запрещено, а за драматургом установлен негласный полицейский надзор. С 1850 года вплоть до закрытия издания в 1856 году Островский в «Москвитянине» публиковал свои пьесы из жизни купеческого быта и участвовал в работе редакции.

В пьесах Островского — совершенная драматургия: четкий сюжет, понятные персонажи, но очень сложные взаимоотношения. Поэтому его произведения охотно ставят современные режиссеры — они всегда находят в них что-то новое.

Создание пьесы «Гроза»

На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России.

Гроза олицетворяет неминуемую угрозу, которая нависла над обществом. А. Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже давно ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Строки из известной статьи литературного критика Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» (1860):

«…создан образ Катерины, который «составляет шаг вперед» не только в творчестве Островского, но и во всей русской литературе».

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».

Фильм: «Александр Островский. Великие имена России«

По пьесам Островского снято более 80 фильмов. Среди них – художественные фильмы, фильмы-спектакли, мультфильмы и фильмы-балеты. Некоторые пьесы экранизировались по два-три раза, а «Бесприданница» и «Снегурочка» – по шесть.

Наиболее известны картины – «Женитьба Бальзаминова» (1964) и «Жестокий романс» (1984).

27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра к 100-летию со дня рождения писателя был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.

В 1954 году в Москве во дворе двухэтажного дома, где родился и жил Островский (на Малой Ордынке), был воздвигнут бюст писателя работы скульптора Георгия Мотовилова.

В 1984 году в Москве в доме, где родился драматург, был открыт Дом-музей А.Н. Островского.

Имя Александра Островского было присвоено ряду театров. В 1897 году – Кинешемскому драматическому театру (Ивановская область), в 1923 году – Костромскому государственному драматическому театру, в 1950 году – Ирбитскому драматическому театру (Свердловская область), в 1960 году – Уральскому областному театру драмы (Казахстан).

В усадьбе драматурга в Костромской области открыт мемориальный и природный музей-заповедник Александра Островского «Щелыково».

С 2008 года в Костроме ежегодно в декабре проводится театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» (учрежден в 1973 году).

С 1993 года ежегодно в Москве в Малом театре проходит театральный фестиваль «Островский в Доме Островского».

Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства и душевной чистоты. В последний период творчества им была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870–1880 годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие.

В своей пьесе «Бесприданница» Островский удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Известные цитаты из произведений драматурга:

«Бедность не порок» (1853):
«Любви золотом не купишь» (Любовь Гордеевна);
«Эх, кабы я беден был, я бы и человек был» (Любим Торцов);
«Какие нежности при нашей бедности!» (Гордей Карпыч);
«Коли ты честный – не водись с бесчестным,
не трись подле сажи – сам замараешься». (Гордей Карпыч);
«Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги,
он дело сделает». (Гордей Карпыч).
«Гроза» (1859)
«Нет, говорят, своего – то ума.
И, значит, живи век чужим…» (Тихон Кабанов);
«Красота – то ведь погибель наша!» (полусумасшедшая барыня);
«Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь…» (Варвара).
«Бесприданница» (1878)
«Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует» (Кнуров)
«Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода» (Паратов)
«Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться» (Лариса).

Обладая незаурядным темпераментом, Островский деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный репертуар, за новую этику актёра.

Интересные факты из жизни А. Н. Островского.

  • Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.
  • В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».
  • Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».
  • Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10–15 страниц.
  • По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Н. Островский в музыке: справочник / сост. Г. К. Иванов; [вступ. ст. А. Красинской]. — 1976
  2. Буянин, Юрий Николаевич. Наш современник Островский Александр Николаевич: русский драматург / [Ю. Н. Буянин]; вступ. слово А. С. Козлов. — 2015
  3. Бялик, Борис Аронович. М. Горький — драматург / Б. Бялик. — 1977
  4. ДОМ-МУЗЕЙ А.Н. Островского в Москве: дом в Замоскворечье: [фотоальбом / авт.-сост. и авт. текста Л.И. Постникова; фотосъемка А.А. Захарченко]. — 1988
  5. Журавлева, Анна Ивановна. А.Н. Островский — комедиограф / А.И. Журавлева. — 1981
  6. Журавлева, Анна Ивановна. Театр А. Н. Островского: кн. для учителя. — 1986
  7. Костелянец, Борис Осипович. «Бесприданница» А.Н. Островского / Б.О. Костелянец. — 1982(Массовая историко-литературная библиотека)
  8. Лакшин, Владимир Яковлевич. Александр Николаевич Островский. — 1982(Серия «Жизнь в искусстве»)
  9. Островская, Светлана Дмитриевна. Рукой Горького: Советская русская проза в личной библиотеке А. М. Горького. — 1985
  10. Павленков Ф., Достоевский. Островский. Салтыков-Щедрин. Лев Толстой: [Биогр. очерки]. — 1996
  11. Русская драма эпохи А.Н. Островского: [Сборник] / Сост., общ. ред., вступ. ст. [с. 6-42] А.И. Журавлевой. – 1984. — (Университетская библиотека)
  12. Сухих, И. Н. Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике: [сборник] / ЛГУ; [Сост., авт. вступ. ст., с. 5-26, и примеч. И. Н. Сухих]. — 1990

Викторина «А. Н. Островский»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ответственный: Олейник Н. А.