Литературно — музыкальная гостиная    «Шаляпин и Рахманинов. На перекрестке судеб»

«Чертовски богата Россия талантами…»

Максим Горький

Уважаемые читатели!

Два гения, прославившие Россию и русскую музыку, чье искусство составило целую эпоху в русской и мировой культуре, два художника, чьи имена навсегда останутся в памяти потомков, два гениальных современника, связанные совместным творчеством и прекрасной, светлой дружбой, прошедшей через всю жизнь. Оба были многогранно, фантастически одарены от природы: Рахманинов – гениальный композитор, пианист, дирижер.
Шаляпин — гениальный певец, замечательный художник, график, скульптор, поэт, переводчик, писатель.

Оба прекрасно отзываются друг о друге:
«Моя связь с Шаляпиным — одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни»

Сергей Рахманинов

«Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не «я пою», а «мы поем»

Фёдор Шаляпин

Мир знает Рахманинова как композитора, феноменального пианиста и великого дирижера. Те же эпитеты вбирает в себя характеристика творчества Шаляпина — певца, артиста, чтеца и режиссера.

Вспыхнув одновременно, они в параллельном движении на орбитах музыки и театра дали такой световой поток, которому гореть века.

Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873-ем году в Казани в крестьянской семье. Уже в детском возрасте у мальчика обнаружился красивый голос. С девяти лет он пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал. Однако свободного времени у него было немного, он был вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра.  Путь же Шаляпина в искусство был неровен и тернист. Отец резко противодействовал увлечению сына искусством. Он говорил ему:

— В дворники надо идти, в дворники, а не в театр. Будешь дворником – и кусок хлеб будет…

Федор Иванович Шаляпин и в дальнейшем всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким, не стоящим внимания.

— Они напоминают мне, — говорил певец, — одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:

— А ты, барин, чем занимаешься? — спрашивает.

— Да вот пою.

— Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь — это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь-то?

Федор Шаляпин известен во всём мире, как легендарный певец. У него был мощный, богатый разнообразными оттенками бас. Кроме того, он обладал огромным драматическим дарованием. Постепенно стало ясно и понятно, что он соединил в себе прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные и необыкновенное актерское мастерство. Мир по достоинству оценили вклад великого русского певца в историю музыкального искусства.

Сергей Васильевич Рахманинов родился  в 1873-ем году, но не в крестьянской, а в дворянской, образованной, музыкальной семье.

Когда Сергею Рахманинову было 8 лет, семья переехала в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории. Он окончил консерваторию как пианист и композитор, получив Большую золотую медаль за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко». Чайковский, который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре.

Последние несколько лет учебы в консерватории Рахманинов часто общался с П.И. Чайковским, который внимательно наблюдал за талантливым студентом и во многом помогал ему. Долгие годы дружбы соединяли Рахманинова и с его учителем и старшим товарищем С.И.Танеевым. Придя на должность второго дирижера в театре С.И.Мамонтова, Рахманинов встретился с выдающимися русскими художниками и артистами — В. Серовым, К. Коровиным, Н.И. Забелой-Врубель. Там же завязалась тесная дружба с великим певцом Ф.И. Шаляпиным, который оставался ближайшим другом Рахманинова до конца жизни.

Работа связала этих музыкантов дружбой на всю жизнь и стала значительной вехой в их биографии. Это период расцвета дирижерского дарования Рахманинова, совершенствования вокального и артистического мастерства Шаляпина, время совместных творческих поисков в работе над оперными спектаклями.

Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Они были очень разные. Вот, как рассказывают об этом их современники:

«Шаляпин — динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов — сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин много говорил, жестикулировал. Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой. Федор Иванович прекрасно чувствовал себя в любой компании. Сергей Васильевич сторонился надоедливых, бестактных. У певца душа была «нараспашку». Композитор раскрывался только перед близкими ему людьми. Что же сблизило этих столь разных людей, что сделало их друзьями на всю жизнь? Ответ однозначен — ТАЛАНТ. Их объединяла горячая и бескорыстная любовь к высокому искусству. Они часами репетировали, готовясь к совместным выступлениям. После этого на сцене был великолепный ансамбль.»

(Из воспоминаний певицы Ю.С. Фатовой-Бакалейниковой).

В начале девятисотых годов в квартире писателя Н.Д. Телешова каждую среду собирался кружок молодых в то время писателей, только что входивших в известность, таких как Вересаев, Серафимович, Бунин, в том числе был и молодой Горький. Заинтересовался кружком и Шаляпин.

Писал Н.Д. Телешов

«Вспоминается один осенний вечер 1904 года, совершенно исключительный по впечатлению. Меня внезапно известили, что сегодня вечером у меня будут гости, и много гостей: приехал в Москву Горький, обещал приехать Шаляпин, будут петербуржцы и многие товарищи, которые все уже извещены и приедут непременно. Действительно, к вечеру собралось немало народу. А Шаляпин, как только вошёл, сейчас же заявил нам шутливо:

— Братцы! Петь до смерти хочется!

Он тут же позвонил по телефону и вызвал Сергея Васильевича Рахманинова, и ему тоже сказал:

— Серёжа! Возьми скорее лихача и скачи на «Среду». Петь до смерти хочется. Будем петь всю ночь!

Рахманинов вскоре приехал. Шаляпин не дал ему даже чаю напиться. Усадил за пианино — и началось нечто удивительное. Это было в самый разгар шаляпинской славы и силы. Он был в необычайном ударе и пел действительно без конца. На него нашло вдохновение. Никогда и нигде не был он так обаятелен и прекрасен, как в этот вечер»…

Шаляпин преклонялся перед Рахманиновым. При виде своего наставника внешне и внутренне подтягивался, ибо верил ему безоговорочно: «что Сережа скажет — то закон». Иола Торнаги — жена Шаляпина — говорила, что Сергей Васильевич был единственным человеком, кого боялся Федор Иванович. Рахманинов в свою очередь дружбу и совместную работу с Шаляпиным считал одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний своей жизни. Его поражала титаническая мощь дарований друга.

Композитор Н. Метнер утверждал: «Рахманинов — божьей милостью музыкант, помимо его сверхъестественных способностей». Полифонично звучало рахманиновское мнение: Шаляпин  — это «необычайный, удивительный артист… богатырь… он быстро вознесся на пьедестал, с которого не сходил, не оступился до последних дней своих». К сказанному о Шаляпине можно добавить, что он был еще замечательным художником, графиком, скульптором, поэтом, переводчиком, писателем.

В конце 1917-го года Рахманинов вместе с семьей уехал из России навсегда. Мировая слава, пришедшая к обоим музыкантам, сотни километров, разделившие их, не только не нарушили дружбу, но сделали ее крепче. После приезда Шаляпина в США, его встречи с Рахманиновым возобновились.

Мировая слава, пришедшая к обоим музыкантам, сотни километров, разделившие их за границей, не только не нарушили их дружбу, но сделали ее крепче. Памятью о ней остались пять романсов Рахманинова, посвященные Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Оброчник», «Судьба». Больше всего Шаляпин любил последний романс на слова А.Н. Апухтина, где развита тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. Его он наиболее часто включал в программы своих концертов, став непревзойденным исполнителем этого сочинения. Когда же он пел романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.

Сложившиеся личностно и артистически в России, Рахманинов и Шаляпин стали великими представителями русской музыкальной культуры во всем мире, совершившими переворот в музыкальном искусстве начала ХХ века. Однако оба музыканта вынуждены были уехать из своей страны в период трагических потрясений. Вторую половину жизни они провели на чужбине. Служение России, русскому искусству за рубежом – важная грань их творческого наследия.

Дружба между великими музыкантами длилась до самой кончины Фёдора Ивановича Шаляпина в апреле 1938-го года в Париже. За один день до этого состоялся последний разговор между этими великими людьми и настоящими друзьями. Шаляпин во время этой последней встречи высказал мысль — если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов ответил, что тоже напишет книгу, она будет о Шаляпине. Федор Иванович одарил своего друга улыбкой. На этом они расстались. Навсегда.

Рахманинов не написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нем: «Шаляпин никогда не умрет. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем… Для будущих поколений он будет легендой».

Сергей Васильевич Рахманинов умер 28 марта 1943 года в США, не дожив трёх дней до своего семидесятилетия.

Великий русский композитор умер, а музыка его осталась. Фортепианные произведения Рахманинова входят в репертуар всех известных пианистов мира.

«Я русский композитор, — писал Рахманинов, — и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

Интересные факты

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:

— Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

— Но если вы против… — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

— Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, — подсказал кто-то.

Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.

— Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните… Рахманинов так и сделал.

— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился Петр Ильич.

Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта…

— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.

— Ну, видите ли, я еще немножко и человек…

Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: — Почему маэстро так скромно одевается?

— Меня все равно здесь никто не знает, — ответил Рахманинов.

Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.

И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:

— Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.

— Зачем, ведь меня и так все знают, — пожал плечами Рахманинов.

Подготовка к концертам нередко проходила в доме Рахманиновых, где Шаляпин был «свой человек». Репетировали все, что стояло в программе певца: романсы, арии, русские народные песни. После репетиции, как рассказывала жена композитора Наталия Александровна, Федор Иванович, зная, что его друг обладал чувством юмора и любил шутку, забавно дурачился. «То он вскакивал на фортепиано, изображая наездницу, то уходил в переднюю, что-то там делал со своим лицом и шапкой и выходил то Наполеоном, то Данте, то еще кем-нибудь.

Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:

— Пожар!

Поднялась паника, крики… Но Шаляпин вдруг рассмеялся:

— Теперь вам понятно, что такое искусство?..

Разумеется, никакого пожара не было.

Много лет назад в Большом театре шла опера «Дон Карлос». Партию Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора — Василий Петров.

Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.

Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:

— А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!

— Нет, Вася, не перепоешь! — ответил Шаляпин.

— Перепою!

— Нет, не перепоешь!

Начался акт.

Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр — партера до галерки.

В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.

Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.

Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо сказал Петрову:

— Ну, вот и все! А ты орешь!..

Федор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов. Они был свидетелями мировых войн и трёх русских революций. Они долгие годы жили вдали от Родины, но до конца своих дней чувствовали себя русскими людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев А. Д. С. В. Рахманинов: жизнь и творческая деятельность. Москва, 1954

Воспоминания о Рахманинове: [В 2 т.]. Москва, 1974

Рахманинов С. В. Сергей Рахманинов: воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. Москва, 2010

Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. Москва, 1984 (Русские и советские композиторы)

Шаляпин Ф. И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. Санкт-Петербург, 2010 (Азбука-классика)

Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни. Москва, 2015 (Эксклюзивные мемуары) (Времена)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!