Литературно-поэтическая гостиная «Жить, любить и верить»

Недюжинный талант Роберта Рождественского отразился в его стихах. В них чувствуется сила, уникальность и поразительная атмосфера. Он писал о том, во что свято верил, поэтому его поэзию так легко читать и понимать.

Ему всегда удавалось сохранять свое лицо. Его строку не спутаешь ни с какой другой. Он был и остался одним из самых последовательных, самых верных себе.

Родился Рождественский 20 июня 1932 года в алтайской глубинке в селе Косиха. Необычное имя ему досталось в честь революционера Роберта Эйхе.  Роберт был ребенком военного времени. В девятилетнем возрасте дважды попытаться сбежать на фронт, правда обе попытки ограничились вокзалом. Его родители ушли на фронт в первые дни войны. В то время Роберт носил отчество и фамилию родного отца Станислава Петкевича, офицера НКВД, погибшего в 1945 году. Отцу поэта, военнослужащему, часто приходилось менять место жительства, — соответственно «бродячее» детство выпало и Роберту. Не было у него «заветных полей» и «соловьиных рощ». Однажды в течении одного учебного года ему пришлось из-за переезда сменить четыре школы. А около двух лет во время войны он прожил в детском доме: его мать, военврач, находилась на фронте. Так что характер будущего поэта формировали острая смена жизненных впечатлений, все новые и новые знакомства с самыми разными людьми. Интересен факт, что свой первый стих

С винтовкой мой папа уходит в поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зеленую сумку берет,

Уходит сестрой в лазарет.

Роберт посвятил своему отцу.

Война не отпускала поэта всю жизнь. Да разве можно это забыть?! На письменном столе Рождественского старая фотография. На ней шесть очень молодых, красивых парней. Это шесть братьев матери поэта. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему — 29. Все они в сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели стать только солдатами. И погибнуть.

Поэму «Реквием», по признанию Роберта Рождественского, он написал и для этих шестерых. Писал и, по его словам, чувствовал свой долг перед ними, вину.

Помните!

Через века,

через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,-

помните!

Мама, Вера Павловна Федорова еще до войны, работая директором школы, получила медицинское образование и была призвана как военный медик. В результате, воспитанием мальчика занималась бабушка по материнской линии. В 1943 г. не стало бабушки поэта, после чего мать Роберта оформила сына в детский приют. Забрать его она смогла после окончания войны. К тому времени, женщина повторно вступила в брак с фронтовиком Иваном Рождественским.

Отчим дал пасынку не только свою фамилию, но и отчество. После победы над фашистами, Роберт вместе с родителями обосновался в Ленинграде. В 1948 г. семейство переехало в Петрозаводск. Именно в этом городе началась творческая биография Рождественского.

Первые стихи, на которые обратили внимание, были изданы в 1950 г. В следующем году ему удается со 2-й попытки стать студентом Литературного института имени М. Горького. После 5-летнего обучения в вузе Роберт переезжает в Москву, где знакомится с начинающим поэтом Евгением Евтушенко. К тому моменту, Рождественский уже опубликовал два собственных поэтических сборника – «Испытание» и «Флаги весны», а также стал автором поэмы «Моя любовь».

Большим везением стало то, что в это время в институте обучалось созвездие молодых талантливых поэтов, каждый из которых имел яркую индивидуальность и собственную гражданскую позицию. Кроме Рождественского в это число входили Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Позже, когда к ним присоединились Андрей Вознесенский и Булат Окуджава, образовалась знаменитая «золотая пятерка”, способная собирать стадионы, заражать людей поэтическим пафосом, утверждать и отстаивать свои гражданские позиции.

Все студенты были абсолютно нищими, ребята ходили в вытертых, выгоревших лыжных костюмах, в застиранных рубашках, приходилось подрабатывать.

Роберт был плохо одет даже на литинститутском фоне… Но выделялся своей добротой и внимательностью, полным неприятием бездуховности, пошлости, фальши.

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один…

Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила…

Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну…

Рождественский, творчество которого отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью обращался к актуальным поэтическим темам. В его стихах отражались темы борьбы за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй мировой войны, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни. Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В. Маяковского.

Начальное творчество Роберта Ивановича было насыщено «советскими идеями», но позже его поэзия начала становиться все более лиричной. Появляются работы, в которых большое внимание уделяется человеческим чувствам, включая главнейшее из них – любовь.

В Литературном институте в 1953 году Роберт встретил свою любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему был 21 год — Алле 20.

Все начинается с любви…

Твердят:

«В начале

было

слово».

А я провозглашаю снова:

все начинается

с любви!

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка —

все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть —

родная

и вечная

сестра любви.

Все начинается в любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг —

все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:

«Живи».

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается

с любви!

 С Аллой Роберт Рождественский прожил в счастливом браке 41 год, жена стала музой поэта. «Алла — соавтор практически всего, что я написал», — признавался поэт.

«Я не знаю никого, кто был так счастлив в браке, в любви, в понимании друг друга, как мы с Робертом. И когда рассказывают миф о двух половинках, я подозреваю, что это о нас. И когда говорят, что браки совершаются на небесах, я верю в это»

Алла Киреева, «Долгая любовь моя»

В этом счастливом браке у Роберта и Аллы родились две дочери. Одна из них — Екатерина Робертовна, стала переводчиком, журналистом и известным фотографом. Другая   Ксения Робертовна —  журналистом.

Наиболее яркими стихами того времени оказались «Монолог женщины», «Любовь настала» и «Будь, пожалуйста, послабее».

Весной 1963 г. Рождественский присутствовал на встрече Никиты Хрущева с представителями интеллигенции. Генсек в жесткой форме раскритиковал его стих под названием «Да, мальчики».

Это привело к тому, что произведения Роберта перестали публиковать, а сам поэт уже больше не получал приглашений на творческие вечера. Позже ему пришлось покинуть столицу и обосноваться в Киргизии, где он зарабатывал на хлеб переводами произведений местных писателей на русский язык.

Со временем отношение к Рождественскому смягчилось. В 1966 г. он первым удостоился премии «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Македонии. В начале 70-х ему вручили премии Московского и Ленинского комсомола. В 1976 г. он был избран секретарем Союза писателей СССР, а в следующем году вошел в состав КПСС.

В 1970-х Рождественский был уже одним из самых любимых советских поэтов. В это время он начал вести телепрограмму «Документальный экран», мгновенно ставшую популярной. Удивительно, но ему всегда казалось, что он сделал для литературы мало или, по крайней мере, недостаточно! «Он считал, что не заслужил такой популярности, такого успеха. Он думал, что эта популярность — ошибка. Неуверенность в себе была огромной», — писала его жена в мемуарах. По счастью, эта скромность уживалась с мощнейшим талантом, который снова и снова проявлялся в песенном творчестве и более 70 стихотворных сборниках.

«… писал о том, во что верил” —  сказал Рождественский в своем последнем интервью в 1993г. Так оно и было, главными составляющими его поэзии стали искренность и вера. Взгляды на жизнь могли меняться с возрастом, опытом, меняющейся политической обстановкой, но поэт не изменял себе, он писал именно свое видение ситуации, не стараясь получить одобрение или самоутверждение. В том же интервью, на вопрос о том, хотел бы он отречься от «Реквиема” и «210 шагов”, Рождественский ответил, что писал искренне и ничего менять не стал бы.

Тематика его стихов настолько разнообразна, насколько это возможно для талантливого человека, уверенного, что поэзия может и должна отображать жизнь во всех ее проявлениях, будь то, гражданская позиция, отношения между людьми, поиски смысла жизни, роль личности в обществе, чувство долга и др. Особое место в его творчестве занимала тема войны («Реквием”«Баллада о бессмертии”«Если мы войну забудем”), ведь именно на то время пришлось его детство и он в полной мере ощутил все его тяготы.

Лирические произведения Роберта Рождественского наполнены представлением о любви, как сложном психологическом состоянии, где всегда находится место драме, а поиск любви неотделим от поиска смысла жизни («Все начинается с любви”«Будь, пожалуйста, послабее”).

Будучи еще студентом, Рождественский познакомился с молодым композитором А. Флярковским и появилась его первая песня на его стихи «Твое окно”. В дальнейшем песенное творчество прочно увлекало поэта, несмотря на то, что оно не считалось серьезным и почитаемым среди поэтов. К счастью, Рождественский не разделял этого мнения, поэтому мы получили много прекрасных песен, ставших частью того времени и достойно переживших его.


Трудно представить многие культовые фильмы без песен на стихи Рождественского, в их число входят: «Неуловимые мстители”, «Семнадцать мгновений весны”, «Карнавал”. Не проходило ни одного конкурса «Песня года”, в котором не было бы произведений на его стихи.                                 Он работал со всеми известными композиторами своего времени —                                                                       А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым, М. Фрадкиным, Я. Френкелем и др. Исполнялись песни лучшими певцами М. Магомаевым, И. Кобзоном, Анной Герман, Л. Сенчиной, С. Ротару, Л. Лещенко. Многие слова из этих песен, в дальнейшем, стали считаться народными, что служит лучшим их признанием. Это можно сказать о таких песнях, как «Свадьба”, «Огромное небо”, «Город детства”. Всего на стихи Рождественского было написано несколько сотен песен. Писал Роберт Рождественский для детей. Это веселые и озорные стихи, простые, понятные каждому из нас, кто помнит себя ребенком.

Как ни объясняй феномен бесспорного и большого успеха песен, созданных на его слова, следует обязательно сказать, что в лучших из них живет высокая поэзия. Не выше и не ниже, чем в других его произведениях. Это не строки под музыку, а стихи, которые хочется петь.

У каждого человека есть свобода выбора. Не кажущаяся – настоящая. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних секунд человеческой жизни. Он зависит от многих причин: от условий, в которых живет человек, от его характера, от общественных идеалов, от учителей, от родителей, от книг и фильмов, от погоды и непогоды, от удач и неудач, от любви и ненависти.

Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям – то общий для многих людей, то свойственный единицам.

Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Куда пойти учиться? Да или нет? Как жить? Что делать? Быть или не быть? – писал Роберт Рождественский.

Роберт Рождественский очень много сделал, чтобы возвратить читателя к творчеству незаслуженно забытых поэтов. Он председательствовал в комиссии по литературному наследию Цветаевой и Мандельштама, а также был из тех, кто отстаивал посмертную реабилитацию последнего. Дом-музей Цветаевой также не был бы открыт в Москве, если бы не активная работа Рождественского в этом направлении.

Рождественский занимался переводами и публицистикой, а в последние годы жизни издал первый поэтический сборник Владимира Высоцкого и ранее запрещенные стихи Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.

Однако в начале 1990 года поэта настигла тяжёлая болезнь: врачи диагностировали рак головного мозга. Сам поэт к этой новости отнёсся иронично, описав свои впечатления в коротком стихотворении: «В мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо,- (интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца…)».

Свои последние годы Рождественский провел в Переделкино, почти не выезжая в другие города. О тяжелой болезни Рождественского Евтушенко узнал в числе первых, Его жена в то время работала врачом на территории дома отдыха в Переделкино. Именно ее вызвали к Роберту Рождественским. А когда возвратилась домой, то сказала всего одну фразу: «Женя, иди к Роберту». «Я тогда сразу все понял, побежал. Вечера мы просиживали за долгими разговорами… Ему каждый день становилось хуже. Как-то раз пришел к нему и, сев на краешек кровати, продекламировал стих «Шестидесятники», который был посвященный Роберту», — поделился воспоминаниями Евгений Евтушенко.

Успешно проведённая во Франции операция позволила поэту прожить ещё четыре года. Тяжелобольной уединился в дачном посёлке Переделкино: там поэт написал одни из лучших своих стихотворений, которые составили проникнутый любовью к жизни сборник «Последние стихи Роберта Рождественского», опубликованный уже после смерти поэта.

Умер Роберт Рождественский от инфаркта 19 августа 1994 года.

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле…

Что-то я делал не так?

Извините:

жил я впервые на этой Земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю.

И ею клянусь.

И по-другому прожить обещаю,

если вернусь…

Но ведь я не вернусь.

Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Книги расхватывались, творческие вечера проводились при полных залах.

Его стихи замечательны! Читайте и находите в них то, что созвучно вашей душе!

Все мы знаем, кто такой Роберт Рождественский. Интересные факты же о нем известны немногим:

— В фильме «Мне 20 лет» Роберт играет самого себя и читает со сцены свои стихи.

Известная поэма Рождественского – «210 шагов» — получила название благодаря караулу у Мавзолея Ленина. Ровно столько раз приходится шагнуть участникам почетного караула при шествии от Спасской башни.

В честь поэта названа улица на территории Петрозаводска и астероид Рождественский (5360).

— В 2007 году дочь и жена поэта написали о нем книгу «Удостоверение личности».

— Был удостоен 4 премий.

— Имел дефект речи, что сильно осложняло знакомство со сверстниками в новых школах, которых из-за службы отца сменил немало.

— Объездил почти весь мир, считая, что поэт должен путешествовать, познавать все новое и писать об этом. Уходить в себя хорошо, конечно, говорил Рождественский, но поэт должен путешествовать по миру.

-Очень тосковал по жене во время отъездов и написал ей множество стихов.